180 | Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского [1]

Предисловие

Жаль… Жаль, что нам так и не удалось
послушать начальника транспортного цеха.
(М. М. Жванецкий, «Собрание на ликеро-водочном заводе»)

В связи с тем, что существующая политика здешних дневников позволяет сопровождать одну запись лишь ограниченным количеством иллюстраций, а продолжать собственную запись в комментариях мне вера не позволяет, большая сказка будет разбита на несколько частей. Предположительно — пять. Первая часть публикуется в тот момент, когда иллюстрации готовы, текст написан, все вместе сверстано и готово к показу в полном объеме. Однако, для того чтобы не забивать главную страницу блогов только своими опусами и не пугать читателей количеством информации, последующие части будут публиковаться с интервалом 25 часов и 1 минута, строго по графику. Пока ни всё. (Да, каприз!)

Информацию о режиме работы музея, его филиалах, адресах расположения и стоимости билетов можно узнать на официальном сайте Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского — www.gmik.ru/visitors.html

Все иллюстрации доступны для нарочитого разглядывания, после клика по изображению. Осторожно! — много байт.

Часть первая. Дорога и первый взгляд

— Мальчик, мальчик!? А как тебя звать?
А далеко ль до города? А глубока ль речка?
— Максим, семь вёрст, по колено.
(Анекдот похожий на быль)

Дорожная история

По принципу «Быть рядом и не увидеть — глупо!» я в свое время посмотрел озеро Рица с его сопутствующими озерами, каньонами и водопадами и Господин Великий Новгород с его невероятно древними окрестностями. Не могу сказать, что от моей дачи рукой подать до города Калуга, но все же примерно на 80–90 км ближе, чем от Москвы. Провести еще один скучнейший безвылазный отпуск на приусадебном участке совершенно не хотелось, и один из дней я решил посвятить прогулке в Государственный Музей истории космонавтки им. К. Э. Циолковского, расположенный сами понимаете где.

Точный адрес и как проехать по адресу подсказывали Nokia 5800 Express Music и строгая тетушка «…у ея внутре». Ранее, встроенный в телефон модуль GPS и карты Ovi я использовал только из озорства. Как-то так получилось, что три предыдущих года владения аппаратом перемещался исключительно известными маршрутами и включать навигатор нужно было только если в машине совсем поговорить не с кем. К тому же, зная топографию родного города, в быту больше пользы от сервиса Яндекс.Пробки, чем от бестолковых подсказок: «Следуйте по дороге еще семь километров».

Калугу я не знаю совсем, ни разу там не был и на незнакомой местности даже глупые подсказки и не самый оптимальный маршрут в итоге должны были реально помочь достигнуть моей цели. В самом деле, с тех пор, когда Nokia прекратила требовать денег за любое внятное использование Ovi-карт и произвела нешуточный апгрейд самой программы-навигатора, пользоваться ей стало просто, понятно и даже приятно. Получив запрос: «Калуга, музей космонавтики» — аппарат попросил подключиться к интернету и уже через пару секунд указал, куда мы должны в результате попасть, отметив, что до цели — 122 км.

Первое в жизни «боевое» испытание навигатора по прямому назначению незамедлительно вскрыло несколько приятных и не очень особенностей. Во-первых, аппарат использует цветовую дифференциацию (зеленый и красный) скорости движения. Во-вторых, сообщает голосом школьной заведующей: «Вы превысили максимально допустимую скорость». На мой взгляд — неоценимо полезная функция при движении в незнакомом месте и в моменты, когда высока вероятность заснуть за рулем. Лимиты можно настроить вручную, меня же вполне устраивали существующие по-умолчанию.

В-третьих, двигаться по маршруту, следуя подсказкам «голоса с небес» надо привыкать. Когда перегоны между ориентирами составляют до 70 км, промахнуться мимо нужного поворота довольно трудно, особенно, если в целом представляешь направление движения и маршрут. Сложности возникают в плотном незнакомом городе, когда ты уже стоишь не в том ряду и сдвинувшись на полметра получаешь рекомендацию: «Сейчас поверните налево»! Типа, такая игра — «А ну-ка, поверни!?» На деньги. А левый ряд при этом, из которого только и можно повернуть налево под стрелку, отделен от среднего ряда островком безопасности. Ага! Это, кстати, был чуть ли не единственный перекресток на моем пути по Калуге, где используется дополнительная секция светофора.

Скажу откровенно, я не в восторге от города Калуга, а автомобильное движение в нём организовывал откровенный… [следующие 111 слов, составленные из 798 знаков включая пробелы удалены решением самоцензуры]. Выручает всех только то, что плотность движения в областном центре все же не столь высока, как в столице, но проблема уже есть. В особенности на центральных улицах.

Отдельно стоит упомянуть калужские маршрутные такси. Здесь за рулем этого общественного транспорта сидят такие же, как и везде горячие джигиты, только водят они не «Газели», «Спринтеры» и «Транзиты», а натурально автобус марки ПАЗ. И им вообще всё [censored]! Один такой меня чуть не задавил, вылезая от бордюра сразу в левый ряд. Впрочем, хватит про дорогу, мы уже приехали. На одометре 127,6 км, дал крюка в самом начале пути, разок не послушал электронного болвана.

P.S. Про 111 слов — это сущая правда, желающие могут убедится в моей кристальной честности. Беречь от детей!

Экстерьер

Центральное здание музея знакомо каждому, рожденному в СССР, его изображение печатали на коробках спичек сделанных на Балабановской спичечной фабрике. Архитектура заслуживает отдельного разговора. Возможно, я не сильно в этом разбираюсь, но для здания открытого для посетителей в 1967 году оно выглядит весьма современно, а алюминиевый купол планетария просто завораживает. Очень, очень запоминающийся экстерьер у здания.

Картину дополняет расположение музея на высоком берегу Яченского водохранилища. С открытой площадки открывается небывалый по выразительности вид. Глядя на широкую водную гладь где-то далеко внизу и лес за рекой, буквально хочется расправить крылья и полететь. Красота!

Чего не могу сказать про уличную экспозицию. Мягко говоря, — не богато: две головные части, две разнокалиберные ракеты и пусковой стол с полноразмерным муляжом знаменитой Р-7 увенчанной космическим кораблем системы «Восток».

Начав знакомится с музеем именно с улицы, вполне можно сделать вывод, что музей переживает не лучшие времена. Грубые, плохо покрашенные бетонные основания ракет и оторванные информационные таблички как-то не очень подходят к статусу государственного музея.

На страже входа в здание установлена бронзовая фигура Юрия Алексеевича, который раскинув в стороны конечности, казалось, предупреждает: «Нет, нет! Не ходите сюда, не надо!»

Но мы не зря столько километров отмахали и слушали «школьную заведующую», чтобы развернуться и уйти. Больше того, мы еще и денег заплатили за осмотр экспозиции и фото/видеосъемку. (Снимок сделан по окончании осмотра: «контроль» оторван, а Юрий Алексеевич, довольный своей шуткой, улыбается.)

Начало осмотра

Откровенно говоря, первый зал насторожил еще больше, чем открытая площадка. Большое полупустое помещение, несколько стеклянных витрин с мумиями костюмов космонавтов и несколько плазменных панелей на которых в режиме нон-стоп крутят советскую кинохронику с патетическим саунд-треком. Я загрустил.

Открывает выставку скафандр пилота корабля «Восток» и макет этого самого корабля.

Рядом расположена витрина с артефактами эпохи покорения космоса: земля с места приземления Гагарина; удостоверение №1; полетная планшетка с карандашными записями Гагарина и автографом Каманина. Земля в колбочке и удостоверение с подозрительным номером «01» — на мой взгляд, экспонаты не о чём. А вот последняя невзрачная вещица, напротив, произвела на меня сильное впечатление, даже через стекло чувствуется энергия тех великих — безо всяких преувеличений — людей, которые делали записи простым карандашом на этом куске стеклотекстолита. Почему-то сразу поверилось, что именно этот предмет в коллекции подлинный. Настроение улучшилось.

Диарама из небрежно брошенного главного купола спускаемого аппарата, фотографии с места приземления и модели еще не использованного спускаемого аппарата наглядно иллюстрирует смятение душ составителей экспозиции. На фотографии присутствует флаг Российской Федерации, надо понимать, запечатлен современный этап развития космонавтики.

Но на модели расположенной тут же большими красными буквами написано — СССР, что лишний раз подтверждает: самое главное в покорении космоса было придумано и воплощено именно тогда и там — в государстве рабочих и крестьян.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Следующий экспонат дополняет рыжий скафандр и подтверждает очевидную догадку: все космонавты — коротышки. Тем более, что судьба подарила мне возможность видеть Алексея Архиповича Леонова живым, здоровым, на расстоянии вытянутой руки и я могу подтвердить со всей ответственностью: да, народец этот невысок но очень-очень крепок. (Есть ли мех на ногах — определенно сказать не могу.)

Кресло спускаемого аппарата корабля «Союз» — первый экспонат на выставке, который заставил крепко задуматься. Обратите внимание на расстояние, которое отделяет то место, где находится м-м-м… жопа космонавта от того места, где располагаются ступни, обутые к тому же в модные космические туфли. Кроме как позой эмбриона это состояние назвать невозможно. Так оно и называется. Лично я смогу похожим образом согнуться только если приспичит острая необходимость придерживаться принципа: «Делать, так по-большому!» Натурально: «Мишки Гамми умеют гадить к верх ногами». Впрочем, скорее всего, перед посадкой в это кресло, космонавтам ставят крепкую клизму, а эта процедура, как известно, позволяет не думать о плохом до четырех суток.

Мелочи быта

Следующая деталь заставляет вспомнить о том, что работа космонавта не только трудна, но и опасна. Судите сами, кто-то не указанный так стремительно вышел из орбитальной станции «Салют», что не успел выпустить из рук целый люк. Вместе с петлёй.

Тот, кто ходил в советские годы в походы, — в те еще годы, когда не было принято брать с собой специальные походные газовые примуса и лампы, — должны наверняка помнить сухой спирт. Так вот, посмотрите, как с точки зрения космонавтики выглядит твердый кислород. Жаль не пишут на сколько одного такого контейнера (20 зарядов) хватает на подышать.

«Большое видится на расстоянии» © С. Есенин

На этом осмотр первого зала практически можно закончить и перед тем, как подняться во второй зал, обратим внимание на эпическую мозаику, аллегорически изображающую всех причастных к освоению космического пространства.

Венчают мозаику слова главного теоретика космонавтики. Для тех кому плохо видно, я процитирую:

ТОЛЬКО ЛЮДИ, ЛЮДИ ТРУДА
И КРЕПКОЙ ВОЛИ СОЗДАЮТ
НОВУЮ ЖИЗНЬ. Я ВСЮ ЖИЗНЬ
РВУСЬ К НОВЫМ ПОБЕДАМ И
ДОСТИЖЕНИЯМ. ВОТ ПОЧЕМУ
ТОЛЬКО БОЛЬШЕВИКИ МЕНЯ
ПОНИМАЮТ. ЦИОЛКОВСКИЙ

Поднявшись по лестнице, видим, что у первого искусственного спутника земли ус отклеился погнулся. Мне опять стало грустно и к осмотру зала №2 я приступил с некоторой опаской.

  • 2423
Comments
lyoha

Ты знаешь, но отклееные усы я наблюдал и в Дойчефлюгмузеум под Мухиным, да и в Дойчмузеуме в самом Мухине тоже есть изрядно потраченных молью искпонатов. С другой стороны их там гораздее, поэтому за всеми, видимо, не уследишь. Да и реставраторы там в основном пришлые, а штатные сотрудники просто за всем не поспевают. А тут видимо в штате даже специального дяденьку, надзирающего за усами, содержать не на что… Печально, с другой стороны радует хоть то, что от музея не оставили развалины или чего еще пуще не превратили в притон блядей.
Прикинь как не повезло всяким школьным музеям или музеям всяких революционеров и народовольцев? Хотя потомки этих революционеров и народовольцев заботливо охраняли и чинили царские манатки и всячески их стерегли дабы кто не снес домой…

Matros_G

Продолжение следует. Станет понятней, почему Юрий Алексеич на выходе улыбается.

И, да! — пыли я нигде не заметил. Санитарный день в музее явно не для проформы и не халявный выходной. Даже парашюты выглядят так, будто их только утром распаковали. Решпект.

Andrew_Stick

Решпект! Ждем продолжения

boroda_de

Однозначно решпект! 😃

Matros_G

Юра, скажу откровенно: старался для тебя конкретно и для всех, тех кто вряд ли доберется. Хотите — верьте, хотите — нет.

Terranozavr

Хотите — верьте, хотите — нет.

верим. ибо тоже вряд ли доберусь. очень интересно читать… ну и главная интрига повестовавания -

почему Юрий Алексеич на выходе улыбается

спасибо за рассказ. ждем продолжения.

collapse

Да, креслице то еще… Довелось полежать, причем не на открытом воздухе, а в самом спускаемом аппарате. Довольно клаустрофобная штука, доложу.
Как в этом можно пролежать несско суток - не понимаю. Мне хватило минут 15, чтоб ноги начали отключаццо…

Matros_G

Когда туда летишь, то они (ноги) некоторое время не понадобятся. А когда возвращаешься, ноги — не главное. Ну, я так думаю.