Если самолет улетает?
Наверное все пилоты сталкивались с ситуацией, когда самолет улетает. То-есть модель далеко, высоко, ты зарулился и уже не видишь, что модель делает и выполняет ли команды вообще. Да еще и ветер наверху совсем другой силы и направления. Что асы делают в такой ситуации? Поделитесь своим опытом, я думаю он многим будет полезен.
Я не знаю, что в таком случае делаю асы ( у них такого уже не должно быть вовсе ), но я плавно тяну за разные ручки передатчика и смотрю, что происходит через некоторое время. Так как модель двигается довольно быстро, то изменение ее положения становится все-таки видно. Она либо поднимается, либо опускается, поворачивает в одну или в другую сторону, удаляется или приближается. А дальше очень просто, если мне не нравится, что с ней происходит, делаю наоборот. В конце концов она все-таки прилетает.
Вот только делается все это довольно быстро и на каком-то автоматическом бессознательном уровне, поэтому толком объяснить, к сожалению, нельзя. ❗
Это умение появляется само собой и не сразу.
Я хорошо помню свой первый полет в Монино, когда моя модель сразу же улетела на такое большое расстояние, что я уже не мог с ней справится.
Рядом были очень опытные моделисты. Я их позвал, и они без труда вернули мою модель.
А вот если опытного челока рядом нет и ничего не получается, то остается только одно - выключить двигатель.
Все зависит от модели и ситуации.
Первое - надо пытаться вернуть модель, как писал Вячеслав.
Но бывают случаи, когда визуальный контроль теряется.
Сам один раз попал на пилотажке то ли в высокий туман, то ли в низкую облачность. Граница очень резкая. Раз и модели нет. Единственное решение – штопор. Заложил рули – жду. По времени – один виток, второй… Тишина… Модели нет… Уже начало все опускаться… Перед самой землей выныривает.
Сергей
В 92 имел удовольствие потерять мотполанер. Опрометчиво взлетел накануне подхода грозового фронта и модель просто утянуло. Даже в штопоре тянуло вверх. Сам виноват, конечно. Прозевал, да и опыта было мало.
С тех пор для себя выработал несколько простых правил “Как остаться с моделью”.
- Не летать в предгрозовую и непонятную погоду (туман, приближение фронта и пр.). Хорошо оцените рельеф места полетов. Небольшие бугры, строения. раститтельность могут подарить много адреналина, перекрыв видимость.
- Стараться не заводить модель на солнце. Если это неизбежно, то при пролете в этом секторе траектория должна быть хорошо предсказуема. Помните: поймав “зайчика”. человеческий глаз должен восстановиться. Необходимое время для восстановления (биохимический процесс) это очень индивидуально. Может потребоваться относительно много: времени до 20 с. !Хорошие очки -непременный аксессуар для полетов.
- Не уводить модель (особенно планер!) далеко по ветру, особеноо на малой высоте. Помните, что на высоте ветер может значительно отличаться по направлению от приземного. Если сектор полета выбран правильно (при запасе высоты) ветер снесет модель к месту старта.
- Не увлекаться полетами в сумерки, особенно, когда темнеет быстро.
- При потере положения модели до последнего добиваться понятной реакции на действия пилота. При подобных манипуляцих с планером имейте в виду, что он может разрушиться в воздухе от перегрузок (проверено на личном опыте). Правда, разбитая модель лучше ее полного отсутствия.
И последнее: не угоняйте модель далеко, без особой цели.
Все о чем написал - вещи многим известные. Важность их понимаешь, увы, только испытав на себе.
" Дальше, выше, быстрее"… соразмеряйте Господа!
А мне рассказывали такой случай. Летали планеристы и модель ушла очень далеко, но ее было видно. Пилот стал аккуратно ее возвращать и, как обычно при полете на себя парировать крен. Модель четко отрабатывала за ручкой, но при подлете неожиданно замахала крыльями. Оказалось, что человек управлял вороной! Сколько же было тогда смеху! А планер так и не нашли…
PS. Можно поступать как делают спортсмены - прикреплять на модель табличку с обратным адресом, телефоном, вознаграждением. Возможно найдутся честные люди…
PS. Можно поступать как делают спортсмены - прикреплять на модель табличку с обратным адресом, телефоном, вознаграждением. Возможно найдутся честные люди…
Особенно когда она улетит на парковку и приземлится на переднее сиденье какого-нибудь мерсдеса… 😃
Спасибо всем ответившим. А с табличкой интерес бубновый… А если модель улетела и к примеру приземлилась в салон дорогой иномарки (что сплошь и рядом случается), то по такой табличке к вам группа юристов и приедет 😃 Вообще проблема сложная, многогранная и требует серьезного рассмотрения. Тут и летные поля, и страховка полетов и много чего еще, до чего цивилизованные страны уже давно дошли.
А у меня другой способ.
Привязываешь прочную леску к самолету и летаешь.
самолет улетел а ты его за леску.
Делов то 😂
Ага, ещё идея - следить постоянно за летающей моделью с вертолёта, настоящего! 😅
Начинающим всегда лучше летать с опытным напарником или хотя бы просто с напарником. У человека, наблюдающего полет со стороны зрительное восприятие самолета несколько иное, чем у пилота, у него внимание не сконцентрировано в основном на модели и он может осуществить ее визуальную “привязку” к ориентирам на местности и подсказать направление движения и изменение положения модели в пространстве. Если вы все же один на поле, то если модель выходит из зоны видимости и контроля и не можешь понять что она делает, то лучше отдать рули от себя, дать крен и выключить мотор. По крайней мере останется шанс не потерять хотя бы мотор и бортовую аппаратуру.
Лучше всего быть готовым к такой ситуации. Еще лучше - недопускать такого развития событий.
Наверное все пилоты сталкивались с ситуацией, когда самолет улетает. То-есть модель далеко, высоко, ты зарулился и уже не видишь, что модель делает и выполняет ли команды вообще. Да еще и ветер наверху совсем другой силы и направления. Что асы делают в такой ситуации? Поделитесь своим опытом, я думаю он многим будет полезен.
Ничего страшного в такой ситуации нет. Страшнее ситуация, когда модель уже не видишь - отвлёкся на долю секунды, смотришь а её уже нет. Пару раз возникали такие ситуации - сразу крен и на себя. Как правило, модель в плане заметнее, чем сзади или сбоку - можно её увидеть и вернуть.
Ну тогда продолжим: а какой у народа положительный опыт поиска моделей? В смысле глазом кажется, что модель улетела очень далеко, дальше километра. А релаьно как далеко они улетают? И каков примерно круг поиска? Я понимаю, что все сильно зависит от размера модели, цвета, глаз пилота и его опыта. Поделитесь опытом поиска, и насколько это реально, и где чаще всего модель находится, на деревьях или внизу. Я имею в виду, что полет проходит над лесом и искать ее надо в лесу.
Ну если примерно засекли место, где модель должна упасть, то есть небольшой шанс ее найти. А в лесу надо смотреть вверх. Обычно самолет, а тем более планер снимают с деревьев. 😕 Были случаи…
а еще лучше когда кто-нибудь на точке остается и руководит куда идти, а то отойдя метров на 100-200 реально теряешь направление. Я один раз самолет искал часа полтора. Ветер был сильный и он против ветра не вытягивал, сносило все дальше и дальше, поэтому было без вариантов, пришлось ронять. Хорошо сервы громкие были, по звуку нашел в траве, а то думал что упал в совершенно другом месте.
Прежде, чем бросить передатчик и бежать за моделью надо запомнить ориентиры. Хочу обратить внимание, что надо именно запомнить, а не заметить. Надо запомнить два ориентира, чуть поближе и чуть подальше. Тогда, даже отойдя на большое расстояние, вы не потеряете нужную линию и сможете всегда на нее вернутся.
Сергей
Добавка ко всему сказанному: модель ищите с передатчиком, время от времени шевеля рулями. В высокой траве сколько раз только так и находили. Улетевшую в лес модель найти шансов почти нет. Хотя мы один раз нашли. Именно по звуку работающих машинок, но с земли в дереве её не было видно вообще.
Что асы делают в такой ситуации?
Трямс… Модель за несколько … рублей… Думаю у асов таких ситуаций не возникает… 😲