Расчет сужения элерона (вопрос по методике)
Буквально вчера выкачал свежую порцию роликов F3P, в некоторых их них камерой по “стоянкам” моделей проезжались… Даже среди топовых участников конструкций просто до задницы! Даже модели, одинаковые по схематике и размерам при более детальном рассмотрении, насколько позволяет видео, имеют значительные отличия. И площади рулей, и расходы, и расположение-формы хитрых ребер на крыльях. У одной модели на задних кромках дырявые тормозные щитки увидел - в полете она летела с практически фиксированной скоростью что вниз, что вверх, фигуры хорошо воспринимались… В общем, как я понял - это удел личных экспериментов и опытов.
Сам в Ф3П не летаю, так что мнение следует воспринимать как чисто дилетантское 😃
Надо поять, что требуется от конструкции и тогда стает понятно почему надо делать так или иначе.
Вы хотите суперманевренность, суперлегкость или супертехнологичность?
На практике встречаются следующие основные варианты:
- Одинаковая ширина по всему размаху (паралллельно задней кромке).
- Одинаковый процент от хорды в корневой и хвостовой части элерона.
- Передняя кромка элерона перпендикулярна продольной оси планера.
При одинаковой площади самого элерона его геометрия, а соответственно и эффективность при разных подходах могут существенно отличаться.
Соглашусь с Dr.On. Все зависит от того, что хочется получить. Как удобнее в данном конкретном случае. Я, допустим, исхожу из соображения эффективности на малой скорости, т.е. чтоб элерон был во всю длину консоли и хоть частично попадал в обдув двигателя. А эффективность для разных конструкций, думаю, можно считать как на СЛА. ofsla.tomsk.ru/boo/sla.doc В доке расписан расчет СЛА, но при их скоростях и на модель сгодится. 😃 (Искать в тексте по слову “элерон”)
Вы хотите суперманевренность, суперлегкость или супертехнологичность?
По порядку:
- На технологичность в случае F3P не влияет никак - плоское крыло без лонжеронов и кромок.
- Насчет суперлегкости: суммарная площадь крыла и элерона (соответственно и вес) остаются одинаковыми, так что этот пункт не уместен.
Еще раз акцентирую постановку задачи: выбор геометрии элерона трапециевидного крыла при его фиксированной относительной площади. К примеру: крыло размахом 900 мм, элероны суммарной площадью 40% от площади крыла длиной по 400 мм (100 мм - центральная часть фюза). Как правильно выбрать их геометрию?
- Остается эффективность. Для F3P необходима высокая маневренность, но конкретного ответа на поставленный вопрос это не даёт.
Спасибо за мысли, Дмитрий.
ИМХО, только экспериментировать.
А эффективность для разных конструкций, думаю, можно считать как на СЛА. ofsla.tomsk.ru/boo/sla.doc В доке расписан расчет СЛА, но при их скоростях и на модель сгодится. 😃 (Искать в тексте по слову “элерон”)
Привет!
Изложенная методика к нашему случаю слабоприменима. Там рассматривается расчет для элеронов, находящихся на концах крыла, т.е. вне зоны обдува винта.
Спасибо за ссылку - полезно для общего развития.
- Остается эффективность. Для F3P необходима высокая маневренность, но конкретного ответа на поставленный вопрос это не даёт.
Высокая маневренность на каких режимах полета? Проговорите все условия, которые Вам нужны и Вы уже получите половину ответа.
Видимо маневренность нужна на всех режимах полета. Значит элерон должен быть развит как у корня крыла (для обдува пропеллером на низких скоростях) так у законцовки.
В таком случае, как кажется, имеет смысл выбрать элерон одинаковым по размаху (параллельно задней кромке крыла).
Логика такая, чем дальше по размаху находится центр давления элерона (то есть плечо), тем он эффективнее. А про обдув у корня крыла выше кто-то уже писал.
Кстати, я понимаю, что вырезать два прямоугольных элерона или два трапецевидных, это для вас задачи практически равноценные, но на самом деле прямоугольные элероны-технологичнее.