Требуется помощь по ДВС Predator Century

FRUKT

Вчера попал мне в руки ДВСник Predator Century, который несколько лет пылился на полке, но с виду вполне в приличном состоянии. Никакой документации на него нет, даже канопи отсутствует, так что точно сказать какой это конкретно вертолёт я могу.


Его попросили настроить и облетать, вот с первой частью этой просьбы я вчера немного и затормозил:). В общем-то предварительную настройку электроники и механики я сделал(тип автомата перекоса у этого хищника оказался 1 серво 90), а вот с гироскопом возникла проблема.
Т.к. гироскоп на модели такой же древний, как и она сама, то перевести его в режим удержания у меня не получилось никаким известным мне способом. Вообще у меня возникло ощущение, что такого режима этот гироскоп вообще не поддерживает, у него всего 1 микрик переключения реверса и одна крутилка. Ни около крутилки, ни на корпусе гироскопа нет ни одной надписи, вообще… Кроме того стоит он очень монументально внутри передней части рамы и подлезть к нему для изучения невозможно без разборки морды вертолёта. Я сделал несколько фотографий этого чуда техники, может кто-то имел дело с подобными гироскопами, скажите хоть, что за модель;)

Собственно гироскоп это тот чёрный ящик, что видно в окошке боковины рамы. Индикатор при инициализации сначала мигает зелёным огоньком, а потом загорается постоянным зелёным цветом. Переключатель реверса гиры на правой фотографии с торца в виде узкой прорези в которой ещё меньшего размера белый ползунок, который можно переключить только иголкойB-)

RW9UAO

ИМХО, поставить современный гир, типа GA-250. либо летать в нормале с предкомпенсацией.
чувствительность у него только крутилкой? по проводам толком не видно.

FRUKT
RW9UAO:

чувствительность у него только крутилкой? по проводам толком не видно

Я как раз вчера и пытался разобраться, как у него регулируется чувствительность. Никакие шаманства с передатчика(JR-9) по моему до гироскопа не доходят. После экспериментов с крутилкой хвост начал отрабатывать, но только в режиме нормаль. Из самого гироскопа выходят 3 шлейфа: один в серву рудера, второй в канал приёмника RUDD, а вот третий по идее должен регулировать чувствительность, но он тоже трёхпроводной (как и первые два) только с красным разъёмом. Пробовал вставлять его и в 5-й канал и в AUX-2 приёмника, реакции хвоста никакой на эти варианты, хотя по монитору передатчика чувствительность меняется(выставлял 25 и 70% соответственно нормали и удержанию в передатчике). Меню гироскопа в передатчике естественно активировал, переключения чуйки завёл на тумблер RUDD, как всегда и делаю.

Val-ksd

Леонид посмотрите здесь есть инструкции к гирам century, мож найдёте

ZVER

“Ранние” - {гироскопы} не умели работать в режиме удержания балки ХР.

FRUKT
ZVER:

Ранние" - {гироскопы} не умели работать в режиме удержания балки ХР.

Да, это уже очевидно, поэтому предложил хозяину вертолёта 2 варианта решения:

  1. пробую поднять с имеющимся гироскопом в режиме нормаль без гарантий посадки тушки в оригинальном виде т.к. в данной комплектации есть ещё и заморочки с настройкой лимитов Х.Р.😃
  2. до выходных прикупить более продвинутый гироскоп с режимом удержания, хотя бы тот же 401 и тогда посадка целой тушки более реальна😁.
ZVER

Леонид, мне просто интересно, Вам просто по кайфу с таким “динозавром” возиться, или это типа как ретро авто…
Хозяин этого чуда музей сверхмалой авиации что ли открывает?

FRUKT
ZVER:

Вам просто по кайфу с таким “динозавром” возиться,

Наверно да, тем более, что он вполне прилично выглядит по части механики. С настройками передатчика тоже недолго пришлось повозиться, осталось разобраться с хвостом, запустить движок и посмотреть, что сей хеликоптер сможет изобразить в воздухе:)

Nikolik
FRUKT:

что сей хеликоптер сможет изобразить в воздухе

Привет ) Я думаю в лучшем случае он сможет повисеть, с таким гироскопом я б не взлетал ибо физ знает что у него там в голове плюс посмотри чтобы серва хвоста была бы хоть цифровой.

ZVER
Nikolik:

плюс посмотри чтобы серва хвоста была бы хоть цифровой.

Если сервы сток, то в те былинные времена не было понятия цифровая серва.
А при рабочем гироскопе и живой механике и электронике + пред компенсация он не только висеть он и летать должен.

FRUKT
ZVER:

Если сервы сток,

Нет, сервы там цифра Futaba-S3151 на АП и газе стоят, а на хвосте какая-то Хайтековская цифра.

Nikolik:

чтобы серва хвоста была бы хоть цифровой.

Цифровая Коль, я посмотрел уже:)

FRUKT

Посмотрев ссылки на мануалы от Val-ksd , за что ему отдельное спасибо, меня начало терзать ещё одно смутное предположение. Изначально при настройке механики этого монстра я обратил внимание на очень маленький ход тарелки АП даже с полностью распущенными расходами питчевой сервы. После беглого просмотра мануалов на разные модели Century обратил внимание, что довольно часто упоминаются рекомендованные углы атаки лопастей ОР в диапазоне… от -1 до +7 градусов. Из этого можно сделать вывод, что у меня на руках реликтовый блинолёт, которому в принципе чуждо такое понятие, как пилотажный режим Idle?!?😃

ZVER
FRUKT:

что у меня на руках реликтовый блинолёт

Представляете за какое количество бабла можно загнать его на ебай коллекционерам 😃

FRUKT
ZVER:

Представляете за какое количество бабла можно загнать его

Если он ещё и полетит, то стоит задуматься о таком варианте его дальнейшей судьбы, ещё бы где-то канопи раздобыть, а то некомплект дешевле ценится у гурманов😁

ZVER
FRUKT:

ещё бы где-то канопи раздобыть

Взять от рекса, доработать “напильником”, покрасит в фирменные цвета, и халтура готова.

FRUKT

Ну в общем если кратенько, то почти полетел этот монстр😁 Проблема вылезла практически откуда не ждали, а именно с хвоста. Движок завёлся практически сразу и после поднастройки кривых газа и Холда очень адекватно отрабатывал. Хвост сорвало сразу после первого отрыва, хорошо, что соорудили треники и никаких последствий незапланированного пируэта почти на 270 градусов не произошло. В дальнейшем пробовал ещё раз 5 поднять вертолёт меняя предкомпенсацию, но с одинаковым “успехом”: хвост срывало в разные стороны сразу после отрыва. На очередной прогазовке на земле обратили внимание, что хвостовой ротор при малейшем воздействии на левый стик начинает самопроизвольно сбрасывать обороты.
При детальном осмотре поняли, что хвостовой вал и вал ХР это не одна жёсткосвязанная конструкция, а 2 и каждая живущая своей жизнью. Скорее всего в хвостовом кейсе срезана какая-то шпонка, крепящая шестерни привода и при нагрузке происходит проскальзывание, что приводит иногда к почти полной остановке хвоствого ротора. Без нагрузки, от руки, всё крутится замечательно, но стоит чуть придержать лопасти ХР рукой и момент на них уже не идёт, т.е. основной ротор крутится, а хвостовой нет.
Хозяин вертолёта обещал за неделю разобраться с этой проблемой и в следующие выходные попробуем взлететь ещё раз. В любом случае вертолёт уже отрывался от земли хоть и ненадолго:)

13 days later
FRUKT

Докладываю, он полетел!😃 Вчера на Раменской пойме всё-таки победили все проблемы поочерёдно появлявшиеся в процессе настройки и пробных подскоков. Последним “гвоздём” был старинный гироскоп, который упорно не хотел видеть канал регулировки чувствительности на передатчике и сдался только в самый последний момент. Несколько подлётов уже более-менее послушного по управлению ОР птеродактиля прекращались из-за возникавшей сразу после взлёта нарастающей трясучке хвоста. В передатчике игрались чувствительностью от 95% до 3% с одинаковым результатом: хвост всё равно ходил ходуном.
После очередного неудачного подлёта почти уже решили прекратить мучения птички до замены старинного гироскопа без режима удержания на современный и тут пришла мысль, что единственная крутилка на корпусе гироскопа возможно единолично заправляет его чувствительностью. Так оно в итоге и получилось, этот гироскоп слушался только свою крутилкуB-)
Дальнейшая настройка была уже делом техники и после ещё нескольких подскоков вертолёт полетел. Несмотря на приличный ветер вертолёт очень адекватно вёл себя в воздухе даже в режиме нормаль гироскопа. Конечно пришлось немного повозиться с предкомпенсацией, которая в нашем случае была просто жизненно необходима для нормального полёта, но оно того стоило.
Было совершено 3 полёта, где-то по минуте-полторы каждый и после крайнего вертолёт вернулся на планету целый и невредимый, а главное увидивший небо:). Теперь дело за ремонтом и установкой на место канопи, которая оказывается тоже есть, но изрядно побитая в предыдущей жизни. Без канопи ориентироваться даже с этой большой тушкой некомфортно т.к. близко подлетать как-то не хочется пока, а на удалении кусок чёрных железяк читается не очень😁 Главное, что вертолёт полетел очень порадовав его хозяина, а тонкие настройки сделаю уже позже, когда будет время.