Проектирую-моделирую ан-140. Часть третья. Начинаем моделить фюзеляж
Всем привет! Сегодня начну самую большую и неблагодарную часть работы. Буду моделить Ан-140 в солиде с картинками. Одним куском вряд ли получится, поэтому буду разделять на части, дополнять, исправлять и так далее.
Что касается Солида. Осваивать его я сел прошлым летом, т.е. практического опыта набрал всего полгода, однако койчего уже в нем разобрал. Намоделил Ан-70, Ан24 и Ан-12. Теперь вот пришел черед А-140. Странно все Аны…😃😃 Не зря видать воспитывался на книжках Константиныча.
Сложности программы. Основная сложность в прокладке между креслом и монитором. Сам когда начал осваивать солид понял - человек я двумерный, а солид трехмерный. Поэтому достаточно долго (месяц-два) въезжал в эту трехмерную логику. Поэтому если с солидом никак не получается - знайте в чем беда, трехмерную логику придется освоить и понять, без этого совсем никак.
Начнем. Как и в большой авиации (в данном случае не вижу причин менять подход) сначала создается теоретический контур самолета. Связано это прежде всего с аэродинамикой, эскизным проектом самолета, ТТТ, распилом бюджетов на этом этапе и тд. В нашем случае будем моделить “теорию” слизывая с чертежей. Мне несказанно повезло (хотя кто знает) и принес невод гугла из просторов инета акадоский файл с тремя проекциями.
Чтобы начать переводить 2Д в 3Д необходимо името отрисованные проекции (или отрисовать их) в соответствующих плоскостях. Перво наперво рисуем (или добываем где придется) вид сбоку (запускаем эскиз на плоскости справа и фигачим линии, сплайны).
Важный момент. У каждого проекта должна быть исходная точка начала координат. Обычно принято сию точку размещать на носу самолете (ну или агрегата какого - если моделится агрегат). У меня начало координат распологается там где и у оригинала (ну очень копийно).
Далее ваяем эскиз на плоскости сверху и повторяем все манипуляции с мышкой до примерно такого состояния
Две половины ваять совершенно никчему, даже если у вас 100 ядерный или термоядерный процессор. Это завсегда успеется. Более того, по текущему замыслу самолет будет собираться половинками.
Остается третья плоскость. Тут практика подсказала, что вид спереди разместить удобнее сзади (с остальными плоскостями еще можно смириться). Ищем вот такую кнопку
(если ее нет, ищем в справке где ее найти, если не можем найти в справке - тыкаем где нипопадя ПКМ, где-нибудь обязательно выпадет меню с настройками, ну или сразу лезем в настройки)
Тыкаем, задаем в качестве первой (и последней) справочной плоскости плоскость спереди
Задаем удаление 2808 мм, если надо тыкаем на переставить и размещаем плоскость где надо. Переименоваваем эту скорее всего Плоскость1 на что-нибудь типа Плоскость вида спереди. Рисуем на ней соответствующий эскиз с привязкой, есессно, к началу координат. Потом смотрим на изометрию и имеем что-то типа этого
.
Как правило это все что у нас имеется из чертежей. Хотя этого может оказаться вполне достаточно.
Начнем с фюзеляжа. Вид сбоку-сверху-спереди у нас уже есть, теперь добавим немного трехмерности. Начинаем сочинять плоскости, образующие наш фюзель. Тут я имею два подхода. Первый - нафигачить плоскостей в тех местах где есть сечения фюзеляжа на оригинале чертежа (попадаются такие чертежи в которых сечения имеют место быть) и по ним построить теоретический контур. Второй вариант - ваяем сразу плоскости под будущие шпангоуты (вполне себе удобный вариант при наличии круглого фюзеляжа). Сегодня пойдем вторым путем, потому как фюзель именно круглый, а первоисточника сечений нет.
Повторяем действия начиная с поиска кнопки “добавление справочной плоскости”, устанавливаем первую справочную “Спереди”, задаем расстояние от плоскости спереди (она совпадает с точкой начала наших координат), если надо тыкаем на “Переставить” и создаем плоскость первого шпангоута. Расстояние от начала координат до первого шпангоута у меня 98 мм. Цифра взята отчасти из предполагаемого шага шпангоутов (у меня для тополиной фанеры 100-130 мм), отчасти из-за того, что на оригинале в этом мест (учитывая масштаб есессно) заканчевается носовой обтекатель. Все. Плоскость готова. Теперь, слева в дереве конструирования (или как там его) появилась “Плоскость1” Тыкаем по ней дважды мышкой с интервалом, меняем сию непонятную запись на что-то типа “Плоскость шпангоута 1 (98 мм)” - вплоне информативное название. Далее тыкаем по новому названию ПКМ, ищем “Поместить в новую папку”. Тыкаем. Создается “Папка1”. Плоскость исчезает. Переименовываем сию папку как-нить типа “Теория” и заглядываем внутрь. Все ок. Созданная плоскость уже там. Для чего это делается. Когда список всеговсеговсего уже пять раз не уместится в монитор - станет и так все понятно. Организация!!!
Повторяем создание, переименование и перетаскивание в папку плоскостей от носа до хвоста самолета. Привязку делаем к плоскости “Спереди” увеличивая каждый раз на 100-130 мм (50-200 - дело хозяйское) расстояние от нее. Почему от передней? Так надежнее. Скоро мы начнем их двигать и корректировать и очень бы не хотелось сюрпризов, их и так хватит. Получится что-то вроде этого
Если мельтешит в глазах, можно скрыть некоторые или все плоскости, хотя не стоит торопиться, скоро они нам понадобятся.
Ну мне лично уже не терпится чего-нить за тридэшить. Тыкаемя в плоскость шпангоута 5, открываем на ней эскиз. От исходной точки чертим окружность радиусом 176,25 мм. Дорисовываем вертикальную штрихпунктирную линию отнижней точки окружности до верхней. Берем ножницы и отфигачиваем левую половину
Требуемые инструменты обвел, то, что получилось чуть правее.
Далее повторяем это на плоскости 15-го шпангоута в том же месте. Повторюсь. Нужно понять логику слоида и трехмерное пространство. Исходная точка у меня идет по центру цилиндрической части фюзеляжа на любой плоскости параллельной передней.
Имея два эскиза на некотором расстоянии объединим их поверхностью. Теория строится только поверхностями!! У поверхности нет толщины, а теория она и есть теория, что ее пощупать нельзя. Сохраняемся.
Ахалай махалай сим салабим сиськи масиьки бум:
Тыкаем на закладку поверхности, выбираем поверхность по сечениям, тыкаем ПКМ выбираем Selection Manager, тыкаем как на картинке (в подсказке выбрать незамкнутую петлю), выбираем по очереди две полудуги 5 и 15 шпангоутов. Тыкаем Enter и наслаждаемся!! Полфюзеляжа уже готово!!!😵😵😵
Продолжу завтра, ушел пифка попить:)
Пришло завтра. Вместо пифка удалось почистить 5 кг мелкого судака ножом авиамоделиста. То еще удовольствие.
Продолжим.
Раз полфюзеляжа уже готово, осталось совсем шуть шуть. Дорисовать морду и хвост. Моська любого самолета, в т.ч. и пассажирского имеет достаточно сложную форму (в отличии от, скажем, ракеты), да еще и говорят, что самолет узнается по лицу, поэтому сией части уделим особое внимание.
Начинаем с остекления кабины. В случае с Ан-140 кабина имеет более менее плавное остекление. И это хорошо!
Создаем три плоскости, при виде сбоку их можно привязать на эти линии
Чтобы создать справочную плоскость достаточно будет линии на виде справа в качестве первой справочной и перпендикуляра к плоскости справа. На картине обвел места, куда нужно тыкать
Не переименовываем эту плоскость, т.к. она технологическая и мы ее впоследствии удалим. Далее на эту плоскость переносим имеющуюся линию с эскиза “вид сверху”. Создаем эскиз на только что созданной плоскости, тыкаем на “Преобразование объектов”, выделяем линию (как на картинке), окаем. Примено вот так
Получаем Проекцию линии с сида сверху, но уже в нужном пространственном положении. Нижняя голубая линия - исходник. Верхняя линия - целевая.
Повторяем этот финт ушами для второй линии. Получаем два эскиза на двух пересекающихся плоскостях. А нам нужен один эскиз, да еще и желательно состоящий из одного сплайна (хотя и не обязательно). Ввиду непараллельности плоскостей выплывает косячок. Сплайн на одной плоскости не соединяется со сплайном со второй.
Сплайн 1 и 2 находятся на плоскости 2, сплайн 3 на плоскости 1. Косячок обвел.
Это не хорошо и надо исправить. Чтобы собрать разные сплайны на разных плоскостях в один сплайн в пространстве делаем еще два шага. Создаем трехмерный эскиз, тыкаем на “Преобразование объектов” и выделяем все сплайны с обоих плоскостей. Окаем, получаем трехмерный разорваный сплайн, но, что важно, в одном эскизе. Удаляем взаимосвязи нового сплайна (это нужно для корректировки сплайнов), потом хватаем сплайн 2 за кончик и тащим прямо в трехмерном пространстве к сплайну 3
Когда точки сплайнов “слиплись” у нас получился сплайн, слепленый из трех кусочков. Сейчас самое время удалить обе технологические плоскости и эскизы на них, чтобы не мешались. Нуи остается объединить полученный сплайн в один общий. Лезем в меню Инструменты-Инструменты сплайна и тыкаем “Разместить сплайн”,
выделяем три кусочка, окаем. Получаем на выходе один сплайн, расположеный там где нужно в пространстве и с правильной геометрией (ну, почти правильной). Не забываем убрать галку замкнутый сплайн (если она есть) и удалить старые линии, которые после образования нового сплайна стали штрихпунктирными. Новый сплайн чуток сглаживает неровные углы суммы старых сплайнов. Первый профиль готов.
Дальше пойдет немного проще.
Верхний обрез кабины. Создаем плоскость по верхней линии кабины(отматываем назад пяток картинок, там есть эта линия), создаем плоскость по этой линии(пару штук уже создавали, поэтому уже умеем), переносим “Преобразованием объектов” проекцию верхнего обреза с вида сверху на нашу технологическую плоскость - получаем второй нужный для работы профиль
Имеючи два профиля в нужных местах можно уже попробовать создать плоскость. Тыкаем на закладке Плоскости - Плоскость по сечениям. ПКМ (имеется ввиду ткнуть правой кнопкой мышки на свободном участке экрана), выбираем в Селекшн Манагере “незамкнутую петлю”, выбираем по очереди оба профиля и созерцаем такую картину
Всплывшие косячки я специально обвел. Маленький слева связан с тем, что плоскость 2 была не горизонтальной и проекция шуть шуть уехала (если точнее, то на 2,25 мм) - ну и фик с ней (в смысле с этим изменением я лично готов смериться). А вот второй косячок (справа) мне не нравится. Объясню почему. Создание плоскости по профилям напоминает натягивание ткани, которая стремится принять не всегда нужную форму. Сейчас у нас два профиля и плоскость натянута между ними по прямой. Но фюзеляж-то у нас круглый (и это заметно). И будет заметно, если все оставить как есть. Поэтому придется несколько усложнить задачу. А именно нам нужна направляющая, которая натянет нашу плоскость по дуге.
Где взять дугу? Вспоминаем, что не все так плохо и фюзеляж наш круглый, поэтому повторяем телодвижения которые мы начинали в самом начале, когда рисовали основную “трубу” фюзеля. У нас уже есть рабочие плоскости фюзеляжа, и одна из них должна проходить по линии обреза кабины (это тот, который должен быть по дуге, а он пока прямой). Вот сейчас как раз самое время подправить плоскости, если они где-то не там.
Рисуем полукруг в нужном месте! В нужном месте означает что его центр не совсем совпадает с исходной точкой, поэтому надо привязаться к линиям с другого эскиза (вид справа). Как привязываемся? Чертим осевую вертикальную линию через исходную точку до линии контура фюзеляжа, курсор в этом эскизе должен хорошо липнуть как к исходной точке на эскизе, так и к линиям на других эскизах. Следим, чтобы при при этом светился значок вертикальности линии. Когда линия готова, она точно равна высоте фюзеляжа в этом месте (если все прилипло как надо). Если навести курсор примерно на середину этой линии, то центр линии отметится желтым квадратиком, вот оттуда и нужно начать чертить круг с окончанием действа на любой из крайних точек нашей осевой. Удаляем левые полкруга, и:
Ищем нашу в дереве конструирования трубу. У меня она называется Ф2 (в авиации принято фюзеляж делить на отсеки и называть их Ф1, Ф2,Ф3 и тд). Нажимаем плюсик слева. Открываются два эскиза (один на месте 5 шпангоута, второй на месте 15). Тыкаем ПКМ по эскизу 5 шаблона, в выпавшем меню тыкаем на очки. Эскиз пятого шпангоута появился. Теперь у нас есть два профиля для создания очередной части фюзеляжа. Берем уже любимый инструмент. Плоскость по сечениям. Выбираем по очереди два полукруга (5-й и получается 4-й шпангоуты). Видим следующую картину (по крайней мере должны увидеть)
Поверхность как всегда натянулась по прямой, хотя нам нужно совсем не по прямой. Посему тыкаем ЛКМ в поле с направляющими и выбираем их (у меня они уже выбраны и засвечены сиреневым цветом). Окаем. Получаем еще одну часть фюзеляжа, которая непосредственно примыкает к остеклению нашей кабины. Если направляющие (которые я взял с вида справа) пересекают профили, тогда картина удается, если нет, то солид ругается. Сами понимаете, пока профили и направляющие не начнут перескаться, чуда ждать не стоит.
Осваиваем солид дальше. В дереве конструирования у нас уже есть трехмерный эскиз, который обозначает нижний обрез остекления кабины, есть еще эскиз на плоскости, который обозначает верхний обрез. Нужно объединить их в один. Для этого нужно разместить трехмерный эскиз ниже двухмерного путем перетаскивания мышой прямо в дереве конструирования (если этого не сделать, то при редактировании трехмерного мы не увидим двухмерный, потому как двухмерный создан позже и солид считает что его просто еще нет). Можно также перенести двухмерный повыше. Но есть два но. Первое. Двухмерный эскиз можно перенести не выше плоскости, на которой он создан (та же логика), поэтому сначала тащим плоскость, потом эскиз. И второе, касаемо не только эскизов, а всего, что можно перетаскивать по дереву конструирования (а это делать придется рано или поздно) Если какой-либо объект имеет связи с ранеесозданным, то он не может быть перетянут выше своего прародителя. Вот такая логика. Удаляем связи с прародителями, потом перетаскиваем.
Открываем трехмерный эскиз, видим там двухмерный, переносим сплайн с двухмерного в трехмерный (любимой кнопкой “Преобразование объектов”). Далее чертим линию от левой оконечности одного сплайна до левой оконечности другого. Получаем почти замкнутую пространственную кривульку. Остается только добавить крайний обрез кабины (это тот, который по дуге). Опять любимая кнопка. Жмем. Выбираем торец недавно созданной детали. Получаем линию в трехмерном сплайне, преобразованную из торца плоскости
По закону подлости сплайны обреза кабины не пересекают нужную линию, поэтому делаем это вручную (перетаскивание трехмерных сплайнов уже где-то недавно делали… кажется…😵😵)
Перетащили до прилипания (постарались перетащить так, чтобы сплайн далеко не ушел в какой-нибудь другой плоскости - для этого солид отображает желтыми линиями сумашествия сплайна. Ну после некоторой тренировки это станет вашим любимым действием). Взяли ножницы и отхре…чили все лишнее
Вот оно. Наконец-то готов периметр остекления кабины. Теперь одним из двух инструментов натягиваем на все это поверхность. Для разнообразия я нажал на вкладке Поверхности - Поверхность заполнить
После очередного ока остекление кабины можно считать завершенным. Сохраняемся. По поводу сохранения гуру солида делают это на автомате после каждого движения. Я иногда забываю сохраняться, поэтому бывает, что 20 минут работы вылетают впустую, т.к. солид имеет противное свойство вылетать внезапно и без предупреждения.
Зашивка козырька делается все теми же, уже привычными инструментами:
Профиль 1 создается в трехмерном эскизе “Преобразованием объектов” путем тыкания в кромку соответствующей поверхности.
Профиль 2 добывается из поверхности “Остекление кабины” путем отображения эскиза этой плоскости
Направляющая 3 берется с вида справа. Отслеживаем чтобы все три линии соприкасались друг с другом (по секрету скажу что поначалу у меня совершенно не укладывалось в голове как это делат, но со временем, освоив логику солида, это стало поучаться практически само собой. Как это освоить путем конкретных рекомендаций - не знаю. Поэтому тут только один путо. Тренироваться на кошках и читать хелп)
Как только отображены все три нужные нам сплайна, берем в руки инструмент “Поверхность по сечениям” и отмечаем по очереди профиля и направляющие. Не забываем про Селекшн Менеджер (если с ним маненько “поиграться” он станет очень даже понятным).
Зашивка морды. Та же фигня, но с прибамбасами
Профиль 1 - добывается отображением эскиза остекления
Профиль 2 - в данном случае некруглое решение на фюзеляже - было добыто с вида с переди
Профиль 3 - добыто также с вида спереди
Направляющая 4 и 5 - добыты с вида справа
Направляющая 6 - нарисована подбором. Чуть позже объясню что это
Построение. Поверхность по сечениям. Выбираем сначала все профиля (они не обязательно должны быть на параллельных плоскостях, вполне допустимо иметь профиля под углом друг к другу), выбираем направляющие. Имеем ввиду, что если линии не “пронзают” друг друга или не склеены крайними точками - фик чего получится. В общем дерзайте
Носовой обтекатель.
Для натягивания поверхности нам понадобится сплайн первого шпангоута и сплайн вида сбоку. Обеспечиваем себе эти две линии, лезем в поверхности по сечениям, натягиваем
И все вроде бы идет хорошо, но только до тех пор пока мы не повернем нашу модель и не посмотрим на нее под другим углом. Типа вот так
А вот это уже повод для чесания “репы”.
Что делаем. Как уже писал, поверхность это как натянутая ткань, если обтянуть проволочный каркас вроде этоно тянущейся что-то типа шерсти тканью, то выглядеть это будет примерно как на картинке. Но у поверхности в солиде есть одно преимущество. Скажем так, она более-менее интеллектуальна. Ну в смысле, не надо будет городить каркас из 1000 полигонов или как там это называется. Обычно достаточно добавить 1-2 направляющих или промежуточных профиля.
Как делаем. Создаем горизонтальную плоскость где-нибудь посередине нашего обтекателя. Открываем на ней эскиз и жмем кнопку “Эскиз вдоль линии пересечения тел” (сия кнопка родная сестра кнопки Преобразования объектов и находится очень даже рядом). Получаем что-то вроде этой картины
Достаточно хорошо заметно, что линия прямая (ну это о том, что уже говорилось выше, тянется, натягивается и все такое). Линия эта нам совершенно не нужна, но нам очень интересны ее крайние точки, потомуу как они точно совпадают с профилями нашего обтекателя. Далее в этом же эскизе рисуем сплайн (с началом и концом в тех же точках, откуда возникла прямая) с одной промежуточной точкой. Расправляем стрелочки (их видно) так, чтобы данное сечение было похоже на обтекатель (при желании можно сделать горизонтальную плоскость точно по центру обтекателя, а сам сплайн взять из эскиза Вид сверху). Не суть, главное чтобы был похожий на правду сплайн, который будет направляющей.
Далее удаляем нашу прямую и выходим из эскиза.
Теперь пора передвинуть последний эскиз с нужной направляющей выше недоделанной поверхности (понятно зачем?), затем ткнуть ПКМ по поверхности в дереве конструирования, выбрать редактирование поверхности и добавить куда следует направляющую, поменять в настройках направляющих вместо “До следующей направляющей” “До следующего острого” и вуаля
Ну вот и все. Допустимое количество картинок в одном сообщении превышено. В следующей части буим рисовать задницу, центроплан и зализы!!!