Влияние "бабочки" на модель вертолета!
Собственно был у меня тут небольшой спор на эту тему. Решил выслушать мнение других пилотов, а как и на что все-таки влияет наличие “бабочки” на вертолете? Насколько она критична или допустима на модели?
Я например заметил, что “бабочка” дает дополнительные вибрации и чем она сильнее, тем сильнее вибрации. Поэтому лично стараюсь ее искоренить. Но тут слышал мнение некоторых пилотов, что на маленькую “бабочку” можно вообще внимания не обращать и что это не на что не влияет.
Намек понял. Я не говорил, что маленькая бабочка не влияет. Влияет, но не настолько, чтобы параноить и терять полетные минуты на ее исправление.
Обращать - внимание стоит, хотя бы для того, что бы понять её причину.
Их как правило 3 :
1 - неправильно отстроены длины тяг
2 - есть крутка лопасти (или она не одинакова), как результат - разный угол установки по длине лопасти, не совпадающий с прямой (другой)лопастью.
3 - банальный прогиб лопасти (без крутки) или “кривой” комель.
В первом - регулировать.
Во втором - пытаться минимизировать. Но, стоит менять лопасти.
В последнем случае - бабочку не стоит убирать. Так как установочные углы (в нуле) совпадают, а расхождение кончиков лопастей хоть и присутствует, но не уберётся без отрицательных последствий. Так же - менять лопасти.
А как же понять, что это действительно прогиб лопасти, а не крутка?
Например обычная ситуация - я настраиваю углы, что у меня лопасти в 0 обе на центре стика, при этом мне приходится подкручивать тяги, как правило лишь с одной стороны, но предварительно при этом тяги ведь был выставлены по штангелю в одинаковый размер. После этого в большинстве случаев бабочка отсутствует и ее не приходится корректировать на поле. В итоге получается, что длина тяг все-таки разная. Это вот крутка или прогиб убирается таким методом? Или нужно иметь какие то специальные устройства для выявления данных дефектов.
Намек понял. Я не говорил, что маленькая бабочка не влияет. Влияет, но не настолько, чтобы параноить и терять полетные минуты на ее исправление.
Лично у меня сложилось впечатление, что “бабочка” влияет на полетные характеристики.
По моим ощущениям любая бабочка влияет на полет.
Я чувствую наличие бабочки уже по звуку, вертолет при этом гудит по-особенному, а при кренах очень часть возникает срыв потока. Без бабочки звук совершенно иной, намного тише и целостнее.
С бабочкой динамика ощутимо ниже, реакции тоже замедленные.
Я всегда вывожу самую минимальную бабочку в ноль, иначе летать не комфортно. Заметил, что через 10-15 полетов линки “вытягиваются”, появляется бабочка. Приходится их подкручивать, и все возвращается в норму. Так же после 60-70 полетов надо осматривать линки на предмет люфтов, разболтанные пластиковые наконечники надо заменить. Иначе появляется неустранимая бабочка.
Обращать - внимание стоит, хотя бы для того, что бы понять её причину.
Их как правило 3 :
1 - неправильно отстроены длины тяг
2 - есть крутка лопасти (или она не одинакова), как результат - разный угол установки по длине лопасти, не совпадающий с прямой (другой)лопастью.
3 - банальный прогиб лопасти (без крутки) или “кривой” комель.
Мне известны ещё такие варианты 😁 (встречались на моём 450-м, 500-м) :
4. Кривой вал ОР
5. Кривой ХАБ ОР
6. Начал откручиваться линк на цапфе, к которому тяга изменения угла атаки подходит
7. Начали откручиваться крепления рычагов в голове
8. Ещё что-нибудь начало откручиваться 😈
9. Кривой промежуточный вал
10. Банально неотбалансированы лопасти
Максимус, а ты ниразу не менял подшипники Основного ротора, и/или не знаешь через сколько полетов их надо менять?
Максимус, а ты ниразу не менял подшипники Основного ротора, и/или не знаешь через сколько полетов их надо менять?
А как это извините к “бабочке” относится? Но ответить могу и я, меняются по мере износа. Если есть люфт или подшипники начинают “хрустеть” - нужно менять. На 600ке Нитро родные подшипники уже после нескольких полетов могут убиться, причем не только на валу, но и в цапфах.
А как же понять, что это действительно прогиб лопасти, а не крутка?
Крутка - проверяете угол на лопасти по её длинне (от комля и далее, к кончику).
Угол будет разный.
Прогиб или крутка на “дереве” возможны в процессе эксплуатации или долгого хранения (от влажности, как у любой древесины).
На стекле и карбоне - с рождения.
Причины были описаны имено “стандартные”, “банальные”. Если что то отваливается или согнуто, то это уже “к доктору” 😁, что называется “во избежании”.
Вообще, если бабочки небыло и вдруг - она появилась, то это верный признак проблемы. Надо искать и устранять.
А влияние…? Ну как могут влиять разные фактически углы на лопастях, когда должны быть одинаковы? Разные силы от лопастей действуют, вызывают вибрацию.
2 Громозека поясните пожалуйста свой помидор? Или это без причинно в отместку?
Вы написали абсолютно не по теме, или бабочка убирается заменой подшипников на основном валу? Я могу так же Вам сделать открытие, если на имени пользователя кликнуть мышкой, то можно будет задать личный вопрос конкретно этому пользователю и не обязательно по теме разговора.
Р.С. Судя по ответу Вы ничего не поняли. Удачных полетов и качественных подшипников!
2 Громозека поясните пожалуйста свой помидор? Или это без причинно в отместку?
Я вот свой могу пояснить - вы написали абсолютно не по теме, или бабочка убирается заменой подшипников на основном валу? Я могу так же Вам сделать открытие, если на имени пользователя кликнуть мышкой, то можно будет задать личный вопрос конкретно этому пользователю и не обязательно по теме разговора.
Это ваше сообщение вообще не связано с вертолётами, однако я за него вам помидор не поставлю! У меня хоть связано с эксплуатацией вертолёта было!
Крутка - проверяете угол на лопасти по её длинне (от комля и далее, к кончику).
Угол будет разный.
Прогиб или крутка на “дереве” возможны в процессе эксплуатации или долгого хранения (от влажности, как у любой древесины).
На стекле и карбоне - с рождения.
Так же абсолютно думаю и делаю. Отсюда вывод - значит все же “бабочки” быть не должно для благоприятных полетов и не важно как и на каком уровне пилот летает.
Кстати, стояли у меня как то на 600 нитро деревянные лопасти. По началу все было окей, но в последствии, видимо из-за впитанной влаги бабочка появлялась, не то, что каждый полет, а несколько раз (от 3 до 5) за полет. Стоило только сделать переворот или бочку, тут же появлялась бабочка в 1-1,5 см, приходилось сажать, устранять и снова поднимать в воздух. После чего мне это дело надоело и я стал летать только на стеклопластике или карбоне.
Максимус, а ты ниразу не менял подшипники Основного ротора, и/или не знаешь через сколько полетов их надо менять?
Пока не менял, но проверяю регулярно. Иногда чищу их спиртом и смазываю густой смазкой.
еще возможная причина
11. гнутая цапфа
Ну тогда и такое было у знакомого
12. Отсутствие демпфера. Т.е демпфер в полете порвался и каким то образом вылетел, на посадку вертолёт шел уже с жуткой бабочкой!
я дико извеняюсь!!! а что такое бабочка? просто есть верт и мя предупредили ее убрать
я дико извеняюсь!!! а что такое бабочка?
Это когда при вращении ротора кончики лопастей движутся не по одной и той же окружности, а одна лопасть выше - другая ниже. Проверяется при раскрутке ротора в состоянии близком к отрыву вертолета от земли.