Чемпионат России F4C (копии) 2017

ЧР 2017 Большой Вьяс. Записки участника.
Решение ехать во Вьяс было принято еще год назад и подготовка началась еще в декабре, когда на работе пришлось «побиться» за отпуск на нужные даты , хотя не до конца успешно, урезали вторую часть отпуска, что обусловило очень сжатые сроки на дорогу обратно в Питер.
Выехал 12.07 в 5.00. Первый участок пути - до Москвы. Ночевал у знакомых в Солнечногорске. Подъем 13.07 в 03.30, стартую во Вьяс через Пензу по М4 «Урал». Москву проскочил без пробок. Но на МКАДе накрыл дикий ливень, движение почти остановилось. Непогода следовала за мной по пятам, и «отстала» только в Рязани, где простоял около получаса в пробке на объездной из-за дорожных работ. Дальше пошло веселей и быстрей. Но я рано радовался. В районе до и после Шацка непрерывные дорожные работы местами с объездом по обочине ( готовятся к Футболу 2018) . Много фур. Веселее стало только где-то за Спасском. На конечном участке от Пензы до Вьяса прямо передо мной перекрывают трассу (и гонят в обезд по местным деревням) – опять дорожники. Ну вроде успел проскочить перед тем как они уже капитально начали снимать асфальт. Обратно уже придется ехать через Саранск. В Большом Вьясе достаю все карты и схемы, распечатанные дома. Навигатор показывает чушь, нет в его картах той лесной дороги, которая ведет на место соревнований, СТК «Радуга». По бумажным картам тоже не все понятно. Надо более крупно было спутниковую распечатать. Спасибо местным, подсказали, что и как. Прибыл на место около 17.00. Пробег – около 1400 км. Как раз к началу регистрации. Поселился в номере над кафе, который забронировал еще в январе, меня вспомнили сразу. Очень приятно. Вечером собрал самолет.
14.07 весь день был стенд. В этот раз упор оценок (как мне показалось) делался на фотографии. Судьи часто просили ставить модель в ракурсе как на фото. Поэтому неудачные фотки могли даже «порезать» очки. После стенда я был на 3 месте, после Сыкало и Журавеля, соответственно. В этот день я в, основном, «отходил» от дороги . Сделал один полет, на посадке чуть было не скатился в канаву – не привык еще к этой полосе, но об этом позже.
15.07. 9.00.Первый тур. Порядок стартов : копии, юноши, полукопии, гиганты. Солнечно. Солнце прямо перед собой. Какое-то оно особенное было утром в этот день. Может атмосфера слегка с дымкой была, но небо все «светилось». И это не только мои ощущения. Журавель и Кондрашов во время полетов «теряли» модель. (Забегая вперед , 16.07 летали в так же на солнце, но модель виделась намного лучше) .Пришлось в ущерб очкам смещать фигуры немного в сторону. Из особенностей полетов F4C – нашего безусловного лидера (Злин-50) преследовал какой-то злой рок с ВМГ, в полете откручивался пропеллер, и ему не удалось удачно слетать ни в одном туре. Между первым и вторым туром для меня произошло событие, на котором мне хочется остановится особо.
По жеребьевке 2 тура я лечу первым. сразу после перерыва. Занимаю место на полосе . Жду судей. На ВПП никого, кроме меня нет. В это время на полосе появляется чел с небольшим тренерком, заводит моторчик и намеревается взлетать (в мою сторону). Машу руками, показываю на свой самолет. Он говорит, что, ладно, взлечу в другую сторону . Опять машу, говорю, тут, соревнования идут, модели стоят. Он – ничего страшного, мне разрешили. Убираю , от греха подальше, самолет с полосы к сетке. Чел летит. Пожужжал. Садится. Тренерок бежит, бежит виляя по полосе и , о ужас, врезается прямиком в оставленный рядом с полосой мой стартер и передатчик. Чел подходит, забирает самолетик. Я трясущимися руками включил аппу. Включается. Чел мне: – ну что все в порядке? Повернулся и ушел. Просто Карлсон ( который живет на крыше) какой-то - «пустяки, ведь дело-то житейское!». Тур у меня не пошел. При запуске мотора сорвало головку стартера, которая вырвала фрагменты из ступицы винта и кожи моего пальца. Неужели это шалости Карлсона? Мы с Андреем Смирновым (мой штурман) переглянулись – финита ля комедия? Суровый мужчина – начальник старта с секундомером сочувственно смотрел на нас – «у вас еще есть 5 минут». Бегу в ангар, за ключом. Контргайка сорвана. Прикручиваю головку на место, ее без контргайки хватит максимум на 1 проворот . И , о чудо, этого хватило. Мотор завелся. Самолет, окрапленный красненьким, пошел в небо 2 тура. Взлет не в зачет. И посадка тоже. Мы с Андреем забыли объявить ее на ветер, и судьи «засекли» залет за свою линию. После 2 туров - я на 3 или 4 месте – точно не помню.
16.07 3 Тур . Перед мои полетом произошло событие, которое уже много обсуждали в теме про ЧР 2017. АиР -3 на взлете при разбеге , сделав левую дугу и чудом не зацепив судей, врезался с работающим мотором в Балиллу Максима Сыкало. Шок. Судьи предлагают перелет Максиму после всех классов, и тот уносит самолет чинить ( я видел повреждены крыло и фюзеляж). Справедливости ради надо отметить , что АИР взлетел только в одном туре, да и летал неустойчиво. К чести его пилота, на церемонии награждения он специально принес извинения за этот инцидент и признал, что недостаточно подготовился к соревнованиям. Я отлетал в туре нормально. Пошел разбирать самолет и готовиться к отъезду. Параллельно отслеживал полукопии – я ведь штурманом у Андрея Смирнова, что было весьма актуально, из-за побившихся самолетов очередность стартов менялась постоянно, и можно запросто было пропустить по невнимательности вызов в зону подготовки.
С поля периодически доносились зрительские ахи и вздохи. Кто-то упал. Но один момент вся толпа ломанулась в правый сектор СТК «Радуга». Сидя в ангаре, я думал, с кем-то произошло несчастье. Так оно и вышло. Упал Миг-27 Олега Захарова. Над ВПП повисла траурная пауза. Полеты на какое-то время прекратились. А мне еще сегодня надо до Коломны успеть доехать, на ночлег.
Процедура награждения походила 14.00-15.00. 2 место, кубок, грамоты за себя и Андрея Смирнова (он уже уехал). Я выехал в обратный путь около 17.00. Дорога до Шацка (через Саранск) была практически пустой. В районе Рязани опять пошли дожди. В Коломну приехал около 3 часов ночи. В Питер стартанул около 11.00. Пробка на въезде в Москву – около 40 минут стоял. В Питер приехал около 23.00.
Теперь некоторые мысли вслух. Температура +30 – это не причина остановки двигателей некоторых участников. Просто недоведена ВМГ вот и все.
Особенности местной ВПП. Именно особенности. Перед стартами, я специально выяснял у судей, что считается здесь полосой. Ответ был, что твердое покрытие плюс ВЫКОШЕННАЯ ТРАВЯНАЯ часть. Не совсем понятно, почему же все-таки судьи сидели так близко, фактически на краю полосы. Теперь давайте вспомним все залеты за линию судей, причем 2 самолета (МИГ-27 и Лизандер) разбилось при этом . Самолет на посадке должен «целиться» по центру , А какова дельта между центром ВПП и линией судей? Мне кажется не безопасная. Выкатившийся АИР-3 чуть-чуть не зацепил судей. Будучи штурманом у Андрея Смирнова я наблюдал , как после последнего разворота перед посадкой судьи смиренно вставали со своих мест, отходили за кресла, а ведь Андрей шел всего лишь по торцу асфальтовой части полосы.
Большое спасибо организаторам. Вьяс просто волшебное место. Далеко ехать к Вам. Так ведь и страна большая. Не Европа. А какие люди! Коллеги моделисты из Поволжья вечером такой концерт самодеятельности устроили! Заслушаешься. Прослезишься. Погода просто классная. Купался в пруду между турами . Утром случайно проснулся и не мог не выскочить с фотиком на улицу. Туман. Солнышко. Рыба плещется. Это было ЛЕТО!