Вопрос о "лохматой" поверхности.

GSL
flysnake:

Но есть одна странность. Описываются турбулизаторы, установленные за минимумом давления (до 80% хорды! ). И на больших Re (заведомо бОльших, чем 100000).

На одном из советских реактивных самолетов (возможно Ту-16, точно не помню) со стреловидным крылом турбулизатор в виде дюралевого уголка стоит перед элероном. Как нам объяснили с целью улучшения управляемости по крену.

iurka
flysnake:

К сожалению, ни в одной другой менюшке я не нашел возможности установить турбулизатор.
.

??? Меню Polars ----type4— и там ставим турбулизаторы сверху,снизу на разных позициях…

GSL

Вот тут есть о турбулизаторах www.aviajournal.com/arhiv/1996/08/03.html

Применяются на планере 15-метрового класса ASW-27. Правда там он несколько в других местах ставится, насколько я понял для улучшения работы рулей.

flysnake
GSL:

Вот тут есть о турбулизаторах Применяются на планере 15-метрового класса ASW-27.

Это не турбулизатор “в обычном смысле”. Когда читал Краснова, то обнаружил нечто подобное в части, посвященной применению отрывных течений в управлении. Служат для увеличении эффективности рулей при отклонениях.

GSL
flysnake:

Это не турбулизатор “в обычном смысле”. Когда читал Краснова, то обнаружил нечто подобное в части, посвященной применению отрывных течений в управлении. Служат для увеличении эффективности рулей при отклонениях.

Это турбулизатор в самом что ни на есть обычном смысле. Их еще перед рулями Б-52 ставят. Там огромными рулями пилот врукопашную управляет без всяких бустеров.
Турбулизаторы ставят на “взрослых” планерах, реактивных штурмовиках и так далее и т.п. На дельтапланах на трубы трапеции турбулизаторы ставят. И только сильно продвинутые гуру, владельцы трехметровых карбоновых парителей, гордо презирают “нитки”. Они выше рейнольдцев всяких.

flysnake
GSL:

Это турбулизатор в самом что ни на есть обычном смысле. Их еще перед рулями Б-52 ставят. Там огромными рулями пилот врукопашную управляет без всяких бустеров.

Тогда придется сформулировать по другому.
“Классический модельный турбулизатор” служит для превращения ламинарного пограничного слоя в турбулентный.
А эти “турбулизаторы” создают возмущение в потоке, которое улучшает возможности управления и стоят они в том месте, где пограничный слой уже турбулентен (В Краснове описано их применение и эффекты; доберусь до этого, попробую разобраться). Я не отрицаю, что они могут и на моделях быть эффективными, но служат для других задач, и я, например, не возьмусь за их проектирование - образования не хватит. И реального способа проверки полезности я не знаю. А вот эффект обычного турбулизатора очень заметен по полету и поведению модели (если этот эффект вообще есть).

flysnake

Впомнил кое-что из Краснова и, возможно, определил пользу установки “далеких” турбулизаторов. Нарисовал картинку.
Обычно обтекание профиля (первую линию) рисуют так, как нарисована зеленая линия.
Есть “особые точки” 1 и 2. Обе вызваны трением и зависят от турбулентности потока.
Из-за того, что есть трение и есть минимум давления в районе первой точки, воздух по поверхности профиля ползет к ней (спереди и сзади) в результате там накапливается воздух и получается пузырь. Верхняя часть его сдувается потоком; при этом сам поток обтекает пузырь. Размер пузыря может быть от долей процента хорды до очень больших (десятков процентов;вплоть до полного отрыва потока в точке один).
Особая точка 2 вызвана теми же причинами (сзади давление выше чем в точке 2). Но тут образуется не пузырь, а клин из воздуха, поверх которого течет основной поток.
Чем больше пузырь и клин, тем больше сопротивление и тем меньше подъемная сила.
Турбулизатор Т1 турбулизирует поток. В результате чего уменьшаются размеры пузыря 1 и клина 2.
Если перед точкой 2 поставить “возмущатель потока” Т2, то возможно образование пузыря с последующим прилипанием потока к профилю (что-то подобное я видел у Краснова; возможно, ошибаюсь).
В результате этого падает сопротивление и растет подъемная сила.
Но турбулизатор Т2 - “вещь в себе”. Если его поставить не там или не того размера, то он может работать как интерцептор (сильно отрывать поток) или вообще никак не работать. Красной линией показан поток, который получается в результате работы турбулизаторов.