ТС-21, ГТДЭ-117

юзеф
PILOT-T:

Просто так 😃 То что поменьше . Запустим , а там будет видно куда его . А что , есть ?

Был у меня как-то ТС-21 (сам лично скручивал с АЛ-23), даже остатка ресурса его не знал, провалялся он у меня лет 5, потом отец подарил его парням, которые пытались строить СЛА-вертолет с реактивным НВ, потом его историю не знаю.
Тот, что по-меньше зовут ГТДЭ-117 - турбогенератор, держал в руках разрезанный - демонстрационный моторчик. Скажу - очень маленький (в сравнении конечно).
Но толку от применения этих двигателей очень мало.
Знаю, что ТС-21 ставили на СЛА, он дал тягу на винте 140 кг, при безумном расходе топлива.
А вообще, не знаю сами смотрите.
А где взять? В полках, ТЭЧи, авиаремонтных заводах, наверное… 😃

8 months later
falanger

Вопросов 2.
а) применение в качестве ТРД с соплом и прочим. Реально ли?
2) применение в качестве ГТД на внешний винт как на Ту-95. Реально ли?

PILOT-T
falanger:

Вопросов 2.
а) применение в качестве ТРД с соплом и прочим. Реально ли?
2) применение в качестве ГТД на внешний винт как на Ту-95. Реально ли?

Второе 😃

юзеф
falanger:

Вопросов 2.
а) применение в качестве ТРД с соплом и прочим. Реально ли?
2) применение в качестве ГТД на внешний винт как на Ту-95. Реально ли?

А я бы сказал и 1, и 2.
На счет второго без проблем, я же говорю, ребята ставили на СЛА, работало. Та все как бы для этого предназначено: свободная турбина, редуктор, выход вала.
На счет первого, то ТС-21 имеет газодинамическую связь со свободной турбиной и конструктивно просто убрать последнюю, расчитать сопло, и вперед. Вот только зачем? 😵
ГТДЭ-117 имеет цикл непрерывной работы в качестве генератора до 40 мин, естественно не на максимальной мощности.
А вот ТС-21 предназначен только для запуска маршевого, цикл его работы - 40 сек. Нужно переделывать очень многое.
Короче см. описание.
Да и вес просто огромен, ну по крайней мере для модели.

falanger
юзеф:

А я бы сказал и 1, и 2.
На счет второго без проблем, я же говорю, ребята ставили на СЛА, работало. Та все как бы для этого предназначено: свободная турбина, редуктор, выход вала.
На счет первого, то ТС-21 имеет газодинамическую связь со свободной турбиной и конструктивно просто убрать последнюю, расчитать сопло, и вперед. Вот только зачем? 😵
ГТДЭ-117 имеет цикл непрерывной работы в качестве генератора до 40 мин, естественно не на максимальной мощности.
А вот ТС-21 предназначен только для запуска маршевого, цикл его работы - 40 сек. Нужно переделывать очень многое.
Короче см. описание.
Да и вес просто огромен, ну по крайней мере для модели.

Я просто как раз думаю насчет мотоустановки на СЛА-мотопланер. ДВС роторные всякие “ротаксообразные” не нравятся своей ценой и габаритами с массой.
Всякие “конверсии” от мотоциклов, мотороллеров, мотоблоков и т.д. не нравятся своим весом и малой мощностью. А вот турбина мне интересна небольшая в этом плане, более легкая и мощная, но более “прожорливая”. Хотя м/б и не намного.
Кстати, у меня тут ни Миг-29 ни Миг-23 не стоит, но вот стоят Су-24, сегодня как раз надомной на глиссаде посадочной 3 штуки пролетело. Вы не в курсе какие у них агрегаты энергопитания и с какими индексами? Чтобы к мужикам из ТЭЧи уже знать с каким вопросом обращаться.

юзеф

Эх, Су-24 - это сила!
Жаль нет опыта, не обслуживал я его, хотя рядом с ним бродил.
А че Вы паритесь? 😁
В любой ТЭЧи работают или, как говорят, служат настоящие парни!
Им и говорить-то ничего не нужно, если есть возможность, просто подходите и говорите, что Вам нужен
“турбостартер” или “турбогенератор” от ентого самолета. Просто я совершенно не знаю, что стоит там.
Но судя по типу самолета и по годам его разработки и производства, маленького агрегата ожидать не стоит!
ГТДЭ-117 стоит на Миг-29.

Но с другой стороны, если есть большой интерес, можно совместно поинтересоваться у людей на форуме Авиа.ру.
Там много летчиков и технарей, и просто знающих ребят бывает. Подскажут быстро.
И по тербостартеру на Су-24, и по применению на СЛА.
Но на счет СЛА - можно посмотреть и поспрошать на СЛА-шных форумах, если это так важно для Вас.

А на счет Ротаксов, то Вы это зря - мотор хороший-то. Правда цена мало демократичная, но он того стоит.
Я сейчас ищу себе мотодельту двухместную. Присмотрел тут одну с Ротаксом 583. Мотор хороший!
Раньше я летал на одноместной мотодельте с мотором Вихрь - 22! Знаете такой? Это мотор от мотолодкии ничего, тащил, но хренова… и с перебоями - вынужденными посадками. Потом поставили Буран РМЗ-640 - все наладилось - вещь!, хотя, конечно, далеко до Ротакса, даже последней модификации Буран-авиа.
И пожалуйста, не забывайте, любые передлки, тем более ГТД - это пипец!
Неужели приспособленный мотор для СЛА - тот же Ротакс будет хуже? Подумайте.

Пишите, мне тоже интересно, можно вместе поинтересоваться.

falanger

Но судя по типу самолета и по годам его разработки и производства, маленького агрегата ожидать не стоит!

Тем лучше, детальки при разборке/сборке потерять труднее.
Я вот почитал тут тему про авиамодельные турбины и пришел к выводу что у них вырабатывается ресурс в основном по подшипникам. Имея дело с турбиной турбостартера с х/з каким ресурсом было-бы довольно разумно поменять подшипники (если удастся найти/заказать нужные) по моему мнению, да и просто его проконтролировать визуально на програр, деформации, прочие нарушения целостности конструкции.

А че Вы паритесь? biggrin.gif
В любой ТЭЧи работают или, как говорят, служат настоящие парни!
Им и говорить-то ничего не нужно, если есть возможность, просто подходите и говорите, что Вам нужен
“турбостартер” или “турбогенератор” от ентого самолета.

Чего могут попросить за агрегат и что разумно им дать по цене/эквиваленту? А то могут решить еще попросить раз в 10 больше стоимости его нового с завода.

Но с другой стороны, если есть большой интерес, можно совместно поинтересоваться у людей на форуме Авиа.ру.
Там много летчиков и технарей, и просто знающих ребят бывает. Подскажут быстро.
И по тербостартеру на Су-24, и по применению на СЛА.
Но на счет СЛА - можно посмотреть и поспрошать на СЛА-шных форумах, если это так важно для Вас.

Я и так на форуме Ассоциации Экспериментальной Авиации сижу. Оттуда на авиамодельный наводку и дали.
Агрегаты и вот эту тему упомянул, может кто чего полезного скажет.

Кстати, авиамодель взлетной килограмм в 50 с двумя турбинами на основе пусковых агрегатов… Можно “Рапторы” шугать. 😛

И пожалуйста, не забывайте, любые передлки, тем более ГТД - это пипец!

ГТД переделывать желания нет. А вот поставить его через редуктор на привод винта СЛА… Или сделать такой винт как у Ту-95, соосный… И кстати может если не нужна полная мощность с турбины то можно выйти на режим экономии топлива используя самодельный микроконтроллерный блок управления? У турбин же КПД всетаки повыше чем у ДВС насколько я помню.

Пишите, мне тоже интересно, можно вместе поинтересоваться.

Обязательно напишу. на форуме АЭА я про эти ГТД от турбостартеров задал вопрос вот в этой теме: www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1129132942/19…
Там выше уже помяналась какая-то самодельная турбина для привода винта СЛА. И мол даже её чертежи есть в свободном доступе и можно на заводах заказать запчасти.

falanger

Нашел упоминание что на Су-21 стоит турбостартер ТС-21.
Кстати, вы не в курсе почему у него цикл 40 секунд? Ограничение в электронике или в самой конструкции которая более 40 секунд за раз работы не выдерживает?

AVir

Турбостартер ТС-21 стоял на самолёте МИГ-21 , МИГ-23.(может ещё на каком, но я не знаю)
Цикл 40 сек потому что задача ТС-21 раскрутить ротор двигателя до определенных оборотов после которых двигатель выходит на малый газ, а ТС-21 отключается. Процесс управляется “Автоматическая панель запуска”.
На самом ТС-21, на корпусе свободной турбины, установлен гидравлический ограничитель оборотов, который не дает раскручиваться ротору выше заданных оборотов.