Nemere 1:4 (1936г.)

Klassevich

Если попробовать такой вариант - сначала переклеить бальзу со шпоном, а потом оклеивать элементы. Для придания заготовке предварительной необходимой кривизны переклей можно делать на подходящем обрезке трубы большого диаметра. Также в этом случае перед переклейкой на примитивной шкуровалке можно прошкурить бальзу на толщину шпона, это снизит вес и облегчит дальнейшую подгонку к каркасу 😉.

collapse

Не, Паш, это не прокатит. Это будет уже легкая фанера. Тут смысл двух этапов в чем - бальза очень легко ложится и обрабатывается. Сложные места вообще заклеиваются брусками и выводятся наждачкой до нужно формы (руками, на глаз). По такой поверхности клеить шпон уже удобно.

Собссно, краткий “кофейный” отчет:

Переклеил крепление крыла. 6 слоев березовой фанеры.

Т.к. фанера у нас 3,2-3,5мм, а австриец считает ее как 3мм - разумеется этот пакет между шпангоутами уже не лезет. Пришлось крепить все это к ЧПУ станку, и в режиме ручной подачи снять лишние 1,5 мм торцевой 30мм фрезой. Не было бы под рукой станка - еще бы вышкуривал, думаю 😁 А так ушло 10 минут.

Грибки под фиксацию штырей крыла. Австриец в картинках показывает как для этих целей припаять гайки к латунной пластинке. Рукодельный мужик. Вышлю ему пакетик грибков (и новую фрезу).

Собссно - сборка фюза. Бесстапельная технология показала свои недостатки - при установке переклееного пенала вылезли отколонения в углах вклейки шпангоутов. Несмотря на использование стальных призм кое-где углы увело. Пришлось прорезать клеевы швы на стрингерах, и ровнять шпангоуты на месте. Пока не стал проливать их клеем - дождусь установки лонжерона и сверки его с хвостовым оперением. Для этого есть пара лазерных невилиров, займусь этим в конеце, перед обшивкой. Хорошо что вчера под вечер не начал сборку - неизбежно накосячил бы. Утром голова свежее.

Как-то так. Пора приращивать хвост…

collapse

Не успел кофе выпить - как обед подошел 😉
Вобщем - все встало ровно, как ни странно. Взял у лелика ровный бальзово-угольный лонжерон от какогото большого планера в качестве рейшины, поставил нивелир, и прострелял по всем осям. Все хорошо. Хвост вклеил на ЦА (просто пролил все пазы), чтоб не стронуть установочные углы и не провоцировать какую-нить крутку.
Так же проверил продольную ось - 2-метровое правило приложил ко шву между полушпангоутами от носа до хвоста. Есть прогиб вправо на хвостовой балке около 1мм. Именно проиб, т.к. к хвосту линия опять выравнивается. Думаю на длине 2м это не сильно критично, т.к. при обшивке его еще будет гнуть туда-сюда.

Muller

Обалденный проект:) Кирил а на какой клей птицу собираете?

Артур66

Кирилл-по поводу оклейки шпоном мысля правильная.я сам такое применяю на своем Сименсе. Только предварительно намочи шпон и убери лишнюю воду перед приклейкой. Клея тоже не наноси очень много-могут пойти лопухи,они конечно тоже исправляются,но это уже-доп работы и времени на кофффе может не хватить

collapse
Muller:

Обалденный проект:) Кирил а на какой клей птицу собираете?

На Супер-ПВА, который “момент”. Схватывает быстро, и шов остается эластичным. Т.е. острым ножом можно прорезать клеевое соединение в течении нескольких дней, чем уже воспользовался 😉. Ну и вибрацию должен держать. Изредка циакрином (Cosmofen 12), там где хорошая подгонка, и необходимо очень быстро что-то прихватить.

ЗЫ. У нас тут целый выводок, кстати. Коллегам лень писать (кроме Лешего с трактором), посему я один тут отдуваюсь 😉

Airliner-rc
collapse:

привет! Я думаю в ВЛ (если успеем). Тут негде пока. Потом, если у меня на даче поля все не скупят - опять выкосим полосу под это дело.

если 100 км от Москвы не западло скаконуть, то можно съездить в Ступино на аэродром. У них по понедельникам летом выходной, контакт коменданта аэродрома есть, видился с ним, добро на полеты получено. Так что можно летать, места там немеряно - все же настоящий аэродром 😃
Так что готов составить компанию и помочь в организации полетного времени.

collapse

Ну, круто, спасибо! Посмотрим, до это еще ой как далеко 😉

Реалити-шоу - итоги дня в картинках 😉 Писать что-либо времени особо нет, сегодня короткий день - пора домой отпускать няню. Может попозже чтонить откомментирую…

Фюзеляж, наконец, самодостаточный 😉

Klassevich
collapse:

Так же проверил продольную ось - 2-метровое правило приложил ко шву между полушпангоутами от носа до хвоста. Есть прогиб вправо на хвостовой балке около 1мм. Именно прогиб, т.к. к хвосту линия опять выравнивается. Думаю на длине 2м это не сильно критично, т.к. при обшивке его еще будет гнуть туда-сюда.

Я в шоке от такой точности… Снимаю шляпу. Никак не ожидал при таких размерах… Удачи, желаю чтобы и дальше по всем контрольным параметрам было также:).

collapse
boroda_de:

А нервюрки с отверстиями не стоит усилить тут: s020.radikal.ru/i700/1304/51/d4ca395d1fe9.jpg
Просто кочергу на текстолитовую поменял а тут не усилил

Юр, можно по идее, но… это все - фанера…И еще зашьется фанерой. Бальза только на зашивку фюза идет 😃.
Поэтому дам все дубово с запасом. А из текстолита вырезал не для усиления, а потому что отверстия в фанере рано или поздно разобьет. Да и гуляет все оно - фанера та еще…
А тут надежно, и никаких люфтов…

lyoha
collapse:

У нас тут целый выводок, кстати.

А чо все на рыбу моей мечты свалили в кучу?

collapse

Это как так свалили? Рыбанька твоя при мне была чиста и опрятна.

Swooper

Кирилл - просто супер! Темп сборки просто завораживает… Молодец!
И Лешка тоже молодец! 😉

collapse

Доброе (судя по погоде) утро! Давно не виделись… 😉
Итак… НИИ “Заборостроения”, день третий, первый кофебрейк… Примерно 25 часов утекло с момента открытия коробки с дровами.

Вчера наелся какойто дряни, всю ночь мучался, заснул часам к 4 утра. Думал приеду утром в моделку, и посплю часов до десяти, но увидел Лешего, заложившего лонжероны на пайпер, и решил что спать на таком в фоне неприлично.

Собссно что - сваял набор второй половинки стаба, да срастил стенки одного из лонжеронов. Делать одновременно оба не решился, т.к. там есть пока непонятки, и будет обидно накосячить на обоих 😉

Результат конечно не эпохальный, но дело потихоньку продвигается…

avtandil

Кирилл Не расслабляться!
Скелет собирается на ура, и обычно, на это требуется от 2 дней до недели. Вот после этого начинается всякая мелочевка которая и выстраивается в долгие недели и порой и месяцы.

collapse
avtandil:

Кирилл Не расслабляться!
Скелет собирается на ура, и обычно, на это требуется от 2 дней до недели.

Да я знаю, не первые дрова клею 😉 Я потому и гоню сейчас быстро-быстро, т.к. знаю что скелет это 20% работы…

Первый лонжерон клеиццо… Думаю часа 3-4 точно ему лежать…

collapse

Рабочий день подзатянулсо, но теперь можно почувствовать размер…

Способ сборки на первый взгляд удобной, но… потом все упрется в выбирание круток, которые на стадии сборки при такой методе отследить практически невозможно. Был бы еще профиль плосковыпуклый, было бы проще - положил на стол, и все видно. А тут - фиг поймешь что там и куда повело. Вобщем, перед зашивкой надо будет почесать репу, как кромки простреливать, и фиксировать на время зашивки…

3-й день закончился, пора домой. 40 часов утекло - еду в графике, но расслабляццо нельзя.

collapse

Пью чай перед сном 😃 - решил чуть прокомментиовать общие ощущения от КИТапосле проведенных работ.
В целом, ожиданий оправдывает, и денег своих стоит (нисколько не жалею о заказе). Конструктивно продуман довольно удачно. Нет явно слабых мест, удобен с борке (в поле), крепок. При примитивных чертежах, десятке фоторафий и отсутсвии мануала все собирается как есть, без больших вопросов. Качесво материалов приемлемое. Бальза, фанерка 0,6, 3мм - хороши. 3мм тополинка - рыхловата - видели и лучше.
Основные претензии: к нессответсвии толщин фанеры к пазам под нее, отвратительный рез (длинная бахрома), местами уехавшая фреза (плохо крепил материал-тупая фреза). Если бы пилилось нормальной фрезой, то я бы уже зашивал крылья и фюзеляж. Реально - пловина времени уходит на доведение деталей до ума. 64 полунервюры на одном крыле - пойди шлифани и подгони каждую. Крыло собирал часа три. Хотя мог бы за час, при качесвенном резе.
Шнейдер мог бы быть одним из лучших производителей (конструктор он и так хороший - тут без вопросов). Усилий для этого приложить - минимум (пишу как человек владеющий вопросами подобного производства). Почему не делает - непонятно. Непонятно откуда такие сроки. Просит 2 недели (при работе ЧПУ на 3-4 часа), и еще на неделю-две задерживает. Бред какой-то.
И еще раздражает нежелание общатся с заказчиком. Письма читает (приходят уведомления) - и в ответ тишина.

lyoha
collapse:

Просит 2 недели (при работе ЧПУ на 3-4 часа)

Пилит он реально 3-4 часа, судя по резу.

jaan

Ай да молодцы!Прям авиастроительный завод какойто.Позитив от Вашего творческого процесса прям на растоянии передается.С такими темпами Вы по два успеете построить.Вижу попланерим в ВЛ посерьезному.Успехов.

75777
collapse:

такой методе отследить практически невозможно.

Вообще странно собирать такое длинное и узкое крыло без стапеля (ровная доска- поверхность).

LehaBarnaul

Кирилл, а можно чутка по подробней про разъем крыла написать? Не совсем понятна авторская задумка.

avtandil

Небольшой офф.
У меня в моделке был стол, может кому пригодится для повторения. Дерево, железо все это от лукавого, прогибается.
Итак стол имел размеры 1.5мХ1м. был сделан буртик высотой 5 см. засыпал я туда кварцевого песка положил на него астралона лист(ну чтобы товарный вид имел 😃) а затем 10 мм зеркальное стекло. Через неделю все это хозяйство было готово к работе, песок разошелся, равномерно распределился и все.
Шансов прогнутся или деформироваться ровно 0! 😃

collapse
75777:

Вообще странно собирать такое длинное и узкое крыло без стапеля (ровная доска- поверхность).

На самом деле часто так делается, посмотрите форумы. Чаще всего так собирают крыло типа чайка. Сделать идеально ровный стапель 2,5метра длинной - очень небанальная задача, попробуйте придумать (реально, а не в теории) как и из чего это сделать. Второй момент - рез иначально под безстапельную сборку. Нервюры без ножек, никаких подставок, джигов, шаблонов, пазов - нет.

avtandil:

Небольшой офф.
У меня в моделке был стол, может кому пригодится для повторения. Дерево, железо все это от лукавого, прогибается.
Итак стол имел размеры 1.5мХ1м. был сделан буртик высотой 5 см. засыпал я туда кварцевого песка положил на него астралона лист(ну чтобы товарный вид имел 😃) а затем 10 мм зеркальное стекло. Через неделю все это хозяйство было готово к работе, песок разошелся, равномерно распределился и все.
Шансов прогнутся или деформироваться ровно 0! 😃

Это ничего не гарантирует. Неравномерность песка может быть любая, котрая сама за неделю не разойдется. Стекло 10мм при длине 1,5м может еще держит, но при 2,5 - уже лекго гуляет. У меня кухонная столешница, ламинированая слоистым пластико из тяжеленного ДСП в 35мм прогибается запросто при длине 2,4 м. Хотя при длине полтора метра это как броня.

Оно все вроде очевидно (профили, швеллеры, мраморная плита, дсп “на ребро”) когда речь идет о размерах до 2м. Все что больше - по временным затратам и деньгам приблизатся к стоимости самого КИТа.

Но я другое хочу сказать… Все заморочки с идеальной точностью на таких размерах тут же сходят на нет, когда вы снимаете детать со стапеля, и начинаете ее обишивать бальзой, обтягивать пленкой или оклеевать стеклом. Если модель делается не из 10мм фанеры с шагом в 20мм - все это уплывет, и придется заново восстанавливать форму колдуя с феном, утюгом или переклеивая обшивку… проходили уже, увы. Поэтому городить стапеля под 3метра с допусками в 0.01мм - ИМХО бесполезная трата времени и сил…Честно говоря, я не встречал постренной деревянной модели с таким удлинением крыла, гдеб не было паразитных круток вообще. Более или менее - да, но идеального деревянного крыла планера - пока не видел.

ЗЫ. Сегодня пока простой. Куча работы “по работе”. К планеру подойду уже вечером, и то, если успею.

LehaBarnaul:

Кирилл, а можно чутка по подробней про разъем крыла написать? Не совсем понятна авторская задумка.

В фюзеляже прямоугольные пеналы, образованные переклеем из десятка “шпангоутов”, с заданной V-образностью. На крыльях - такие же “штыри”, являющие из себя продолжение лонжерона с дюралевыми сердечниками внутри. Крепление - болты с внутренней стороны фюзеляжа, насквозь через пеналы. Пост 27, фотография 4 и 5