Оптимальная шероховатость поверхности

Tauren

Не думаю, что род поверхности может так сильно влиять на качество полёта, что модель вовсе перестала нормально летать, скорее после переоптяжки она стала тяжелее или крутки появились.
Да, делают шероховатую поверхность, но в основном на свободнолетающих…
Интересно как на больших планерах делают. Там, мне кажется, да и по фоткам… шероховатостью и не пахнет, или там другого рода турбулизаторы?

shtirlits

На больших планерах другие числа Re.
Турбулизаторы и шероховатые поверхности делают, когда Re<100000 (по моим наблюдениям).

Tauren

Однако эффект не столь велик, чтоб пудрить мозги на RC планерах.
Тут скорости разные.
Если брать свободнолетающие, типа F-1-A… то да, там поверхность помогает… несколько сек полёта.

Sputnik
Tauren:

Интересно как на больших планерах делают. Там, мне кажется, да и по фоткам… шероховатостью и не пахнет, или там другого рода турбулизаторы?

Помнится на больших планерах, выполненных из пластиков и с ламинаризированным профилем крыла, на крыло даже ничего накрасить нельзя. А капли влаги и прилипшие комары-мухи или семечки травы снижают его качество в два раза.

Konstev

Спасибо всем отозвавшимся, а особенно shtirlits!
Факты Господа, вещь упрямая. И если в советских учебниках по аэродинамике чего-то нет, то не стоит отрицать само явление…

Идея турбулизатора заключается в генерации микровихрей, которые повышают энергию пограничного слоя, и как следствие, переход “ламинарного” потока в турбулентный происходит дальше к задней кромке.

По моему мнению, оптимальная шероховатость, а вернее, текстура, должна быть близка к поверхности пера птицы.
По всей видимости, крыло птицы все покрыто микровихрями с достаточно высокой энергией, чтобы не “отлипать” от крыла и скатываться с него дальше в поток. В итоге воздух омывает “псевдопрофиль” с меньшей относительной толщиной - вот и падение сопротивления.
В подтверждение моих слов - авто со “срезанным” задом типа минивенов тащут за собой многометровый аэродинамический вихревой хвост. При этом поток обтекает длинную “каплю”. В итоге получаем низкий расход бензина, и хронически грязную заднюю дверь…

Tauren:

Однако эффект не столь велик, чтоб пудрить мозги на RC планерах.
Тут скорости разные.
Если брать свободнолетающие, типа F-1-A… то да, там поверхность помогает… несколько сек полёта.

Не стОит делать резких суждений.
Вам же уже несколько человек сказало - на практике эффект есть. Ортодоксальной аэродинамике сей эффект малоизвестен. Но он есть!

Tauren

Я высказал своё мнение. Ничего не буду утверждать. Согласен: Всё решает практика.

IgorG
Konstev:

Идея турбулизатора заключается в генерации микровихрей, которые повышают энергию пограничного слоя, и как следствие, переход “ламинарного” потока в турбулентный происходит дальше к задней кромке.

Мне кажется, здесь вы ошибаетесь. Т.е. идея озвучена правильно, но следствие - нет. Смысл установки турбулизатора, который собственно и заключен в его названии, состоит в намеренном переводе ламинарного характера обтекания в турбулентный для предовращения (или, как минимум, затягивания) момента отрыва пограничного слоя со спинки профиля, поскольку турбулентный п.с. при прочих равных условиях “терпит” большие положительные градиенты давления. Т.е., при установке турбулизатора, переход от ламинарного к турбулентному п.с. происходит РАНЬШЕ, нежели это случилось бы в его (турбулизатора) отсутствие.

shtirlits

Вот чего думаю, теоретически получить информацию о том, какая шероховатость оптимальная или какой турбулизатор лучше всего, сложно. Как минимум, трудно получить точные исходные данные.
Экспериментировать на готовом самолете тоже трудно, так как эффект может оказаться незаметным из-за изменений условий в разных полетах.
Но вот в какой-то статье про gurney flap (узенькая ступенечка снизу на задней кромке) писали, что для оценки эффекта закрылка клеили его только на одно крыло отрегулированного для прямого полета планера. А дальше смотрели как полетит. Если вперед измененным крылом, то правильно изменили.
В общем, если хочется экспериментировать, то в конструкцию самолета нужно заложить возможность оперативной смены обшивки/турбулизатора/задней кромки…
А потом запускать и запускать, с такой и с эдакой обшивкой. Утром, днем и вечером, чтобы посмотреть как оно в разном воздухе летает. И повыше, чтобы приземный слой не мешался.