Spilve
Два дня подряд летал с Сашей на Спиве.
В первый день погода была такая же, как на предыдущих тренировках. Ветра почти не было и приходилось вылетывать в слабых пузырях. Выдающихся результатов не получилось.
Во второй день был очень сильный ветер. Не груженая модель летит хвостом вперед. Почему я не загрузил модель, не знаю. Может решил что и так Сашу обыграю, а может было просто лень идти за грузом через все поле и разбирать модель. Во общем решил, что такая тренировка то же не помешает. Вспомнил фотки и комментарии к Краснодарским соревнованиям, когда модели тупо стояли против ветра. Несмотря на то, что на легкой модели далеко по ветру не уйдешь, все равно, стоя на месте, результат будет хуже. Волны хорошего и плохого воздуха сменяют друг друга. И если в хорошем не опустился, или даже чуть-чуть поднялся, то в плохом проваливаешься очень сильно. Всегда надо помнить, что при сильном ветре воздух турбулентный и потоки или пузыри превращаются в вихри. Уметь летать в вихрях – большое искусство. Тяжело, но учиться надо.
И еще надо помнить задачку из школы про лодку и течение. Смысл в том, что чем сильнее течение, тем дольше лодка будет плыть заданное расстояние, туда обратно. Перенося эту задачу в поле с турбулентным ветром, с уверенностью скажу, если висеть на месте, то чем сильнее ветер, тем быстрее сядешь. И не потому, что ветер сильный, а потому что в нем есть движения воздуха как вверх, так и вниз.
Моя тактика была такая. Если я чувствую, что слабо поддерживает, то делаю в этом месте восьмерку. ВСЕ развороты против ветра. И медленно с подушкой смещаюсь по ветру. Естественно все время слежу, где опускает, а где поднимает. И в те места, где опускает, стараюсь не лететь. Если поднимает заметно, то делаю спираль. Спираль в таком турбулентном воздухе надо делать узкую с достаточно большим креном, и главное на большей скорости. Потерял скорость – задуло, сдуло и выпадаешь из потока. Дальше самое сложное – вовремя остановиться. Поскольку мы соревновались не на время, а кто дольше и хороших потоков одновременно не находили, то я не рисковал. И максимум делал по 3-4 витка. Этого хватало и чтобы выиграть, да и чтобы модель улетела по ветру очень далеко. Незагруженная модель очень охотно сливала высоту, в обмен на пройденное против ветра расстояние.
Если после взлета вижу, что модель просаживается – надо уходить. Я пробовал поворачивать модель на 80-90 градусов к ветру. При этом модель сдувает и она летит под углом 130-140 градусов. Если успел улететь то долетаешь до момента, когда модель поднимает вверх – считай повезло. Сразу делаю разворот против ветра и действую по плану А.
К сожалению время от времени мне попадались вихри с которыми я не справлялся. Вроде ну вот с этой стороны поднимает, ну точно поднимает, ну вот сейчас же поднимет. Смотрю, а высоты уже нет. Результат около минуты.
Второе, над чем надо работать, определять потоки и низходники во время старта. И если с потоками часто получается (Вдруг высота сильно выше обычного заброса. Сразу выхожу не прямо, а в спираль. И, как правило, угадываю.), то с низходниками хуже. Пока я думаю, почему бросок не получился, уже вывел в горизонт и оказался прямо в центре ж-пы. Как говориться поздно пить шампанское…
В конце дня, не смотря на усталость, поехал на Спилве. Ветер был чуть сильнее слабого. 😃 Надо купить “ветромер”. 😃 Обычно, в такой ветер я не гружу. Но модель уже была собрана и загружена. Решил летать груженым. Первые два полета - разведка. Потоков нет. И результат - минута и полторы. На втором полете приспособился к тяжелой модели. Почувствовал неоднордность воздуха. Остальные полеты были от минута 50 до трех. Самое главное на тяжелой модели - держать скорость. Это сложно. Все время хочется подтянуть ручку на себя. Но при этом модель подвисает и сыпется. А какие красивые спиральки получаются на загруженной меделе! На тяжелой модели проходишь большее расстояние в поисках хорошего воздуха и всегда его находишь. Крутишь плавную спираль и уходишь далеко по ветру. Груженая модель с легкостью возвращается из таких далей, от куда легкая не вернется никогда.
Надо переварить полученный опыт с грузом. И может чаще его ставить. В прошлом году именно благодаря ему а обыграл всех братьев литовцев. Перед финалом дул сильный ветер и я загрузил модель. Но перед началом тура ветер кончился. Вынимать груз было некогда. Летали одновременный старт. В первых двух полетах я с легкостью нашел потоки и слетал максимумы. А в третьем - не нашел. И когда высоты уже не было и я увидел соперников в потоке и подумал, что это конец. Но решил рискнуть. Полетел через все поле догонять поток. К моему удивлению мне это удалось. Вкрутился в него и слетал победный максимум. На легкой моделе у меня бы не получилось.
А на чем летешь, Сергей, что проблемы с невозвратаи в ветер?
SALpeter 😃
Не груженый - 270 г.
Груз - 30 г.
Проблема не в моделе. Модель суперская. Я надеюсь, что проблема в ветре, а не в пилоте.
Поскольку “ветромера” у меня нет, то для себя я придумал три градации ветра.
Слабый, когда не надо грузить.
Сильный, когда барашки на воде.
Очень сильный, когда модель тяжело собрать без помошника.
Проблемы с невозвратом - в очень сильный ветер.
Надо признать, что и я не всегда “правильно” возвращаюсь в ветер. Делаю много ошибок.
SALpeter очень интересный самолет. Он может очень быстро лететь с минимальным снижением, но в очень узком диапазоне углов атак. Так мне кажется. 😃 Его надо разогнать, а потом поймать ту глиссаду, на которой он не будет терять скорость. Это очень сложно. Если модель летит с большим углом атаки, то моментально теряется скорость. А если с меньшим - высота.
Только, не надо говорить про котлеты, которые удобней брать руками. Речь идет об очень сильном ветре и “взрослом” удалении.
Котлеты трогать не будем 😃
Я после нескольких лет полетов исключительно на SG в этом сезоне решил попробовать нечто новенького. Сделал Зону и Эджа, стал облетывать.
Самолеты радикально другие даже в сравнении друг с другом, а манеру полетоов на классическом SG вообще надо забыть. Потенциал чувствуется есть, только нужно правильно им пользоваться.
С Зоной вроде как начал потихоньку договариваться после двух месяцев общения, а Эдж скорее пока что открытая книга для меня.
На Вильге до обеда летал на Зоне и держался стабильно на 8 месте. После обеденного переыва решил лететь на Эдже и тут же слился на 16-е.
Вес Зоны где-то под 280, балласт 33.
На Зоне не летал, но слышал много противоречивых отзывов в интернете.
Самое смешное, что большинство про Зону говорят «Потенциал чувствуется есть, только нужно правильно им пользоваться.» Проходит год, а фраза не меняется. Типа так и не поняли, как им воспользоваться.
На сколько я понял, Зона заточена на скорость. Тонкое узкое крыло. Типа, минимальное сопротивление. Да, высокий старт. Да, хорошо возвращается в любой ветер. И с тактикой: бросил, нашел поток, улетел с ним и вернулся, вроде лучше ничего не надо…
У нас Едгар Кокс делает похожие модели. Бросает он и так выше всех в Балтии, а с такими моделями вообще сильно за 60. Казалось бы все, предел совершенства. А ни фига! Не летит тонкое крыло. Модель сыпется. Не получается обработать слабые пузыри. Я не говорю про ошибки дерганья ручек, которые тонкое крыло не прощает.
Крыло должно быть толстым. Таким как в SALpeter. Но есть большой вопрос с профилем. Немцы что-то нахимичили и никому профиль не дают. Я лично говорил с Franz Demmler-ом, (отцом SALpeter-а) На все вопросы он с удовольствием ответил, но на вопрос о профиле – „Secret. Top Secret”.
Так вот я и думаю не бросить ли эти эксперименты над продуктами доморощеных аэродинамиков 😃 пока не поздно 😃
Крыло тонкое, но не узкое. Да строже. Да сыпется если перемудрить. Но все это не мешает Филу Барнсу второй сезон быть в лидерах на Зоне.
В прошлые полетушки я наконец-то научился в спокойном воздухе не проигрывать во времени полета классике. И даже находил что-то там где классика молчала(летали одновременные старты втроем). Но малейшее неверное движение и все труды даром, это верно.
Поначалу же пробовал летать на этой металке без руля поворота. Вообще фигня была полная, скоординированый разворот не хотел получаться ни при каких настройках.
Кокс ваш кстати с руддером летает или нет?
Про Фила… Он будет лидером на любой модели.
И вообще, эти американцы пока не съездили в Европу летали на “не очень хороших” моделях. Да и кидали не очень сильно. Им это не надо. Они сильно южнее нас и потоки у них сильней. С этим тоже надо считаться.
Взять того же Олега Головидова (Олег привет!) Он говорил о том, что вместо того, что бы делать или купить дорогую вылизанную модель он сделает три простых, и сэкономленное время проведет в воздухе, оттачивая мастерство. Как летает Олег - я просто снимаю шляпу, но на его модели у меня хорошо летать не получается. Я с ней не справляюсь. И есть у меня подозрение, что если дать ему того же SALpetera он станет просто недосягаемым для остальных.
Почему некоторые в Америке остановились на Зоне? Я думаю это переходное звено, чем-то похожее по манере полета на их старые модели.
Кокс все время летал с РН. Но на крайних соревнованиях у него РН не было. Я думаю, через это проходят все, кто гонится за высотой.
Когда ты в термике, PН нафиг не нужен. Модель и так поднимет. Но когда ты находишь пузырь на высоте 5-10 метров, подняться без РН очень сложно.
Когда кинул, нашел, улетел и вернулся, и так 28 раз из 30, то РН точно не нужен. Так же как и “летающую” модель. А вот ели меньше, то и РН нужен, и модель хорошо бы чтоб прощала ошибки. 😃
Американцы хотят иметь свои moldie и несколько недоумевают почему до сих пор никто ничего не сделал. Зона как и Эдж - открытые проекты, вся информация предельно доступна(в отличие от top secret немцев).
Потому народ и строит/пробует. Конечная задача - вылизать проект совместными усилиями и сделать формы.
Те же немцы и поляки кстати активно и охотно пользуют халяву в своих целях.
Единственная незадача в том что разработкой занимается доселе никому неизвестный доморощеный аэродинамик Джеральд Тейлор. Хотя в достаточно глубоком понимании темы и упорстве/трудолюбии ему не откажешь.
Он как-то даже высказывал сомнения насчет якобы глубокой степени научного подхода в разработке европейских моделек. Типа мы очень сильно занимались разработкой, но никаких подробностей не выдадим. Поди проверь - реально мозговые клетки затрачены или просто удачные результаты метода тыка.
Ну а насчет старых моделей не будем забывать с чего начались все современные металки. Я считаю что Super Gee до сих пор весьма конкурентоспособен. И никаких революций с тех пор небыло. Эволюция - да, имеет место быть.
Немцы в аэродинамике секут и я не знаю моделей где бы были чужие готовые профиля. Братья Herrig крутые перцы, неоднократные чемпионы мира по F3B, F3F и в F3K всегда в финалах. Барнс писал что на ГО они били его во всех раундах. Они изучали аэродинамику в Универе, имели доступ к трубе, они разработали лучший планер в F3B - Radical, F3f- Freestyler 3, F3k- Aspirin, SalPeter, F3k - Aspire и т.д. Далее куча других немцев (Stefan Eder co) был на Вильгк - F3B Crossfire, Tool, F3j - Orca, Satori.
Steigeisen, на котором я летаю спроектирован профессором Университета (проектирует и летает также F3B , Logo-team) и моим хорошим знакомым (пилот Еврокоптера, сейчас инженер в Бундесфере)
Вот еще например Franz Muschler делает почти каждый год новые формы, постоянно что то пересчитывает и т.д и таких примеров масса.
Что прикольно,в Европе чуть ли не каждый второй делает формы хотя бы для фюзеляжа, надувает шариком. Американцы в шоке, плачут что надо спец лаборатории иметь, много денег тратить и т.д. Начинают доказывать что фюз из 2х частей даже лучше, и т.д. Moldi ну никах не сделают…уже и австрийцы и поляки формы сделали и летают,а GT все мечтает…