Почему я пропал и чем занимался
История начиналась следующим образом. Поехала жена на очередную свою учительскую конференцию. Там шла речь, кроме прочего, о развитии системы дополнительного образования и, в частности, о кружках, на которых детишки должны получить примерные основы программирования и робототехники. Некая контора представила свои образцы игрушек, которые могли бы этому способствовать. Вот такие. Желающим участникам конференции дали поюзать игрушки. Жене все понравилось, но она была удивлена, что под это нет никаких материалов. То есть помощник от конторы говорит: «делайте так и робот сделает это». Свое удивление жена выразила руководителю конторы, на что тот ответил в таком ключе, что мол их дело придумать игрушку, а уже работники системы образования должны подогнать материалы в виде методических разработок. Жена выразила мнение, что написать коротенькую ознакомительную методичку – плевое дело, был бы этот девайс под рукой. Ну и ей предложили игрушку во временное пользование.
Короче говоря, закончилось все тем, что вернулась она домой с коробкой под мышкой. На словах пояснила следующее: Поскольку ты, говорит, страсть как любишь такие игрушки, то тебе и настраивать, а я буду описывать все, потому что она кандидат наук, а я инженер. Нужно сказать, что мне концепция понравилась и я, несмотря на то, что последний раз занимался программированием в 1989г на паскале, когда сдавал в институте лабораторные работы, взялся посмотреть, тем более, что это для детей.
Проект носит название «Скретчдуино», что само по себе иозначает, что программировать надо в среде «Скретч», а робот работает на ардуино. Штука получилась интересная. Сама среда «Скретч» очень понятная, дружественная и простая. Несмотря на это, он дает возможность получить понятия об алгоритмах, и более того, применить все на практике, связав, так сказать, компьютер с внешним миром. Посмотреть, что это за зверь, можно здесь. Там же есть онлайн редактор, где можно и попрограммировать.Первым бананом оказалось то, что придерживаясь концепциисвободного ПО, контора желает, чтобы все происходило на Линуксе. Поглядев на жалкий объем оставшегося свободного места на винчестере ноута, пришла в голову мысль, а что если установить Линукс на флешку? Будет небыстро, но нам же быстро и не надо. Так и сделал, установил Убунту. Соответственно загрузчик тоже установил на эту же флешку, а своп ставить не стал, хватит и оперативки, своп
на флешке – это ни к чему. Забегая вперед скажу, что идея эта интересная. Вставляешь потом эту флешку в ЛЮБОЙ компьютер, грузишься с нее, и получаешь на этом компьютере свою систему, со своим установленным ПО, со всеми настройками и нужными файлами. А в применении к этому роботу это особенно удобно. С собой берешь флешку и робота, а компьютер тащить не надо. Загрузился с нее и все готово к работе.
Что надо сказать о девайсе. Сделан действительно для школьников, достаточно прочный, и никаких разьемов на датчиках. Контактами явлюятся неодимовые магниты. Поднес датчик к роботу, а он сам присасывается на нужное место.
Короче, первая программа была примерно такая: Робот подъезжает к краю стола, останавливается и отъезжает назад. Ну а потом поперли всякие выдумки. Из листа пеноплекса был построен “рободром”, по которому робот ездил по черной линии и объезжал препятствия. Соответственно программы становились более сложными.
Сначала никак не мог воспользоваться датчиком, который у них называется “фотоэлектрический глаз”. Надо же было все 3 сенсора, имеющиеся на нем, направит вперед. Но небольшая модификация из картона и металлического скотча решила проблему.
Кроме того сообщество решило, что с этим “глазом” нельзя пройти лабиринта. Ну что ж, вызов принят! Конечно не всякий лабиринт, но скажем так, некоторый.
Ну и в итоге не методичка родилась, а руководство пользователя. Автором жена, я в соавторах. Раньше в печатной продукции не публиковался.
По лаборатории.
По робоплатформе.
Это теперь вкладывается в коробку с девайсом. Перевели уже на английский, за рубеж тоже продают.
Насмотревшись на мои развлечения, коллеги по работе немедленно заказали себе на Али плату Ардуино -Уно, а я отправился в отпуск. По возвращении из отпуска был встречен со словами, что меня давно ждут, потому что они научились крутить моторы от списанных принтеров НР, и теперь хотят станок, чтобы недорого, из подручных материалов, но никак не могут, потому что конструкцию его никак не определят. Показали мне несколько ссылок и сказали, чтобы проще, что сильно точность не важна, главное попробовать. Я внес предложение о конструкции, включающее мебельную фурнитуру и лист деревополотна, нарисовал чертеж и они его построили.
Я купил себе Хаммер в хорошей комплектации (в смысле много насадок) Его и прикрутили вместо рабочего органа. Хотя насадки -фрезы там оказались отстой, зато насадки с точильными камнями были использованы, чтоб изготовить пару фрез из сверел. Вот тогда дело пошло.
Про станок можно посмотреть здесь.
Потом в робоконторе заинтересовались, чего я все из картона делаю и в довесок к своим игрушкам прислали нахаляву КИТ 3D принтера. Вот такой.. Собрали на работе с ребятами.
Все усовершенствования для робота мы стали вырезать на станке и печатать на принтере. Поэтому предложили, опять же за деньги, написать методическое пособие по самостоятельной сборке и созданию простых деталей в 3Д редакторах. Написал страниц на 100. Напечатали, прислали авторские экземпляры. Теперь уже я в авторах. После этого я построил собственных роботов. О них и о моделировании в 3д редакторах можно почитать здесь же, в моем блоге.
Кстати, интел мне за ведение блога презентовал процессор i3 за 10т. Правда потом запретили там публиковаться, потому что я не работник системы образования.
Робот мой бегал неплохо, поэтому робоконтора сейчас предлагает написать методическое пособие для школьников по самостоятельному конструированию роботов.
Манипулятор придумался на одной(!) сервомашинке. Он тоже понравился, контора взяла его в разработку.
Пошел в отпуск, а зять запилил приспособление для того, чтоб гнуть трубы и квадратные профили. Ну и стал я теплицу строить. Нарисовал в 3д редакторе и вот что вышло.
Потом строить начали
А поскольку я теперь робототехник 😃 , то стал все автоматизировать.
Ну теплый пол еще под одной из грядок.
Окна должны открываться, обогрев включаться по датчикам температуры.
Сейчас все спаял в блоке управления, пишу код для теплицы. Под ардуино-мега.
Короче, теперь надо доделать теплицу, до конца года написать методическое пособие, а с НГ построю пару новых досок-бойцовок.
Вообще, огонь!
Сколько энергии…
Леонид, ну пора заняться 3D принтерами! Меня этот вопрос стал очень интересовать… В Ситимоле у Андрея видел демо-распечатки на 3Д принтере, и меня поразило качество печати! Я раньше видел фигурки с 3Д принтеров, но они ужасного качества. А тут мне понравилось!
У него есть распечатанный фрагмент крыла, мне понравилось! Можно самолёты распечатывать. Вес приемлемый.
У него есть распечатанный фрагмент крыла
Все равно не такие они и легкие. Ну и область печати. Мой принтер 100х100х100мм. Товарищу построили 200х200х200мм. Скорость печати такова, что большое что-то будет век печататься. Чем больше область печати, тем сложнее нужна конструкция, чтобы точность печати сохранить. Поэтому фигурки такие некрасивые, что настройки и точность печати надо улучшать. У меня небольшие детали, зато хорошо печатает. Так что будут конкретные вопросы, обращайся.
Ну и не могу удержаться от цитирования украинского президента П.Порошенко: “Постиндустриальная экономика ставит во главу угла 3D-принтер, призванный сменить массивные и громоздкие производственные площади неэффективной плановой экономики.” Сильный спич.😃
Один момент… Всегда недоумевал, зачем детей травмировать всякими псевдо-языками, с которыми якобы проще разобраться новичку… Почему сразу не нормальные Си/Жава? Ведь это дефакто стандарты в мире программирования. Синтаксис и основы можно донести любому ребенку (тем-более знающему пару десятков английских слов) за пару уроков. Для начала даже не нужно влезать в ООП. Ну а уж изучение библиотек и всевозможных API… желающие могут посвятить всю остальную жизнь… 😃
При наличии библиотек работы с датчиками и исполняемыми механизмами весь показанный функционал реализуется на этих “взрослых” языках элементарно.
ЗЫ Теплица - класс… Когда то мечтал что-то подобное соорудить своим “колхозницам”…
По поводу СИ.
Тогда молодежь будет сильно умная, это не выгодно правительству… Они же потом вырастут, и будут великими программистами…
Вся система образования построена, сделать из детей тупых, прямолинейных потребителей, не умеющих создавать что то свое, и не иметь своего ответного мнения…
Леонид, я не сомневался, что 3Д принтер у тебя уже есть. ))))
Всегда недоумевал, зачем детей травмировать всякими псевдо-языками, с которыми якобы проще разобраться новичку…
Не якобы, Сергей, не якобы… Тут есть несколько причин:
- Как начинать обучение детей с 6-7 лет сразу на С?
- К более старшим ребятам7-10 лет это тоже в некоторой мере относится. Однако освоив основы алгоритмизации, они легко переходят на другой язык.
- подростки 10-14 лет не готовы с нуля заниматься серьезным языком, результаты нужны быстро, желательно сразу. В связи с коммерциализацией системы дополнительного образования этот вопрос стоит более остро. Например, при советской модели доп. образования в кружок пришло бы бесплатно 20 чел. через месяц изучения языка, состоящего еще и из команд на полузнакомом языке, результатов никаких. Половина покинула кружок. Еще через месяц осталось 1-2 человека. Настоящих программистов. При коммерческом подходе нужно держать всех, причем и родители должны видеть результат.
Общаясь с педагогами дополнительного и основного образования, опираясь на их опыт, мы пришли к выводу, что наиболее полезный результат дает поэтапный переход от языка к языку. Здесь постепенно развивается интерес к робототехнике, причем на определенном этапе происходит разделение на конструкторов и программистов. Развивающийся интерес способствует желанию выходить за границы возможностей КИТ-роботов и детских языков. Мотивация изучения более “взрослых” языков весьма высока. Это не голые слова. Преимущества поэтапного подхода доказаны на практике.
Более того, скажу прямо. Этот подход я испытал на себе в изучении 3д редакторов. Давно хотел этим заняться, но никак не получалось, пока не решил это сделать поэтапным способом. Кстати, я программированием последний раз занимался в 1989г. Посмотрев на Скретчдуино, я быстро все вспомнил заново. - Если изучать серьезный язык с нуля, то часто получается, что понимание полное того, что делаешь так и не приходит. Одни шаблоны. Я, строя теплицу, посмотрел, а что в этом направлении делают другие и был шокирован. Даже в Ардуино авторы интернета поголовно просто вставляют куски кода из примеров, даже не отбрасывая лишнего.
Тогда молодежь будет сильно умная, это не выгодно правительству…
Правительству это выгодно, ему невыгодно, когда молодежь просто считает себя очень умной.
Леонид, я не сомневался, что 3Д принтер у тебя уже есть. ))))
Ну если почитаещь мой блог, там все голубые и зеленые детали я печатал на принтере.
Кстати, если не пользовался FreeCad или SketchUp, там можно очень быстро обучиться основам. Поэтапно 😃
Общаясь с педагогами дополнительного и основного образования, опираясь на их опыт, мы пришли к выводу, что наиболее полезный результат дает поэтапный переход от языка к языку.
Конечно тягаться с педагогами мне сложно (а они, кстати, пробовали по другому? 😃), но для меня переход на другой, даже подобный язык, жуткая ломка… Те языки, что ты называешь “взрослыми” (имея в виду- “сложными”), стали такими популярными именно из-за простоты и наглядности своего синтаксиса. Позволяют быстро, минимальными средствами добиваться максимального эффекта, при этом оставаясь абсолютно гибкими. Человеку очень важно сразу начинать правильно мыслить и даже думать на “правильном” языке.
При коммерческом подходе нужно держать всех, причем и родители должны видеть результат.
Помогите ребенку установить Android Studio, установите шаблоны, и уже на первом занятии он напишет первую прогу на java для своего телефона. Родители будут в восторге. Сразу “правильный” выбор языка совсем не отменяет поэтапный подход обучения, с кучей наглядных и интересных “промежуточных” результатов. Конечно для этого требуется разработка методики. А это действительно большая работы педагогов, которым надо быть еще и неплохими программистами… Идеально написать для обучения “детский” IDE, с интуитивным интерфейсом, без пугающего разнообразия функционала.
Если изучать серьезный язык с нуля, то часто получается, что понимание полное того, что делаешь так и не приходит. Одни шаблоны
Мыслить шаблонами, это неплохо. Нет программиста который бы знал Windows. Надо уметь найти нужные функции и поверить что они сделаю то, что заявлено в доке. Проблема бездумного Ctrl+C, Ctrl+V, не связана что человек сразу начал осваивать Си. Возможно он просто перешел на Си из Basic… 😃
Все ИМХО, конечно…
а они, кстати, пробовали по другому?
По-другому как раз все раньше и занимались. Начинали сразу.
уже на первом занятии он напишет первую прогу на java для своего телефона.
Ребенок в 7-10 лет? Кстати, для чего на 1-м занятии кружка по робототехнике писать прогу для телефона?
Сергей, а мы не о разных вещах вобще спорим? Ты точно смотрел проект Скретчдуино и способы программирования их Робоплатформы?
Кстати, на мой взгляд, этот проект гораздо лучше, чем какой-нибудь Лего-Робот. Именно потому, что в Лего программирование выглядит непохоже на написанное на каком-нибудь языке. Если не смотрел, то глянь. И тогда скажешь, насколько понравился или нет синтаксис.
Я свое руководство тестировал на дочери 13 лет, полностью нулевой в программировании. После самостоятельного изучения(!) она придумала игру, с управлением от кнопочек Скретчдуиновской лаборатории (использовала ее как джойстик) и придумала программу для робота (отворачивался от света, старался забиться в тень).
Идеально написать для обучения “детский” IDE, с интуитивным интерфейсом, без пугающего разнообразия функционала.
Мне показалось, что именно это там и реализовано.
Ладно, будем считать мое ворчание- от зависти… Конечно было бы интересно такими проектами заниматься. (Уж больно меня основная работа достала, остаются силы только на пиво перед теликом, а денех при этом - копеечки…)
Ну что ты, Сергей, надо себя заставлять 😃
Вчера теплицу всю подключил. Код правил немного. Выползли несколько проблем:
- Датчик темп и влажности DHT-11 глючит. Надо пробовать подбирать резистор подтягивающий.
- Драйвер моторы не тянет. Пыхтел - пыхтел, решил плюнуть и на 4-х канальный релейный модуль поменять, скорость регулировать мне не нужно. Сегодня закажу. А так здорово. Остальное работает, понравилось.
Продолжаю трудиться на благо детской робототехники. С помощью 3д печати создал еще платформ для роботов на базе ардуино. Чтобы не заморачиваться с написанием программ для автоматической работы изделий, написал маленькую программку для ардуино, прицепил к нему приемник от своего Спектрума, и управляю. Мне ведь только ходовые качества проверить. Кроме двухколесной платформы, о которой писал выше, сделал еще 3.
Полноприводная четырехколесная:
Гусеничная
Ну и на ножках бегающая
Офигеть, Вот это я понимаю “использовать принтер по назначению”, а не то что я тут фигнёй занимаюсь…Лёня ты смотри так случайно “терминатора” не создай…
По больше бы в стране таких технорей, и о меньше таких вот:
Фильм видели? Посмотрите!
А ты Ленид - МОЛОЧУЛЯ!
Фильм видели? Посмотрите!
Тяжело смотреть. Как Навального увижу - блевать тянет. Обычный мошенник убедительно машет ручонками на экране, книжки за спиной - очевидно должны символизировать его интеллектуальность. Я вот плохо себе представляю, кто бы мог ему поверить. Возьмем к примеру Клинтон. Тут все понятно. Фонд Клинтонов получает деньги от бизнесменов, эти деньги официально идут на предвыборную компанию, билеты на самолет и отдых на курорте. Если какому-то фонду принадлежит какое-то имущество и управляет им какой-то человек - никто и слова не скажет, что это имущество на самом деле принадлежит Клинтон, потому что тот человек тоже в Гарварде учился. Я, наверное, тоже коррупционер. Со мной на одном курсе училось в СМИ училось несколько тысяч человек. Если хорошенько покопаться, то и сигналку я им делал за деньги и т.д. Стоит мне стать президентом, бедных моих однокурсников-бизнесменов задолбят до полусмерти.
И да, почитайте Марка Твена. Его официоз в Пиндостане не любит. “Как я баллотировался в губернаторы.”
Мы не привыкли еще к навальным, которые могут разрушающе действовать а неокрепшие умы, а у них это давно. И сразу видно разрушительное действие. Вчера обсуждал на одном форуме проблемы приемных семей (у меня в семье приемный ребенок), вдруг бац, в ветке появляется: "Вы такие молодцы, а тем временем другие сволочи… и т.д. И ссылка на эту гниль навальнскую.
Решил показать товарищам свои платформы для роботов, вдруг бац, ролик этот гадкий. И ничего, что совсем не в тему.
В одном ты прав, Сергей. Кто-то пытается что-то сделать - развивает робототехнику, берет себе ребенка из детского дома, а кто-то за госдеповскую зарплату пытается к кормушке прорваться, потому что с ними, мошенниками, никто бизнес вести не хотел.
Добавлю пару роликов про свою теплицу. Вот тут про блок управления и меню.
Я уже поставил блок в теплицу, подключил теплый пол и маленький обогреватель, завтра огурцы поеду высаживать, вот тут про то, как автопроветривание происходит. Осталось автополив, но это как потеплеет.
Раз уж начал рассказывать про свою теплицу, расскажу и про запуск автополива. Теплица ведет себя отлично, весело машет окнами и жужжит обогревателем и греет подогревом почвы, когда холодно. Огурцы растут. Теперь осталось вывести теплицу онлайн. Костя обещал написать скрипт для отлова UDP пакетов и записи параметров в MySQL. Отправку по UDP я уже отработал. Веб-сервер на Распберри-Пи уже поднят, если сын не подведет, скоро у теплицы появится свой сайт.
Есть и видео с конструкцией автополива.
Начал читать и слово автополива, прочитал как запуск автопилота, чуть не упал… Думал Леонид уже свой автопилот разработал…
Теперь, открывай бизнес - Умные теплицы!
прочитал как запуск автопилота, чуть не упал…
Ну а что, сначала стабилизация на колесах. Гироскоп я заказал, только с ПИДами еще не работал. Надо пробовать.
А пока… Разработал товарищу терморегулятор на самогонный аппарат. Плату выпилим после праздников, спаяю.
На столе работает. Менюшка на дисплейчике, все дела.
>Веб-сервер на Распберри-Пи уже поднят
Так и не получилось на RPi php прикрутить… Если вернусь к своему проекту, буду консультироваться…
Так и не получилось на RPi php прикрутить…
Даже не разбирался как следует, открыли с парнями на работе какой-то гайд в интернете, установили MySQL, Апач, PHP, запустили страничку, пробросили порт - все отображается.