Як. Истребитель. Топлива... :)
Мне доводилось рулить реактивным Б-727 от Грумании - это жесть
насколько я знаю эта модель слишком тяжелая, отсюда ее проблемы.
Если ЯК сделать легким, то будет нормально. Еще раз повторюсь, ТУшка у Богаутова превосходно летает. Еще одна строится в Магадане. Фоток узлов и технологий вполне хватает, чтобы не наступать на грабли, в том числе и с Т-образным хвостовым.
Итак, наконец есть возможность подробнее и без суеты что-либо написать.
Лайнер давно хотелось. Но история этого проекта имеет пару крутых поворотов. Начнём с того, что изначально планировался совсем другой прототип и не лайнер вовсе. Обусловлено это было, прежде всего, условиями эксплуатации “тигры”. Преимущественно грунтовая ВПП, ограниченной длинны. Изредка - асфальт. Ну и неизбитость прототипа.
Первым для следующего летательного аппарата был выбран ну сооовсем неизбитый прототип - М-15. Бельфегор который. Хотя, конечно, первые прикидки намекали на то, что имеющегося двигателя будет недостаточно. Окончательно проэкт был закрыт суровой комиссией по эстетике в лице моей жены. 😃
Итерация номер 2.
Исходя, опять-же, из условий эксплуатации и давнего желания попробовать авиалайнер рассматривался Ан-74. Вплоть до возможности заложить крыло под 2 варианта. 74ТК-200 и 74ТК-300.
Однако пришлось отложить сии наполеоновские планы. Струя над крылом или широко разнесённые двигатели та 300-м… В общем морально оказался не готов. может пока и к лучшему.
Финальный выбор.
Понятно, что длинна ВПП ограничивает и размер модели. Поэтому искался прототип с возможно большим отношением диаметра двигателя к размаху. Однако все эти эмбраеры и CRJ двухмоторны. DC-10 и, тем более MD-11 будут просто огромны для такого мотора, в том числе. Опять-же Rauch рекомендует туда 130-140. Тушка 154 - 80. И только 727 приближался к располагаемому.
Однако у 727 очень узкие сопла. Что привело-бы к изменению формы хвостовой часть. Что неприемлемо.
Як-40. вроде для грунта хорошо, но тут навскидку 2 проблемы. 1- опять-же без изменения хвостовой части не обошлось-бы, 2- площадь и плечо ГО. На модели, возможно, поимел бы проблемы с продольной устойчивостью. Может и паранойя, но оно мне нафик не нужно.
Ну и случайно, по сути, посмотрел на 42-й Як. И случилось чудо - в 1/16 и турбина влезла,и есть возможность при необходимости сднинуть её вперёд, и рахмах в этом размере близок к 727, да и общие размеры - к “Тигре”.
В итоге:
Як-42 в масштабе 1/16 под Jetcat-60SE. Сервы тонкие в большинстве своём. Рисовалось под Корону, но что-то мне отзывы по ней не нра. Будет или Гиперион, или MKS. Место для анализа и умных (и не очень ) мыслей. Про повербоксы пока промолчу, будем смотреть по весу. Доступ к оборудованию - съёмная крышка сверху фюзеляжа, съёмная крышка под турбиной. Переставной стабилизатор. Не факт, что будет использоваться. В конструкции крыла заложена возможность сделать интерцепторы. Оригинал ими, судя по видео, не управлялся. Если элеронов будет мало - сделаю интерцепторы. Шасси тоже тверское. Полукопийное. Модель в принципе на всякие чемпионаты не планируется. Более того, рассматривается вариант предварительно обтянуть плёнкой для минимизации взлётного веса и после первых полётов уже делать выводы.
По киту. Разработка и нарезка - фёдор. Рез навскидку точный, остатки опилок убрал пылесосом, бахрому позже сошкурю уже в процессе. Сборка на трубах 30, 16 и 10 мм. Сборочный чертёж пока ещё не получил, но во многом паззл понятен и без него, большая часть шпангоутов завязана на другие детали.
Клеить буду в основном смолой, наверное. Обшивка планируется бальзой 1,5мм. Часть фанерин из набора заменю на бальзу. На рулях, крышке фюзеляжа и т.п.
Як-42 - это самолет, на котором я летал пассажиром 4 года, самолет, на котором я летел поступать в Саратовское ВВАУЛ. Дима - удачи!
а по ретрактам можно еще несолько фоток с разных сторон или Солидовскую картинку, чтобы понятнее было?
Позже. Привод от сервы.
клеим понемногу
Пара комментов к слайдам.
Начал, как и писал, с “сосисочной” части. Так проще. Плюс вырез по верхней части можно тупо положить на ровную поверхность и обойтись, пока что, без лазерных уровней и прочих средств малой механизации 😃.
Как уже говорил, нарезка точная. Можно было, наверное, найти коробку побольше, засыпать детали, тюбик клея, потрясти и достать собраный самолёт, но есть опасения. что клей неравномерно ляжет 😃. Впрочем лобзиком тоже пришлось поработать. Окантовка выреза фюзеляжа оказалась без прорезей под шипы шпангоутов. Но это было-бы уже совсем нагло -вообще не брать лобзик в руки. К набору прилагались файлы с нужными картинками. По размеру прорезал и деталь встала на место. На одном из фото как-раз высыхает клей на положенной на плоскость части фюзеляжа.
Далее будет собираться носовая часть, а потом перейдём к самому интересному.
а сколько весит набор внутренний на одну консоль?
Пока не знаю
у тебя его нет чтоли?
Да есть, конечно. Просто не выпиливал ещё.
носовая часть к сосиске пока не приклеена.
Дим, а почему ты решил делать стрингеры из сосны, а не из бальзы?
они ещё не приклеены.
часть будет сосновыми, часть-бальзовыми
Примерка шасси…
Мне тоже нравится ЯК 40 и 42й.
По делу. Места посадочные под шасси и балку их надо усиливать. ИМХО. Слабовата.
Дмитрий, ось поворота стойки неподвижная или вращается вместе с стойкой?
Места посадочные под шасси и балку их надо усиливать.
пока только примерка… усиления ещё не установлены…
Дмитрий, ось поворота стойки неподвижная или вращается вместе с стойкой?
неподвижна.
Итак - выпилил сегодня “самую главную деталь” (СГД) 😃
и вырезы под её крепление
примерка перед сверлением
СГД на месте…
однако маленькая неприятность - труба не проходна. Для этого надо закрашенную часть вырезать. А в этом месте это не есть гуд, IMHO…
посему СГД будет ставиться после навески хвоста.
ПыСы… кстати, начал прокладку стрингеров. Сосна и бальза 2 мм в зависимости от места.
не знаю что такое СГД 😃 но мне кажется в качестве усиления эта штука добавляет больше веса, чем прочности узлу - слишком много острых углов в самых неприятных местах.
PS тебе не лень в двух ветках одно и то же писать 😃