Коллекция модельних ДВС
а факты полётов с этим зажиганием есть?только не фото.
а факты полётов с этим зажиганием есть?только не фото.
Нет, а хотелось бы)) Просто интересно, сколько всё это весило вместе с движком 10см3.
В книге написано, что вес системы зажигания составлял от 50 до 100% от сухого веса движка. АММ советский 10 см3 весил 300г без бобин и батарей. Спасибо за ссылку.
Может кому пригодиться.
Очень интересно описаны калильные свечи. До этого не встречал таких подробностей.
Заслуженное спасибо.😁
тут есть люди - хотят такой моторчик -
Очень интересно описаны калильные свечи. До этого не встречал таких подробностей.
Заслуженное спасибо.😁
Обе книжки конечно полезно прочитать, но учитывая период, когда они были написаны.
Первая ссылка на книгу “Модельные двигатели” с 1973-го года мне известнаB-) а вот ту вторую “Моторы авиационных моделей” с 1939-года - вижу впервые.😮 Ну что сказать, это просто ранняя история авиамодельных двигателей, без исключения бензиновых с искровым зажиганием.
Рашид, большое спасибо за эту ссылку;), можно сказать, что это фактически как бы предыдущий том к книге Филиппычева с 1951 года. 😒
Но что касается информации о калильных свечах описанных в книге “Модельные двигатели”, то многое действительно дано эпохой того времени. 😁 Ведь очень много там написано про самодельное производство свечей, или про доработку завальцованной неразборной свечи в разборную.😮 Хоть и в настоящее время калильные свечи довольно дорогие то и так я думаю, что мало ли кто бы этим занимался.😆
Кстати, в 60-70-е годы все свечи MVVS продаваемые в Чехословакии были деланы как разборные приблизительно по схожей схеме.😉 Но тем не менее я не помню никого, кто бы тогда занимался их ремонтом:P(менял перегоревшее волокно, или дорабатывал их тепловое значение). Правда я старших когда-то спрашивал зачем все-таки они разборные, да и кто-то мне говорил, что перегоревшие свечи вроде можно послать в ремонт изготовителю. Но я также не знаю никого, кто бы это делал.😮 Притом новая свеча тогда стоила вполне дорого 12 крон (за это можно было тогда хорошо пообедать в приличном ресторанеB-)), но ее ремонт стоил более половину того + расходы на посылку. Возможно модельным кружкам, где бы собрали большее количество перегоревших свечей, там бы посылка в ремонт имела смысл. Но и об этом я никогда не слышал. Попробую спросить на нашем форуме, может кто-нибудь из стариков вспомнит, что делал такое.
Правда стариков там уже мало, ведь я же сам уже старик, но начинал с моделизмом в нашале 70-х годов, и пока докопался к первым калилкам, то эти свечи уже вышли из моды и были уже только завальцованные неразборные.
А вот помню, что японская свеча ENYA была вроде тоже разборной. Но также никто из нас ее не посылал в ремонт в Японию.
Сейчас перезаряд очень даже актуален и пользуется спросом и так же полстоимости новой свечки. И точно так же не имеет смысла посылать одну штуку, от 10 шт терпимо…
Обе книжки конечно полезно прочитать, но учитывая период, когда они были написаны.
Первая ссылка на книгу “Модельные двигатели” с 1973-го года мне известнаB-) а вот ту вторую “Моторы авиационных моделей” с 1939-года - вижу впервые.😮 Ну что сказать, это просто ранняя история авиамодельных двигателей, без исключения бензиновых с искровым зажиганием.Рашид, большое спасибо за эту ссылку;), можно сказать, что это фактически как бы предыдущий том к книге Филиппычева с 1951 года. 😒
Но что касается информации о калильных свечах описанных в книге “Модельные двигатели”, то многое действительно дано эпохой того времени. 😁 Ведь очень много там написано про самодельное производство свечей, или про доработку завальцованной неразборной свечи в разборную.😮 Хоть и в настоящее время калильные свечи довольно дорогие то и так я думаю, что мало ли кто бы этим занимался.😆
Кстати, в 60-70-е годы все свечи MVVS продаваемые в Чехословакии были деланы как разборные приблизительно по схожей схеме.😉 Но тем не менее я не помню никого, кто бы тогда занимался их ремонтом:P(менял перегоревшее волокно, или дорабатывал их тепловое значение). Правда я старших когда-то спрашивал зачем все-таки они разборные, да и кто-то мне говорил, что перегоревшие свечи вроде можно послать в ремонт изготовителю. Но я также не знаю никого, кто бы это делал.😮 Притом новая свеча тогда стоила вполне дорого 12 крон (за это можно было тогда хорошо пообедать в приличном ресторанеB-)), но ее ремонт стоил более половину того + расходы на посылку. Возможно модельным кружкам, где бы собрали большее количество перегоревших свечей, там бы посылка в ремонт имела смысл. Но и об этом я никогда не слышал. Попробую спросить на нашем форуме, может кто-нибудь из стариков вспомнит, что делал такое.
Правда стариков там уже мало, ведь я же сам уже старик, но начинал с моделизмом в нашале 70-х годов, и пока докопался к первым калилкам, то эти свечи уже вышли из моды и были уже только завальцованные неразборные.
А вот помню, что японская свеча ENYA была вроде тоже разборной. Но также никто из нас ее не посылал в ремонт в Японию.
спирали горелые меняли ,даже мы пацаны - не заю как у вас - у нас в Горьком был производитель ( в кружке да на заводе ) Кондаков - скоростник - так вот у него брали и спирали и уплотнения - и могу с уверенностью сказать не хуже были свечи чем забугорные - импортные . использовали многие - и ценник был даже нам пацанам доступный - цифры правда не помню - нас пацанов учили делать центральные электроды - не чего сложного - потом появились КС-2 в достаточном количестве
Дело в том, что спираль, вернее сама проволока из платино-иридиевого или платино-родиевого сплава очень дорогая и представляет значительную часть цены свечи. Конечно, призводственные расходы разборного корпуса свечи выше, чем завальцованого. И поэтому когда появились массово производимые и сравнительно дешевые свечи КС-2, завальцованные, то замена волокна наверное потеряла прежний смысл. Сами пишете:
… потом появились КС-2 в достаточном количестве
и смысл ремонта наверное именно поэтому пропал.😉
Кроме того больший смысл ремонта свечей был бы при применении прволоки волокна из дешевых эрзатз материалов (как константан, нихром и др.), но известно, что с такими свечами калилные двигатели работают менее устойчиво, да и ресурс такого волокна значительно короче. Не знаю конечно из какого ммтериала ставили при ремонте спирали у вас в Горьком, но знаю, что у нас в MVVS ремонт стоил более половины цены новой свечи. Кстати в начале 80-х годов и к нам в Чехосдовакию стали импортироваться советские свечи КС-2 и также более дорогие свечи из Запада. MVVS продукцию закрыла. Ну и потому что свечи КС-2 были действительно хорошие.
Дело в том, что спираль, вернее сама проволока из платино-иридиевого или платино-родиевого сплава очень дорогая и представляет значительную часть цены свечи. Конечно, призводственные расходы разборного корпуса свечи выше, чем завальцованого. И поэтому когда появились массово производимые и сравнительно дешевые свечи КС-2, завальцованные, то замена волокна наверное потеряла прежний смысл. Сами пишете:и смысл ремонта наверное именно поэтому пропал.😉
Кроме того больший смысл ремонта свечей был бы при применении прволоки волокна из дешевых эрзатз материалов (как константан, нихром и др.), но известно, что с такими свечами калилные двигатели работают менее устойчиво, да и ресурс такого волокна значительно короче. Не знаю конечно из какого ммтериала ставили при ремонте спирали у вас в Горьком, но знаю, что у нас в MVVS ремонт стоил более половины цены новой свечи. Кстати в начале 80-х годов и к нам в Чехосдовакию стали импортироваться советские свечи КС-2 и также более дорогие свечи из Запада. MVVS продукцию закрыла. Ну и потому что свечи КС-2 были действительно хорошие.
брали проволоку от термопары - ей богу тогда были и цифры и буквы - лично ходил к метрологам - термопара стоила 3 руб 62 коп. ( понятен ценник ) - затем шел к другу Малышу в ювелирку- мастерскую и за интерес нам делали нужный диаметр - а далее дело рук - но это было то ли один то ли два раза проволоки хватило - калилки были только на таймерках и пилотаже и воздушном бое - главные пожиратели
- в остальном дизеля - то у нас
Конечно, если была возможность такую проволоку (PtIr, PtRh) где-нибудь достать даром (не говорю спереть), то ремонт бы имел смысл, но если ее покупать, то уже экономический смысл такого ремонта значительно снижается.
Мне самому было интересно узнать/подсчитать какая же получается цена куска проволоки из материалов пригодных для волокна свечи. Смотрел на интернете и нашел вот такие цены:
Pt 1043,5 USD/TrOu = 33,55 USD/g = 2458,18 RUB/g
Rh 756,67 USD/TrOu = 24,33 USD/g = 1782,64 RUB/g
Ir 1400 USD/TrOu = 45,01 USD/g = 3297,84 RUB/g
Это конечно цены необработанного материала, полагаю, что цена проволоки будет выше.
Но и потом считайте со мной!😉 Предполагаю вот такие данные спирали:
диаметр проволоки ~ 0,3 мм; диаметр витка ~ 2 мм; количество витков ~ 6 - и тем самым получается у нас с допуском на зачеканку нужная длинна проволоки ~ 40 мм и ее объем тогда будет 0,002827 см3.
Далее известно:
плотность платины 21,09 г/см3; плотность иридия 22,65 г/см3; плотность родия 12,41 г/см3
Из этого подсчитал (правда не учитывая, что в сплаве могут быть атомы в решетке на других расстояниях чем у чистых металлов):
плотность сплава платина 90%/иридий 10% 21,25 г/см3
плотность сплава платина 90%/родий 10% 20,22 г/см3
В итоге получилось вес/стомость материала нужного куска проволоки:
- из чистой платины 0,0596 г / 2,001 USD = 146,58 RUB
- из сплава платина-иридий 0,0601 г / 2,085 USD = 152,73 RUB
- из сплава платина-родий 0,0572 г / 1,865 USD = 136,67 RUB
Но как уже написал выше, это стоимость только лишь самого сырого материала, проволока будет конечно дороже. Насколько, или даже в сколько раз - не знаю.😃
Также цены благородных металлов ведь постоянно меняются. Так что я вовсе не в состоянии определить сколько это могло стоить в 70-е годы.😵
В любом случае при ремонте свечи надо учитывать и стоимость труда и прочие расходы сервисной организации. Также сама доработка завальцованной свечи в разборную непроста и также наверное придется менять изоляционные уплотнительные прокладки, возможно точить и новый стержень. Все это будет далее повышать стоимость ремонта.
А сколько стоят новые свечи? Смотрел на ХоббиКинге - свечи с Pt-Ir волокном стоят в пределах 6 ~ 7 USD. А у меня сам материал волокна получается около 2 USD, значит это уж 1/3 розничной цены на их сайте. Если учитывать их наценку около 30%, то это уже почти половина цены новой свечи. Вот так.😒
Диаметр проволоки для свечи 0,18-0,22, в основном 0,2мм, поэтому все расчёты на 33% ниже. Длина тоже меньше 40мм.
В КС-2 мне попадались три разных сплава ПлИ-10, ПлИ-15 и ПлИ-20.
Диаметр проволоки для свечи 0,18-0,22, в основном 0,2мм, поэтому все расчёты на 33% ниже. Длина тоже меньше 40мм.
В КС-2 мне попадались три разных сплава ПлИ-10, ПлИ-15 и ПлИ-20.
Конечно мои расчеты были приблизительные, именно данные спирали волокна не мерил, определил на глаз. И читая данные на фото упаковки КС-2 вижу, что моя ошибка не 33% а в два раза меньше. 😦 Там оказывается 0,02845 г ПлИ 15. Ну, иридия, который почти в полтора раза дороже платины там, правда, чуть больше. Естественно настоящая цена самого сырого материала спирали будет около 1 USD, но сколько стоит тот же сплав если он обработан в тонкую проволоку так и не знаю.😃
Кстати, цена свечи 1 Руб 40 коп, в советское время - это вполне сопоставимо 12 чехословацким кронам того же времени. И думаю, что и для советских моделистов это было на те времена вполне дорого.😒
Есть еще запасы советские))
Спасибо за эти фото. 😉
Ну да, насколько полезны были когда-то советские описания. Там куча данных, по ним часто можно было такое изделие и самому соорудить. И не только эта свеча КС-2, например во всех паспортах электронных изделий без исключения были и схемы, так что можно было очень просто все ремонтировать. Куда уж в сегодняшное время, все тайна, докопаться до схемы иногда очень сложно.😦
Владимир, во времена СССР моделисты данные свечи не покупали, по крайней мере у нас в кружке. ДОСААФ обеспечивал. Вот жизнь была…
Занимаюсь перепайкой почти всех видов свечей, сейчас самый актуальный диаметр 0.2(он универсальный) есть спец заказы на 0.18(например скорость) и 0.21-0.22(например пилотаж или хоббийные классы больших кубатур). длина спирали от 17мм(например нельсон) до 25(КС и тому подобное). Материал который зарекомендовал себя как универсальный - ПЛИ20… есть спец заказы где нужно ПЛИ25 или же наоборот ПЛР материал. Также популярная тема когда из оригинальной КС(ГСК) мы вынимаем проволоку и протягиваем ее с 0.24 до 0.2(0.18), таким образом с одной ГСК(КС) получается материала например на 2 нельсона( после протяжки имеем около 40мм материала).
Владимир, во времена СССР моделисты данные свечи не покупали, по крайней мере у нас в кружке. ДОСААФ обеспечивал. Вот жизнь была…
Ну да, Борис, у Вас было так, а мы и в те времена были вынуждены все покупать сами за свой счет. Получить из кружка такие вещи квк моторы, радиоаппаратуры, также свечи, топливо было лишь в ввиду исключения. По крайней мере так было в нашем кружке. Были конечно кружки и побогаче, которым шевствовал какой-нибудь большой завод, и как спонсор давал дополнительные средства. Дело в том, что на то, что давал моделькам ZväzArm (это была организация наподобие советского ДОСААФа), особо развернуть деятельность было невозможно. Так что каждый старался как мог. У кого были хорошо зарабатывающие родители, у того были и дорогие моторы, радиоуправление, тпе самым возможность достижений и в дорогостоящих категориях. А у кого не было, так занимался в основном свободно летающими планерами.
Владимир, во времена СССР моделисты данные свечи не покупали, по крайней мере у нас в кружке. ДОСААФ обеспечивал. Вот жизнь была…
Подтверждаю.
Занимаюсь перепайкой почти всех видов свечей …
Павел, я ведь признал ошибку в своем расчете, диаметр проволоки и ее длинну я определил неверно. Ведь и такая сравнительно ничтожная разница по диаметру вместо 0,2 я предполагал 0,3 - не приводит к снижению стоимости на 33% (как написал REMO выше), а это ведь по сеченю, то-есть в квадрате, тем самым и по объему и по массе представляет разницу в 2,25 раза. Сответственно такая будет и разница по цене материальных расходов ремонта.😉
Но я лично никогда особо не занимался ремонтом свечей, а всегда покупал новые. 😛 Когда-то во времена разборных свеч MVVS их правда несколько разобрал, но не имея ни опыта, ни новой ПлИ проволоки так и ничего этим толком не добился. Помню только одну свечу я все-таки исправил, где волокно перегорело непосредственно рядом с корпусом свечи, там я сделал новый паз и зачеканил укороченное волокно даже не разбирая свечу.
А в настояшее время я этим вовсе не намерен заниматься, для меня была бы это просто лишняя трата времени. Хоть у меня есть и станки, и метчики/плашки разные, в том числе и 1/4"х32, да и нужную проволоку бы наверное сумел раздобыть, но не хочу лезть в дело, где не имею опыта, и где нет гарантии достаточной надежности и качества. Просто экономия пару € на ремонтированой свечи не стоит того, чтобы из-за нее например погубить цветную пару.😒 Да и я, кроме того, в свое время, при распродаже одного моделного магазина, успел запастись свечами разных параметров в среднем по 1,5€/шт. 😃 Но и так, если надо, то покупаю новые не поведя брови и за 5÷6€/шт. В свое время были на ХК ПлРо свечи по 1,5$, там тоже купил пару штук.
Ну вот, Павел (или кто-нибудь другой на форуме), если у вас есть такой огромный опыт по перепайке волокон свечей, может знаете и скажете сколько наконец она стоит такая ПлИр или ПлРо проволока. 😮 Я ведь нашел на Инете кое-какие цены Пл, Ир, Ро, но эти “биржевые” цены наверное мало что говорят про то, сколько стоит сам полуфабрикат, то-есть проволока нужного диаметра из этих металов или их сплавов. 😃 Так поясните, пожалуйста, за сколько и где их покупаете.😉