ухудшилась упраляемость планера

VG

В прошлые выходные летал( в первый раз) на элпланере без проблем. Регулятора не было, только некий самодельный выключатель, 6-ть банок, батарея для питания приемника. В этот раз поставил контроллер, снял доп. батарею. Чисто субъективно управлять планером стало трудно, все время пытается свалиться на крыло, из пике выходит долго и с трудом, попал в штопор на малой высоте из которого вывести не смог. Чувствую, что что-то с ЦТ, но опыта никакого. Был бы признателен консультацию.

Sputnik

Чтобы дать наболее полезный совет надо бы узнать поточнее геометрические
и массовые характиристике модели.
Удаление баттареи конечно может сильно сместить центровку, она наверно 100г весит, да и ходовая баттрея наверно была смещена.
Кстати, так как был установлен регулятор он может уменьшать подаваемое
напряжение на мотор по сравнению с бывшим прямым подключением, естественно и мотор тогда будет тянуть послабее.
Посчитать надо центровку. Пример расчета есть например в книге Мерзликина “Радиоуправляемые модели планеров”.
Методика расчета Ц.Т. в книге такая:
Измеряешь площадь крыла Sкр и стабилизатора Sст в проекции на горизонтальную плоскость.
Находишь величину САХкр и САХст (средние аэродинамические хорды) поделив площадь на размах и места где они находятся на крыле и стбилизаторе.
Измеряешь расстояние от 0,25*САХкр до 0,25*САХст, это будет Lго - плечо горизонтального оперения.
Считаешь коэфициент статической устойчивочти Аго=(Sго*Lго)/(Sкр*САХкр),
он обычно имеет величину для планера около 0,5.
Считаешь координату центра тяжести Хт=0,12+0,36*Аго, величина в долях
от САХ крыла.
Из этой точки провести перпендикуляр к оси модели и получится место на
фюзеляже у корня крыла где и должен быть Ц.Т.
Я для своих моделей даже делаю Хт=0,17+0,36*Аго.
Величина где-то Хт=0,22+0,36*Аго - предельно задняя центровка, с такой
модель уже неуправляемая.

vovic

А зачем так сложно? Надо установить центровку 25% САХ и все. Полетит с любым разумным Аго. Проверять же положение Ц.Т. полезно не только после переделок, но и перед запуском в поле. Вдруг аккумулятор сместился за время поездки. Я так понял, получившаяся после переделки центровка не измерялась. Это не есть хорошо.

Предельные центровки будут полезны потом, когда захочется экстрима. 😃

Sputnik

Почему же сложно , отнюдь. И когда все расчитано , то и самолет летит легче.
Надо знать пределы центровки самолета еще до полета , а не столкнуться с этим в воздухе например по мере выработки топлива.
Центровка и 25% может быть, но например на некоторых самолетах как расчитал так и с 38% летал нормально.
Безусловно все оборудование в модели должно быть зафиксировано, чтобы ничего не могло сместится ни в полёте ни при транспортировке.

romychs

Sputnik

Считаешь коэфициент статической устойчивочти Аго=(Sго*Lго)/(Sкр*САХкр),
он обычно имеет величину для планера около 0,5.

Почему именно 0,5 , неже какого значения модель становится неустойчивой? Где об этом почитать? Посчитал для своих моделей с ДВС, которые тренерами уже назвать нельзя, но и не полноценные пилотаги, меньше получилось от 0,6 до 1,0…

Sputnik

Аго может быть разным, но о у моих самолетов он менялся от 0,4 до 0,7.
Устойчивость зависит от положения ЦТ, а не только от Аго.