073 | Про ЭВМ. Часть 1. Жесткая.
Впервые — осознавая, что предмет перед моими глазами это именно ЭВМ — я познакомился с электронно-вычислительной машиной в 1983-м году. Весной, во время экскурсии по кабинетам и лабораториям Московского электротехнического техникума на Дне открытых дверей. А уже осенью 85-го открывал двери учебного ВЦ ногой и в качестве лаборанта был допущен к процессу включения/выключения комплекса ЭВМ ЕС-1022. В то время, — когда компьютеры были большими, — процедура запуска/остановки пары десятков устройств выглядела, как ритуал состоящий из строгой последовательности манипуляций тумблерами, рычагами и кнопками. Вводные автоматические выключатели, контроллер НМД и сами дисководы, контроллер НМЛ и сами магнитофоны, дисплейную станцию и сами мониторы в дисплейном классе, считыватели с перфокарт и считыватели с перфолент, АЦПУ и, наконец, центральный блок поцессора и оперативной памяти. Понять это невозможно, это надо было запомнить. Я был одним из немногих, кому удалось.
Там же, тогда же я познакомился и использовал по прямому назначению персональную, как тогда называли – микроЭВМ ЕС-1840.
Монитор был монохромный и алфавитно-цифровой, поэтому научно-фантастический экшн “Нашествие марсиан” выглядел, как бомбардировка специальными символами букв и цифр на дне экрана. А захватывающий фэнтезийный квест (название утрачено) и вовсе был текстовый; игрок превращался в сценариста, его задача сводилась к угадыванию ответных реплик на фразы, которые выдавало исчадие Минского производственного объединения вычислительной техники:
— Из-за угла выскочил страшный карлик и метнул в Вас нож!
— Жопа!
— Не знаю такого слова.
— Говно!
— Не знаю такого слова.
— Дурак!
— Сам дурак!
По окончании МЭТТ, мне выдали справку, что на правах молодого специалиста — техника-электрика по эксплуатации ЭВМ — имею право открывать ногой двери любого ВЦ, чем я и занимался следующие пять лет в НИИЯФ МГУ. С этой целью (открывать ногой), дверь ведущая из комнаты инженеров в машинный зал даже была обшита изнутри цинковым листом по всей площади.
Домашний компьютер завелся в 96-м. На новинку сезона — Pentium — денег не хватило. Ума, собрать машину самому тоже (в вихре перестроек и революций пришлось на время забыть про вычислительную технику и работать автослесарем). Ограничился покупкой комплекта 486 DX4-100 с монитором 14’'. Даже без привода CD-ROM, так что первый War Craft устанавливали с дружбаном с дискеток, дрожа от предвкушения. Первый апгрейд — Sound Blaster. Первые колонки — убогие пищалки Sony. Следом появилась и вертушка, сразу пафосная — десятискоростной Pioneer.
Покупка компьютера — первый шаг к его апгрейду. Каждая следующая система прыгала через ступеньку, заодно чередуя и производителя процессора. Первенец домашних интерактивных развлечений — DX4-100 оказался AMD’шным, его сменил Intel’овский Pentium II-233, за которым последовал аналог Pentium IV — AMD Athlon. Под последним камнем сдохла “мама” и её замена спровоцировала легкий апгрейд проца: с 1600 до 2800 ГГц. Как говорится: вон чего вспомнил!
Дальнейшее повышение производительности достигалось гомеапатическими инсталляциями: память расширить, винчестер углубить, видеокарту нового поколения не забыть. В последнее время поймал себя на том, что все пристальнее вглядываюсь в системные требования на коробочках. Менее разборчивый ребенок горячился, хватал с полок все подряд, в результате дома скопилось несколько игрушек в которые играть невозможно, не идут. Но переполнило чашу терпения обновление Pinnacle Studio с девяти до одиннадцати. Будучи установленной на текущую конфигурацию, программа проглотила несколько видеофрагментов, наложила сверху пару эффектов, добавила тройку переходов, крякнула и выдала непотребщину. Проверка софтины на стороне подтвердила: пора! – этому серому ящику пора на покой. Целиком. Со всеми потрохами. Тем более, что еще зимой обещал сыну конкретный апргрейд за успешную сдачу экзаменов. За язык меня тогда никто не тянул.
Сейчас уже не 96-й год, вопросов: где именно, какие конкретно и по какой цене брать комплектующие для самостоятельной сборки компьютера – уже не возникает. Да и сам я уже довольно давно работаю сбоку-рядом от IT-индустрии и в целом можно сказать в теме. Стремительный забег по электронно-бытовым магазинам лишний раз подтвердил догадку: в готовом виде желаемую конфигурацию да еще в толковом корпусе не купить. Оставалось два пути – OLDI и Sunrise. Пара недель на шлифовку конфигурации и вот на рабочем столе гора коробок с потрошками.
Притворная радость и фальшивая улыбка на фото, как никогда верно отражают суть произошедшего в дальнейшем. Кто хотя бы раз покупал крутобокие блестящие помидоры у сладоточивого кавказца на базаре, а дома обнаруживал на дне пакета пару траченных гнильцой плода, тот меня понимает. С компьютером все так и случилось. Собранная из новых блестящих деталек машина отказалась запускаться. И выражение лица после такого оглушительного фиаско было у меня примерно таким…
Дело оказалось в несовместимости материнской платы и процессора. «Слишком новый процессор Вы приобрели!» – заявили мне гарантийные инженеры, – «Нужно BIOS перепрошивать.»
На мои возражения, что эту процедуру должны выполнить они и за свой счет, на том основании, что именно эту материнку они позиционируют, как совместимую с данным процессором, не моргнув глазом был дан ответ, что таким чудесам они вовсе не обучены и вообще теперь это моя личная проблема, поскольку я покупал набор запчастей, а не компьютер в сборе, и работоспособность комплектующих по отдельности была мне недвусмысленно продемонстрирована.
Челобитную по всем правилам их царю я, конечно, написал. И в результате даже получил ответ, что действительно – перепрошивку они готовы выполнить самостоятельно и бесплатно. Но! Пока их бюрократия двигала бумажки по кабинетам, у меня нашелся покупатель на условно исправную «маму» и я вприпрыжку побежал за другой, той у которой прямо на коробке крупно написано, что она таки совместима с 45-и нанометровыми процессорами.
Все заработало, но в ожидании своей доли удовольствий и сольдо затаился Уильям Генри Гейтс III и начало общения с его последним детищем было не менее увлекательным. Об этом, пожалуй, я расскажу в следующей сказке. А-то и так многа букаф получилось, никаждыйасилит.
Продолжение cм. в сказке “079 |Про ЭВМ. Часть 2. Мягкая.”