Съемка с высоты - специалист рассуждает...

Уверенным в безграничных возможностях своих “птиц” моделистам я предлагаю просто повторить два банальных петербургских вида с картинок выше (снято мной в 2011 году с ведомственного вертолёта заодно с основной репортажной задачей). Если вам удастся получить что-то похожее, то я в тот же день закажу себе радиоуправляемый вертолёт и установлю на него фотокамеру.

Заказ летательного аппарата для фотосъёмки – удовольствие не из дешёвых. Час аренды вертолёта в Петербурге обойдётся фотографу от 60 до 100 тысяч рублей с учётом того, что до места нужно ещё долететь от точки базирования и прилететь обратно. Это время также должно быть оплачено, причём погода не волнует никого, кроме самого фотографа – дождик так дождик, авиаторов качество ваших фотографий беспокоит мало. Отдельно стоит отметить тот факт, что в небе тоже есть дороги, и совсем необязательно там будет “гореть зелёный”. Часть воздушного района в день фотосессии может оказаться закрыта, где-то просто нельзя летать – рисковать лицензией авиакомпания ради вас не станет. В авиации с этим делом строго, это вам не двойную сплошную пересечь.
Пытливые умы эдисонов от фотографии ищут более простое и надёжное решение. И иногда находят. Особенно в этой сфере отличились авиамоделисты. До недавнего времени для съёмки с воздуха использовались самолёты и планеры (чаще всего камеры ставят на электрические модели типа “летающее крыло”) и вертолёты. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Грамотно сконструированный самолет менее подвержен вибрации – видео получается плавное, а при фотосъёмке возможно использование более длительных выдержек, что немаловажно в облачную и пасмурную погоду. Но самолет, даже совсем игрушечный, движется с заметной скоростью, и времени на кадрирование, визирование и дубли практически нет.

Вертолёт для фотосъёмки с управляемым стабилизированным подвесом камеры, сконструированный командой европейских фотографов-энтузиастов, способен поднять в воздух до трёх килограммов фототехники – зеркалную камеру и почти любой объектив к ней.
Модель вертолёта в умелых руках оператора способна на все манёвры “взрослых братьев”, включая режим висения. Но такая модель серьёзно трясётся, и в любую погоду, кроме солнечной, фотографии получатся смазанными. Кончено, о полноценной ночной фотосъёмке с вертолёта (как настоящего, так и радиоуправляемой копии), речи не идёт вообще. Основной задачей подобных “летающих камер” видится репортажная съёмка по заказу различных организаций и частных лиц, фотосъёмка строительства и недвижимости, коттеджных посёлков. За границей были случаи применения БПЛА при съёмке корпоративных праздников и даже свадеб. Да мало ли, что можно сфотографировать, если есть вкус и фантазия.
В любом деле, если им заниматься ответственно, со временем находится немало “подводных камней”. И разумеется, всем этим хозяйством нужно уметь управлять – пилот относительно серьёзных моделей долгими зимними вечерами упорно тренируется на компьютерных симуляторах, до совершенства оттачивая навыки управления своей игрушечной авиацией. Небесному фотографу сложнее вдвое. Кроме плавного и безаварийного полёта ему приходится решать не менее сложную задачу по самой фотосъёмке, которая заключается в управлении подвесом камеры, трансфокатором и спуском затвора.
При серьёзном подходе фотосъёмкой с неба занимаются одновременно двое – пилот и оператор, находящиеся в постоянной связи. Технические новинки последних лет (бортовая GPS-навигация, телеметрия, визуальный видеоконтроль с борта, специальные подвесы фотокамеры с гиростабилизацией) позволяют решать более сложные съёмочные задачи, но пилоту и фотографу вовсе не становится легче; навыки, опыт и талант ничем заменить не получится.
Техника развивается стремительно, и в последние годы пристальное внимание высотных фотографов обращено на принципиально новый тип ЛА – мультикоптер. Так называется мультироторная платформа, сложная с т.з. электроники (на борту находятся гироскопы, акселерометры, барометрический высотомер и ещё куча всего), но предельно простые механически. Эти “птицы” не имеют автомата перекоса, изменяемого шага и прочих вертолётных “радостей”, а движение в любом направлении и стабилизация в пространстве происходит за счёт изменения скоростей вращения двигателей. Вот эта штука, на первый взгляд, идеально подходит фотографам для решения их творческих задач.

Специализированный мультикоптер для высотной фотосъёмки изготовлен зарубежными фотографами-любителями из доступных наборов электроники и механических узлов. Положительный опыт проектирования таких аппаратов уже накоплен и в нашей стране. Конечно же, фотографы и видеооператоры одними из первых обратили на новый перспективный летательный аппарат своё пристальное внимание.
Справедливости ради отметим, что мы не первые с вами такие умные – мультикоптеры уже несколько лет активно применяются кинооператорами. Знакомая всем сцена, где Джеймс Бонд маневрировал на лыжах между деревьями, снималась именно с управляемой мультироторной платформы. Более того, целые фильмы были бы невозможны без этой новинки. Показательный пример – фильмы Жака Перрена “Океан” и “Птицы”. Фантастическая работа фотографов и операторов стала возможна благодаря мультикоптерам.
Рассматриваемые нами примеры, однако, скорее исключение, нежели правило – так снимать умеют единицы на планете. Трудозатраты (да и затраты финансовые) сопоставимы с затратами при фотосъёмке с вертолёта, а порой заметно превосходят их. И главное, повторюсь, огромный опыт и несомненный талант фотографов позволяют добиться такого результата. У человека с отсутствием навыков RC-фотосъёмки вряд ли получится что-то подобное.

Даже обладая самым совершенным ЛА для фотосъёмки, полетать получится не везде и не всегда. Управляемый командой фотографов радиоуправляемый вертолёт над Дворцовой, где собралось всё руководство города, а заодно высшее командование округа, наведёт немало “шороху”, и оправдываться перед соответствующими органами вам придётся долго. Откуда спецслужбам знать, чем вы управляете – зеркальной фотокамерой или бомбовозом?
За годы внимательного изучения форумов и общения с фотографами из числа пилотов-моделистов я пришел к неутешительному выводу, что техника, при её несомненном бурном развитии, пока не позволяет творить фотографические и операторские чудеса. 99% отснятого с р/у-моделей представляет интерес лишь для самого фотографа и узкого круга таких же увлечённых любителей. Конечно, есть и приятные исключения, но лишь подтверждающие правило. В чём же причина? Основная, мне кажется, состоит в сложности одновременного эффективного управления как беспилотником, так и фотокамерой. На это не хватит ни глаз, ни рук. Конечно же, мы говорим о полноценной вдумчивой фотосъёмке, а не периодическом нажимании кнопки. Выбор ракурса, дистанции съёмки, учёт освещённости объекта, правильная экспозиция – в фотосъёмке есть десятки и сотни композиционных и технических правил, обойти которые не в ущерб художественности никак нельзя. Как мы видим, даже на земле фотографировать получается не у всех. В небе фотографу сложнее во много раз – хотелось бы, как минимум, не приложить беспилотник и недешёвую зеркальную фотокамеру со всей дури об твёрдую планету. И кстати – лопасти терпящего аварию вертолёта или мультикоптера, пусть даже совсем небольшого – это ещё та "бензопила “Дружба” и представляет серьёзную опасность для окружающих. Впрочем, получить по лбу прилетевшей с неба зеркальной фотокамерой и килограммовым объективом тоже вряд ли кому-то захочется. Если фотограф умеет хорошо фотографировать, то вовсе не обязательно он проявит себя и как опытный пилот.

Есть немало направлений, в которых беспилотные летательные аппараты покажут все свои возможности – военная и “мирная” разведка, спасательные операции, наука и исследования. Фотографические возможности маленьких “механических птиц” стали востребованы в геодезии и картографии. Техника вполне позволяет получать детальные изображения с высоким разрешением, динамическим диапазоном и адекватной цветопередачей. Но вот полноценных художественных снимков с установленных на борту фотокамер, увы, практически не встречается. Заменить фотографа роботом, к сожалению, пока не удаётся.
Мне искренне хотелось бы, чтобы при прочтении этих строк спустя пару лет я сам удивился, что за ерунду я написал. Более того, буду рад ошибиться подобным образом. Но пока реальность неутешительна – фотографы, обладая весьма технически продвинутыми БПЛА, набитыми электроникой и оптикой по самое “не балуй”, очень редко радуют нас шедеврами. Художественная ценность и качество фотографий, предлагаемые энтузиастами, пока не позволяет предлагать услуги профессиональной фотосъёмки с борта моделей на коммерческой основе. К сожалению, надёжной и достойной альтернативы высотной фотосъёмке с вертолёта “живым человеком” я назвать не могу.
У вас есть положительный опыт, противоречащий моему? Расскажите.

Автор статьи - Дмитрий Песочинский. Оригинал находиться по адресу www.nevaphoto.com/article_aero_photo.html
Я читаю много таких “статей-безделушек” на тему высотной съемки, а эта одна из последних.
Вот скажите - ведь прав он, да? Супер фотографии может снять только если фотограф находиться в воздухе?

  • 3089
Comments
fidller

нет, просто пилоты чаще не знают как строится кадр, от сюда и все косяки, так же нет часто построения композиции.

ser88749741

Если б кто-нибудь зеркалку на самолете закрепил было бы очень хорошо.

Ну вот собственно так -

Съемки этого “любителя” соперничают с его фото очень легко. И уделывают их, если быть честным.

И еще съемки “любителя”

Viktor89

Да, видео впечатляют.
А вот интересно, что более энерго-эффективно: вертолёт или коптер? Имеется ввиду соотношение Вт/кг. Кто больше сможет поднять и дольше провисит в воздухе?

С другой стороны, никто не отменял ДВС вертушки: поставил бак побольше, и летай хоть пол часа с килограммовой камерой. Но коптеры по механике выглядят намного надёжнее…

trex500

Вот скажите - ведь прав он, да? Супер фотографии может снять только если фотограф находиться в воздухе?

Я думаю когда работают в паре, пилот и фоторгаф. Так как даже незначительное изменение ракурса или режима съемки может в корне изменить фотографию. Даже пейзажную.

Theodor

Зеркалку крепили на ЛК и фотографии очень красивые. По моему это делал Vorona`z Handicraft.

ingwar

Я скажу одно - снимки у него туповатые. У Димы этого. В лоб, что вижу, то пою. Он пишет про поиск и использование им тонкого найденного ракурса, эффекта освещения в то время, как на снимках просто “уложенные” в рамку кадра плотно объекты. Этот текст не что иное, как объяснялка туповатому заказчику, зачем же он 4к зелени выкладывает… Подобное, но ХУДОЖЕСТВЕННО делали Смоллет с талантливыми фотографами! С больших вертолетов замечательно снимал большие шторма французский фотохудожник. Я мб позже выложу ссылки. Этот Дмитрий пишет про ночную съемку с вертолетов, но у него, кажется, такого опыта положительного нет. Он не очень хороший фотограф, не художник, стопудов.

boroda_de
ingwar;bt79843

как объяснялка туповатому заказчику, зачем же он 4к зелени выкладывает…

+1
Пусть радуется, что моделисты хороших фотографов пока с собой не берут для съёмки. Кончится его халтурка.

ingwar

Вот примеры настоящей художественной съемки:
Плиссон Филипп, с большого верта в шторм: fotografscherbakov.io.ua/s125440/filipp_plisson
Smollet и Ко (уважаемые и очень талантливые!!!):

И такие примеры есть!!! АкаПиранья!!! В киносъемках (“Гарри Поттер”), заготовки к сцене “почтистолкновения автомобиля с поездом” - уход под мост снят с рс-вертолета с турбиной (довольно сложное движение хвостом вперед и вниз).
Примеров талантливого использования (читай “художественного”) рс-носителей очень много!!!

DireSnake

я конечно с своей колокольни скажу. не летал, не снимал, фотографией особо не увлекался. но, ИМХО имею.

  1. нужен качественный дуэт пилота и фотографа. чтобы второй мог сказать первому что же он хочет тем языком, который пилот поймет.
  2. качественное управление удаленной камерой. не только спуск затвора, но и переключение режимов фотоаппарата. причем фотограф должен почти интуитивно представлять что же будет в результате на кадре при выставляемых удаленно настройках. или иметь навесок на фотоаппарат в 9-15 каналов, который будет тонко отстраивать все аналоговые перемещения фокуса, зума, и т.п, плюс камера в видоискатель для просмотра на земле. а это дополнительный вес, сравнимый с весом камеры.
  3. качественный коптер/вертолет. который может действительно неподвижно висеть относительно точки над землей , тонко отслеживая положение в пространстве и корректируя влияние ветра. Особенно это важно при ночных съемках, где даже на земле длительная выдержка требует стационарной установки и штатива.
    4.четкий план действий. взлетели, посмотрели, записали видео. прикинули что хотят снять, как и что для этого нужно сделать. в общем - провели планирование полета. после - на каждый нужный кадр свой полет. принцип “пошли полетаем, чего-нибудь поснимаем” не прокатит. гражданский коптер в воздухе 3-4 часа не проболтается.
  4. безрассудство. огромное. взлететь с риском гробануть технику за цать штук зелени - это нужно очень сильно рискнуть.
Dark-Wizard

Ему просто надо фотографии Смоллета показать, когда они Казань ночью с коптера снимали. Или не надо показывать, пусть и дальше заблуждается 😃

ingwar

Андрей, таких людей не убедишь, да и не надо. Он окучивает стройки, кормит семью. А если зарвется совсем, жизнь его мммммммпоправит…

RuslanG

а мне тоже показалось что беспилотники у него хлеб отбирают, вот и решил оправдательную придумать, пишет красиво, да. Но рассчитано на обывателя, нас то RC-шников не проведешь

ingwar

Пишет средне, снимает - хуже срелнего. Троечка на первом курсе ВГИКа по фотокомпозиции)))))

Dark-Wizard

Руслан, букав у него много, я не осилил 😃

zimper

ну то что упадет, вибрация будет и тд - это чушъ собачья извините

а вот выбрать кадр - эТо по делу