Зацепило.

ViktorF

Заправка шприцем сопровождается неспешным прогоном каретки по рельсу в сторону шприца. Способствует прониканию.
Внутрь не заглядывал, но повылазило и с противоположной стороны.

ViktorF

Сегодняшний день был полон открытий, как ожидаемых, так и неожиданных. Сначала о последних.

После заправки кареток смазкой движки стали… спотыкаться на высокой скорости. Густовата, да и в помещении прохладно. Хотя Рапид на такой смазке работает, не жалуется. Спишем на необкатанность.
Сама смазка Shell LX2 для высоконагруженных высокотемпературных узлов. Очевидно из-за своей высокотемпературности и вязковата.

Другим сюрпризом стали шаркающие звуки из редуктора. Вот он виновник, вылезший стальной корд. Срезал дремелем, пока больше не вылазит.

Еще обратил внимание на звуки тук-тук из шаговика того же редуктора. Появляются только на больших оборотах. Ослабил винты, обстучал, почти ничего не изменилось. Ну и фиг с ним, такой родился наверное.

Теперь об ожидаемом. Станок кривой 😃
Правда не сильно и в общем-то всё лечится.

Супер-пупер поверочными приспособами не обладаю, только бубен. 😃
Но ведь выставляет же народ ноль инструмента по бумажке, почему нельзя ей же стол обмерять? Зажал "щуп"в крепление шпинделя и вперёд.
Катание по профилям показало разность высоты в одну-две бумажки. Контрольный замер толщины 10 листов - 1мм, стало быть перепад высот где-то 0.1-0.2мм. Пойдёт, все равно рабочий стол выравниваться будет.

С перпендикулярностью шпинделя было всё плохо. Сначала карандаш елозил только в дальнем левом углу, затем переместился строго в левую полуокружность.

Но в итоге наша таки взяла. Получить такую окружность (диаметр около 145мм) на условно ровном столе считаю отличным результатом.

Следующий шаг - тест на ромбик. Заодно откалибровать оси.
И ведь он есть, этот самый ромбик. На прямоугольнике 600х300 разница диагоналей в 1мм.

Сдаётся мне дело в этой ступенечке, как раз где-то с полмиллиметра.

Но это пожалуй уже вопрос завтрашнего дня.

Между делом отметил сервисное удобство редукторов - пружинки снял, шестерни из зацепления вышли и гоняй себе оси вручную как надо. Удобно во время настройки.

ViktorF

Для полноценного доступа к регулировке диагоналей пришлось демонтировать редукторы Х. Иначе к винтам крепления стоек портала не подлезть.
Хорошо видна смазка между каретками, вылезшая с противоположной от шприцевания стороны.

К моему удивлению винты были только едва-едва затянуты. То ли забыл затянуть, то ли расшатало во время испытаний.
Ну в общем, ослабив винты крепления стоек и винты крепления подошв к кареткам, удалось более мене свести диагонали.
Основным мерительным инструментом был колумбикбубен. Не придумал ничего более подходящего.

За несколько приёмов добился разности в 0.1-0.2мм на диагоналях около 710мм. Полагаю меня это устроит.
Немного озадачивает другое. В ходе проб было установлено, что без моторов я довольно спокойно могу на пару мм двигать портал враздрай. Очевидно это сказывается недостаточная жесткость системы. Честно говоря не знаю что с этим делать, возможно и ничего, вряд ли мои предидущие станки были жёстче. Да и два мотора через редукторы держат позицию довольно хорошо.
А так единственное, что приходит в голову, так это подкинуть жёсткости, добавив уголков между балкой и стойками портала спереди. Скорее всего там оно и дышит.
Установлено также, что изменить диагональ на пару десяток в ту или иную сторону можно следующим образом: выключив контроллер, чтобы моторы могли свободно менять позицию и выведя редукторы из зацепления, качнуть портал по диагонали, удерживая его восстановить зацепление и включить котроллер, позволив моторам установиться в позицию ближайшего шага.
Насколько долго потом сохраняется смещение пока не исследовал, но сей факт имеет место быть.
Но по идее если нет пропуска шагов и шаг моторов точно одинаков, никаких изменений с течением времени произойти не должно.
В общем пока принято решение погонять и пощупать. В памяти ещё живы воспоминания о том, как на желтом устранял детские болезни в процессе фрезеровки первых деталей. Нетерпячка поджимала.

Levlevlev

Очень шустренько у Вас все получилось, мои апплодисменты.
Раздрай в 1-2 мм как то очень много, где то есть конструктивная ошибка,
Не может на таком размере такое железо так гулять.
Я бы попробовал с помощью динамометра приложить усилие к инструменту в шпинделе в разных осях и в разных положениях кареток. Собрав статистику можно попробовать сообразить, где не хватает жесткости.
На портальной конструкции такого размера и из такого профиля я бы попробовал добиться 0,1-0,5мм при нагрузке 15-20 ньютонов (1.5-2 кгс). Я не знаю Вашего режима резания, может Вы используете силовое резание, но кресс явно умрет от 5 кгс.
По шагу и микрошагу - на этапе настройки используйте только полный шаг, это позволит исключить пропуски шагов. То что он у Вас не смог протащить каретку с маслом очень плохой знак, у Вас вроде 57 движки, их руками не удержать, а тут масло… Что то не так в настройках контроллера.
Я использавал движки с осью, торчащей насквозь (хвостом). На хвост ставил энкодер, а так как мач не дает работать с энкодерами (точнее не умеет их отслеживать и реагировать на расхождения), я вешал на вход контроллера осцилограф, на движок осциллограф и на енкодер осциллограф. В математике осциллографа настраивал допустимую девиацию цепочки команда-сигнал-обратнаясвязь, и при неисполненнии железом команды софта формировал сигнал Брак на выходе осцилла, который заводил на е-стоп. Только так удалось выловить эти самые паразитный пропуски микрошагов в пурелогике. Отчаявшись их истребить, перешел на гекодрайв, где достаточно быстро их пострелял.

AlexVr

Кстати насчет стрелочек 😃 считаю что для того, чтобы проверить их правильность нужно устроить прослушивание станка. При нахождении киз(кажущегося источника звука) точно по центру считать положение стрелочек нормальным , при расфокусирование киза или плавании его по сцене проводочки перевернуть 😃))))

ViktorF

Пошел договариваться насчет краткосрочной аренды зала консерватории 😃

ViktorF

Тем временем изучал диагональный вопрос.
Гонял станок по полчаса - по часу на имеющихся программах, измерял диагональ, хомился, опять измерял, выключал, включал, снова гонял и снова измерял. То есть давал возможность накопиться ошибкам, отработать датчикам и упругим силам.
Диагональ живет своей жизнью с разбросом от каких-то соток до двух десяток. Но это все происходит на расстояниях в ~710мм, то есть разброс составляет ~0.003%.

Станок немного прикатался. Хомиться стал уверенней, а то в начале по Х как-то неуверенно откатывался от датчика.
Из кареток помалу лезет тёмная смазка.

fedravosek
ViktorF:

Даёшь натурные испытания.

Для чего эта мтрица если не секрет?

ViktorF

Пыль и стружка летят будь здоров, несмотря на борта.

Поэтому по быстрому сооружена аспирация. Всего она конечно не улавливает, но с ней пыли почти нет и разлёт стружки поменьше.

Ну и раз дошло дело до смолы, то с первого изделия получен и первый продукт. Этот носик конечно немного некондиция, но степень сопряжения половинок радует.

Однако это будет уже другая история…

Baha
ViktorF:

Даёшь натурные испытания.

что за материал в заготовке?

Nevai
ViktorF:

Даёшь натурные испытания.

Шикарно! Мои поздравления!

Виктор, а в какой программе УП готовите?

ViktorF

Спасибо.
Материал заготовки - акриловый камень.
И модели и УП делаю в Rhino. Не самый классный набор для 3D, но меня пока устраивает.
Сейчас станок усиленно проходит обкатку и доводку. В общем-то он не самоцель, а помощник для решения других задач.
План можно сказать выполнен, приемлемая скорость и точность получены, от начала постройки до первой детали прошел неполный месяц.

ViktorF

При обработке заготовок максимального размера по Х(длинная с двумя моторами) вылезла пренеприятнейшая штука.
Оказывается главная и подчиненная ось проходят разные дистанции. Это сопровождается перекосом портала вплоть до частичного выходя из зацепления шестерни подчинённой оси А.
Индивидуальный промер и калибровка осей Х и А показали разное значение steps per unit, у одной грубо порядка 127, у другой 128. Различие очень небольшое, но на метре несколько миллиметров набегает.
У меня даже мыслей не возникало насчёт возможности такой крамолы, просто задал подчинённую ось и назначил хомление по одному датчику.
Сравнение параметров осей показало, что наиболее сходные показатели у осей Y и А, до второго знака после запятой. Не долго думая, поменял местами приводы осей Х и Y. Многократный промер подтвердил, что проблема исчезла. Да и звуки переездов стали поприятней.
В чём там дело не понятно, то ли параметры шаговиков разнятся, то ли в шкивах дело.
На углубленные исследования попросту жалко времени.

Неман
ViktorF:

от начала постройки до первой детали прошел неполный месяц

а в человекочасах сколько получилось??
Время постройки рекордное!! Поздравляю!

ViktorF

В человекочасах - практически безвынимачки. И с привлечением помощников по токарке.

Насчёт раздрая это я пожалуй “переусердствовал”. Он чувствуется, если шатать портал крепко взявшись двумя руками за концы. Причём при обесточенных моторах. При включённом питании покачивание портала больше ощущается как шатание стола под станком. Врядли на фрезе будут подобные усилия.
Ещё из наблюдений - чистота обработки поверхности ощутимо выше, чем была на первом, жёлтом станке.