Raptor miniTitan E325

P_i_l_o_t

На тарелке есть люфт.
Спасибо, что заговорили про люфты. Люфты есть и на микшерах. Это совсем вылетело из головы.

P_i_l_o_t

Еще раз перебрал всю голову - ситуация не изменилась.

Взял еще одни лопасти. Со слов продавца одни из самых лучших. Но даже он говорил что дело не в лопастях, те которые стояли у меня - на них летают почти все.

Поставил новые лопасти, и все пошло. Бабочка исчезла. Сначала, только поставив лопасти, дельта в бабочке уменьшилась с 1см до 2-3мм. И эти миллиметры были ликвидированы почти мгновенно.

Лопасти должны быть не просто хорошие, а самые лучшие.

Vovets
P_i_l_o_t:

Лопасти должны быть не просто хорошие, а самые лучшие.

Сколько стоили “самые лучшие”? Какая марка, материал?

P_i_l_o_t

Понимаю, предела по совершенству нет. Я не сказал что это самые лучшие. Это к тому, что что маленького брака не бывает.

На лопастях написано “EGCE”. Купил за 1350 руб, где-то так. Естественно, на сайте это баксов двадцать.

И все-таки, продавец прав, есть еще причина бабочки. Сегодня ходил на природу, немного полетать. Взлетел, небольшая бабочка. Полоборота большой линкой - все нормально, отлетал один акк. Второй акк - снова небольшая бабочка. Пошел дождь, пришлось свернуться.

Есть у меня еще титанчик с головой касамы. Его еще не поднимал, для перспективы, хорошего пилотажа берег. Придется сейчас пересесть на него, этот до лучшего понимания причины бабочки откладываю в сторону.

Пока голова пухнет. Люфты есть, но их практически устранить невозможно. А причина - люфты.!!! И что делать???..

ALS

Недавно тоже достал своего миника, пыль сдул - думаю чего зря отлеживается, надо пользовать, в прошлом сезоне сотню полетов отлетал - решил дома крутнуть посмотреть настройки - бабочка!)))) вроде не было раньше))) Настроить не пытался пока.

Vovets
P_i_l_o_t:

На лопастях написано “EGCE”. Купил за 1350 руб, где-то так. Естественно, на сайте это баксов двадцать.

EDGE - это действительно одни из лучших лопастей. СтОят $40 везде. Что-то не то у Вас с механикой головы всё-таки.

Vladlen
P_i_l_o_t:

Понимаю, предела по совершенству нет. Я не сказал что это самые лучшие. Это к тому, что что маленького брака не бывает.

На лопастях написано “EGCE”. Купил за 1350 руб, где-то так. Естественно, на сайте это баксов двадцать.

И все-таки, продавец прав, есть еще причина бабочки. Сегодня ходил на природу, немного полетать. Взлетел, небольшая бабочка. Полоборота большой линкой - все нормально, отлетал один акк. Второй акк - снова небольшая бабочка. Пошел дождь, пришлось свернуться.

Есть у меня еще титанчик с головой касамы. Его еще не поднимал, для перспективы, хорошего пилотажа берег. Придется сейчас пересесть на него, этот до лучшего понимания причины бабочки откладываю в сторону.

Пока голова пухнет. Люфты есть, но их практически устранить невозможно. А причина - люфты.!!! И что делать???..

Люфты на бабочку особо не влияют т.к. выбираются под нагрузкой, а периодическая бабочка скорее признак заеданий (у лопасти два устойчивых положения с бабочкой и без) лопасти не перетянуты?

P_i_l_o_t
Vladlen:

лопасти не перетянуты?

Я лопасти практически не затягивал. Гайку на болт накручивал пока не исчез люфт, усилия на конце лопасти при проворачивании по ощущениям совсем небольшие.

Vovets:

Что-то не то у Вас с механикой головы всё-таки.

Голова - пластик. Пластик, валы новые.

Vladlen:

Люфты на бабочку особо не влияют т.к. выбираются под нагрузкой

На одной лопасти, по ощущениям, при попытке изменения угла атаки лопасти, люфт немного больше. На голове касама люфт лопастей одинаковый.

По лопастям понятно - качество замечательное и это ощущается(вес одинаковый, отбалансированы, хорошая геометрия).

Что еще можно и нужно заменить на что-то более качественное, только чтобы максимально убрать люфты.

P_i_l_o_t
Vladlen:

Попробуйте затянуть лопасти сильнее

Люфта в месте крепления нет. Если сильнее, то насколько? При более сильной затяжке лопасти не всегда равномерно встают на место(у меня такое было).

Сначала решил этот верт отложить и заняться другим, но общение лишний раз напрягает мозги - нашел причину разных люфтов на лопастях. Выработка коротких линк.

Vladlen

Лопасть должна поворачиваться без заеданий независимо от затяжки, может лопастедержатели с задирами?

P_i_l_o_t
Vladlen:

Лопасть должна поворачиваться без заеданий независимо от затяжки, может лопастедержатели с задирами?

Это было на других лопастях, сейчас они поломаны. Задиров не было, лопасти были от паркфлайера, по отзывам неплохие. Тогда бабочку побелил именно затяжкой. После посадки смотрел как стоят лопасти. Одна чуть убегала вперед. Тогда лопасти поворачивались туго. Но такого, чтобы момент усилий при повороте лопасти, не было.

Как вариант, подтянуть затяжку лопастей попробую. Спасибо.

Vovets:

EDGE - это действительно одни из лучших лопастей. СтОят $40 везде. Что-то не то у Вас с механикой головы всё-таки.

Когда вы говорите про механику головы, где можно ждать проблем с бабочкой? Крепление хаба, подшипник и посадочное место в цапфе, износ линк, межлопастной вал, демферы, крепление микшеров - или еще что-то?

Vladlen
P_i_l_o_t:

Это было на других лопастях, сейчас они поломаны. Задиров не было, лопасти были от паркфлайера, по отзывам неплохие. Тогда бабочку побелил именно затяжкой. После посадки смотрел как стоят лопасти. Одна чуть убегала вперед.

при нормальной затяжке лопасти не убегают при остановке ротора, сила, устанавливающая их правильно при вращении, намного больше.
если лопасти перетянуть, появится вибрация при раскрутке.

Vovets
P_i_l_o_t:

Когда вы говорите про механику головы, где можно ждать проблем с бабочкой?

Где угодно, поэтому готовый рецепт сложно дать не “пощупав”. Общая идея такая. Бабочка на нормальных лопастях вызвана тем, что при одном и том же азимуте (т.е. положении лопасти относительно корпуса модели) разные лопасти имеют разный угол атаки. Для того, чтобы понять, что не так, нужно выставить коллективный шаг того режима, при котором проявляется бабочка. Т.е., например, левую ручку в положение висения. Ставим одну лопасть например вперёд. Теперь берём угломер и меряем угол. При этом рукой сильно выбираем люфты в сторону уменьшения угла (именно в эту сторону они выбираются в полёте). Запоминаем сколько получилось. Теперь поворачиваем другую лопасть в это же положение (вперёд). Повторяем измерение. При этом также внимательно смотрим на все рычаги.
Если это ничего не даёт, тщательно проверяем, что все шарниры в системе рычагов вращаются свободно, в том числе под нагрузкой, никакие подшипники не хрустят и не закусывают, особенно радиальные и упорные в цапфах. При проверке упорных их нужно тянуть. Упорные желательно смазывать чем-то типа литола.

P_i_l_o_t
Vladlen:

при нормальной затяжке лопасти не убегают при остановке ротора, сила, устанавливающая их правильно при вращении, намного больше.
если лопасти перетянуть, появится вибрация при раскрутке.

Спасибо.

Vovets:

Где угодно, поэтому готовый рецепт сложно дать не “пощупав”. Общая идея такая. Бабочка на нормальных лопастях вызвана тем, что при одном и том же азимуте (т.е. положении лопасти относительно корпуса модели) разные лопасти имеют разный угол атаки. Для того, чтобы понять, что не так, нужно выставить коллективный шаг того режима, при котором проявляется бабочка. Т.е., например, левую ручку в положение висения. Ставим одну лопасть например вперёд. Теперь берём угломер и меряем угол. При этом рукой сильно выбираем люфты в сторону уменьшения угла (именно в эту сторону они выбираются в полёте). Запоминаем сколько получилось. Теперь поворачиваем другую лопасть в это же положение (вперёд). Повторяем измерение. При этом также внимательно смотрим на все рычаги.
Если это ничего не даёт, тщательно проверяем, что все шарниры в системе рычагов вращаются свободно, в том числе под нагрузкой, никакие подшипники не хрустят и не закусывают, особенно радиальные и упорные в цапфах. При проверке упорных их нужно тянуть. Упорные желательно смазывать чем-то типа литола.

С теорией настройки все понятно. Шарниры вращаются свободно, не хрустят. Упорные подшипники смазаны, радиальные вращаются легко.

Но как объяснить: поднял верт в воздух - бабочка. Посадил, подстроил лопасти - нет бабочки. Заменил акк, поднял - снова бабочка. Акк менялся не меняя положение вертолета, даже лопасти сохранили посадочное положение(к ним не прикасался). Вибрации при раскрутке ротора после замены акк не было.
Бабочка просматривалась от момента полной раскрутки до посадки. Такого, что при раскрутке нет бабочки, а она появляется при висении, у меня нет.

Vovets
P_i_l_o_t:

С теорией настройки все понятно.

Т.е. Вы измеряли углы как я описал и они одинаковые? Чудес не бывает. Какая-то деталь отличается у одной из лопастей, причём ещё и “едет”. Остаётся только гадать. Хаб не гнутый, с флайбаром всё в порядке, ничего нигде не проворачивается? Плечи флайбара одинаковые? Может тарелка разваливается?

P_i_l_o_t
Vovets:

Вы измеряли углы как я описал и они одинаковые?

Этого не делал. Но сделаю.
Хаб новый - пластик. Флайбар - плечи одинаковые, все закреплено, люфты есть.
Межлопасной вал новый, проверял на стекле.

Вопрос по ОР. Ставил новый из упаковки. Верхняя точка вала биения при работающем двигателе не показывает. Этого достаточно, чтобы убедиться, что вал ровный. Хаб на вал садится плотно.

P_i_l_o_t

Сегодня отлетал три аккумулятора. Все Замечательно, лезвия лопастей в одной плоскости. Были посильнее затянуты лопасти и заменены линки.

Большое спасибо всем, кто подсказал решение проблемы.

1 month later
P_i_l_o_t

Сразу оговорюсь, эта информация для новичков, и это мои ощущения. Может кому-то будет интересно. Это не для тех кто летает 3Д, а для тех кому нужен налет и не знает как подступиться к вертолету. Я не против сима, но удовольствия от полетов на симуляторе не получаю.
Заменил двигатель 3800кв на двигатель 2100кв. Для новичка, кто летает блинчиком, - самое то. Пиньон 11, обороты на передатчике линейка 80%. Вертолет приторможен, ленив, но полетное время 15 минут. Управлял им сегодня в полусонном состоянии. Летает медленно, но красиво. Мне очень и очень понравилось. Естественно, для полетов с сильными порывами ветра это не подойдет.

Прошу совет.
Информации о FBL много, но зачастую противоречивая и немного устаревшая. Преобладает точка зрения, что FBL эффективен для пятисотки и выше. Для 450 вертолета смысла переходить на FBL нет. Откликнитесь те, у кого есть иная точка зрения.
Меня интересует, что докупать из электроники, чтобы реально почувствовать FBL.

Vladlen

странная информация, все мелкие модели теперь только FBL, и сначала надо переделать механику, если есть такая возможность.

Tigron

Юрий,
Не надо давать вредных советов. А то новички Вас прочитают, а потом будет куча вопросов. 😃
Обороты для миниТитана четко прописаны в инструкции. По паспорту обороты должны составлять от 2100 до 2800 в зависимости от стиля полета. Исходя из этого подбираются характеристики мотора, пиньен, количество ячеек и емкость аккумуляторов. Что вы и сделали.
Однако новички на пониженных оборотах обычно летают не долго. Поэтому совершенно не обязательно тратить деньги на еще один мотор. Лучше потратить их на тахометр (все равно пригодиться), сразу купить нормальный мотор, а обороты временно прибрать понизив кривую газа в передатчике. Таким образом, их всегда можно потом поднять. В Вашем же случае поднимать уже некуда - полка и так 80%.
По поводу FBL, пожалуйста, определитесь сначала, что именно вы хотите в ней почувствовать? Хорошая FBL система по управляемости не сильно отличается от палки. FBL берут обычно из-за всяких электронных примочек типа внешнего гувернера (системы удержания оборотов завязанной на шаг лопастей), системы автостабилизации полета или, чтобы просто была возможность менять настройки (скорость управления) “на лету”. Плюс - меньше частей в голове, которые нужно чинить при краше. Минус - нужны более мощные и дорогие цифровые сервы на голову (которые тоже начинают больше умирать при крашах). Аэродинамический эффект от снятия лопаток даже на больших вертолетах иллюзорный. А еще FBL систему нужно уметь настраивать, ибо ошибка в настройке будет стоить завязанного на старте в узел вертолета. Выбирать Вам!
Я сам давно выбрал в пользу FBL. При этом мой миниТитан так и остался флайбарным и до сих пор (уже более 5 лет) летает, как запасной вертолет. 😃