Гидродинамика

Ермак
walery:

P.S. А яхты глиссировать могут, так как могут перейти горб сопротивления (вызванный волнообразованием судна)- магический “звуковой барьер” судостроителей. Судя по книге “Постройка яхт”. Рейнке и др. в IOR это почти не используют из-за особенностей обмера корпусов. Книга, правда довольно старая, но судя по ней на первый взгляд корпуса IOM близки к тем, что там считается оптимальным.

P.S.S. Вас нервируют мои посты? Может тогда завязать с этой темой?

Обижаться все таки никогда не стоит. Если Вы считаете себя новичком в судомоделировании, то попробуйте формулировать свои вопросы проще и конкретней. Если же начинать рассуждать о вещах и понятиях, исследованиям которых посвящены целые талмуды (которые изучал несколько лет, и с которыми сталкиваюсь хоть и не часто по долгу службы), то нужно действительно, для начала говорить на одном языке. А форум все таки - модельный! Вот если спросите - какие книжки прочитать или сайты посетить, тут я думаю, Вам дадут исчерпывающую информацию.

А глиссировать можно зставить любое тело (блинчики кидали? 😃 ), даже супертанкер!

walery
Ермак:

Обижаться все таки никогда не стоит. Если Вы считаете себя новичком в судомоделировании, то попробуйте формулировать свои вопросы проще и конкретней. Если же начинать рассуждать о вещах и понятиях, исследованиям которых посвящены целые талмуды (которые изучал несколько лет, и с которыми сталкиваюсь хоть и не часто по долгу службы), то нужно действительно, для начала говорить на одном языке. А форум все таки - модельный! Вот если спросите - какие книжки прочитать или сайты посетить, тут я думаю, Вам дадут исчерпывающую информацию.

А глиссировать можно зставить любое тело (блинчики кидали? 😃 ), даже супертанкер!

Обижаться - никогда! Но и вносить смуту в устоявшееся общество - совсем не хочу, поэтому и спросил.

Дефицит литературы испытываю огромный! Ссылки, пожалуйста, в студию. 😃 На общем форуме видел часть, не все еще просмотрел, хочется чего-то полупопулярного, с достаточным количеством формул и графиков и направленное на парусные суда.

Ошибки новичка-лентяя осознаю, осознаю и неверную формулировку вопросов - она от полного невежества в этом вопросе 😃 и неправильного подхода.

Опять глупый вопрос:
Уважаемые опытные капитаны, Вы часто наблюдали килевую качку у моделей 65-100 см в небольших водоемах?

Может опять не так или не к месту задал. Поясню. Задача распределить водоизмещение как можно ближе к окончанию ватерлинии в носу и корме для достижения предельной скорости под парусами в водоизмещающем плавании часто решается носовым бульбом, но он не ставится на реальные яхты из-за килевой качки. С другой стороны, бульб на киле при килевой качке создает большое сопротивление - так же, как носовой. Значит: или в большинстве случаев килевой качки нет и вполне возможно делать модель с носовым бульбом, или если качка есть - отказываться от круглого в поперечном (мидельном) сечении бульба киля.

Ермак
walery:

Задача распределить водоизмещение как можно ближе к окончанию ватерлинии в носу и корме для достижения предельной скорости под парусами в водоизмещающем плавании часто решается носовым бульбом, но он не ставится на реальные яхты из-за килевой качки. С другой стороны, бульб на киле при килевой качке создает большое сопротивление - так же, как носовой. Значит: или в большинстве случаев килевой качки нет и вполне возможно делать модель с носовым бульбом, или если качка есть - отказываться от круглого в поперечном (мидельном) сечении бульба киля.

Нда… Начнем по порядку.

  1. Носовой бульб к водоизмещению не имеет никакого отношения, кроме как он (погруженная часть бульба) входит в водоизмещение.
  2. Задача носового бульба - за счет создаваемой собственной волны погасить волну от форштевня и соответственно уменьшить волновое сопротивление. При этом работает бульб только при определенной скорости и осадке, на которые его и расчитывают. Область применения - грузовые и пассажирские суда совершающие значительные переходы с проектной скоростью.
  3. Килевая качка разумеется есть, как на настоящем судне, так и на модели, зависит от величины волнения в водоеме.
  4. Сечения килевого бульба, а по сути балласта, бывают всякие разные. Посмотрите журнал"КиЯ". Какое оптимальнее - никто не знает, иначе уже давно бы все строили одинаковые.
  5. Яхта с носовым бульбом 😃 см. п.2
Шурик

Даю наводку - журнал “КиЯ”, год так 1974-1978. Отчет о испытании яхты с бульбой в Киевском институте инженеров ГА, подробностей не помню, т.к. в то время яхтами не интересовался, однако вот отложилось…

rrteam
Ермак:
  1. Сечения килевого бульба, а по сути балласта, бывают всякие разные.

У одного нашего коллеги из Питера до сих под должна быть заныкана страшная штука -
латунный обтекатель с жидким металлом внутри… 😃 (на М-ку)
ТЕ плотность тут тоже влияет не последним образом 😊 (правила знаю:) )

Ермак
rrteam:

У одного нашего коллеги из Питера до сих под должна быть заныкана страшная штука -
латунный обтекатель с жидким металлом внутри… 😃 (на М-ку)

Во времена СССР делали и латунные балласты с вольфрамом внутри (электродов было до дури), буржуи себе такого позволить не могли, поэтому сейчас и правила - свинец.

walery
Ермак:

Нда… Начнем по порядку.

  1. Носовой бульб к водоизмещению не имеет никакого отношения, кроме как он (погруженная часть бульба) входит в водоизмещение.
  2. Задача носового бульба - за счет создаваемой собственной волны погасить волну от форштевня и соответственно уменьшить волновое сопротивление. При этом работает бульб только при определенной скорости и осадке, на которые его и расчитывают. Область применения - грузовые и пассажирские суда совершающие значительные переходы с проектной скоростью.
  3. Килевая качка разумеется есть, как на настоящем судне, так и на модели, зависит от величины волнения в водоеме.
  4. Сечения килевого бульба, а по сути балласта, бывают всякие разные. Посмотрите журнал"КиЯ". Какое оптимальнее - никто не знает, иначе уже давно бы все строили одинаковые.
  5. Яхта с носовым бульбом 😃 см. п.2
  1. Я говорил не про водоизмещение, а про распределение водоизмещения. Скорее всего это немного другое 😜
  2. Острорезонансный - да, но скорее он работает в диапазоне скоростей 😃 Не знаток я - форма носа боевых кораблей часто напоминает бульб, а танкеры - просто при дефиците литературы полистал проектирование танкеров .
  3. Однозначно - есть, не спорю. Ваши ключевые слова - “зависит от величины волнения в водоеме”. Отступление: наши моделисты-планеристы, выступая в Германии и Чехии никак не могли первое время приспособиться к их термикам - атмосфера вела там себя совсем по другому, чем у нас 😦
    Наверно условия плавания под Москвой на часто посещаемых малых водоемах в корне отличаются от хождения модели по Волге или Неве. Вы говорите, что надо искать универсальное решение лодки, я предлагаю учитывать местную специфику. На мой взгляд: состояние водной поверхности боьшую часть времени, сила, градиент и скорость изменения ветра накладывают свои требования на конструкцию.
    Поэтому и хотел, начиная с состояния водной поверхности попытаться понять наши местные особенности. Это вопрос про качку. Зацепились за бульб, а он был только как пример кардинального изменения корпуса и приведение его к конкретным условиям малой волны, переходящей в рябь 😃
  4. Вот-вот - ОДИНАКОВО?!
  5. Еще раз повторюсь: носовой бульб при качке создает добавочное сопротивление точно так же, как килевой. Механика одна - срыв потока при боковом движении на закритических углах атаки. Они оба под водой, оба аэродинамических сечений, оба идут под одними и теми же углами к потоку 😛 .
Ермак
walery:
  1. Я говорил не про водоизмещение, а про распределение водоизмещения. Скорее всего это немного другое 😜
  2. Еще раз повторюсь: носовой бульб при качке создает добавочное сопротивление точно так же, как килевой. Механика одна - срыв потока при боковом движении на закритических углах атаки. Они оба под водой, оба аэродинамических сечений, оба идут под одними и теми же углами к потоку 😛 .
  1. Что такое распределение водоизмещения - непонятно! Есть распределение весовой нагрузки.
  2. Носовой бульб создает дополнительное сопротивление не только при качке. Но, как правильно было замечено, в опеделенном диапазоне (достаточно узком) скоростей и осадок выигрыш от снижения волнового сопротивления больше чем потеря от увеличения сопротивления трения и формы.
    Остается непонятным одно, вы хотите сделать яхту с носовым бульбом без килевого балласта? Не получится. Но если сделаете, обязательно ознакомьте с результатом!
    Кстати на военных кораблях нечто вроде бульба делают для размещения в носовой части гидроакустической станции.
walery
Ермак:
  1. Что такое распределение водоизмещения - непонятно! Есть распределение весовой нагрузки.
  2. Носовой бульб создает дополнительное сопротивление не только при качке. Но, как правильно было замечено, в опеделенном диапазоне (достаточно узком) скоростей и осадок выигрыш от снижения волнового сопротивления больше чем потеря от увеличения сопротивления трения и формы.
    Остается непонятным одно, вы хотите сделать яхту с носовым бульбом без килевого балласта? Не получится. Но если сделаете, обязательно ознакомьте с результатом!
    Кстати на военных кораблях нечто вроде бульба делают для размещения в носовой части гидроакустической станции.
  1. С распределением весовой нагрузки - все чудесно в модели, почти все в центре. Распределение водоизмещения для меня темная лошадка, но если о ней пишут, значит надо 😁 Вот цитата из книги “Проектирование яхт”. Я не силен пока своими словами, да и не понимаю много 😦 Та же книга утверждает, что основной вклад сопротивления бульба - при качке, а интерференции пофигу трение и форма, ей две волны подавай. И еще - идеального, как Вы и замечали 😃 нет, “где-то теряешь, где-то находишь” Вы утверждаете, что бульб - бяка и не дает выигрыша в скорости? Да, увеличивает трение, да, увеличивает сопротивление формы. НО… сдвигает горб сопротивления в нужную сторону, увеличивает эффективную длину, не дает потоку затекать под днище, увеличивает длину ламинарности, к тому же гасит волну. Не видел я танкера, который с грузом по ГВЛ идет с бульбом, а обратно только с балластом и бульб отстегивает 😛 И вояки тоже не лыком шиты…

Еще раз - в условиях малых и мелких водоемов московской специфики нельзя применять носовой бульб лодкам размера 60-100 см из-за большой волны? Так? Или так: ничего хорошего от этой затеи не жди - за бугром все попробовали, для всех условий, вывели лучшее, нам только повторять и не рыпаться?

  1. Нет, до такого я пока не допер, шутить изволите? бульб и паруса поставлю, руль тоже 😮 А вот “поправить” мидель килевого бульба с учетом величины качки - почему бы и нет? Только как чайник не замечу, скорее всего, плюсов или минусов этого из-за множества других граблей 😲

Про военные корабли - мало верится пока, что в ущерб скорости (?) на носу вляпали гидроакустику, как будто тоннаж не позволяет запрятать его без бульба 😃 … Вот, мне грамотные товарисщи подсказывают- “звонок другу” (с) - гидроакустику ставят и в бульбе, и не в бульбе, и не с бульбой. Зависит не от бульбы, а от назначения корабля, обнако. А бульба - ну не торпедный же аппарат туда ставить?