Беспилотная авиация

SergDoc

Как ни странно, но использование БЛА в военных целях очень сомнительно… Объясню: дело в том, что современные ПВО с лёгкостью справятся с такими целями, есть возможности уничтожать(в том числе и низколетящие цели), садить, глушить и т.д. … Следовательно БЛА можно в военных целях использовать только в странах с нулевым уровнем ПВО, т.е. как не грустно, но только реально против гражданского населения 😦 (так что разработка БЛА в военных целях, это по сути распил бабла)…
В гражданских целях - вижу только в установлении очагов пожаров, миграции оленей, полёты в зоны повыщенной опасности. О каком-то эфемерном использовании службами ГИБДД - опять же не для пресечения нарушений, а может только при каких серьёзных авариях, ну или пробках на дорогах (для оценки ситуации)…
вот такое мнение у меня вырисовывается (никому не навязываю)…

devv

Часть 4.
Вид сверху. Наталья Ульянова
(Бизнес-журнал. №1 2014)

По части аэрофотосъемки у беспилотных летательных аппаратов в небе своя уверенная ниша, считает один из основателей и технический директор «АВАКС-ГеоСервиса» Иван Макаров. Традиционные способы аэрофотосъемки заметно уступают беспилотным по показателю «цена — качество (то есть разрешение снимка)». К примеру, использовать для таких работ пилотируемый вертолет в большинстве случаев слишком расточительно: вертолеточасы на порядки дороже. Однако и стремительно дешевеющая в последнее время космическая съемка выходом не является: она слишком метеозависима, чтобы гарантировать нужный результат. Не говоря уже о том, что расположение объекта съемки может попросту не совпасть с орбитой космического аппарата. А значит, нужно потратить время, чтобы совпало все — и погода, и необходимая позиция спутника. Одним словом, беспилотник — намного более удобное и оперативное средство получения информации о земных делах.

Отправной точкой Иван Макаров называет конкурс молодежных проектов в своей alma mater — Сибирском государственном аэрокосмическом университете. Проект создания БПЛА для дистанционного зондирования земли был поддержан сотней тысяч рублей, после чего Иван с одногруппником Егором Крыловым (оба увлекались авиамоделированием еще со школы) поверили в осуществимость своей идеи. За весну-лето 2009 года им удалось с нуля разработать собственный автопилот и испытать его на готовом самолете — авиамодели. Вторая порция денег (боо тыс. рублей) пришла в проект в форме небольшого научного гранта, который исследователи получили в Сибирском федеральном университете. На эти средства молодые люди смогли разработать концепцию БПЛА для аэрогеофизических исследований, а также построить свой первый беспилотник взлетной массой 25 кг.

«Проверки шли вполне успешно, был получен первый бесценный опыт испытания БПЛА собственной разработки, — вспоминает Иван Макаров. — Но на одном из демонстрационных полетов из-за «человеческого фактора» — ошибки пилотирования — было потеряно ручное управление, и это привело к полной потере самолета». Впрочем, неприятное событие стало поворотным в истории проекта, ведь после этого пришлось полностью пересмотреть всю идеологию построения комплекса управления БПЛА, уйти от простых и очевидных решений к собственным, специализированным (от сервоприводов до средств связи). Как объясняет разработчик, использование готовых технологий ограничивает развитие проекта и рано или поздно заведет в тупик. Так или иначе, студенты решили сосредоточиться на разработке собственной электроники. Проект «подхватил» научный руководитель от радиотехники из Сибирского федерального университета, после чего он пошел значительно быстрее. К команде начали присоединяться новые энтузиасты; один из них, специалист-радиотехник, разработал, по словам Макарова, основу высоконадежной технологии БПЛА — сервоприводы и системы управления питанием. На этом этапе разрастающийся проект был поддержан Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в виде целевого гранта на университет (3,5 млн рублей). На эти деньги компания построила первый беспилотник Delta, который эксплуатируется до сих пор. Краевой фонд еще пару раз поддержал проект, так что в общей сложности, по подсчетам Макарова, разработчики получили около девяти миллионов рублей.

Компания была учреждена в марте 2012 года, хотя на тот момент, признается Иван, окончательный продукт еще не был сформирован. Имелось лишь понимание, что для развития проекта в гражданском секторе двигаться нужно в сторону аэрофотосъемки и продажи услуг. Тем более что для потенциальных заказчиков аэрофотосъемка была наиболее понятным продуктом. В привлечении первых заказов университет также сыграл большую роль: руководство помогло выйти на горно-добывающие предприятия, а потом свело с заказчиками из лесной отрасли. Эти сегменты, по мнению Макарова, и являются основными для применения беспилотников. А вот использование беспилотной техники в сельском хозяйстве кажется ему преждевременной идеей: от дотационной отрасли сложно ждать инвестиций в новые технологии.

Работу со своим первым заказчиком Иван запомнил навсегда: боо км от Красноярска, тайга — и… крупная авария: беспилотный самолет рухнул уже на взлете. Подвела катапульта, которая задала БПЛА неправильную траекторию. Стартовое устройство пришлось дорабатывать с помощью подручных средств, топора и деревянных клиньев, которыми разработчики скорректировали угол установки каретки катапульты. Сдаваться было нельзя, ведь это означало бы полный срыв заказа. Однако на этом беды не закончились. У взлетевшего самолета случился перегрев двигателя, и он аварийно приземлился в лес. Его удалось найти, так что выполнить миссию и отснять объект заказчика (карьеры) все-таки получилось.
С тех пор компания выполнила не один десяток заказов, налетав сотни часов. Нештатные ситуации случались, но заказчики на летные происшествия с БПЛА в безлюдных местах не обращали внимания; в конце концов, их интересовал конкретный результат — снимки. Компания же, занимаясь выполнением таких заказов, получала возможность обкатывать свои технологии. Поэтому довольно быстро «АВАКС-ГеоСервис» смог увидеть для себя еще несколько направлений — проведение опытно-конструкторских работ в области приборов авиационной и космической техники для сторонних компаний, а также внедрение собственных систем управления на беспилотники других производителей. «Так как мы с самого начала все делали сами, у нас накопился огромный объем статистики для всех электромеханических узлов и агрегатов БПЛА, — говорит Макаров. — Шаг за шагом — и мы смогли прийти ко вполне умному борту, в котором каждый элемент диагностирует сам себя. Примерно так же, как в автомобиле, в котором после начала работы двигателя на панели гаснут различные индикаторы: за каждой лампочкой стоит огромный труд по диагностике двигателя».

Однако заказы на аэрофотосъемку до сих пор остаются важным источником дохода для компании, которая видит себя в нише разработчика. «Рынок только зарождается, поэтому мы вынуждены участвовать во всей «пищевой цепочке», — объясняет Иван. — Как и многие наши коллеги, мы мечтаем, что когда-нибудь на рынке появится множество сервисных геодезических компаний, предлагающих крупному бизнесу услуги по аэрофотосъемке с БПЛА. Мы же останемся в нише разработчиков и производителей беспилотников. Однако продукт для рынка новый, эффект от его применения для многих компаний неочевиден, поэтому заказчики предпочитают пользоваться сервисом. Предлагая сервис крупным компаниям, мы готовим рынок и одновременно проводим исследования для совершенствования своих технологий».

По мнению Ивана, развитие рынка сдерживает еще один немаловажный фактор. В России до сих пор не сняты ограничения по использованию результатов аэрофотосъемки: для этого необходимо получать разрешение на съемку от Генерального штаба, иметь лицензию для работы с государственной тайной. «Возникает абсурдная ситуация, — говорит Иван Макаров, — когда мы в частном порядке можем получить совершенно свободно информацию с зарубежного спутника (то есть от потенциального противника), а сами добывать эту информацию свободно не имеем права».

Кроме аэрофотосъемки, «АВАКС-ГеоСервис» рассчитывает на развитие еще одного направления — аэрогеофизических исследований, на которые разработчики ориентировались еще в начале своего проекта. Речь идет об одном из самых оперативных методов геологоразведки — измерении магнитного поля Земли, в результате которого выявляются «аномалии», свидетельствующие о структуре залегания пород. Как объясняет разработчик, широкое применение аэрогеофизического метода до сих пор сдерживалось ценами на аренду пилотируемого летательного аппарата. Однако в случае использования беспилотника стоимость работ сокращается в разы. Самолет для аэрогеофизических работ компания уже построила: БПЛА Gamma способен нести на себе до 20 кг полезной нагрузки и держаться в воздухе в течение 12 часов. Иван Макаров рассчитывает, что этот аппарат сможет выполнять «профильные» заказы уже в следующем сезоне.

В диалоге с Иваном слово «сезон» звучит часто. Все дело в том, что на аэрофотоснимках потребитель обычно не хочет видеть снег, искажающий рельеф, так что зима для аэрофотосъемщиков не самое загруженное время.

Часть деталей для своих продуктов, а также сборку самолетов компания производит на арендуемых площадях, с офисной площадью помогает университет. «У нас сложилась довольно мощная команда, — поясняет технический директор «АВАКС-ГеоСервиса». — В штате 19 человек, из которых шесть аспирантов и один кандидат наук.
Причем весь инженерно-технический состав увлекается техникой с детства: у кого-то это были авиамодельные кружки, у кого-то — радиотехнические. И всех объединяет общая увлеченность идеей умной автономной техники».

Единственное, чего не хватает энтузиастам, — это опыт ведения бизнеса. Возможно, поэтому компания и берется сразу за множество направлений. Впрочем, по мнению Макарова, в такой специализированной нише это вряд ли можно назвать недостатком, ведь основным языком здесь остается профессиональный — технический. Как бы то ни было, стратегию продвижения своих продуктов компания уже наметила: услуги в области аэрофотосъемки она продает в Сибири, а вот для продаж приборов и опытно-конструкторских работ налаживает связи по всей стране. А обкатав технологии в России, «АВАКС-ГеоСервис» хотел бы приступить к дистрибуции своих БПЛА за пределами страны.

По мнению разработчика, у беспилотников российского происхождения большой потенциал на зарубежных рынках. Во многом это связано с традициями, которые еще со времен СССР способствовали развитию этих технологий. «Если ты не работал на оборонном заводе, — рассуждает он, — то, значит, там работали твои родители, родственники или друзья… Наша производственная культура во многом была ориентирована на ВПК, чего нельзя сказать про другие страны». Возможно, в этом и кроется объяснение беспилотного бума в России. Макаров считает, что беспилотники могли бы даже стать своего рода национальным экспортным продуктом. Однако на БПЛА — даже в гражданском исполнении — наложены ограничения как на продукцию двойного назначения. «Удивляет, что в нашу страну можно легко ввезти китайские беспилотники низкого качества, однако при этом приходится сталкиваться с преградами даже для того, чтобы просто показать свою продукцию за рубежом, — поясняет Иван. — Однако если не заниматься экспансией собственных технологий за рубеж сейчас, то уже через несколько лет весь рынок будет окончательно поделен между иностранными производителями — и мы упустим свои преимущества как страны щц с великим аэрокосмическим наследием».

fidller

сомнительно?) а США об этом знают?)))
на забугорных форумах тема буквально кипит. применение может быть очень широким.

SergDoc
fidller:

сомнительно?) а США об этом знают?)))

да конечно беспилотник на порядки дешевле, чем пилотируемый аппарат с обучением пилота (выделено по тому, что жизнь пилота в расчёт нико не берёт 😦 ) а США в состоянии “отключить” и вашу пилотируемую авиацию, что было продемонстрировано в Грузии…

fidller:

а США об этом знают?

а вы думаете там бабло не пилят?

troff
SergDoc:

дело в том, что современные ПВО с лёгкостью справятся с такими целями, есть возможности уничтожать(в том числе и низколетящие цели), садить, глушить и т.д. … Следовательно БЛА можно в военных целях использовать только в странах с нулевым уровнем ПВО,

Назовите системы которые “с легкостью справятся”. Нет таких, существующие системы ПВО заточены против ударных полноразмерных воздушных объектов. ПЗРК тоже не канают.

Dynamitry
troff:

Назовите системы которые “с легкостью справятся”.

Джаммеры всякоразные вполне задурят любого дрона. Ну а сшибать, я не знаю как в других странах, но наши HEZ3 и Iron Dome сшибают впринципе что угодно. Iron Dome сам видел и слышал год назад в боевых условиях, впечатляет.

troff
Dynamitry:

но наши HEZ3 и Iron Dome сшибают впринципе что угодно

Сшибить что угодно и чем угодно не вопрос. Но тратить дорогостоящие ракетные выстрелы на несоответствующие цели - большой шанс нарваться на авиаудар как минимум в момент перезарядки, как максимум - обнаружить свои средства ПВО и получить удар по ним. У вас конечно ситуация немного другая, авиаудара ждать не приходится.

Dynamitry
troff:

Сшибить что угодно и чем угодно не вопрос. Но тратить дорогостоящие ракетные выстрелы на несоответствующие цели - большой шанс нарваться на авиаудар как минимум в момент перезарядки, как максимум - обнаружить свои средства ПВО и получить удар по ним.

Cогласен. Пол года назад залетел к нам со стороны Средиземного Моря хизбаллоновский БПЛА. Наши истребители провели его по территории и грохнули над незаселенной местностью. Ракеты ПВО не использовали.

troff
Dynamitry:

Наши истребители провели его по территории и грохнули над незаселенной местностью.

Однако НУРы, по сути те же БПЛА, летают до самой цели, надеюсь пока.

SergDoc
troff:

Но тратить дорогостоящие ракетные выстрелы на несоответствующие цели

Всё что выше 3000 - на них ракеты (ну и как следствие на такой высоте дешевка летать не будет), ниже 3000 - ствольное ПВО (как бы дешевше 😃 )

troff:

Однако НУРы, по сути те же БПЛА, летают до самой цели, надеюсь пока.

может СС18 вспомним? и почему их запрещают? 10 боеголовок с кучей мусора на радаре от одной ракеты валятся с орбиты - вот тут да уже ничего не спасёт…

fidller

ребят от темы малек отошли) про военных мне кажется оспаривать нечего.

Randomizer
SergDoc:

США в состоянии “отключить” и вашу пилотируемую авиацию, что было продемонстрировано в Грузии

Насколько я знаю, в Грузии летать перестали, когда был сбит самолет БУКом, советской разработки и украинской постройки, так что США там не причем.

Dynamitry
fidller:

ребят от темы малек отошли)

Применений нашему мультироторному хозяйству гора и маленькая тележка. Если 15 лет назад было модно паять радиомикрофоны на FM диапазон, то теперь жучек вместе с камерой может залететь в окно и устроиться поудобнее в самом неожиданном месте.

SergDoc
Randomizer:

так что США там не причем.

у меня немного другая инфа - пиндосы глушили там всю навигацию?

Randomizer
SergDoc:

у меня немного другая инфа - пиндосы глушили там всю навигацию?

Я на минобороны работаю, но не слышал такого. Врядли. Но хотя кто нам всю правду расскажет…Можем только догадываться.

SergDoc

Ну у пиндосов стандартная процедура - глушат навигацию (можно и радио за одно), с кораблей уничтожают ПВО и авиацию противника, а дальше тотальная бомбардировка (впринципе можно уже и с беспилотников)… и только потом уже пускают наземные войска…

Randomizer
SergDoc:

Ну у пиндосов стандартная процедура

Да но грузинкие командующие хреновые ученики, и они косячили как могли. Если б не развездяйсво наших, то они гораздо быстрей убегали из осетии.

А-50
SergDoc:

у меня немного другая инфа - пиндосы глушили там всю навигацию?

Ну если для Вас вся навигация сводится к GPS, тогда да.😃
Но есть предложение не тратить время на обсуждение проблем, не связанных с обсуждаемой темой. Троллинг, однако.

Nesenin

а что обсуждать то в этой теме? кто в курсе что там за “модуль автоматического сопровождения цели” “разработали” в ZALA aero? компания известна выдаванием китайских вертолетов за свои
см bmpd.livejournal.com/645320.html и vpk.name/…/101273_arabskie_posledovateli_rossiisko…
может и тут перепродают че нить такое www.flir.com/cvs/cores/ru/view/?id=56011 по описанию режимов (таких уникальных для подобных систем как “картинка в картинке” zala.aero/produkciya/kompleksy/modul-zala-as/ похоже. видел я их “гиростабилизированные платформы”. кое где сервы стоят…

по поводу применения БЛА в военке и глушению. ну как бы птицы по картинке и компасу куда угодно прилетят. теоретически, мы можем научить дрона позиционироваться по карте высот достаточно точно (это отсылка к аппаратам которые тем и заняты что лазером сканируют область для составления топографической карты для google скажем). и другие вещи с развитием мат.обечпечения (приближение к ИИ). и да, по стоимости это будет равно стоимости железа смартфона (для производителя).
а если надо картинку получать …американцы хвастались о внедрении особо защищенного спутникового канала. антенка смотрит в космос, шлет сигнал и как бы пофигу что там с земли вещают. а вот в России как то туго с широкополосной связью через спутники. вот чего не хватает нам. а еще автопосадки на полосу (не говоря уж корабль) и др. вещей нужные для того чтоб не ездить на грузовиках с катапультами и не подбирать дроны по полям (как повезет). американцы ржут наверно.

PS стреляющие по БЛА стрелковое ПВО выглядит так

25 минута. расстояние 2км. попаданий 0, при том что мишень достаточно большая. ракета стоит дороже мишени. такую мишень при желании можно в заданную точку направить…где остатки топлива полыхнут. а можно и взрывчатки добавить. если чисто по деньгам считать. ракет не напасешся.
упомянутые мишени летают по несколько раз, прежде чем на них потратят ракету.

Randomizer
Nesenin:

попаданий 0

У стрелкового ПВО вооружения вообще низкая эффективность, на “панцирях”, да и на “тунгусках” оно скорей вспомогательное. Из него можно и по наземным целям стрелять.

delfin000
SergDoc:

Как ни странно, но использование БЛА в военных целях очень сомнительно…

а как насчет аппаратов практически в полный размер имеющихся тех же самолетов и прочего(но несколько проще и чуток легче, меньше) и с той же б.нанагрузкой. Выполняющие маневры такого уровня что человек такое выдержать не может… БЛА - это же не только мелкоразмерные. Полностью небо они не завоюют, но вот гибкости прибавляют достаточно много. И сфер применения по задачам огромное у них. Крылатая - почему не БЛА. Специфика у нее жуткая. Но принцип тот же. Там где нет за штурвалом, рычагами и прочем на борту чела… БЛА (ежели оно летает) Вопрос требует высокоителектуальных систем. Но и они уже есть…

Одно известное КБ (авиапрома) занимается созданием БЛАшника весом более 15 тонн. (после тендера) Это как бы крупная машинка. Группа - сверхтяжелые

Ну и сбить можнол все. Здесь как в жизненном принципе - если есть замок , то будет и отмычка. Вопрос только что дороже из них:)
Но это вопросы приоритета толстосуммов.
Мы же просто любители хобби и если пара тройка аппаратов польет удобрением клумбу,дом-высотку проверит на вопрос энергосбережения, целостности, парк городской избавит от клещей, то это уже очень хорошо