Крылья для планера и не только с пенопласта усиленные карбоном.

artemium

Доброго времени суток.
Решил собрать крылья с пенопласта на планер 3 метровый разборные .
Посколько крылышки разборные то сваять их с деревянным лонжероном не катило ибо основное требование разборность.
Вышло вот так

Сегодняшний облет (по данным с аэропорта Пулково ветер 8 м\с с порывами до 13 ти )показал что проблем по прочности нет,флаттера не заметил,управление без срывов как против ветра так и по нему летало неплохо.
Конечно при самых сильных порывах ветра стоял как вертолет и да-же немного пятился назад (без мотора ессно,с моторкой (30а)идет и против).Но оно не под ветер рассчитано.
Профиль плосковыпуклый кларк 8 процентов.
Карбоний в крыле 3 метровые трубы 12х10 и 3 штуки 10х8.Угол V крыла 5 градусов.
Центроплан шириной 240 мм длинна метр.Уши плавное сужение от 240 мм до 150 мм длинна метр и 8 см.
Площадь центроплана 24 дцм,ушей 20 дцм.Итого 64 дцм.
Вес всей самолетины готовой к полету 1370 грамм,соответственно нагрузка 21,2 грамм на кв.дцм.
Вес чисто карбона (для всей самолетины )300 грамм.Соеденителей (дюраль трубка 4 штуки )38 грамм.
Сервы (2 штуки ,по одной в ушах)42 грамм.
Элероны с кабанчиками 28 грамм каждый ,длинна элерона 50 см,ширина 35 мм.
Крыло целиком готовое к полету со всей электрикой проводами итп. 790 грамм.
Все крыло представляет собой куски пенопласта (ПБС 35)шириной 98(±1 мм) толщиной 38 мм и длинной 240 мм (под 2 элемента расположенных “валетом” )в которых просверлены отверстия под карбоновые трубы и между ними третье отверстие под проводку.Потом это режеться струной по шаблонам профиля для центроплана естественно шаблоны 2 одинаковых ,под уши постепенно сужающиеся к концу.
После склейки ,шкурка ,вырезание мест под элероны и обтяжка стеклотканью 0,025 мм. на титане (разбавленном)и по передку скотч.
После склейки вес центроплана 176 грамм,ушей 158 грамм.После обтяжки центроплан 216 грамм ,уши 194.(без серв проводки и штырей соеденительных).
Кого заинтересовало могу детально рассказать весь процесс.

Сheko
artemium:

Решил собрать крылья с пенопласта на планер 3 метровый разборные . Посколько крылышки разборные то сваять их с деревянным лонжероном не катило ибо основное требование разборность.

Нагрузка на крыло хорошая. С хорошего пенопласта и струной можно производить крылья очень лекго и качественно, а вот когда струнорезки нет в наличии, а материал потолочка и линейки, то выходит немного другая история, собственно в какую я недавно влип )) Размах 1920 мм обтягивал тяжеленной тряпкой на аквалаке ибо ни стекла, ни лёгкой органзы не сыскал, Штырь тоже из рейки с приклеенными сверху, снизу линейками обшлефованный. Сборка трудоёмкая вышла. Вес крыла 145 гр, Я ещё не доделал, но по расчётам нагрузка получится 25 - 26 гр/дм.кв. Я думаю больше не делать так, такая технология не оправдывает старания. но по этому поводу я думаю запилю статью отдельно.

Abe
Сheko:

обшлефованный

😃😃😃

Brecket
Сheko:

Размах 1920 мм Сборка трудоёмкая вышла. Вес крыла 145 гр, Я ещё не доделал, но по расчётам нагрузка получится 25 - 26 гр/дм.кв. Я думаю больше не делать так, такая технология не оправдывает старания

Для такого размаха крыла такой вес - очень даже неплохо. И нагрузка планерная ! Могли бы с целью “попробовать планер” закончить.

Сheko
Brecket:

Могли бы с целью “попробовать планер” закончить.

Да вроде как доделать надо, облетать как положено. Я имел ввиду, что если в следующий раз делать, то по другой технологии.

artemium

Немножко про технологию.
Итак штырь соеденительный
,представляет собой изготовленное с 20 го дюралевого (д 16)прутка изделие с внешним диаметром (под 12ю трубу диаметром 9,7мм с отверстием 7 мм ,под 10ю.трубу 7,7мм отверстие 5 мм.Сначала точиться первая сторона ,потом в приспособе делаеться вторая сторона,приспособа представляет собой кусок того-же 20го.дюралевого прутка в котором просверлено с торца отверстие (приспособы раздельные под разные внешние диаметры штырей)под углом 5 градусов длинна ее миллиметров 40.То есть прогнав диаметр нужный на половину длинны с одной стороны у всех штырей,которые по длинне нарезаете сколько надо (120 мм длинна для 12 трубы и 100 мм под 10ю.)ставите приспособу ,настраиваете так что-б сходилось под конец точеное (подкладками под кулачки) центруете о точите вторую сторону.Потом отверстие сверлите с 2х.сторон.
Заготовки под крыло представляют собой такого вида

куски пенопласта ПБС 35 брал в строймагазине кусками продают 100х100 см и 10 см толщиной,посколько там выдавлены буквы и типа сетки на обратной стороне приходиться подрезать со всех сторон.На фото заготовка с просверленными отверстиями и шаблон под сужение крыла номер 1 (всего 8 штук с сужением и 2 штуки нулевых под центроплан они по длинне равны заготовке).Шаблоны изготовленны с жести 0,25 мм.Делать их просто.
Вы берете кусок пенопласта с отверстиями и 2 шаблона (начальный и концевой профиль) ,прикрепляете их как надо(что-б ессно отверстия под карбон не вскрывались итп.) к пене с помощью зубочисток под это видно на шаблоне отверстия 2 мм просверлены ,и режете аккуратно.
Получаете эдакий уменьшенный вариант крыла.
Потом разрезаете этот кусок на нужное количество полосок ,получите трафареты .То есть грубо говоря если у вас ширина заготовки 10 см разрезав ее на 5 частей получите 4 ре трафарета (потому что 5 й у вас уже есть это крайний шаблон по которому вы резали ) Берете полоски с жести чутка поболее чем надо , сверлите в них отверстия для того что-б через них просовывать штыри которые будут входить в отверстия заготовок и трафаретов (надо для точной центровки иначе нарежете так что будет не крыло,а лесенка).
Полоски жести закрашиваете с одной стороны маркером и прикладываете их к трафаретам ,при этом смотрите что-б отверстия просверленные в жести и трафарете совпали,для этого пользуйте сверла итп.предметы .Совместив отверстия (просунув в них штыри)острой иголкой обводите по контуру пенопластовый трафарет .Потом просто вырезаете жесть по обведенному.

Для того что-б ровно просверлить пенопласт надо сверлильный станок ,тиски ,кусок железяки (подкладываеться за кондуктор что-б тот не шевелился)и собственно кондуктор.
Выглядит он так

Представляет собой лист железа 0,8 мм сверху загиб под 90% на 20 мм с обеих боков те-же 90 % на 15 мм.Естественно после загиба верха от должен быть длиннее заготовки под крыло.Боковые загибы контролируйте особо тщательно от этого зависит как у вас потом будут сверлиться отверстия.

artemium

Продолжение.
Вот вид кондуктора в готовой позиции под сверление

То есть упираете этот кусок пенопласта в право (поэтому и писал о необходимости контроля загиба боковых сторон кондуктора)и сверлите отверстия 3 штуки миллиметров на 60 глубиной.Потом переворачиваете пенопласт и сверлите эти-же три отверстия уперев кусок пенки влево.Естественно что боковины кондуктора при установке его в тиски контролируються угольником .В итоге должно совпасть отверстие в середине.
± 1 миллиметр несовпадения по центру пофигу пенка сыграет.Почему сверлить не сразу на всю глубину ,-потому что трудно сделать сверла длинные.
Сверло по пене представляет собой трубку

внешний диаметр у него на 1,5 десятки меньше чем номинальный диаметр трубы (под 10 ю 9,85 мм),с отверстием на полмиллиметра меньше чем внешний диаметр.То есть если брать пример сверла под 10 мм карбониевую трубу внешний диаметр у него 8,85мм,диаметр отверстия 8,4 мм.Под 12 трубу внешний 11,85 и внутренний 11,4 мм. Стенки тонкие для того что-б не зажимало высверливаемый сердечник посему длинное сверло делать трудно,да и нет надобности,отлично сверлиться и в 2 приема. Глубина отверстия в сверле 65-70 мм.Само сверло естественно подлиннее.При толстых стенках сверла сердечник обрывает и начинает шариками вырванными с пенки шкрябать по стенкам отверстия ,выходит полная ж.ибо местами карбоний и стеклоткань отделяет около 1,5 мм пены,соответственно если будет вырывать куски отверстия будут дыры.
Для вытаскивания пенопласта что остаеться в сверле в его торце просверленно отверстие 3 мм (сам хвост сверла 5,5 мм у меня станок больше 6 мм не прижимает)а вытаскивать его проще всего дунув туда велонасосом.
Преимущества подхода (то есть крыло с кусков делать)вижу в том что можно ведь кроме простейшего плосковыпуклого кларка нарезать любой профиль,с разными степенями выпуклости\вогнутости\ крутки и собрать с минимальными шкурными работами плюс разборка сборка без проблем.
Чуть не забыл написать,концы карбониевых труб куда входят штыри надо по наружке замотать крепкими нитками на длинну +10 мм длинны штыря.Аккуратно виток к витку с натягом.Тонкими нитками в 2 слоя.
Ибо у трубы волокна идут повдоль трубы,на распор она не держиться без этой операции.

Так-же до этого было собрано не одно крыло по такой технологии только 2,15 метра размахом, карбоний трубки там 10 и 8 мм.Вес готового к полету крыла 530 грамм.Представляет собой центроплан 1 метр +2 уха по 58 см.Уши на концах сужены до 160- мм.Центроплан шириной 24 см.Профиль кларк в 8 процентов (такой же как и на 3х метровом)
Вес готового к полету планера 1090 грамм.Площадь крыла около 40 кв\дцм нагрузка 27,5 грамм на дцм.
На него я привешиваю иногда камеру это +570 грамм с одним объективом и 600 с другим.В итоге нагрузка растет до 41 грамм\дцм ,ничего не ломаеться ,летал на этой связке до 8 м\с ветра.