037 | Про резиномотор.

По техническим причинам публикация заметки задержалась на пару недель.
“Ну, мужуки, ну ни шмагла я!”

Моделист я известный. Можно сказать: с мировым именем тот еще моделист. Моделирую просто, без затей: прихожу на поле с фотоаппаратом, — а то и просто так, безо всего прихожу, только мозг головной прихватываю, чтобы жадно впитывать информацию (включая запахи, да!) — и начинаю наблюдать и фиксировать, как другие люди авиамодели запускают… Через это умный становлюсь, самому страшно. Умище некуда девать. Шоб не расплескать понапрасну делюсь накопленным. Охотно делюсь, не жадничаю.

Одно препятствие на пути к совершенству в дзен-моделизме — дача. В летний сезон реально трудно выкроить пару-тройку часов, чтобы заняться любимым хобби. А тут, вдруг, подфартило. Мирские дела заставили сорваться с насиженных шести соток еще вечером в субботу и воскресным днем, — к тому моменту, когда жители Петропавловска-Камчатского уже встречали понедельник, — я был свободен от забот. Диван на спине таскать и пялиться в ящик не стал. Созвонился с Алексеичем и посетил с дружеским визитом поляну на Соловьином проезде. День выдался длинным и прошел не зря, икроножные мышцы до сих пор побаливают, рефлексируя на непривычно долгое сидение на корточках, многократные приседания и поклоны до земли. Поднимали в небо новичка.

***

А по приходу на поляну ничего не предвещало. Помимо Алексеича на “Ю-Кен-Ду-72” на стартовую позицию выходили несколько завсегдатаев-электролетчиков. Каждый спокойно занимался своим делом и вел неторопливые беседы с единомышленниками. И вдруг…

Бочком-бочком на поляну просочились двое юношей с самолетом, издаля напоминавшем тренер ДВС, галлоном топлива, Futab’ой в специальном кофре и невороятных размеров полетным чемоданом. Люди были никому не знакомые и наметанный глаз сразу определял в визитерах новобранцев. Среди старожилов прошел шепоток, что не плохо было бы спросить у парней про частоту и все такое, но ребята оказались воспитанные, сами подошли и спросили о чем должны были поинтересоваться в первую очередь. Больше того, узнав, что в данный момент в американском диапазоне на поляне никого нет, сообщили, что, мол Миша-Из-Магазина (“МДС”, надо понимать) продал им пару-тройку авиамодельных цацек и велел прямиком дуть на Соловьиный, где обязательно найдется добрый десяток желающих помочь не только модель облетать, но и научить новобранца держаться в воздухе. При этом Михаил во-первых скромно умолчал о том, что вообще-то поляна на Соловьином — весьма скверное место для обучения полетам; во-вторых забыл продать начинающему кабель “тренер-ученик”, чтобы этот самый ученик в случае неблагоприятного развития событий не сыпался моделью на головы беспечных отдыхающих, во множестве прогуливающихся по поляне, особенно погожим вечерком выходного дня; ну и в-третьих не стал расстраивать будущего постоянного клиента информацией, что ДВС-пилоты вовсе не разбивали на Соловьиной поляне палаточный бивуак и очень часто бывает, что там их (жидких-летчиков) просто не бывает. Ну-да ладно! Пусть и без “шнурка”, но ребята в аккурат пришли вовремя и у них с собой было!.. А на поляне очень кстати оказались мы и заслышав робкую просьбу о помощи бросились на свежее, как коршуны. Ха-а-а-а-п!

Притащили с собой ребятишки редкую в наших краях зверюгу: Hobbico Sturdy Birdy II w/Ailerons Kit .20-.40,53". Не смотря на то, что согласно прейскуранта штуковина эта проходит как KIT-комплект, ее смело можно определить в разряд ARF. Соединил промеж собой готовые пенопластовые половинки крыла, склеил и привинтил хвостовое оперение, довел чутка рашпилем файр, — как они это называют, — уолл, бак, аппаратура, моторама, двигатель… и вперед. От трудоемкости ARF отличается только тем, что надо клеить хвостовое и пленкой его обтянуть. По крайней мере, так утверждает инструкшн мануал.

Кстати про инструкцию. В ней очень обстоятельно рассказано, как склеить крыло, навесить на него элероны, закрепить хвостовое, поставить двигатель, но нет ни одной картинки о том, как правильно размещать крыло на фюзеляже и как лучше его зафиксировать. Видимо потому, что конструкцией это не предусмотрено. Вообще. Типа и так все понятно: резинками за деревянные бобышки притянул и хорош. А перекосы там, смещения продольные/поперечные, изменения угла атаки крыла под нагрузкой за счет эластичности крепления — это все для яйцеголовых авиамодельных гуру, а новичкам-перворазникам про все это знать не надо, и так голова пухнет от эмоций.

Повертели мы с Лексичем в руках эту заграничную забаву и обнаружили первый “косяк”, который начинающий моделист сам накосячил. Парнишка он, судя по всему, толковый, но инструкция и тут скромно промолчала, а Рома недолго думая приклеил выключатель борта внутри! фюзеляжа. Ага. Ну-да не беда. Быстренько отковыряли и наскоряк наружу выбросили. Пусть пока повисит.

Крыло, конечно, на соплях держится. Пластиковый фюзеляж скользкий и крыло обтянутое скользкой пленкой ерзает по нему в полный рост, как ты его резинками не притягивай. Попробовали проложить в центроплане резинку. Хоть как то помогло, но проблему, конечно, не решило окончательно. Надо Роме городить какие-нибудь традиционные приспособления для фиксации крыла: упоры, штифты и пр.

Установка двигателя порадовала со всех сторон. Во-первых, выкосы: сделаны за счет обреза под нужными углами переднего торца фюзеляжа. Опять же, чтоб у новичка голова не пухла. Во-вторых, стандартная Great Planes’овская моторама крепится к могучему пожарному щиту, который, как и крыло, притягивается резинками. В результате: нажимаешь сверху на кок, а файруолл от фюзеляжа — прыг-скок. Шмешно. В-третьих, пропеллер Роману посоветовали установить не совсем подходящий. Не та тяга с этого мотора, не та!

Долго с Лёхой мы думали/решались: бросить в небо эту кочергу или отправить парней устранять недоделки. Однако любопытство, как обычно, взяло верх. Отняв у молодежи и самолет и аппаратуру, сами завели, сами бросили, сами полетали. Минуты три ушло у Алексея на триммирование аппарата и изучение повадок.

Несмотря на видимую легкость конструкции, нагрузка на крыло великовата для тренера и даже имея поперечный угол валится он вполне охотно. По умолчанию в настройках оказался очень вялым по крену (элероны) и резковатым по тангажу (руль высоты), но это уже тонкости облета и последующих настроек. Безусловно, требует экспоненту по газу, поскольку, как и все первомодели, газуется в полручки, а вторая половина вхолостую. Никаких вольностей с такими креплением крыла и тяговооруженностью мы себе не позволяли, но летит самолет довольно ровно и вполне годится в качестве летающей радиоуправляемой парты, особенно со “шнурком”. В случае же жестких посадок или откровенных крашей, смешные элластичные крепления Стади Бирда Второго окажут только добрую услугу, просто отстегнувшись в нужный момент. Пластиковая квадратная труба фюзеляжа практически неубиваема, а пенопластовые крылья предлагаются на “Башне” в виде запасных частей.

Стоя за спиной у Лексича и я за джойстик (правый только) подергал, примерился, ощутил. И Роману дали порулить, чтобы он в полной мере проникся, что в симуляторе мы все себастьяны сильвестри, а настоящая модель о-о-очень быстро по небу летит. В особенности в первый раз.

В завершение полета Алексеич продемонстрировал свое мастерство и совершил мягчайшую посадку, но прочные алюминиевые шасси наверняка выдержат и более жесткое с собой обращение. И крепятся они, что удивительно, не на резинках, а на самых настоящих металлических винтах. Ну! Резьба только у них, поди, дюймовая.

  • 1811
Comments
pentajazz

могуче!