Поговорим о флаттере.

Andrey_Homutinin

У меня маленький встречный вопрос!
А на какой модели (в подробностях) и в какой момент полёта всё это происходило.
А то у нас был случай, когда товарищ на тренер 40, поставил MDS60 с трубой и гонял его яки гонную. Так в первом полёте оторвало всё что можно оторвать, а до земли только моторчик долетел.
Просто я это к тому, что у каждой модели есть своё предназначение.

vovic

Модель была: размах 1 м, движок 2,5 кубика,элероны 13 хорды крыла на весь размах, руль высоты 23 хорды стабилизатора, все из сплошной из бальзы 5мм.сверху - монокот. Серво HS-80MG но без подшипников. Проводка - короткая тяга из проволоки 10 см. Уд.нагрузка - 55 гкв.дм.

Срезало на выходе из пике. Сначала был рык, ну совершенно звериный, громче движка намного, потом хлопок и - опаньки:) стабилизатор приземлялся отдельно и много позже всего остального.

joleg

>> “руль высоты 23 хорды стабилизатора”…

Большие лопухи… Очень похоже на Fun-Fly… Если профиль крыла тонкий, то до флаттера разогнаться очень даже можно.
Но скорее другое. С какой стороны был кабанчик руля высоты? Как осуществлялся выход? Если проводка сверху стабилизатора и выход ручкой на себя…
Были ли вырваны петли руля высоты? В каком состоянии машинка после аварии?

vovic

Двойной кабанчик и servoarm. Снизу тяга - проволока, сверху - тросик с пружинкой для выбора люфта проводки.Петли (термиковские) и кабанчик повырывало, а серво - хоть бы хны. На фан-флай похож не очень - нагрузка большая и профиль крыла не толстый.

glan

Мне кажется, что все не так страшно.
Минимальные требования, которых придерживаюсь я, не подводили. Гляньте на Http://www.glan.hobi.ru/rc/flutter/index.html
Ни одного флаттера на моих моделях(Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!), чего и вам желаю!

vovic

Andrey. Извини бестолкового. Но скотч (монокот) скользит второй кромкой по рулю, или заклеен так, как на картинке по ссылке Glan’а? Как лучше?

Billy_Blankin

[quote]Andrey (11-09-2001 16:58):
Скотчем, закрывается нижняя передняя кромка элерона или руля высоты на 1.5-2 см. Это применяется на пилотажный моделях и планерах F3B, для устранения возникающей щели при отработке руля. Рули на этих классах моделей привязаны к плоскостям только по верхней передней кромке.
Есть два способа нанесения плёнки.

Ну это спорно, что в F3B для устранения щелей при отработке рулей по нижней кромке используют скотч. 😃 Вероятно так было на пару лет назад. На планерах последних разработок делается уже по другому. Чтобы долго не расписывать, даю ссылку
www.aerodesign.de/design/positivbauweise.htm

joleg

элероны 13 хорды крыла на весь размах, руль высоты 23 хорды стабилизатора

Снизу тяга - проволока, сверху - тросик с пружинкой… Петли (термиковские)…

Насчет похожести на Fun-Fly 😃 имел ввиду очень большие не скомпенсированные управляющие поверхности. При таких быстро не полетаешь.
В вашем случае скорее имел место изгибно-элеронный флаттер стабилизатора. При этом обычно отрывается та часть руля высоты, на которой стоит кабанчик с наибольшим числом растрескиваний бальсы в районе ближайшей петли.

При использовании наборных элементов чаще происходит разрушение стабилизатора или хвостовой части фюзеляжа.

С уважением, joleg

Glider

Ну-ууу, страсти-то какие!
Особенно про изгибно-элеронный флаттер стабилизатора, большие растрескивания бальСы и разрушения хвостовой части фюзеляжа летающей этажерки! 😃

joleg

Доброго времени суток!

К несчастью “изгибно-элеронный флаттер” - это термин. Если уважаемое сообщество предложит другой для примения его стабилизатору - тут же исправлюсь.

Про разрушения - писал применительно к моделям - это то что я видел и я только пытылся поделиться своим опытом.

Мне все же кажется, что “руль высоты 23 хорды стабилизатора” “из бальзы 5мм” без весовой и аэродинамической компенсации и без растяжек стабилизатора для обеспечения жесткости при небольшой толщине профиля - потенциально опасное решение для быстролетающей модели.

С уважением, joleg

vovic

Во! Растяжки стабилизатора! Давно подмывало спросить, они решают проблему прочности и жесткости при скоростном пилотаже или нет? А то я видел их только на гигантах и побаивался ставить на модели обычных размеров. Подскажите, кто знает.

босс

Растяжки на стабилизатор ставят тогда, когда у тебя тонкое горизонтальнов и вертикальное оперение для придания нужной жесткости т.е когда Г.О иВ.О очень хилые а если вопрос о фллатере не еще не понятем прочитай работу акаддемика Келдыша который решил проблему фллатера

7 months later
papa Alex

Здравствуйте коллеги.
Прочитал все мнения, но так и не нашёл ответа на вопрос: - что же это за зверь “Флаттер”, как с ним общаться, почему и при каких условиях он возникает. Мнений много, статья, о необходимости которой высказаны мнения - это слишком мало - невозможно в объёме одной статьи, рассказать о причинах возникновения этого явления. Здесь необходимы знания. Поэтому: у меня есть предложение к “Высокому собранию” - просить тех, кто живёт в Москве, взять на себя труд, через издательство “Патриот” (ЦК ДОСААФ СССР) или то, что от него осталось (после многих стараний), наити возможность испросить разрешения у авторов книги “Расчёт, проектирование и постройка сверхлёгких самолётов”, гг. Павла Иосифовоича Чумака и Владимира Фёдоровича Кривокрысенко, на сканирование и помещение оной, в Интернете (может на этом сайте), для общего доступа.
Дело в том, что книга эта - ответ на многие вопросы, обсуждаемые на форуме. Написана она доступным языком, и расчитана “на широкий круг любителей, не имеющих специальной подготовки, однако знакомых с основами авиации в объёме популярных изданий” - цитата со стр 6., правда, базируется на курсах математики и физики в объёме средней школы.
Если б такое стало возможным, можно было бы, прочитав книгу, понять глубину афоризма Козьмы Пруткова -" Не всё стриги, что растёт".
Удачных полётов.

joleg

Доброго времени суток уважаемому сообществу!

Книга П.Чумака и В.Кривокрысенко “Расчет, проектирование и постройка сверхлегких самолетов” давно доступна в техническом разделе библиотеки www.airwar.ru/other/bibl_t.html на сайте “Уголок неба”

Адрес загрузки книги П.Чумака и В.Кривокрысенко www.airwar.ru/other/bibl/laplane.html

С уважением, joleg

papa Alex

Огромное спасибо, чесно говоря, не знал о существовании этого сайта.
К сообществу: чтож господа, читайте, если возникнут вопросы - задавайте - чем сможем - поможем.
Удачи на виражах.