Биплан "Три в одном" (из того что было)
В конце прошлого лета встала задача облетать (дообкатать в полета) двигатель под этот проект
rcopen.com/forum/f82/topic312886
Решил сделать модель под эту тему самостоятельно. Почему-то 😃.Из разных частей от разных моделей, которые нашлись дома. Типа, а чего под такую задачу деньги тратить на покупку чего-либо, если дома столько модельного хлама без дела пропадает? Ну вот, а поскольку крыльев оказалось два комплекта (каждое из них поодиночке было мелковато для 120-й Сайты), то стал вырисовываться биплан. Ну тут я уже сразу расширил для себя “полезность” идеи, так как не имея опыта строительства бипланов, можно будет параллельно постройке Балиллы отработать разные моменты. Углы установки крыльев, двигателя и пр. Ну и, наконец, получить тренер со схожими полетными “повадками”. Забегая вперед скажу, что уже летаю на нем уже все это лето и решил поделиться со всеми некоторыми деталями постройки этого самодела, возможно кто-то почерпнет для себя что-нибудь полезное.
Итак исходный материал таков
1.Крыло от такого тренера ТТ МкIII (40 размер)
2.Крыло - самодел, которое давным давно мне отдал приятель
3.фюзеляж с оперением от другого самодела тренера (60 размера)
Первые прикидки облика модели
первые прикидки облика самолета
Скажу сразу, на проектирование оказали решающее влияние следующие факторы: Тяжелый мотор (почти кило), тяжелый фюзеляж (из миллиметровой фанеры и липы), и как ни странно, тяжелое верхнее крыло. Приятель, который когда-то отдал мне это крыло, сделал его из бальзы, но умудрился после шпаклевки и окраски ( в стиле Малевича 😃) набрать столько веса, что этим крылом убить человека можно! Первые прикидки расположения крыльев ставили задачу найти им место, чтобы не потребовалась дополнительная загрузка носа или хвоста.
Высоту верхнего крыла над фюзом подобрал “визуально”. Профиль верхнего крыла-двояковыпуклый, несимметричный, нижнего-плосковыпуклый типа Clark Y. Углы установки относительно оси фюза- нулевые. Верхнее крыло поставил на две трубы (диаметр 12мм) которые заклеены к боковинам фюзеляжа специальными фрезированными буковыми вставками
Нижнее крыло - разборное по центру. Собирается с фюзом через буковую вставку, которая (пропускается) через пазы боковин. Фиксируются половинки крыла гайками изнутри фюзеляжа
В связи с предстоящей новой “бипланной” жизнью в конструкцию нижнего и верхнего крыльев вклеил усиливающие элементы в местах крепления труб и крыльевых подкосов (“привязал” их к лонжеронам)
При проектировании заранее ставил цель минимизации операций в поле при сборке модели. В результате получилось, что бипланная коробка собирается винтами под шестигранник следующим образом:
Вначале длинными винтами М4 прикручиваются крыльевые подкосы (или стойки) к нижнему крылу
Эти стойки отфрезеровал из бука и вклеил туда самофиксируемые гайки М4. Для верхнего и нижнего крыльев.
Затем нижние крылья крепятся к фюзу, сверху ставится верхнее крыло, совмещаются штыри крыльевых подкосов и отверстия фюзеляжных труб.
Крепим верхнее крыло винтами М5 (два в переднюю трубу и один в заднюю ) и двумя М4 (в крыльевые подкосы)
Про управление элеронами. По поводу серв - подход тот же - “из того что было” На верхнее крыло поставил пару Hitec MG 625. Тут самые большие управляющие элементы на самолете. Сделал спец проводку двух серв в один жгут, чтобы снимать только один разъем ( поставил один из “военных” разъемов, нашедшихся в загашнике) с верхнего крыла при разборке самолета. Каждая серва на этом самолете в свой канал на приемнике (без у-разветвителей).
Долго думал, ставить ли что-то на нижнее крыло (или просто зафиксировать элероны, оставшиеся от тренера!). Решил поставить. Что было. И как впоследствии оказалось, не зря. А были старенькие две Futaba FPS-128. Очень медленные. Пришлось переделать слегка, так как изначально нижнее крыло было рассчитано на одну серву. Поставил второй ложемент.
продолжение следует
Из-за тяжелого двигателя сервы РН и РВ (тоже “бывалые”, futaba fp s148) пришлось ставить в хвост.
Стаб сделал съемным. Пришлось повозиться с приводом на хвостовое колесо. Теперь, чтобы снять стаб, надо открутить накладку на РН (латунная, с трубкой). В эту накладку вставляется хвостовик проволоки, из которой сделана стойка хвостового колеса. Вытащив стойку уже можно открутить два винта крепления стаба
Шасси от тренера пришлось “приподнять”, чтобы винт не цеплял за землю
бак нужного размера еле влез в существующий объем передней части фюза, в верхней крышке пришлось сделать вырез.
Вот, в первом приближении все нюансы модели. Сделал крышку “приборного отсека”. Получилась такой своеобразной формы “пол-крыла”
Полный вес аппарата получился 4,5 кило, нагрузка на крыло около 45 г/кв.дм.
Дополнительных грузов ставить не пришлось. Про летные данные. Летает медленно, как и должен биплан. Прямые фигуры делает вполне предсказуемо, а вот обратные - совсем плохо. Видимо, профиль сказывается. В штопор ввести тяжело, хвост, наверно, длинный да и площадь рулей маловата. Опускает нос и идет в вялую спираль. Изначально колеса поставил дешевые с хк, диаметром 110мм. После первой же посадки с боковым скольжением рассыпались на кусочки. Пришлось поставить с металлическими ступицами. Очень аккуратно надо на посадках. Чтобы не цепанул за землю нижним крылом. Оно слабое, китайское сразу трескается. Несколько раз ремонтировал. В, общем, тренер перед копией получился что надо. Приучает в предельной аккуратности.
Я тоже раньше увлекался рукотворчеством - делал из того что было, товарищ мотор на палку приделал, крылья и полетели.
А вообще молодец - хорошо получилось.
Летает медленно, как и должен биплан.
Площадь большая,тяги достаточно и центральные подкосы удачно высоко стоят-прямая дорога обвешать камерами и снимать,снимать и снимать…аппарат получился класный!
обвешать камерами и снимать,снимать и снимать
спасибо за идею! а то думал ,когда копия будет готова, повесить его на стенку