FPV на вертолетах классической схемы.

robis

Да не летаем мы нонче… на землице родимой засиделись и от того видать лишняя говорливость то и появилась… 😃
Но все равно спасибо, и Вам того же!

DVK

Кстати, может, уважаемые гуру подскажут тому, кто еще вообще ни разу по FPV от земли не оторвался, насколько важны и какие навыки пилотирования, так сказать, 3PV? Я пока тренируюсь в симуляторе в режиме “запулить вертолет хрен знает куда, раскрутить в хрен знает какую сторону, а потом определить ориентацию в пространстве, привести к себе и посадить”.

usup

есть вертолет с коллекторным мотором,передатчик 300мв 1.2ггц,запитан напрямую с 2s акка,камера пятивольтовая запитана от 5в. кренки передатчика,при перегазовка на экране пробегают тонкие горизонтальные полосы,подскажите где и какие фильтры надо поставить?

kimu
DVK:

насколько важны и какие навыки пилотирования

В фениксе и аэрофлае можно включить вид от первого лица. Если руки поняли как рулить этой газонокосилкой стоя на земле, они быстро освоятся и с видом из кабины. А дальше только трезвая оценка своих возможностей и техника безопасности.
Главное задом не летать… -__-

usup:

где и какие фильтры надо поставить?

В фильтрах не силён, в моём случае простые и лёгкие решения (вроде феррита и диод+конденсатор) не помогли.
А так про них можно найти в самолётной ФПВ ветке.

Drozdmsk

Андрей (Sav), подскажите можно ли заменить усики сателлита спектрума например на диполи 2,4, будет ли увеличение дальности приема? не повредит ли эту сателлиту?
Разместить хотел в двух разных плоскостях… один горизонтально, другой вертикально…

usup
kimu:

вроде феррита и диод+конденсатор)

понятное дело,здесь без lc фильтра не обойтись,вот только бы знать на какую частоту его расчитывать,вроде коллекторник на постоянном токе работает,а на каких частотах он помехи создает,черт его знает.

robis
DVK:

кто еще вообще ни разу по FPV от земли не оторвался, насколько важны и какие навыки пилотирования, так сказать, 3PV?

При FPV полетах Вы естественно потеряете себя из виду и начнете ориентироваться на местности с видом сверху. Поэтому важно до взлета выбрать пару-тройку крупных ориентиров, например высокое дерево, дом, водонапорная башня и т.д., что поможет при навигации с высоты птичьего полета.
Еще важным моментом будет взлет и особенно посадка. Тут возможны варианты. Можно взлетать визуально, потом одеваем очки и перед посадкой снимаем, а можно в очках проводить все время от взлета до посадки. Более правильный последний вариант. Но если у вас на борту нет автопилота, то эта “возня” с очками может вызвать некоторые сложности. Например, на это уходит драгоценное время, еще некоторое время может понадобиться, чтобы глаза привыкли к изменению освещенности, в очках может быть относительно темно и в солнечную погоду получится слишком резкий переход, что может потребовать еще дополнительное время для адаптации. При наличии автопилота все гораздо проще - подлетели к нужной точке, щелкнули автопилот, далее спокойно, не спеша сняли очки и выбрали наиболее удобную точку для визуальной посадки. С опытом, конечно, все становится гораздо проще - Вы как бы адаптируетесь, привыкаете к этому и уже на автомате выбираете правильный заход на посадку относительно солнца, чтобы не слепнуть после снятия очков. Все предельно просто, заходим по глиссаде, легким движением приподнимаем очки и без остановок завершаем посадку, но уже визуально.
Я взлетаю-сажусь только визуально, наверное - это дело привычки (из-за боязни повредить вертолет), визуальная посадка значительно точнее. Ранее у меня стояли крохотные шасси, да и место посадки, как правило, далеко от идеала.
Но все же, правильнее будет все делать в очках - это как-то “по-взрослому” 😃

Ну и конечно никакой сим не заменит реальный полет… сим - это синтетика. В реальности - адреналин гарантирован! 😃
P.S. само собой разумеется, что летать визуально (не FPV) надо на 5 баллов (по пятибальной шкале) по крайней мере, в 2D.

SAV=
Drozdmsk:

Андрей (Sav), подскажите можно ли заменить усики сателлита спектрума например на диполи 2,4, будет ли увеличение дальности приема?

Два усика сателлита как раз и представляют из себя диполь на 2.4 GHz… Так что менять их на что-то представляется бессмысленным.

usup:

без lc фильтра не обойтись,вот только бы знать на какую частоту его расчитывать,вроде коллекторник на постоянном токе работает,а на каких частотах он помехи создает,черт его знает.

Источником помехи в коллекторнике является сам искрящий, особенно под нагрузкой, коллектор. Искрение дает широкополосную помеху с которой бороться сложно.
Оптимальное решение - гальваническая развязка по питанию через DC-DC конвертер.

usup
SAV=:

гальваническая развязка по питанию через DC-DC конвертер.

а если запитать через обычную кренку?

SAV=

Попытаться можно, но гарантировать положительный результат с кренкой нельзя. Мне пришлось и развязку делать и тщательно экранировать цепи видео до самого передатчика.

robis:

Я взлетаю-сажусь только визуально, наверное - это дело привычки

Вот точно, Олег, это привычка…😉
У меня с точностью до наоборот, с первого же полёта незаладилось с переходом с FPV на визуальную посадку… Чуть верт не разбил… С тех пор и взлетаю/сажусь только в очках.

kimu
usup:

а на каких частотах он помехи создает

Обороты двигателя на число обмоток.
А вот форма помехи может быть любая, потому и не фильтруется.

DVK
kimu:

В фениксе и аэрофлае можно включить вид от первого лица.

В том-то и проблема, что не могу я в нормальных симуляторах тренироваться: на работе комп с неигровой видюхой, а дома возможность полетать бывает хорошо если полчаса раз в 2 недели. А в работающих на моём компе только 3PV. 😦

robis:

При FPV полетах Вы естественно потеряете себя из виду и начнете ориентироваться на местности с видом сверху. Поэтому важно до взлета выбрать пару-тройку крупных ориентиров, например высокое дерево, дом, водонапорная башня и т.д., что поможет при навигации с высоты птичьего полета.

Ну, я пока планирую управление оставить на 2.4 ггц, а видео взять 5.8 гГц, соответственно, летать совсем недалеко и границы поля будут вполне надежным ориентиром.

Еще важным моментом будет взлет и особенно посадка. Тут возможны варианты. Можно взлетать визуально, потом одеваем очки и перед посадкой снимаем, а можно в очках проводить все время от взлета до посадки. Более правильный последний вариант.

Для посадки в очках, по-моему, надо иметь хорошую большую и ровную площадку для посадки и достаточно приспособленный к жестким посадкам вертолёт. Так что пока планирую зависать на безопасной высоте и расстоянии, скидывать очки и сажать визуально. А чем сложен взлет в очках? Мне кажется, что если достаточно энергично взлетать давая сразу немного тангажа на пикирование (во избежание “заднего хода”), то зачем делать это визуально? Я в чем-то ошибаюсь? Да, предварительно сделать визуальный подлет для проверки поведения вертолета в воздухе в плане технической исправности.

P.S. само собой разумеется, что летать визуально (не FPV) надо на 5 баллов (по пятибальной шкале) по крайней мере, в 2D.

Вот тут у меня и проблемки. 😦 В основном в голове с разными ориентациями. Поскольку визуальное пилотирование мне мало интересно, то и не тренируюсь особо в эту сторону. Тренируюсь сейчас так: запуливаю вертолет далеко (чтобы его ориентация видна не была, а можно было её осознать только по поведению) после чего пытаюсь восстановить ориентацию и привести вертолет к себе. Не уронив.

kimu:

Обороты двигателя на число обмоток.

Нет! Искровой разряд даёт помехи на всех частотах! А частота с какой она будет проскакивать - да, будет равна оборотам на число обмоток.

Drozdmsk

Андрей (Sav), а разве усики у сателлита не монополь?? не заметил чтобы там был экран или что то подобное. просто кусок проволоки… или я ошибаюсь?.

ppzaec

На сателлите 2 усика: 1-это середина диполя 2 - это внешняя часть (экран) диполя.

robis
DVK:

А чем сложен взлет в очках?

Взлет и посадка не является особо сложным - это просто вопрос тренировок и как Вы правильно заметили, для этого только нужна большая, ровная площадка, ну и разумеется желание.
У меня обычно взлет-посадка на пятачке, среди высокой растительности, поэтому вариант посадки в очках отпадает сам собой.

Drozdmsk:

а разве усики у сателлита не монополь??

Там два усика: антенна и вибратор (-) - это называется Т-образный диполь. Замена на коаксиальный диполь ничего не даст, кроме увеличения веса и ненужных проблем. Качество линка лучше от этого не станет.

Drozdmsk

Ок… спасибо… тогда менять ничего не буду. 600-700 метров летает на стандартных усиках…

kimu
DVK:

не могу я в нормальных симуляторах тренироваться

AeroFly Professional Deluxe выпущен в достаточно дремучих годах чобы его потянул комп способный открыть 2003 офис и не перегреться.

DVK:

достаточно приспособленный к жестким посадкам вертолёт.

Из таких знаю только сотки 50-70 грамм весом 😎
Вы кстати какого класса аппарат планируете?

DVK:

Тренируюсь сейчас так:

На случай отказа видео лучше подумать об автопилоте. Если конечно речь идёт о нормальной газонокосилке, а не коллекторном сооснике.

DVK:

Искровой разряд даёт помехи на всех частотах!

Дак я так и написал. От формы импульса и зависит спектр частот на которые гадит.

  • портить картинку может не искра, а просадка напряжения регулем. На БК помеха тоже полосами идёт. Проверить очень просто - запитать видео от отдельной батарейки.
DVK
kimu:

AeroFly Professional Deluxe выпущен в достаточно дремучих годах чобы его потянул комп способный открыть 2003 офис и не перегреться.

Спасибо, посмотрю, попробую.

Из таких знаю только сотки 50-70 грамм весом 😎

Ну почему же? 600-800, которому трава пофиг, поставленный на достаточно развитые шасси будет тоже достаточно крашеустойчивым.

Вы кстати какого класса аппарат планируете?

Пока окончательно не решил, но склоняюсь к 450-480. Во-первых, 450ка уже есть, во-вторых “падать дешевле”, в-третьих ground damage и ground fatalities несравнимо меньше. И параллельно собирать Большой Вертолет, потому что душа хочет именно Большого Вертолета. В будущем переставить FPV на Большой.

На случай отказа видео лучше подумать об автопилоте. Если конечно речь идёт о нормальной газонокосилке, а не коллекторном сооснике.

Я пока на этапе обучения планирую дешево: 2.4 ГГц управление и 5.8 ГГцвидео. На таком далеко не улететь, а летая в пределах одного поля можно и без автопилота обойтись. А там,глядишь, автопилоты станут лучше и дешевле. Тогда уже и буду переходить на 433 МГц управление с 1.2 ГГц (или может уже интересные цифровые системы появятся) видео, автопилотом, радиомаяком или GPS-трекером, GoProшкой для “красивостей” и установке всего этого на вертолет побольше. И так прошлое лето прошло мимо, так по FPV и не взлетел, так что уже некуда откладывать, надо быстро выбирать комплект камера-передатчик-приемник и заказывать. И буду местных любителей искать-дергать у кого какие есть очки/шлемы чтобы попробовать пощупать посмотреть: у меня зрение -3.5D, не всякие очки/шлемы будут с моими глазами “работать”, надо примерять, потом заказывать.

DVK
kimu:

AeroFly Professional Deluxe

Попробовал, идет. Но почему-то не активны в меню пункты Cockpit view. Что ему надо, чтобы cockpit view включить?

SAV=:

Денис, имейте ввиду: в “природе” есть вот такие штуки: fpv-community.ru/…/25-linzy-dlia-ochkov-fatshark-6…

Да, я в курсе. Но где-то читал из опыта человека с аналогичной близорукостью, что есть нюансы. Так что предпочитаю по возможности померить-попробовать.

kimu
DVK:

будет тоже достаточно крашеустойчивым.

Всё-таки “приземление устойчивым”. Сотку ронял с 3 метров ротором об асфальт, оттряхнул и полетел дальше.

DVK:

Что ему надо, чтобы cockpit view включить?

Надо выбрать карту являющуюся 3D моделью, а не фотографией пейзажа. Легко узнать по мультяшным цветам.

DVK:

летая в пределах одного поля можно и без автопилота обойтись.

Я в плане повышения безопасности при отказе видео или радио.

DVK
kimu:

Надо выбрать карту являющуюся 3D моделью, а не фотографией пейзажа. Легко узнать по мультяшным цветам.

Спасибо, помогло! Очень интересно оказалось летать, немножко не так, как я себе представлял после 3PV полетов на РУ модели и симуляторных FPV на настоящих вертолетах. Надеюсь, что полезно для обучения.

Я в плане повышения безопасности при отказе видео или радио.

Насколько я вижу текущую ситуацию с автопилотами, безопасность повышают только дорогие модели, дешевые ардупайлоты/ХКпайлоты скорее уронят модель из-за своих глюков, чем она упадет из-за проблем с видео или управлением. К тому же, даже наличие супер-пупер качественного дорогого автопилота не освобождает от необходимости соблюдать ровно те же правила безопасности, что и без автопилота. Ведь отказы всякие бывают, против механической поломки не поможет никакой автопилот.

robis

Разумеется, от поломки механики не застрахован никто, но безопасность полетов зависит не только от механики, а в равной степени и от надежности электроники. Потому как сбой любой из этих составляющих может привести к крашу и потере дорого ЛА. Пропадание видеолинка или управления, иногда даже на не продолжительное время, с большой степенью вероятности может привести к падению модели. Поэтому наличие “умной железки” на борту это просто Ваша страховка в случае потери сигнала. Если сможете дойти до реальных и тем более, продолжительных полетов FPV, то очень быстро ощутите потребность такого девайса. Естественно, речь о проверенных и сравнительно надежных (фирменных) устройствах, таких как Naza-H. Но не в коем случае нельзя говорить о чем-то наподобие арду…
На мой взгляд слишком “сильно” называть автопилотом платки типа арду-пилот… надежность подобных девайсов вызывает большие сомнения , - это все еще очень “сырые” контроллеры, и без виброразвязки. Может там и много чего заявлено, но в реальности они скорее способствуют увеличению опасности полетов, а не наоборот.

kimu
DVK:

безопасность повышают только дорогие модели

Я вот себе так подумал:
Один краш с неба об асфальт, то есть почти в хлам, как будет при потере сигнала, на моём атоме стоит около 200$. Если автопилот за срок своей жизни сможет всего два раза удержать вертолёт в воздухе, он окупит свою стоимость + избавит меня от необходимости ждать запчасти, перебирать тушку и сэкономит нервы.
Жаба поняла свою ошибку и больше не вякает.

DVK:

Надеюсь, что полезно для обучения.

Это как минимум даст понять механику управления.
Попробуйте по летать между препятствиями на маленькой скорости. Физика и камера не совсем те, но будет некоторый опыт в определении скорости и расстояния.

DVK
robis:

Потому как сбой любой из этих составляющих может привести к крашу и потере дорого ЛА.

Либо недорогого. Подумав, я пока выбираю вариант небольшого недорогого ЛА. Параллельно неспешно собирая дорогой, на который уже буду ставить только более надежное всё.

Если сможете дойти до реальных и тем более, продолжительных полетов FPV, то очень быстро ощутите потребность такого девайса.

Да я и так её ощущаю. Интуитивно. Вот только цены на надежные девайсы с RTH пока зашкаливают. А без RTH я в них полезности большой не вижу: летаю я, как и Вы, отшельником, если потеря линка случится и вертолет зависнет где-нибудь, то я не смогу бросить всё, прыгнуть в машину и поехать в его сторону. Так что пока, на период учебных полётов в радиусе 200-300 метров на дешевом вертолете с дешевой электроникой на борту, обойдусь без автопилота.

но в реальности они скорее способствуют увеличению опасности полетов, а не наоборот.

Угу. Полностью с этим согласен. Именно поэтому и не собираюсь их ставить. Для нас их польза в том, что они оказывают ценовое давление на DJI, Align и со временем приведут к снижению цен на более качественную продукцию. Либо сами превратятся в продукт.

kimu:

Один краш с неба об асфальт, то есть почти в хлам, как будет при потере сигнала, на моём атоме стоит около 200$. Если автопилот за срок своей жизни сможет всего два раза удержать вертолёт в воздухе, он окупит свою стоимость + избавит меня от необходимости ждать запчасти, перебирать тушку и сэкономит нервы. Жаба поняла свою ошибку и больше не вякает.

Всё верно. Но у меня пока не атом, а 450. Один краш с неба об поле будет стоить где-то $0-$10. С учетом возможности разбивания камеры, то под $100. Если же произойдет крэш из-за механической поломки или, что пока гора-а-а-а-а-аздо более вероятно, ошибки пилота, да еще в результате крэша будет разбит сам автопилот… В общем, пока на учебный вертолет (450ка с хоббикинговскими камерой, передатчиком и приемником на 5.8) ставить автопилот не буду. Потом поставлю для изучения, настройки и тестирования АП и дальнейшего его перестановки на 600-800. А пока я буду летать без АП, они, эти самые АП, значительно подешевеют.