Выбор автомодели

Ursus_tlt

У нас в группе появилось много новичков, поэтому создаю эту тему по выбору первой автомодели. Ну и не первой тоже 😃

В ближайшие несколько дней постараюсь написать небольшой ликбез по выбору модели. Писать буду в основном про оффроад, т.к. у нас тут сидят в основном офроадеры. Так же я больше разбираюсь в электричках, поэтому в основном опять же о них. Если кто то захочет дополнить по ДВС - милости прошу.

Так же уточню что в данной статье я буду рассматривать только самые популярные классы и масштабы. В том числе популярные у нас в Тольятти. Ведь вы не хотите купить модель и катать ее в одиночестве т.к. больше ни у кого ничего подобного нет?

Начнем потихоньку.

Начну пожалуй с азов.
Модели делятся:
Во-первых по назначению(фиг знает как еще это назвать):

  1. Off road - для бездорожья
  2. On road - шоссейные
    Далее идет разделение на классы:
    1.1 Багги
    1.2 Трагги
    1.3 Траки
    1.4 Монстры
    1.5 Шорткорсы
    1.6 Трофи\триал
    1.7 Краулеры(или их к трофи\триалу отнести можно)
    1.8 Ралли
    2.1 Шоссейки
    2.2 Дрифт
    2.3 Ралли
    2.4 Другие экзотические виды шоссеек - панкары, формула 1 и т.п. они довольно редки, поэтому не буду о них подробно.

Почему я отнес ралли и к офф и к он роаду - база одна, раллийные модели это теже шоссейки с другими колесами и настройками подвески и дифов. Да и по настоящему внедорожниками их назвать трудно - проходимость низкая, нужна специальная ровная трасса.

Далее идет разделение по масштабу.
По увеличению размера:
1/18 Маленькая
1/16
1/12
1/10
1/9
1/8
1/6
1/5
1/4 Большая

Есть конечно и меньше вплоть до 1/64 вроде. Но это редкость и я рассматривать их не буду.
Даже из этого списка буду рассматривать только несколько самых популярных масштабов.

Самые популярные масштабы это 1\10, 1\8 и 1\5(сюда я объединил 1\4,1\5 и 1\6, т.к. существенной разницы в них нет)

Рассмотрим для начала офф роад 1\10.
В этом масштабе самые популярные классы это 2ВД(задний привод) багги, 2ВД траки, 2ВД и 4ВД(полноприводные) шорткорсы и 4ВД монстры(хотя они по размерам ближе к 8 масштабу).
Примеры:
2ВД багги
2ВД траки
2ВД и 4ВД шорткорсы
Монстры
На цены особого внимания не обращайте. Это просто примеры. Моделей очень много и цены весьма разные. О ценах будет разговор позже. Так же в примеры я привел электро модели, но все они есть и ДВС(кроме багги вроде).

Далее офф роад 1\8
В данном масштабе самыми популярными классами являются 4ВД багги, 4ВД трагги, 4 ВД Монстры(хотя повторюсь у монстров грань между 10 и 8 масштабом трудноуловима).
Примеры:
4ВД Багги
4ВД Трагги
4ВД Монстры

Офф роад 1\5
Тут господствуют 2 и 4ВД Багги, трагги и монстры. Так же встречаются шорткорсы. Но т.к. у большинства производителей все они сделаны на одном шасси и отличаются только колесами, передаточным отношением и кузовом, отдельно каждый класс рассматривать я не буду. Дам просто ссылки на конкретные модели.
2ВД Багги
2ВД Шорткорс
А вообще есть отличный ФАК по большим моделям тут.

По классам Трофи и триал есть отличный ФАК тут.

Далее Он роад.
Тут самые популярные масштабы это 1\18, 1\10 и 1\5.
По 1\5 читаем в том же ФАКе, что и про 1\5 оффроад.
На 1\18 тоже не буду подробно останавливаться, т.к. у нас это не актуально и вряд ли будет.
Основная масса моделей онроад это 1\10.
Как я уже писал они делятся на классы шоссейки, дрифт и ралли.
По сути база у них всех одна. Хочется дрифта - спец резина(слики), перенастройка подвески и блокировка дифов - вот тебе дрифт. Захотел шоссе - микропору на колеса, в дифы масло, подкрутил подвеску и погнал на трассу. С ралли то же самое.
Конечно есть шасси больше подходящее для ралли, есть больше для дрифта, но принципиальной разницы нет.
Приведу примеры шасси:
Самая массовая и самая доступная модель Tamiya TT01. Если по ссылке выйти в общий каталог, то там найдется десяток таких ТТ01 с разными кузовами. В 90% из них отличие в них как раз только в кузове.

Т.к. я все таки оффроадер и шоссейки мне мало интересны, то более подробно о них не буду. Да и все таки хотелось бы побольше народу в офф роаде 😃 Если кто то захочет чо то дополнить по шоссейкам, буду рад.

Продолжение после рекламы…

Ursus_tlt

Продолжим пожалуй.

Итак вы определились с масштабом и классом автомодели. Встает вопрос силовой установки. На данном этапе технического прогресса самыми распространенными движителями для автомоделей являются ДВС и электро двигатели. ДВС в свою очередь делится на калильные двигатели, работающие на нитрометане, и бензиновые(92-95 бензин с добавлением спец. масла). У каждого движетеля есть свои плюсы и минусы, которые я постараюсь объективно до вас донести. Но сразу предупрежу, я ярый электричник 😃 , поэтому могут проскакивать и субъективные суждения.

Если вы выбрали для себя большую модель 5го масштаба, то тут выбор не велик и сводится к бензиновым движкам. Хотя и туда потихоньку начинает вклиниваться электричество.
Рассмотрим + и - бензина.

  • дешевый бензин - смесь бензин + спец. масло обойдется примерно в 50 рублей за литр. Чего хватит примерно на 1 час катания.
  • надежность
  • долговечность - ресурс значительно больше чем у калильных двигателей
  • простота - легко настраивается, настроенный легко заводится
  • высокая мощность - самые простые модельные бензодвиги имеют 3 л.с., тюненые раскочегариваются и до 7-8.
  • независимость от источников энергии
  • большой вес и размер - изза этого подходят только для больших моделей
  • бензин вонюч и при обслуживании дома это может вызвать определенные трудности
  • бензин все таки токсичен и выхлоп тоже
  • Шум - вечером во дворе не особо покатаешь - бабки загрызут(но для кого то это плюс - добавляет реалистичности и зрелищности)

На самом деле основной минус бензина перед калилками это размер. Если б придумали бензо двиг с мощностью и размерами калилки, то они бы умерли имхо.

Бензодвиги подразделяются по объему, который измеряется в куб.см. Обычно объем бензодвига начинается от 23 куб.см и до 35 куб.см. Хотя конечно есть и больше. От объема зависит мощность и естественно размер двигателя.

Ну и как оно выглядит.

Далее поговорим от 8ках.
Восьмой масштаб сейчас примерно поровну поделен между собой электро движками и ДВС калилками.

Для начала напишу про калилки. Знания у меня по ним поверхностные, поэтому кратко.
Калильные двигатели работают на специальном топливе - нитрометаноле. Нитрометанол это смесь метилового спирта, нитрометана и масла. Существует несколько видов нитро топлива, которые отличаются друг от друга процентным содержанием нитрометана. Самые распространенные это 16%, 20%, 25% и 30%. Содержание масла так же может отличатся и колеблется в пределах от 10 до 12%.

Так же как и бензиновые, калильные двигатели отличаются по объему. Только обозначение тут немного другое. Объем их измеряется в кубических дюймах. В автомоделизме используются движки объемом от 0.10 куб. дюйма до 0.50. Двигатели объемом до 0.21 в основном ставятся на 10й масштаб и меньше. 0.21 и выше это движки для 8го масштаба.

Рассмотрим + и -. Тут могу быть субъективен, т.к. не признаю калилки 😃

  • высокое соотношение мощности к размеру
  • независимость от источников энергии
  • Нитро топливо практически не пахнет, что дает возможность обслуживать модель дома
  • Недолговечность - в среднем калильные движки живут 5 галлонов топлива(примерно 25 часов чистого времени работы)
  • Сложность настройки - в особенности для новичков
  • Капризность - необходимо постоянно подстраивать двигатель в зависимости от температуры воздуха и погодных условий
  • Нежность - калилку очень легко убить неправильной настройкой, ну или если не убить то сильно сократить срок жизни
  • Нитро топливо ОЧЕНЬ токсично
  • Запах и токсичность выхлопа - дома не заведешь - можно и копыта откинуть.
  • Ну и самый, на мой взгляд, главный минус это цена топлива. Топливо продается канистрами по 3.78л(1 галлон) либо по 5 литров(редко). Стоимость галлона топлива у нас в городе около 2 тыс. руб. 1 бака(около 150 мл) на модели 8го масштаба хватает в среднем на 12 мин катания. Т.е. час катания вам обойдется примерно в 400-500 рублей.

Ну и как они выглядят: раз и два.

На сегодня закончу пожалуй. Далее будет подробнейший обзор электро силовых установок и аккумуляторов. А так же вопросы бюджета, мест покупки т.д.

9 days later
Ursus_tlt

Продолжим.
Электрическая силовая установка.

  • и -
  • Долговечность - при правильной эксплуатации вас переживет
  • тишина
  • экологичность - не воняет, не токсичен
  • момент - электро двиг выдает полную мощность на любых оборотах, двсу нужно раскрутиться
  • тишина?
  • Зависимость от электричества

Электро силовая установка состоит из 3х основных частей: 1. Двигатель, 2. Электронный регулятор скорости(ESC) 3. Аккумуляторы.
В данной статье я буду рассматривать только бесколлекторные(далее БК) двигатели и регуляторы для них, т.к. считаю коллекторные движки совершенно устаревшими для моделизма. Чем они друг от друга отличаются конструкционно найдте в гугле. На практике же БК движки более долговечны и экономичны, но требуют специальных регуляторов, которые как правило дороже коллекторных.
Аккумуляторы. Есть несколько типов распространенных в моделизме аккумуляторов:

  1. Li-Po(Литийполимерные, липольки).
  2. Ni-Mh, Ni-Cd Никельметалгидриды и никелькадмий. По сути это теже бытовые аккумуляторы адаптированные под модельные нужды - увеличена токоотдача. Считаю безнадежно устаревшими и не стоящими внимания.
  3. LiFePo4(Лифешки) - ответвление в развитии липолек. Есть как плюсы по сравнению с липольками(не боятся мороза, переразряда, перезаряда, мех повреждений) так и минусы(соотношение вес\емкость ниже, цена выше).
    На мой взгляд сейчас лучший выбор для моделистов это липольки. Низкая цена, высокая токоотдача, беспроблемность при соблюдении правил эксплуатации. Липольки различаются кол-вом банок(т.е. напряжением), емкостью и токоотдачей. К каждой рекомендованной мной электро силовой установке я буду рекомендовать липольки.

Итак перейдем к моделям. Для начала кратко о шоссейных моделях 10го масштаба. Они в основной своей массе работают как раз на электро тяге. Вариантов силовых установок масса, начиная от недорогих китайцев и заканчивая профессиональными системами по несколько сотен баксов. Т.к. эта статья в основном предназначена для новичков, и я не особо хорошо разбираюсь в шоссейках, то порекомендую начальную систему, которая при своей весьма скромной цене, для новичка будет в самый раз.
Регулятор выбираете из этих: 1, 2, 3, 4. Я бы рекомендовал вариант 1 или 2. Эти реги выпускаются уже довольно давно, они прошли неоднократную модернизацию как техническую так и программную. Отличаются они по мощности. 1 вариант 60Ампер 2 вариант 35А. В принципе у нас товарищ дрифтит на 35А реге и у него все отлично. Не уверен как он будет себя вести именно в шоссейных гонках - нагрузки там больше. Так что 1 вариант наиболее универсален и при желании его можно будет поставить на оффроад 10ку.
Двигатель: вариант 1. Был у меня такой. Стоял на растлере(10ка оффроад). Для оффроада слабоват. Для шоссейки новичковой самое оно. Вариант 2. Сам не сталкивался, но отзывы не плохие. Для начала пойдет. Но под него точно нужен регулятор 1 как минимум.
И акки под это все: Вот такой. Тут выбираете под свою модель. Вам нужны 2S акки на 7.4Вольта. А емкость уже подбираете так чтоб акк в лез в машинку 😃 Ну обычно берут от 4000 до 5000мАч.

Офф роад 10ки.
Тут все немного сложнее чем в шоссейках. Нагрузки выше, соответственно система должна быть мощнее.
Из китайцев рекомендую реги 1 и 2. 2 вариант более предпочтителен, т.к. ток 100А. Но если вы выбрали 10ку баги, то хватит и 1 варианта, т.к. она легкая. Для шортов и траков лучше 2.
Движки. Тут все еще сложнее. Китайские движки в основной массе слабоваты и будут скорее всего греться. Можно попробовать поставить 1 или 2. Как вы видите это теже движки, что я рекомендовал для он роада. Но они лучшие из дешевых. У меня на растлере стоял 2 вариант - слабоват. Попробуйте 2, но с ним однозначно рег №2.
По аккам. На оффроад ставят как 2S(7.4В) так и 3S(11.1В). Тут выбор за вами. Найдите тему про свою модель в форуме и почитайте кто какие акки ставит.
Если все таки хочется нормальную систему, то рекомендую Traxxas Vineleon VXL. По ссылке 2 варианта. Тот что подороже защищен от воды, причем по отзывам весьма не плохо. Рекомендую его. По цене они выйдут 4000 и 4600 примерно, с учетом доставки и скидок. Конечно это не топ система и у нее есть свои проблемы, но это уже не китаец и качество очень хорошее.

Оффроад 8ки.
Тут вариантов совсем мало. Т.к. нагрузки очень большие, то и система должна быть очень мощной. Есть дешевый вариант: Рег и двиг. Рег не плох особенно за свои бабки. Но вот движки хлам.
И есть самая популярная и массовая система: для багги и для трагги. С доставкой и скидкой она выходит около 7500 рублей. Я рекомендую ее.
Акки на 8ках в основном используются 4S либо 6S. Последние реже. Так же вам понадобятся коннекторы для акков.

Так же для катания на электричках необходима зарядка. Если вы последовали моему совету и купили себе липольки, то для них нужна специальная компьютерная зарядка. Их на рынке великое множество. Я покажу 2 примера: 1. Народная зарядка. Дешевая и все умеет. Если вас устраивает заряжать акки по 1,5-2 часа это ваш выбор. 2. Этой зарядкой пользуюсь я. Заряжаю акки за 30-40 минут.
Так же следует сказать, что все зарядки работают от 12 вольт. Это значит, что вам еще будет необходим блок питания. Если вы выбрали народную зарядку, то для ее питания будет достаточно немного переделанного блока питания от компьютера. Причем любого рабочего. Как его переделать читаем тут. Если же вы решили взять себе мощную зарядку, то и бп к ней нужен мощный. В моем примере зарядка может заряжать токами до 20А. Соответственно необходим БП, который сможет дать ей эти 20А+15% запас примерно. Я долго искал и в итоге купил себе такой бп. Брал я его у нас в промэлектронике что на дзержинке(impulsi.ru). Но сейчас он что то очень сильно подорожал у них. Стоит аж 2500. Я брал за 1700 примерно прошлой весной.

Вот собственно и все. Статья окончена. Все ссылки в статье не являются рекламой(а то вдруг модеры и сюда заглядывают 😃). Тем не менее в статье даны ссылки именно на те магазины где мы все это заказываем.

Теперь прошу обсудить статью. Что то подправить, что то добавить. Особенно касательно ДВС движков и шоссеек.