Осторожно. Оптический Стабилизатор фото\видео камеры
Все тесты без демпферов, на самодельной виброплатформе
Без виброзащиты с виброзащитой?
Без виброзащиты с виброзащитой?
Естественно, никакой виброзащиты. Камера прикручена болтом на раму как можно ближе к двигателю (насколько позволил пропеллер). Демпферы тут неуместны:) - это опыты. Демпферам место на коптере, и то в меру.
Давайте, скорей!!! скорей!!!
Терпение.😃
Доработка оптического стабилизатора камеры Canon HV10
Здесь я опишу процесс “улучшайзера” источника всех бед - оптического стабилизатора этой камеры.
Прежде я обязан предупредить. 😃
Так как разборка камеры, это весьма деликатный процесс, то приступая к этой процедуре самостоятельно, вы должны понимать, что при невнимательности, отсутствии опыта вы можете порвать шлейф, получить удар эл. током от конденсатора блока вспышки 310 В ( у HV10 он есть), сломать разъемы на печатных платах и т.д., вообщем нанести ущерб своей камере. Поэтому лучшим вариантом будет, если данную процедуру сделает опытный человек. Если вы уверены в успехе, фотографируйте и раскладывайте винты так как они были ввинчены изначально, чтобы не ввинтить вместо винта по металлу саморез, или не проткнуть плату или шлейф слишком длинным винтом.
Тесты выполнены на самодельной виброплатформе - просто длинный широкий алюминиевый профиль, удобный для крепления двигателя и камеры на болты. Другой конец профиля зажат в тиски. Двигатель DualSky XM4010TE-5, пропеллер APC 12x3.8. На видеозаписях максимальный подаваемый газ - 70%. Больше не делал, так как полеты все равно планируются при более низком значении газа и крепление пропеллера у XM4010 мне очень не нравится - хиленький прижимной болтик пропадаптера упирающийся в плоскость на валу того гляди слетит вверх, и резьбовая часть 6мм наконечника вызывает сомнения. Этот мотор явно больше подходит для бесколлекторного подвеса, тем более что разбирается сверхпросто и обмотки не проклеены.
Пропеллер и двигатель намеренно не подвергались балансировке. Взял то, что попалось под руку.
Итак, стабилизатор этой камеры выполнен по классической для Canon схеме, с некоторыми отличиями. В этой камере, в состав подвижного блока линзы входят постоянные магниты. Отклоняющие катушки закреплены неподвижно. На них же установлены элементы обратной связи - датчики Холла.
Опорные элементы подвижной части - стальные шарики, установлены в 3-х углах. Я советую не разбирать сам стабилизатор, ибо легко утерять мелкие детали. Тем более разборка стабилизатора не требуется для доработки. На фото ниже, я красными кружками обвел места, где должны находиться шарики.
Я опробовал несколько вариантов доработки. После тестов, остановился на самом оптимальном и простом. Суть его заключается в простой блокировке линзоблока оптического стабилизатора. Тесты показали, что камера не выдает никаких ошибок и не останавливает запись, в отличии от камер Ixus, для которых характерно появление ошибки E32 при неполадках в работе стабилизатора.
Разбираем камеру. Извлекаем оптический блок с матрицей. Саму матрицу снимать не нужно и нежелательно - легко потерять светофильтр, оставить грязные отпечатки на стекле, либо внести лишнюю пыль.
В этой камере требуется снять блоки затвора, фильтра, привода фокусировки, оптопары и отпаять два вывода питания линейного двигателя трансфокатора. Далее линзоблок разделяется на две части. Здесь мы и увидим блок стабилизатора. Все что требуется - нужно нанести две капли термоклея (черного) на два диагональных угла. На фото внизу указано желтыми кружками. Это обеспечит полную неподвижность линз стабилизатора. Клей лучше всего наносить тонким жалом паяльника. Излишки необходимо срезать, чтобы это не мешало линзе фокусировки. Применение термоклея позволяет легко и быстро вернуть камеру в изначальное состояние не прилагая излишних усилий.
После этого собираем камеру в обратном порядке. Шлейф силовых катушек и датчиков Холла я вставил в главную плату в штатный разъем - это никак не повлияло на работу.
После сборки линзоблока, при покачивании вы можете услышать стук. Это нормально. Линейный эл.магнитный двигатель трансфокатора представляет из себя подвижную катушку на постоянном магните. Катушка с линзой двигается в одной плоскости. Так как линзоблок обесточен, а разработчики камеры обеспечили минимальное трение между катушкой и магнитом, то при покачивании линза перемещается по магнитному стержню.
Изначально, я опробовал другой, более сложный способ - в его основе лежит принцип блокировки линз стабилизатора магнитным полем. Этот способ я проверил, так как была уверенность, что камера при включении будет делать тест самодиагностики, как фотокамеры. И заблокированная линза стабилизатора может оказаться причиной ошибки. Но как оказалось впоследствии, это совершенно лишнее.
Для обеспечения неподвижности стабилизатора необходимо подать ток на отклоняющие катушки. Естественно, полярность тока определит в какую сторону переместится линза. Сам факт, что линза переместится в одно из крайних положений - никак не скажется на картинке - просто произойдет небольшое смещение кадра. Я припаял к выводам катушек стабилизатора 4 тонких провода МГТФ. Концы пропустил под окном для шлейфа стабилизатора. Далее собрал линзоблок и большую часть камеры. Сделал схему питания силовых катушек, управляемой от тактовой кнопки. Напряжение питания 5 В- ограничение тока - 240 мА. Кроме того, так как драйвер стабилизатора имеет мостовую схему и ставить защитные диоды от пробоя обратным напряжением смысла не было, я сделал навесную схему коммутации 4 выводов катушек. Алгоритм следующий - я выключил стабилизатор в меню, при включении ток не подается на катушки. Камера выходит в рабочий режим. Теперь, я отключил выходы мостового драйвера оптического стабилизатора и включил внешнее питание на катушки отклонения. Линза стабилизатора переместилась в крайнее положение. Теперь эл. магнитное поле удерживает блок оптического стабилизатора.
В принципе схема рабочая, но она имеет существенные недостатки. Это значительное усложнение схемы камеры различными коммутациями и высокий потребляемый ток - в районе 230 мА для удержания блока стабилизатора в одном положении. Все это заставило меня опробовать вариант, который и описан в начале этого руководства.
Цель доработки стабилизатора камеры достигнута. На видео ниже, можно оценить разницу картинки с свободно болтающимся блоком оптического стабилизатора - то, что мы получаем с новой камерой. И второе видео, которое демонстрирует поведение камеры с заблокированным блоком стабилизатора.
На фото ниже, изображены два гироскопа камеры. Один стоит вертикально на главной плате ,второй на шлейфе - горизонтально.
Почитал тему… решил всё же поднять nex-5n + SEL 18-200 с включённым стабом (только такой имеется с стабилизатором). ПОдвес AV130 жёстко к раме, камера к подвесу - жёстко. СТабилизация - PIC LOC 3Xpro V2.
Вот что получилось:
Сильная работа, Денис!!! Аж пот прошиб от фоток. Теперь вам нужно Реда с Марком тряхнуть по полной. Или панаса, соньку студийных
Вот что получилось:
Аналогично без демпферов тестю , разумеется не старушку, и все нормально. Года два-три назад соньки-мыльницы легчайки гонял со стабом оптики… то же отлично все было. Помогали конкретно болтанки вылизывать. Прям понять не могу, толь народ вообще лопасти не балансирует, толи болты не затягивает, толи в чистом стоке летает. Как то так получается.
Сильная работа, Денис!!! Аж пот прошиб от фоток. Теперь вам нужно Реда с Марком тряхнуть по полной. Или панаса, соньку студийных
Вот что касаемо Редов с Марками то у них все нормально внутри. Стабилизатора никакого нет в тушке. Оптику насколько я заметил любят широкоугольную, без стаба. Здесь все железно. А вот с видеокамерами, даже студийными может быть засада ввиду отсутствия парковки линз стаба. Тут уж либо смотреть в сторону 5Дмарк3 или 5Дмарк2 или вооружаться самой тонкой отверткой Wiha, пинцетом и вперед!
Аналогично без демпферов тестю , разумеется не старушку, и все нормально. Года два назад соньки-мыльницы легчайки гонял со стабом… то же отлично все было. Помогали конкретно болтанки вылизывать. Прям понять не могу, толь народ вообще лопасти не балансирут, толи болты не затягивает. Как то так получается
НАверное… я на фиксированном коптере подвес трогал на разных оборотах там вообще не ощущается вибрация… её нет. А тема изначально расстроила… так как облизываюсь на новый объектив со стабом SONY 10-18 F4 но вроде всё нормально должно быть)
Вот что касаемо Редов с Марками то у них все нормально внутри.
Да это я к примеру о редах и прочих навороченных. Работа сделанная вами сильная.
Как то соньку решил тряхнуть из-за того что пыль клинить объектив стала. Как конечный итог - выкинул в утиль весь этот гемор пластмассовый,ленточный и катушечный:)
А тема изначально расстроила…
Не нужно расстраиваться, свое нужно строгать и воять, ну и фильтровать поступающую информацию из разных источников.
У нас частенько, то лыжи не едут сами, то ботинки жмут, а то гранаты не той системы😁
решил всё же поднять nex-5n + SEL 18-200 с включённым стабом
Безусловно, даже факт наличия оптического стабилизатора, да еще без парковки не должен ставить крест на каком-либо аппарате. Нужно проверять. Ведь проблема резонансов - это проблема в первую очередь компактных камер. Причина кроется в том, что масса оптического стабилизатора в этих камерах крайне мала. Отсутствие парковки линзы дает возможность резонировать этой небольшой массе в свободном пространстве. У объективов крупнее, масса оптического стабилизатора выше. Частота резонанса смещается. Вполне возможно вы даже не увидите дикой трясучки, потому что резонанса как такового не случилось по стечению вышеописанных обстоятельств. Эта тема и создана чтобы обобщить практический опыт.
Все справедливо сказано
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ДЕНИСУ!!!
Запарковал я этот вредоносный стаб.
И вот результат до и после.
www.youtube.com/watch?v=H09mfynzaCk&list=UUDgvJQTb…
А вот где счастье!!!
А вот где счастье!!!
Да. Разница ошеломительная. Что вполне предсказуемо 😃 Судя по всему, данный способ доработки можно рекомендовать вообще для всех видеокамер со стабилизаторами.
С фотоаппаратами я думаю опыты впереди. У фотокамер Canon (мыльниц) система самодиагностики обычно выявляет проблемы в любом узле камеры и выдается номер системной ошибки на экран. При этом камера прерывает запись и выключается. Во всяком случае мне неоднократно попадались в ремонт Ixus, у которых вылетал опорный шарик оптического стабилизатора. В этом случае камера выдавала ошибку E32.
Да! Можно рекомендовать. Я очень доволен результатом! Делов то на полчаса и готово!
Но в моём панасонике нет шариков, там направляющие и пластинки, то есть по проще, там особо не чему выпасть и потеряться.
Ура товарищи, УРА!!! Блин я так доволен!!!
Осталось подвес немного доработать, ну это ерунда.
И всё же не представляю какова должна быть вибрация чтобы такое случалось… Стабилизатор ведь желателен всёже имно… Возможно часть проблемм изза полётов на пластиковых винтах что имно недопустимо на коптерах. Балансировать их просто смешно… в полёте они гнуться по сложным алгоритмам вызывая неустранимые вибрации и общие резонансы системы вцелом. Только дерево ну или если очень хочется то карбон (что хуже по жёсткости но лучше по весу и следовательно динамике). На платформе с камерой не должно быть никакой ощутимой вибрации. Но всё это имно на личном опыте…
Линза стаба, как го-но в прорубе болтается, она годится только с руки снимать. А от высокой частоты стаб не предназначен. и входет в резонанс, от чего и мылит.
Вот вам факт!
Заметно желе на видео, даже когда я беру коптер с багажника автомобиля. посмотрите внимательно!!! И это всё долбаный стаб.
Камера market.yandex.ru/model.xml?hid=90635&modelid=78825…
анатомия стаба в этой камере.
Красный маркер: направляющие линзы стаба.
Синий: ограничитель юзанья линзы.
Зелёный и белая хреновина:электромагниты.
зелёное, красное и синее можно приклеить.
Единственное, синий желательно выставить по центру.
АВТОР ДЕНИС!!!
И всё же не представляю какова должна быть вибрация чтобы такое случалось… Стабилизатор ведь желателен всёже имно…
Нет. Все совсем не так. Чтобы раскачать болтающуюся линзу нужно совсем немного вибрации. Есть такая штука -резонанс. Вот он все и губит. Так вот вспомните про марширующих солдат и мост.
Оптический стабилизатор в камере вообще не нужен на мультикоптере. Тут от него никакой пользы. Любая система оптической стабилизации призвана бороться с “шевеленкой”. На коптере, да и еще с нормальным подвесом это исключено в принципе.
“шевеленкой”
Вот точное определение стабу!!! Но не более))
А от высокой частоты стаб не предназначен. и входет в резонанс, от чего и мылит.
Да. Более того, разработчики не дураки - разрабатывая систему подвеса оптического стабилизатора они учитывают сферу применения конечного продукта. Я думаю им и в самых страшных снах не снились разработанные ими же камеры на борту мультикоптера.
Граничная частота эксплуатации любого электромагнитного стабилизатора - максимум 20 Гц. Все что ближе к этому значению и выше - обязательно вызовет резонанс. А вот частота, амплитуда, при которой это произойдет будет зависеть от конструктивных особенностей оптического стабилизатора - масса, сила трения и проч.
Вот ещё вечером сегодня поснимал. Только я на ночной режим забыл поставить камеру((( но это от счастья)))
Оптический стабилизатор в камере вообще не нужен на мультикоптере. Тут от него никакой пользы. Любая система оптической стабилизации призвана бороться с “шевеленкой”. На коптере, да и еще с нормальным подвесом это исключено в принципе.
Мой опыт говорит об обратном. Видео со стабом становится практически безупречным и не нуждающимся в пост обработке портящей картинку (если конечно у Вас не Z15). Но я не тестил лёгкие камеры… только марк 2 и сони некс 5N. Но я разумеется не спорю с неоспоримыми фактами и тем более с успешным решением проблемы.
Мой опыт говорит об обратном.
Говоря о “шевеленке” я напомнил единственную проблему, для устранения которой, вообще был придуман оптический стабилизатор.
Отлаженный мультикоптер, с нормальным подвесом на бесколлекторных моторах по моему мнению, представляет собой очень стабильный летающий кран для камеры. Учитывая тот факт, что большинство снимает на широкий угол ( я даже себе слабо представляю необходимость скажем 70-200 мм на мультикоптере), то смысл использования объектива с оптическим стабилизатором вообще под вопросом. Я не являюсь видеооператором потому здесь возразить не могу. Если на ваш взгляд оптический стабилизатор улучшает свойства видеозаписи, то естественно это нужно использовать. Но теоретически, это неправильная ситуация. 😃
Как я и писал выше, учитывая, что масса оптических стабилизаторов DSLR объективов имеет солидное значение, то влияние вибрации на такую оптическую подвеску совсем иное. Вполне вероятно, что амплитуды вибраций от ВМГ классического мультикоптера будет просто недостаточно для резонанса.
Оптический стабилизатор находящийся в самом объективе, а это наиболее популярное решение имеет такие негативные стороны как - уменьшение светосилы всей оптической системы, повышенное потребление тока, что немаловажно для портативных устройств, слабую сторону в плане надежности и наконец особенность функционирования данной системы приводит к рывкам в момент начала стабилизации. Системы стабилизации построенные на принципе сдвига матрицы более эффективны (особенно для Теле положений), но имеют просто ужасную ненадежность.
Видео со стабом становится практически безупречным и не нуждающимся в пост обработке портящей картинку
Кстати. Расскажите пожалуйста на какой объектив вы снимаете с марк2 и как выглядит, на ваш взгляд разница между видеоматериалом снятым на мультикоптере с использованием оптического стабилизатора и без оного. Я думаю интересно будет не только мне.