В-12

native18

Действительно, в данном случае имеем два вертолета, соединенных поперечно. Изменять крен цикликой наверное тоже не получится, роторы будут изламывать поперечную балку, каждый свою сторону. И нужного эффекта скорее всего не добьетесь.
А если крен менять оборотами в небольших пределах? Как на коптерах?
Вообще то электронные мозги позволяют менять параметры в широких пределах, возможно и общий шаг можно менять плавнее.

Hainov
native18:

А если крен менять оборотами в небольших пределах? Как на коптерах?

Попробовать, конечно, можно. Смущает очень большая инерция винтов. 5 лопастей по 70 граммов на паре тысяч оборотов…

Чем хорош “носитель агрегатов” - можно экспериментировать с разными схемами управления. И даже приложить не очень страшно, хоть и нежелательно.

Но я все же вначале опробую оригинальную схему управления . Все-таки в FBL-системах гораздо больше возможностей настройки, чем в простейших гироскопах.

Вот сижу, изучаю мануалы, читаю соответствующие темы в форуме…

dENISCA
Hainov:

Но вот по крену управление какое-то бешеное…

Тоже самое было и у оригинала. Решилось путем модернизации “тяг управления”, но здесь это уже не сработает ))
Хотя надо почитать мемуары, наверно ответ там есть.

Hainov
dENISCA:

Тоже самое было и у оригинала.

Там была другая проблема. Нежесткость проводки управления наложилась на упругие колебания несущей фермы. И получилось рассогласованность между действиями пилота и реакциями вертолета. Исправили достаточно просто, увеличив жесткость тяг и доработав их крепления.

Насколько я знаю, это было первое и единственное летное происшествие с В-12. Да и закончилось оно легко - подломленной стойкой шасси.

ovodovod
native18:

Изменять крен цикликой

Это будет правильное решение, а нагрузки на балку и так существуют и на излом так-же.
Только надо подобрать соответствующие настройки, главное не заплутать в трех соснах…
Удачи.

Hainov
native18:

Изменять крен цикликой наверное тоже не получится, роторы будут изламывать поперечную балку, каждый свою сторону.

ovodovod:

Это будет правильное решение, а нагрузки на балку и так существуют и на излом так-же.

Я сегодня размышлял на эту тему.

Что мы имеем при управлении креном при помощи циклического шага? Лопасти через цапфы создают кренящий момент на главном валу. (А в копийной голове даже демпферов нет, поэтому момент от лопасти ничем не гасится). Через опоры вала этот момент передается на балку, соединяющую роторы. Соответственно, на противоположном конце балки сила от момента либо складывается с подъемной силой второго ротора, либо вычитается из нее, в зависимости от направления крена. Тем самым увеличивая или уменьшая крен синхронно с управлением циклическим шагом.

Так что вроде должно все получиться.

Dmitrii

Геннадий грандиозный вертолет!не рассматривали в качестве системы стабилизации dji wookong h ?

ovodovod
Hainov:

Я сегодня размышлял на эту тему.

Я тоже - хочу поделиться своими выводами; на настоящем вертолете роторы засинхронизированы по той-же причине что и в Вашем случае двигатели имеют “мягкую” характеристику крутящего момента на валу . ( изменение шага винтов приводило-бы к резкой смене частоты вращения ротора , а с помощью синхрона Миль - “убил двух зайцев” “совместив” два больших ротора и добился отбора мощности от недогруженного ротора на перегруженный) В случае модели было-бы интересно попробовать коллекторные двигатели. Но думаю многие начнут отплёвываться - мол прошлый век , одни недостатки…а дрели до сих пор клепают и будут клепать с коллекторными двигунами ( да и многое другое с критичными моментами на валу). Да и выигрыш в весе - гарантирован.

Hainov:

Соответственно, на противоположном конце балки сила от момента либо складывается с подъемной силой второго ротора, либо вычитается из нее, в зависимости от направления крена.

Вот в количественном подборе моментов, в настройках, Вам , как мне думается, придется повозиться порядочно.Желаю удачи.
И, еще раз, прошу Вас, как спеца, высказать свои мысли по совершенствованию водила автомата перекоса, очень волнующая для меня тематика. Может применить промежуточные разгружающие рычаги (хотя нагон веса при таком решении обеспечен).

EVIL

То Геннадий: А вы не хотите попробовать сделать 2 тарелки по 90 градусов и раздельное управление по крену? Вкратце, правая тарелка будет задавать только правый крен, а левая - только левый. При движении одной тарелки на крен, вторая не должна двигаться. Суть создания крена заключается в следующем: при изменении циклического шага, чтобы не было просадки, приходится добавлять коллективного. У вас 2 винта, изменяя циклический шаг на одной стороне, вы будете заставлять эту сторону просаживаться и весь вертолет наклоняться.

Hainov
EVIL:

А вы не хотите попробовать сделать 2 тарелки по 90 градусов

Тарелки у меня как раз такие - 90 градусов.

EVIL:

Вкратце, правая тарелка будет задавать только правый крен, а левая - только левый.

Я себе плохо представляю, как это можно намикшировать. Чтоб тарелка в одну сторону крен понимала, а в другую игнорировала. Строить специальный мозг для этого вертолета - это уже перебор. Тем более, пока еще простые пути не пройдены.

А самое главное - я уверен, что все дело в настройках, в нюансах. Ведь все необходимые слагаемые для полноценного управления есть. Осталось добиться, чтоб все отклонялось когда надо и насколько надо.

EVIL:

при изменении циклического шага, чтобы не было просадки, приходится добавлять коллективного.

Не-не, там просадкой оборотов и не пахнет! Ограничив углы -1 … +5, я моторам совсем облегчил работу. И потом, там проблемы с управлением по крену вообще не трогая циклический шаг.

ovodovod:

на настоящем вертолете роторы засинхронизированы по той-же причине что и в Вашем

На настоящем вертолете винты синхронизированы исключительно ради безопасности. (ну и из-за перекрытия). А вот у меня как раз нет синронизирующей трансмиссии. Может, это и плохо…

ovodovod:

высказать свои мысли по совершенствованию водила автомата перекоса

Фотика нет под рукой. Обязательно сфотографирую.

Dmitrii:

не рассматривали в качестве системы стабилизации dji wookong h

Я облизывался уже на этот девайс. Конечно, на модель, строительство которой занимает кучу времени, стоит поставить нечто, что снижает вероятность краша до минимума. Но сейчас веди не в дешевизне системы стабилизации дело. А в ее отсутствии! (НК-401 не в счет).

Я уже переделываю 450-ку в бесфлайбарную. Изучу вопрос, и буду имплантировать систему в В-12.

EVIL

Я имею ввиду не просадку оборотов, а частичную потерю подъемной силы при работе цикликом. Можно попробовать дифференциальное отклонение тарелок по крену замутить. Где больше циклического шага, там и просадка больше будет.

ovodovod
Hainov:

Постепенно экспериментируя, пришел к выводу, что более-менее привычным поведение вертолета становится при 50% газа. Нет этой звериной реакции на ручку шага, по циклику уже похоже на управление, а не на попытку удержать взбесившийся ротор.

Hainov:

Не-не, там просадкой оборотов и не пахнет! Ограничив углы -1 … +5, я моторам совсем облегчил работу. И потом, там проблемы с управлением по крену вообще не трогая циклический шаг.

В первом посте - загрузка двигунов 50% ?😒 (это просто мечта, такой запас…), сие может означать одно - двигатели работают не в оптимальном (для безколлекторника) режиме, и даже минимальное изменение нагрузки душит его. А так-как движка два в выиграше тот что не рулится (нет смены режима) , а тот на котором нагрузка по крену - “просядет” и тут-же отработает назад - сие как я понял Вы и назвали зверским поведением .😃

Hainov:

Я себе плохо представляю, как это можно намикшировать. Чтоб тарелка в одну сторону крен понимала, а в другую игнорировала. Строить специальный мозг для этого вертолета - это уже перебор. Тем более, пока еще простые пути не пройдены.

Да ладна , Вы просто не хотите это пробовать - “система ниппель” для реализации в механике элементарна…😍

Hainov:

Я уже переделываю 450-ку в бесфлайбарную. Изучу вопрос, и буду имплантировать систему в В-12.

Я думаю циклику по крену надо в противофазе замутить - правый вверх то левый вниз и наоборот, правда расходы еще больше задушить придется.😃

mejnkun
Hainov:

(НК-401 не в счет

зря вы так на нихпосле мытарства с флайбарами на 450 просто тупо последовательно сервам поставил =3 401е вертик полетел не хуже чем с флайбаром да и дров меньше при експериментах,есть 1 но,попричине отсутствия желания учиться летаь(да и нет возможности),летаю на флайменторе. хотя сейчас пришол ФБЛ коптер 1000,тоже скрестил с ментором,всё летает.wookong замечательная штука но если нет необходимости в миссиях слишком дорогвам надо 2 простые ФБЛ и на управление ими с подобного Фментору или Раббиту в 1с или самолётном миксе.прекрасно летает,но каждый девайс со своими ньюансами… фбл механику использовал практически самодельную rcopen.com/files/4fc9ce369970730077c32f50 передачу усилия с сваш на цапфы лопастей пришлось уменьшаь в 2 раза через рычаг,и всё ставить на подшибники

Hainov:

Хоть у меня сейчас и нет управления циклическим шагом по крену

а стоило бы,если позволяет прочность конструкции,такой вариант наверное более"деликатный и не противоречит" реакциям ФБЛ

native18
ovodovod:

Я думаю циклику по крену надо в противофазе замутить - правый вверх то левый вниз и наоборот

А есть другие варианты? 😃

ovodovod
native18:

А есть другие варианты?

Ну как я понял - “предложили систему-ниппель” крен направо - рулит левый, крен налево рулит правый…, потом разностью оборотов можно, разностью общего шага … кажись усе, остальное комбинации. Лично мне нравится циклика крена на обоих просто расходы (на сервах) сделать разные на роторах , чтобы было “преимущество” при правом крене у левого ротора ,а при левом “преимущество” правого.
Только автор убрал циклику по крену в предыдущих постах, подразумевалось руление разницей общего шага… я так понял.

Hainov

Значит, план такой…

Чем мне не нравится управление креном при помощи общего шага. (сугубо субъективно, на уровне ощущений и визуальных наблюдений).

Вот все стремятся поставить сервы побыстрее. Особенно, есть есть электронный флайбар. А я вот вижу на своем вертолете - раскручиваю лопасти, постепенно прибавляю газ и шаг, и в первую секунду вертолет плавненько отрывается от земли. И если ничего не трогать, висит себе в 20-30 см. над землей. Но любой верт начинает валиться, и им нужно управлять.

И вот тут начинается свистопляска. Без гироскопов все рулится, но нужна такая скорость реакции, что 10 секунд уже выматывают. Работать стиками надо резко, лопасти, прям глазом видно, выгибаются вверх-вниз, все это происходит достаточно инерционно, развивается болтанка… А если добавить чувствительности гироскопам, вообще все начинает жить своей жизнью и ничего не понятно…

Складывается впечатление, что с такими инерционными вращающимися массами и гибкими лопастями это хозяйство просто не успевает за гироскопом.

Все это касается только крена. По тангажу и курсу все мягко и плавно.

Раз так, то первое, что я сделаю, изменю систему управления по крену на циклический шаг. Ну и, раз я все уже разобрал, поставлю туда вроде неплохую систему ФБЛ Коптер Х.

native18

Есть еще один вариант для крена по общему шагу. Можно изменять шаг только на одном роторе, не важно: на правом или на левом. Плюс - реакция по крену загрубляется в два раза. Минус - при крене возникает небольшое изменение по высоте, но с этим жить можно.

Hainov
mejnkun:

зря вы так на них

Я, кстати, очень неплохое впечатление имею о гироскопах НК-401! Они у меня весь прошлый сезон замечательно отлетали на самолете. Были проблемы с БЕКом, с тонкостями аэродинамики, но сами гироскопы вполне адекватные, свою работу выполняли безупречно.

Просто в моем вертолете совершенно очевидна необходимость независимой настройки гироскопов по всем каналам. Футабы 8 на это не хватает. Сервотестеры ставить на борт? Поэтому я и решил поставить обычную ФБЛ.

mejnkun:

а стоило бы,если позволяет прочность конструкции,такой вариант наверное более"деликатный и не противоречит" реакциям ФБЛ

Вот именно поэтому я и хочу следующим шагом попробовать полностью перейти на управление циклическим шагом.

Indi73
Hainov:

Чем мне не нравится управление креном при помощи общего шага.

А можно мне предположение высказать. Бум считать, что можно. Карбоновые лопасти предлогать, думаю не стоит по причине известной, копийность полета, но … Геннадий, а что если поставить межлопастные валы с углом к горизонру (грубо гнутые), а лопасти взять карбоновые. Покрасить их не составит труда, а конус будет копийным в полете, да и на земле лопасти повиснут, как надо. Конечно тут покумекать нужно будет.

А податливые лопасти привести в удобоваримое состояние, думаю (сугубо личное предположение), не выйдет. Действительно, инертность масс разнесенных на таком, достаточно большом расстоянии, могут привести к резонансу при попытке уловить их колебания во время управления. В диапазоне имеющих место быть оборотов ротора и колебаниях, так же на прямую зависящих от нагрузки от управления тарелкой, думается мне, резонанс практически не избежен, а там и сами знаете, ба бах. Гироскопы лишь отнимут время и силы. Да вообще, сложно ему будет. Пока пройдет корректировка определенного угла атаки лопасти, положение ее изменится. Кроме того податливость на кручение, я уверен, сведет на нет всю работу гироскопа, он ведь не обучен столь сложному алгоритму работы, учитывающему такое количество изменяющихся параметров, сложно поддающихся описанию. все сказанное, лишь мое мнение, если не прав, прошу извинить за отнятое время.

EVIL
native18:

А есть другие варианты? 😃

Я ж предлагал вариант, см. выше. Я тут подумал и до меня дошло как можно реализовать его. Скорее всего придется перевести пульт в самолетный режим и сделать дифференциал 100% по крену. Почему самолетный? Ну начнем с того, что хвоста у этого вертолета нету, в вертолетном режиме всего 3 дополнительных микшера, а в самолетном целых 5 микшеров + возможность назначать управляющую ручку или тумблер хоть для всех каналов одновременно. По-моему ничего не мешает попробовать.

Hainov
EVIL:

придется перевести пульт в самолетный режим

Я тоже думал о самолетном режиме. Мне же микширование ССРМ не нужно. Но как замикшировать шаг с газом и сделать кривые? Да и надо бы хотя-бы 3 кривых - для нормала, айдла и холда (все ж авторотацию надо предусмотреть хотя-бы в качестве потенциальной возможности))).