500-ка клон, 2 -я авторотация за 4 дня.

Саныч67

Нужна помощь.
Или хотя бы мысль в какую сторону копать.
Буду признателен даже за наводящий ответ.

В чем проблема, коротенько.
Вертолет идеально пролетал пол лета и почти всю осень 2010 года.
Осенью 2010 года. Был не большой крашик, причина до конца осталась не ясна…
Есть очевидец этого краша.
Летали на Хокайда в Новосибирске, почти центр города.
Вертолет крутнул правую бочку, самопроизвольно.
По итого решили, что поймали глюк на 2.4ГГц - ассан.
С трудом, но заставили себя в это поверить.

Вообще история вертолета, rcopen.com/forum/f66/topic212611 тут, 500-ка с красной канапушкой, я рулю.

После этого не большого краша, вертолет ещё около 1.5 месяцев отлетал на улице, потом почти всю зиму в зале без происшествий.
Иногда летали на улице, всего около 10 полетов на улице, за всю зиму.
01 и 02 апреля 2011 года, вертолет прекрасно отлетал около 25 акков или даже больше.

В воскресенье 03 апреля при первом взлете на том же Хокайдо в Новосибирске, не большие пролеты, пируэты.
Так сказать разминка.
И при одном развороте на горке, я понимаю что теряю управление вертолетом по рудеру.
Притом как бы рывками, рывок хвоста в право, на 90-100* и ещё рывок на 90-100* .
Не понимаю что происходит, холд, выравниваю, земля.
Почти без потерь, в минусе шасси и низ рамы.
Оказалась сорванной хвостовая тяга с качалки хвостовой серво. Вмести с шариком.
Именно это дало основание предположить, что всему виной открутившийся шарик качалки.
Опять же есть два очевидца это вынужденной авторотации

И вот сегодня уже в другом месте при пробном подлете история повторилась полностью.
Опять рывками, опять про вороты на 90-100 градусов, опять холд, в минусе при беглом осмотре одна лопасть.
И снова есть очевидец.

Оснований думать на шарик уже нет он на месте и закреплен гаечкой.
Так что вот такая история.

У кого есть какие мысли ???

incomer

У меня был очень похожий краш. Причиной был кусочек надломанного зуба шестерни , который за полгода до этого отломился во время краша. После него серва работала без нареканий, поэтому и не вскрывалась для ремонта. Через полгода кусочек все-таки попал между зубьями и полностью заклинил серву.

ibah_1980

Сан Саныч, я свою версию уже выдвигал, но такое ощущение, что когда вертолет вверх пошел, тогда еще пируэт был управляемым, на высоте примерно 5 метров начала теряться связь и сервы начали хаотично работать, после этого хвост крутануло до положения - кабиной к себе и во время вращения, вертолет еще начал заваливаться на левый борт, вошел в штопор, а затем упал. Мне кажется, это связь. Надо было сразу на дальность проверить приемник, там же на коробке. Там к стати, реально могут быть и помехи - рядом железная дорога, офисные здания с Wi-Fi и так далее. Но у меня там на 2,4 ГГц ни разу не было помех. Даже когда на поляне рядом летал, там я вертолет гораздо дальше отпускал.

FRUKT

При потере сигнала на 2,4гГц верт сам ничего не сделает, ни бочку, ни пируэт. Машинки застынут в последнем положении, когда был сигнал. Так, что “саморуление” при наличии помехи исключается. Остаётся на мой взгляд 2 потенциальные причины: дуркует приёмник или статика по корпусу гуляет. Как вариант посмотреть не перетёрся ли где какой провод под стяжками или на изгибах, заземлить корпус ХР, балку, опоры подшипников вала ОР на минус приёмника(оптимально сделать это в разъём канала управления чувствительностью гироскопа, всё равно там минус в разъёме пустой). Ещё вариант это провал по ВЕСу, но это реально при всех четырёх цифровых сервах на борту. Приёмник показывает глюки по питанию, если таковые были в полёте по типу приёмников Спектрума, которые мигают светодиодами при провале напряжения в полёте?
Ещё вариант это глюки гироскопа, но они (как правило) возникают из-за вибрации, начиная с самопроизвольной раскачки хвоста и потом прогрессируют, если дело только в механике. Если какие-то сервы на борту после краша остались, то их обязательно нужно вскрыть и посмотреть ничего там внутри не болтается типа кусочка шестерни или корпуса.

bort662

Предположения от начинающего- Подклинивает подшипник слайдера ХР на вале ХР.

moonchild

Дохли 2 сервы на перекосе. Потребляли большой ток, разогревали ubec и садили по напряжению приемник с вырубанием оного… поведение аналогичное.

Саныч67
incomer:

Причиной был кусочек надломанного зуба шестерни

Забыл упомянуть. В краше осенью, ни эта серво ни этот гироскоп не участвовали.
Тогда стоял KDS-900, со своей серво. Приемник то же был другой, ассан с короткими усами.

Да и вообще наверное надо было озвучить комплектацию. которая участвовала в последних двух крашах.

  1. Серво голова - Turnigy MG930 Digital Metal Gear Servo 3.6kg / 26g / 0.14sec
  2. Гиро - Алайн - 780-й, на двойном скоче с металлической пластиной.
  3. Серво хвост - Futaba S9254 Digital High-Speed/Torque Helicopter Servo 1.38kg/.06sec/49g
  4. Регуль - Turnigy Brushless ESC 85A w/ 5A SBEC
  5. Мотор - Hobby King 500H Heli Motor 1600kv (500 Class)
  6. БЕК - TURNIGY 3A UBEC w/ Noise Reduction
  7. Заземление на минус от хвостовой серво, на раму, рама карбон. Верт прозванивается от хвостового ротора до кончика рамы спереди.
  8. БЕК выставлен на 5 вольт.
  9. Приемник - X8 R7 7Ch 2.4GHz Receiver (Long Antenna)
  10. В приемнике кондер на 4700 мФ.

Проблема появилась из не откуда.
В субботу 02.04.2011 и утром 03.04.2011 вертолет прекрасно летал.
Далее поездка на авто в 25 км, подлет 1-2 минуты полета и авторотация.
Сегодня после ремонта, менее минуты и опять авторотация.

FRUKT:

При потере сигнала на 2,4гГц верт сам ничего не сделает, ни бочку, ни пируэт. Машинки застынут в последнем положении, когда был сигнал. Так, что “саморуление” при наличии помехи исключается.

Спасибо что зашли Леонид, Ваше мнение для нас и для меня лично на вес золота.
До сих пор пользуюсь Вашими советами 2-х годичной давности.

По теме, в обоих случаях сохранялось управление на голове и отключался двигатель.
Для управления хвостом уже инерции не хватало, но голова управлялась.

FRUKT:

Как вариант посмотреть не перетёрся ли где какой провод под стяжками или на изгибах,

Посмотрю конечно, но стяжкми провода на прямую ни где не прижимаются, везде прокладки.

FRUKT:

заземлить корпус ХР, балку, опоры подшипников вала ОР на минус приёмника(оптимально сделать это в разъём канала управления чувствительностью гироскопа, всё равно там минус в разъёме пустой).

Сделано. Все как Вы написали.

FRUKT:

Ещё вариант это провал по ВЕСу, но это реально при всех четырёх цифровых сервах на борту.

При моих серво это возможно ???

FRUKT:

если таковые были в полёте по типу приёмников Спектрума, которые мигают светодиодами при провале напряжения в полёте?

Солнце, не видно было (в обоих случаях). Стоит кондер, вроде не должно быть ?

FRUKT:

Ещё вариант это глюки гироскопа, но они (как правило) возникают из-за вибрации, начиная с самопроизвольной раскачки хвоста и потом прогрессируют, если дело только в механике.

Хвост новый, очень жесткий, люфтов почти нет.
Тряски и раскачки на хвосте не было ни каких, сразу рывок один и следом сразу второй. Холд и земля.

bort662:

Предположения от начинающего- Подклинивает подшипник слайдера ХР на вале ХР.

Вроде все нормально, новое все.

moonchild:

Потребляли большой ток, разогревали ubec и садили по напряжению приемник с вырубанием оного… поведение аналогичное.

Думаю, но временной промежуток очень маленький. не должны они успеть нагреться.

moonchild
Саныч67:

Думаю, но временной промежуток очень маленький. не должны они успеть нагреться.

Возможно… но ситуация развивалась у меня примерно так… Отлетал 1 аккум: нормал и айдл просто висение - проверка настроек - все четко, верт ни валится, ни кренится, вист ровно, тарелка выставлена идеально, радуюсь сам себе! По конец полета появляются туманные чувства что что-то не так. Посадка норм.
Смена акка… взлетел метров на 7-вишу-переключаюсь в айдл-рывок хвостом раз-вишу-рывок хвостом два-корректировка со нижением-поведение верта какое-то заторможенное-сносит хвост на 2 оборота и останавливается боком ко мне-холд и парашютирование с 3х метров…вытаскиваю верт из сугроба метрах в 15 от себя - приемник и сателлит в светомузыке… Спектрум 6ка

Разбираю ситуацию дома…серва на руддер ХК 9257 - сдохла полностью, на стик не реагирует, на усилие рукой - пытается сопротивляться… перекос вроде работает… Начинаю шевелить стиком по элеватору/элеронам…10-20 сек и приемник выпадает в файлсейф… продолжаю шевелить дальше - юбек 4А разогревается в кипяток и вырубается по защите секунд на 15…

Трогаю рукой серво циклика - элеватор и элерон - горяченные…

Все остывает…цепляю амперметр на выход юбек… включаю…в покое где-то 0,2-0,3 А…давлю рукой на тарелку - идут броски тока до 7 А и приемник выпадает в файлсейф…стик не трогаю!

сервы - новехонькие Хайтеки 5245МГ…ресурс - 1 полет!!!

*далее много ненорматива*…

FRUKT
Саныч67:

При моих серво это возможно ???

Посмотрел комплектацию твоего вертолёта и немного присел😲 что на хвосте 500-ки реально стоит серва на 1,38кг. усилием?!?!
Это очень! мало даже для 450-го размера, у меня на хвосте V2 серва на 2,5кг. стоит и то иногда срывает(хотя может и гироскоп конечно не справляется). Далее по теме просадки ВЕСа на 4-х цифрах: когда подбирал начинку на свою Экстру 25-го размера, то замерял токи на сервах, решая ставить внешний ВЕС или понадеяться на встроенный, при резких манипуляциях стиками с чуть поджатыми руками рулями токи на логере скакали более, чем на 1А на нагруженных рулях, т.е. вполне реально предположить, что 4 цифры на вертолёте вполне могут скушать единовременно более 4-х ампер, а токоотдача ВЕСа напрямую зависит от честности производителя, но я так понимаю, что встроенный ВЕС отключен при наличии внешнего? При просадке напряжения скорее всего первым делом капитулирует наиболее слабая и в тоже время нагруженная серва, а в данном случае хвостовая, вот тебе и начал жить хвост своей жизнью. Может дело как раз в хвостовой серве, которая явно слаба для этого вертолёта и она начала потихоньку умирать?
У меня были случаи, когда слабая хвостовая серва клинила в крайнем положении без каких-либо предпосылок, а с 4-мя цифрами и родным Элайновским регулем (ВЕС 3А) несколько раз случались непонятные краши с полной потерей управления. Возможно я и ошибаюсь, но хвостовую серву на 500-ку я бы лично с усилием меньше 3-3,5 кг не поставил.

Саныч67

Пока ни чего не трогал.
Верт как был после второй авторотации, так и остался.

FRUKT:

Посмотрел комплектацию твоего вертолёта и немного присел что на хвосте 500-ки реально стоит серва на 1,38кг. усилием?!?!

Что то я туплю, притом очень сильно. Поясните кто разобрался.
Futaba S9254 Digital High-Speed/Torque Helicopter Servo 1.38kg/.06sec/49g - это маркировка на ХС
Взял новую серво на ней, на коробке написано.
PECS:
Torque: 4.8V: 3.4 kg.cm
Speed: 4.8V: 0.06 sec/60 degree
Dimensions: 40 x 20.0 x 36.6mm (1.6 x .8 x 1.5" )
Такая же маркировка была и на серво которая стоит на вертолете.
Так все таки, какое усилие, чему верить ? Написанному на сайте или на коробке.

Что то я начинаю в трех соснах блудить…

moonchild:

себе! По конец полета появляются туманные чувства что что-то не так. Посадка норм.
Смена акка…

Ну как вы понимаете у меня все это происходило на много быстрее.
Менее минуты во 2 -м случае и около 1.5-2 минут в первом случае.
Ну это проверит не проблема.
Для себя свои действия вижу так.

  1. Проверка, как посоветовал moonchild Павел Звонарев
    Если до 3А - идем дальше, более -думаем.
  2. Если по току все нормально. Это одно.
    Если нет, что делать подключать на прямую от регуля ?
    Есть только ещё один такой БЕК, более мощные TURNIGY 5-7.5A (8~42v) HV UBEC for Lipoly , ещё в пути.
    Вот тут что делать - пробовать ? Или думать
  3. Из более мощных - только ALIGN DS620 Digital Servo
    Или ставить и пробовать S9254 с маркировкой на коробке Torque: 4.8V: 3.4 kg.cm
    Speed: 4.8V: 0.06 sec/60 degree
  4. Что делать с приемником, в какой момент менять ?
    Так как хочу поймать барабашку , гарантировано на 100% и раздолбать заразу. Если менять приемник, то в какой момент.
dvoynik

А чем не устраивал встроенный бек, у него вроде заявленный ток по более?
Может стоит от него запитаться и сравнить? - Ну так нызэнько-нызэнько, чтоб в случае чего продолжительность авторотирования сократить.
А ток всей бортовой электроники померить мона?

Саныч67

Сделал замеры по току.
Видео выкинуть не могу плохой интернет.
На словах ситуация выглядит следующим образом.

При отключенной хвостовой серво.

Включаю питание серво на глолове начинают потреблять 1.5-1.6А.
Двигаю тремя серво на голове потребление около 2.2-2.4 А
Максимальный газ - 3.3-3.4А.
Повторяю подключены только 3серво на голове.

Подключаю хвостовую серво.
В спокой ном режиме потребление не меняется = 1.5-1.6А
Резко двигаю рудер потребление только по хвостовой серво 3.2-3.5А

При максимальном газе и резких перекладываниях рудера.
Потребление возрастает до 5.8-6.2-6.4А, в пиках на табло тестера проскакиваю цифры и более 7А

Как я понимаю для моего БЕКа(номинал-3А, максимум-5А)- это уже за предельные режимы.
Возможно это и есть причина появления “барабашки”

По сему вопросы.

  1. Что даст переключение на штатный БЕК регуля ?
  2. У кого есть опыт полета с аналогичными сервами и таким регулем как у меня? На прямую без БЕКа?
  3. С двух таких www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… регулей подключенных в пораллель толк будет?
  4. Юзал кто такой регуль на 500-ке www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
dvoynik

На мой взгляд 7А даже для рудерной перебор, хотя это надо спрашивать у кого она еще стоит.

moonchild

Саныч…(можно так?)

Имхо, это аффигенный перебор по току…У меня сейчас такой сетап: питч/элерон - СпрингРЦ 3481, элеватор - Хайтек 5245 МГ, руддер - Инолаб 261.
При хаотичной быстрой работе обоими стиками с максимальные отклонениями в течение 3х минут!!! не нагружали юбек более 3,5 ампер.

Какие-то 2-3 сервы сдыхают, имхо руддерная - однозначно.

TomCat
dvoynik:

На мой взгляд 7А даже для рудерной перебор…

Как я понял, 7А это не одна серва, а полностью весь борт под нагрузкой - приемник, сервы перекоса 3шт и хвостовая серва. В принципе нормально как для цифровых серво. А вот BEC слабоват.