180 | Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского [5]
Часть пятая. Завершение осмотра.
Разговор в столовой Академии наук СССР.
— Хочешь, Келдыша покажу?!
— Ты что, при всех?!?
(Анекдот на основе реальных событий)
Гляжу в тебя, как в зеркало
Мы уже приближаемся к выходу, но в главном зале еще осталось несколько экспонатов, которым необходимо уделить внимание. Вот, например…
Нет, это не я по недосмотру разместил картинку в зеркальном отражении. Это на самом деле так вышиты надписи на скафандре для выхода в открытый космос. А смотрят на эти надписи космонавты в специальное зеркальце, зашитое в рукаве. (Если кто-то вдруг этого не знает.) Впрочем, и на Земле, и безо всяких скафандров не у каждого получается себя ниже пояса разглядеть без помощи зеркала. Только на Земле это называется «Зеркальная болезнь», а здесь — в космосе — простая производственная необходимость. Вот еще одна иллюстрация на которой буквы читаются и так, и на перекосяк.
Глядя на эту амуницию я наконец сформулировал витавшую в мировом эфире мысль, которая не давала покоя во все время путешествия по главному залу. Вот эта мысль: «Больше всего поражает земное происхождение рукотворных космических вещей!» Глядя на ткань и строчки скафандра, я вдруг представил, как простая русская баба, может быть даже зовут её Катерина Матвевна? — сидит и совершенно без эмоций просто делает свое дело, просто шьет костюм, который способен спасти жизнь человеку в открытом космосе. Называется скафандр — «Орлан ДМА». Весит 105 кг и гарантированно обеспечивает бесперебойную работу в течение шести часов. Максимально до девяти, но ресурс поглотителя СО² — всего семь часов.
В полный рост костюм выглядит модно. Для того, чтобы он не вырвался из своей витрины и не улетел, ножками его зацепили за специальный бортик и одели пояс верности музею. Остается только добавить, что костюмы этого типа эксплуатировались на Орбитальном комплексе «Мир» в 1988–97 годах и в них было совершено 56 парных выходов, том числе — с иностранным астронавтом внутри.
Пифагоровы штаны
Вот не знаю по какой причине, но следующему экспонату я сразу придумал прозвище — «Пифагоровы штаны». Это один из немногих предметов в музее, который выглядит космически. Нет, комически эти брюки выглядят тоже, смотреть на них смешно, но фантастики больше.
И это совсем не переносной туалет, как можно подумать с первого взгляда. Это совершенно необходимая в космическом хозяйстве вещь для тех, кто долго пробыл в невесомости и собирается домой. «Профилактический пневмовакуумный костюм», создает разряжение ниже пояса и увеличивает приток крови к ногам. Есть ли побочные эффекты или приятные бонусы при работе пневмо- и вакуума — не сообщается.
Война миров
По понятным причинам в музее отсутствуют средства борьбы с инопланетным вторжением. Вдруг, выставку посетят злоумышленники и подсмотрят конструкцию бластера или криогенной пушки?! Но некоторые спецсредства увидеть можно. Вот, например, набор инструментов для вскрытия межпланетного корабля марсиан…
От одного вида этих клещей должна застывать марсианская кровь у непрошенных гостей, а чекан со сменными жалами способен вызывать неконтролируемый приступ страха.
В следующей витрине представлены инструменты для разборки самого марсианина.
Если марсианин попался крепкий и сопротивляется, то ему можно и накернить.
Скромные труженики
В заключение несколько экспонатов, которые ничем особенным не выделяются, но пропустить их мимо будет неправильно.
Эта штука, похожая на декорацию из научно-фантастического фильма, базовый блок двигательной установки «Союз-Т». Т.е. самый главный элемент в стыковке аппарата с космической станцией, расстыковке и торможении аппарата для схода с орбиты и даже для коррекции орбиты в составе целого орбитального комплекса. Сделано в СССР. Разработано в 1969 году. Диаметр — 2 (Два) метра.
Вертолетчикам, думаю, будет интересно взглянуть на космический гироскоп. Я пытался, конечно, сделать фото так, чтобы передать масштаб изделия, но ничего хорошего из этого не получилось. Передам на словах. Штуковина эта размером с арбуз, хороший такой — килограмм на девять! — тёмно-зелёный, местами чёрный арбуз.
На выходе из зала невозможно пройти мимо стенда с космической едой. То, что не в баночках и не в тюбиках — выглядит не очень аппетитно. Совсем.
Приглядывает за всем происходящем строгий дедушка Ильич.
Вот и мы бросаем прощальный взгляд в зал, который обрушил на нас всю свою информационную мощь и подарил легкое чувство усталости от обилия положительных эмоций. Обаяние этого огромного помещения существенно перевесило те сомнения, которые теплились во мне в начале экскурсии.
Ах, да! — чуть не забыл. Показываю Келдыша.
Что в итоге?! А в итоге самое лаконичное резюме озвучила моя голубка сизокрылая, которую уж точно трудно упрекнуть в предвзятости, поскольку ей такого рода туризм искренне чужд: «За Державу обидно!»
Истинно так. Мой собственный вывод несколько более витиеват, но примерно про то же. Что-то не похоже, что всё это богатство создал угнетенный народ. Люди создававшие все эти сложнейшие автоматы, аппараты, костюмы и клепавшие простейшие винты, заклепки и пуговки: парили над землей вместе со своими идеями. И практически наверняка не думали о том, сколько можно себе в карман отпилить от государственного транша. О деньгах эти люди не думали вообще (в современном понимании). Как любит повторять самый известный российский олигарх: «Счастлив тот, кому хватает.» Думаю, этим людям хватало. Интересной работы с видимым, осязаемым результатом. И большая их часть была счастлива.
Послесловие
Ой, где был я вчера — не найти днём с огнём,
Только помню, что стены с обоями.
(В. С. Высоцкий)
Текст и иллюстрации во всех пяти частях готовились с надеждой, что про Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского будет интересно не только мне вспоминать спустя какое-то время, но и вам читать и смотреть сейчас.
Не стану скрывать, в пяти частях удалось охватить большую часть экспозиции и рассказать о многих интересных ее представителях. Однако далеко не все уголки исследованы, что-то откровенно пропустил, где-то не доглядел. Были и вовсе досадные оплошности. Только приехав «на базу» вспомнил про то, что фотокамера умеет снимать панорамы. Про режим видео я забыл преднамерено.
Мораль басни проста. Всем интересующимся воздухоплаванием во всех его проявлениях, музей настоятельно рекомендуется к просмотру. Наверняка обнаружите для себя что-то новое и интересное. Тем более, что экспозиция в некоторых своих аспектах подвижная, на мавзолей совсем не похожа. Думаю, что вернувшись туда через год-другой, некоторые места можно и не узнать.
Чтобы не крутить баранку самому и не блуждать по дорогам незнакомого города, жителям сопредельных с Калужской областей, наверное есть смысл собирать компанию побольше, арендовать (микро)автобус, заказывать экскурсовода заранее и совершать более серьезный вояж. С посещением планетария, квартиры-музея и дома-музея Циолковского и пр.
Лично у меня только на дорогу ушло четыре часа времени и 250 (Двести пятьдесят) километров амортизации транспортного средства.
Благодарю всех дочитавших до этого абзаца и буду очень признателен за любые указания на неточности, ошибки, опечатки, сучки и задоринки в иллюстрациях и тексте.
***
При написании сказки использовалась информация из следующих источников:
Информационные таблички к экспонатам ГМИК им. К.Э. Циолковского
Алексей Иванов, «Впервые», Москва, изд. «Московский рабочий», 1982 г.
Борис Черток, «Ракеты и люди», серия книг о ракетостроении, несколько изданий.
Свободная энциклопедия «Википедия».
Статья на сайте http://pretich.narod.ru
Статья на сайте http://buran.ru
Юрий [Мatros_G] Волков — руки, ноги, голова.