Как умирают подшипники ОР ?

log-win

Да интересный вопрос , с удовольствием бы тож пообсуждал )) .
По ХР могу сказать , определяется битый подшибник очень легко - берем верт ( отключеный ) ставим на твертую поверхность , прижимаем рукой хвост килем к поверхности ( пусть будет стол ) , и начинаем другой рукой крутить ОР , ХР в енто время вращается ( лопости надо максимально ровно на ХР выставить ) , и слушаем !!! Если Хвост издает мелкие постукивания через киль передается на стол и слышно очень хорошо . В идеале никаких посторонних звуков не должно быть .
По ОР могу предположить что по началу если подшибник не заклить то наверное начнет разбивать подшибники двигателя и шестерни хвостового привода ( если такой имеется ) , кушать шастерню наверное начнет , ну в общем по любому ничаво хорошего !!!

irs
thesash:

Вопрос к опытным пилотам: что происходит, когда подшипники основного ротора начинают изнашиваться, ну кроме того, что они щелкают и люфтят. Как ведет себя вертолет ? Возможны ли эффекты на хвосте (начинает водить) ? Расскажите, кто сталкивался.

После 100 полетов заменил оба подшипника ОР. Проблема была замечена чисто тактильно, когда менялся главный вал - при провороте вала пальцами было ощутимое похрустывание. Скорее всего, они уже были готовы и раньше, но на полетах это никак не отражалось. IMHO, дохнут они в основном от крашей, когда гнет главный вал. Летать до полного разрушения подшипников смысла не вижу, поэтому, если похрустывание уже приличное, лучше заменить, тем паче, что основная задача подшипника - способствовать снижению трения, а не наоборот.

thesash

На самом деле вопрос был не о способах диагностики, и необходимости замены, а именно об эффектах, которые могут возникнуть, при эксплуатации.
Но судя по всему

irs:

на полетах это никак не отражалось

если их еще не клинануло, то ярковыраженных (кроме наверно звука) эффектов нет.

irs
thesash:

На самом деле вопрос был не о способах диагностики, и необходимости замены, а именно об эффектах, которые могут возникнуть, при эксплуатации.

Т.е. рассматривается возможность полетов на умирающих подшипниках? 😃
IMHO, в таком случае логичнее беспокоиться за сохранность машины стоимостью в сотни уе, а не за “увод” хвоста…

MWano_A

Хех)) был у меня такой случай - развалился весь блок. По сути это тоже самое если ваш убитый подшипник развалится. А подши так и умирают - вылетает обойма за ней шарики и ваш вал в свободном ходе начнет лупить по обойме, делая верт неуправляемый по элеватору и немного элеронам. “Тактильно” это просиходит так: верт начинает кренить по элеватору сильно, вы даете стик в противоположную сторону, сильно, верт вас игнорит полностью и влетает в планету. Если вы за пару метров от Земли поверили в его падучесть и включили холд, потери минимизируются, иначе дрова!

thesash
irs:

Т.е. рассматривается возможность полетов на умирающих подшипниках?

Совсем нет. Рассматривается возможность садящихся подшипников влиять на дерганье хвоста. Дело ведь в том, что подшипник загибается не сразу, и формально, как только вы его поставили, он уже не новый, и минимальная выработка появится после первого полета. И даже немного щелкающий, может проходить достаточно долго (злоупотреблять я конечно не призываю).
Вопрос был задан с одной целью: можно-ли понять по поведению вертолета, что подшипники “на подходе”, а не что будет, когда они клинанут и вылетят из обоймы 😃

Pett

Практических наблюдений по данному мопросу не имею… но могу предположить… (теоретичеси) что неисправные подшипники могут влиять на работу хвоста… ведь ХР компенсирует реактивный момент от ОР… а если вал ОР где то заедает и т.д. то этот момент может быть очень неодногодным (более неоднородным чем обычно)… темболее что неисправность подшипников может проявляться в большей или меньшей степени в зависимости от возникших на них нагрузках в разный момент (ну в полёте вал может дёргать вверх-вниз в стороны и т.д. с разной силой… причём не земле при осмотре пожалуй врятле можно точно эмитировать всё что может происходить с подшипниками в работе чтоб точно понять насколько там всё плохо… или хорошо)… вобщем так или иначе это может повлиять на работу хвоста. Так же заедание, подклинивание, перекат и т.д. подшипников может влиять на нагруженность двигателя в следствии чего возможно некое изменение оборотов ОР (может в какой-то момент времени) что тоже может влиять на работу хвоста… а так же на работу гироскопа… ну например на предкомпенсацию…
Так же перекат под нагрузкой, стуки, пощёлкивания и т.д. похалуй могут вызывать вибрации или что-то в этом роде… что впринцыпе тоже врятле может положительно сказаться на работе гироскопа…
Конечно это всё в теории… но думаю может как то влиять…, а может и не влиять… так что не факт что если с хвостом всё ОК то и с подшипниками тоже… или наоборот если с хвостом проблема то виной подшипники 😃