Герметизация электроники
Так как у меня начали постоянно спрашивать как герметить регуляторы и все остальное, напишу как это делал я. Регулятор и приемник прекрасно пережили зиму, после такой герметизации, хоть и были неоднократно закиданы снегом, который благополучно таял на регуле. Серва вообще уже год живет. Мыл ее шлангом, душем, купал в Волге а снег для нее второй дом. Сразу скажу, не один способ не дает 100% гарантии, что у вас ничего не сгорит, но у меня работает и если вы сделаете все по инструкции, то вероятность пожара будет сведена к минимуму. К сожаления, инструкция будет без фоток, т.к. сейчас просто нечего герметить мне.
Итак что нам понадобится:
- Лак Пластик 71. Можно купить в радиодеталях около 50 рублей на пузырек, которого вполне достаточно чтоб все загерметить.
- Термопроводящий клей Радиал или Алсил. Есть и другие, но эти лучше. Купить там же где и лак. Цена 150-250 рублей за шприц. Смотрите дату изготовления. Нужен посвежее, т.к. они очень быстро высыхают и вам может попасться уже высохший или близкий к этому.
- Герметик бытовой или автомобильный(ABRO красный). Я брал автомобильный, он мягче, термостойкий, не засыхает до жесткого состояния(всегда очень мягкий остается). Автозапчасти около 50 рублей. Бытовой сами ищите 😃
- Смазка ШРУС с графитом. Можно так же использовать литол или что то подобное. Автозапчаси 50р за тюбик.
- Бензин Калоша. Так же можно использовать изопропиловый спирт. Радиодетали. Цена зависит от объема. Я брал последний раз литровую бутылку че то рублей за 80. Спирт там же продается, стоит примерно столько же. Вообще калоша очень полезная штука не только в моделизме, но и вообще дома.
- Кисть. Обычная рисовальная кисть 2-3мм диаметром. Канцтовары. Почем фиг знает, я у ребенка отжал 😃
- Баночка с герметичной крышкой. Баночку нужно подбирать такую, чтоб туда спокойно влез ваш регулятор в разобранном виде плашмя. И было место там им поболтать немного. Купить можно например в пеликанах. Есть у них такие полиэтиленовые баночки разных размеров с крышкой завинчивающейся. Стоят от 20 рублей примерно.
- Шарики. Обычные резиновые шарики. Возьмите несколько разного размера. Где и почем купить думаю найдете.
- Нейлоновые хомуты(стяжки). Шириной 1.5-2мм. Желательно купить хорошие именно нейлоновые. Они не должны ломаться или даже трескаться при сгибе пополам. Я брал хорошие в Тамаре. Цена разная, в зависимости от длинны и количества.
- Наждачная бумага. Я честно говоря не помню точно зернистость. В общем нужен один лист грубой довольно, думаю 800-900 нормально будет. Лист 1000 и лист 2000. Покупаем на строй рынке(Вега, Русь) или в строймагах. Цена рублей 10 за лист.
- Пластиковая карта. Лучше платину, можно голд, ну классик на крайняк сойдет 😃
- Инструменты. Отвертка, нож, зажигалка, зубная щетка, зубочистки, канцелярский нож с НОВЫМ лезвием.
Так же сразу нужно продумать как вы будете вывешивать электронику на просушку. Желательно чтобы плата регулятора висела параллельно земле, что бы лак не стекал на одну сторону. Вешать нужно за провода, чтобы пролаченная поверхность ничего не касалась.
Так же сразу предупрежу, что лак довольно сильно воняет, но сушить нужно при комнатной температуре или выше. Так что либо ждите тепла, либо выгоняйте домашних на время процедуры 😃
Начнем с регулятора.
Снимаете с регулятора все лишнее - кулер, корпус, в общем все что пластиковое и можно открутить, отщекнуть и т.п. Далее первая сложная часть - радиатор. На многих китайских регах между радиатором и фетами лежит “жвачка”, термопроводящая прокладка. Если у вас так - вам повезло. Отдираете от нее радиатор, сдираете ее с фетов и все. Если же у вас радиатор приклеен, то нужно его погреть зажигалкой. Аккуратно, не подпалит провода и саму плату. Прогревайте равномерно и не слишком долго, секунд 20-30 для начала. Далее берете нож и вставляете его между радиатором и фетами и пытаетесь оторвать. Не прилагайте большого усилия! Можно оторвать феты. Нагретый клей отходит довольно легко. Если не поддается - погрейте еще. Тут главное не перестараться с нагревом и усилием. Но в общем то проблем возникнуть не должно.
Итак вы сняли радиатор, поздравляю 😃 На фетах и радиаторе осталась белая чача, это клей. Его нужно смыть. Так же многие производители покрывают реги своим каким то лаком. Его тоже нужно смыть. Для этого наливаем в ту самую баночку калошу и замачиваем в ней рег на пару часов. Так же в банку вместе с регом можно сунуть радиатор, чтоб с него тож клей смыть. Далее берем зубную щетку и счищаем разбухшие клей и лак. Если не счищается замачиваем еще. Если нету даже признаков размокания клея или лака, заменяем калошу на спирт. Вычищаем все очень основательно, чтобы не осталось даже следов родного лака и клея. Особо уделите внимание промежуткам между фетами.
Следующий этап, лакировка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ РЕГУЛЯТОР ДО ПОЛНОЙ ПРОСУШКИ ЛАКА, НЕ ВЫСОХШИЙ ЛАК ПРОВОДИТ ТОК. ВЫ СПАЛИТЕ РЕГУЛЯТОР. Берем ту же самую баночку, промываем ее водой от калоши и остатков лака. Вытираем насухо. Наливаем в нее Пластик 71. Наливаем столько, чтобы регулятор полностью погружался в лак вместе с конденсаторами(если они у вас на плате). Бултыхаем рег там некоторое время, чтобы лак затек во все щели и промежутки. Вынимаем, даем немного стечь и проверяем на наличие пузырьков лака. Если обнаружили пузырек, протыкаем его зубочисткой и купаем заново, пока не получится без пузырьков. Вывешиваем на просушку как я писал выше. Сушим 1-2 часа. Можно больше, вообще чем больше тем лучше. Повторяем процедуру 4-5 раз. Можно больше, но не слишком. После последнего купания сушим 1 день. Лучше 2. И повторяем процедуру еще раз. Тут как раз пригодится крышка для баночки, чтобы лак не сливать в бутылку.
Пока регулятор сушится, обрабатываем радиатор. Все радиаторы сейчас идут крашеные или анодированные или еще какие, в общем цветные 😃 Краска ухудшает теплопроводность. Можно конечно заморочиться и снять краску со всего радиатора, но сомневаюсь, что кто так будет делать 😃 Можно взять радиатор от компьютерного кулера для процессора и обрезать по размерам. Это хороший вариант, т.к. на процах радиаторы обычно не крашенные и у них ребра выше, следовательно площадь теплоотдачи лучше. Я не стал так делать. Если вы хотите отставить родной радиатор, то делаете следующее. Берете грубую наждачку и сдираете краску с дна радиатора. Сдираете основательно, чтобы не осталось следов. В идеале нужно наклеить кусок наждачки на ровный кусок дерева или фанеры. Далее обрабатываете 1000 шкуркой потом 2000. В идеале еще отполировать, но это на ваше усмотрение. Мелкими шкурками обрабатывать пока поверхность не станет однородно-матовой, без явных царапин от грубой шкурки. Протираете калошей. Все радиатор готов к приклейке.
Клеим радиатор. Итак регулятор просушен, радиатор отполирован. Сразу приготовьте то, что вы сможете использовать в качестве груза. Нужно килограмм 10 примерно, можно больше. Ну и место где оно будет стоять пару дней 😃 Далее берете канцелярский нож и очень аккуратно срезаете лак с каждого фета, чтоб он стал как можно чище. Срезается довольно легко. Срезать нужно только верхушку. Как крышечку снять. Усилий не прикладывать никаких совсем. Протираете феты ваткой с калошей и больше не трогаете пальцами феты и вообще ни чем. Так же еще раз протираете радиатор. Далее клей. Его лучше выдавить на что нибудь и хорошенько перемешать. Далее обильно мажете феты этим клеем при помощи пластиковой карты(ну или куска от нее если рег не большой). Нужно хорошо промазать промежутки между фетами, чтобы клей туда зашел хорошо. Так же хорошо промазывайте крайние феты по бокам. Далее мажете клеем радиатор, но уже очень тонким слоем, при помощи той же карты, как можно тоньше. Прикладываете радиатор к фетам замазываете боковые щели клеем и придавливаете грузом. Сушите 2-3 дня. Когда клей высохнет повторяете процедуру купания рега в лаке еще пару раз, но радиатор полностью конечно не купаете, погружаете только чуть выше уровня стыка радиатора с платой.
Провода. При таком методе герметизации остается одно слабое место это провода. Т.к. провода как правило силиконовые и очень подвижны, то лак имеет свойство от них отходить. Я честно говоря пока до конца эту проблему не решил и пока ничего с этим не делал. Есть конечно несколько соображения на этот счет. Во первых все зависит от того, какой у вас корпус. Если провода заходят во внутрь корпуса, тогда можно обмазать те места, где заканчивается лак герметиком и провода зафиксировать внутри корпуса так, чтобы эта часть не двигалась. Это лучший способ, по моему. Можно попробовать взять термоусадку в 2 раза толще провода и усадить ее на герметик. В общем главное добиться минимальной подвижности проводов, в том месте где они подходят к плате и это место загерметить герметиком. Ну и дополнительно можно промазать это место тем же лаком кисточкой, или делать это постоянно перед каждыми покатушками. Можно выпаять провода и сделать вместо них разъемы, но лишние разъемы это плохо. Короче тут на ваше усмотрение. Повторюсь, что я с проводами ничего не делал, и все пока отлично. Но я прекрасно понимаю, что это слабое место и к следующей зиме обязательно что нибудь буду делать. Буду рад выслушать ваши идеи на этот счет.
Если на вашем реге конденсаторы на проводах, то их тоже нужно загерметить. Сначала так же купаете их в лаке как и рег. Далее берете шарик маленький. Засовываете туда конденсаторы. В горловину выдавливаете герметик и немного стягиваете хомутом. Даете подсохнуть пару-тройку часов и стягиваете хомут посильнее, но опять же не прям до конца. Все.
Этот же способ подходит для приемника вполне.
Будет продолжение. Пока форум не дает запостить.
Были такие случай (Антон свидетель) когда после втыкания в снег самолета двигатель просто не заводился , все указывало на обрыв фазы в движке (регулятор не издавал посторонних звуков и сигналов ) . Хотел уже вскрывать двигатель и перематывать , но на следующий день оказалось что все работает и никаких хирургических вмешательств не требуется . Такие случаи были с регуляторами от HK-18-20A и HK-25-30A . После небольшой герметизации скотчем - работают до сих пор без проблем .
это факт точь так и было сначало незаводился а наследующий день все ок становилось 😃
Обещанное продолжение
Серва.
Тут могут быть нюансы, т.к. внутреннее устройство серв может значительно отличаться. Поэтому я не буду описывать как разбирать серву. В итоге нужно максимально вынуть электронику из корпуса, в идеале полностью освободить ее. Когда вы вынули потроха, вы видите несколько узлов, которые есть в любых сервах. Двигатель, плата и потенциометр. Потенциометр это такая крутилка, стоящая напротив двигателя. Она как раз и отвечает за позиционирование сервы.
Берем наш любимый Пластик 71 и кисточку. Промазываем плату лаком очень обильно. Опять же смотрите за пузырьками. Так же мажем контакты на двигателе и потенциометре. Очень аккуратно мажьте потенциометр. Нельзя что бы лак затек вовнутрь это выведет его из строя. Общий порядок действий такой же как с регом, только число слоев можно сделать поменьше - 2-3. Далее устанавливаем электронику обратно в корпус при этом набиваем его герметиком под завязку. Закрываем нижнюю крышку. Далее отсек с шестеренками. Там есть какая то своя смазка обычно, можно ее смыть, я не смывал. Берем ШРУС и ОБИЛЬНО мажем шестерни. Закладывайте побольше, не бойтесь. Под завязку забивать не надо, но не жалейте. Собираем серву обратно, при этом промазываем все соединения корпуса герметиком. Даем просохнуть герметику пару дней. Почему пару дней? Потому что внутри корпуса он будет сохнуть долго. Все, серва готова.
Приемник. Как я уже писал, вполне подходит способ с шариком, как для конденсаторов. Только после купания нужно почистить штырьки контактов от лака. Но есть 1 минус у него - что бы отключить провода от приемника нужно разбирать эту конструкцию и собирать потом заново. Так же можно купить корпус специальный. Очень хороши корпуса от ревы или растлера. Только резинку нужно заменить на герметик. Стоят они на амейне до 10 баксов. Я только пролил приемник лаком, т.к. мой приемник стоит 150 рублей и если он сгорит я просто его поменяю, но товарищи у кого всякие футабы и спекрумы думаю не будут рабы сгоревшему приемнику 😃
Александр на это я могу ответить одно - токи. Какие токи в этих регуляторах? 10-15А постаянки? Плюс когда самолет упал вы же ручку отпустили правильно? Да и потом пробовали не на полный же газ. А как происходит в авто? Катаем, катаем, тапка в пол, хоп встало и дымок пошел. И хорошо если дымок только, а не кузов, пластик вокруг и акк в придачу.