Как умирают подшипники ОР ?
Да интересный вопрос , с удовольствием бы тож пообсуждал )) .
По ХР могу сказать , определяется битый подшибник очень легко - берем верт ( отключеный ) ставим на твертую поверхность , прижимаем рукой хвост килем к поверхности ( пусть будет стол ) , и начинаем другой рукой крутить ОР , ХР в енто время вращается ( лопости надо максимально ровно на ХР выставить ) , и слушаем !!! Если Хвост издает мелкие постукивания через киль передается на стол и слышно очень хорошо . В идеале никаких посторонних звуков не должно быть .
По ОР могу предположить что по началу если подшибник не заклить то наверное начнет разбивать подшибники двигателя и шестерни хвостового привода ( если такой имеется ) , кушать шастерню наверное начнет , ну в общем по любому ничаво хорошего !!!
Вопрос к опытным пилотам: что происходит, когда подшипники основного ротора начинают изнашиваться, ну кроме того, что они щелкают и люфтят. Как ведет себя вертолет ? Возможны ли эффекты на хвосте (начинает водить) ? Расскажите, кто сталкивался.
После 100 полетов заменил оба подшипника ОР. Проблема была замечена чисто тактильно, когда менялся главный вал - при провороте вала пальцами было ощутимое похрустывание. Скорее всего, они уже были готовы и раньше, но на полетах это никак не отражалось. IMHO, дохнут они в основном от крашей, когда гнет главный вал. Летать до полного разрушения подшипников смысла не вижу, поэтому, если похрустывание уже приличное, лучше заменить, тем паче, что основная задача подшипника - способствовать снижению трения, а не наоборот.
На самом деле вопрос был не о способах диагностики, и необходимости замены, а именно об эффектах, которые могут возникнуть, при эксплуатации.
Но судя по всему
на полетах это никак не отражалось
если их еще не клинануло, то ярковыраженных (кроме наверно звука) эффектов нет.
На самом деле вопрос был не о способах диагностики, и необходимости замены, а именно об эффектах, которые могут возникнуть, при эксплуатации.
Т.е. рассматривается возможность полетов на умирающих подшипниках? 😃
IMHO, в таком случае логичнее беспокоиться за сохранность машины стоимостью в сотни уе, а не за “увод” хвоста…
Хех)) был у меня такой случай - развалился весь блок. По сути это тоже самое если ваш убитый подшипник развалится. А подши так и умирают - вылетает обойма за ней шарики и ваш вал в свободном ходе начнет лупить по обойме, делая верт неуправляемый по элеватору и немного элеронам. “Тактильно” это просиходит так: верт начинает кренить по элеватору сильно, вы даете стик в противоположную сторону, сильно, верт вас игнорит полностью и влетает в планету. Если вы за пару метров от Земли поверили в его падучесть и включили холд, потери минимизируются, иначе дрова!
Т.е. рассматривается возможность полетов на умирающих подшипниках?
Совсем нет. Рассматривается возможность садящихся подшипников влиять на дерганье хвоста. Дело ведь в том, что подшипник загибается не сразу, и формально, как только вы его поставили, он уже не новый, и минимальная выработка появится после первого полета. И даже немного щелкающий, может проходить достаточно долго (злоупотреблять я конечно не призываю).
Вопрос был задан с одной целью: можно-ли понять по поведению вертолета, что подшипники “на подходе”, а не что будет, когда они клинанут и вылетят из обоймы 😃
Практических наблюдений по данному мопросу не имею… но могу предположить… (теоретичеси) что неисправные подшипники могут влиять на работу хвоста… ведь ХР компенсирует реактивный момент от ОР… а если вал ОР где то заедает и т.д. то этот момент может быть очень неодногодным (более неоднородным чем обычно)… темболее что неисправность подшипников может проявляться в большей или меньшей степени в зависимости от возникших на них нагрузках в разный момент (ну в полёте вал может дёргать вверх-вниз в стороны и т.д. с разной силой… причём не земле при осмотре пожалуй врятле можно точно эмитировать всё что может происходить с подшипниками в работе чтоб точно понять насколько там всё плохо… или хорошо)… вобщем так или иначе это может повлиять на работу хвоста. Так же заедание, подклинивание, перекат и т.д. подшипников может влиять на нагруженность двигателя в следствии чего возможно некое изменение оборотов ОР (может в какой-то момент времени) что тоже может влиять на работу хвоста… а так же на работу гироскопа… ну например на предкомпенсацию…
Так же перекат под нагрузкой, стуки, пощёлкивания и т.д. похалуй могут вызывать вибрации или что-то в этом роде… что впринцыпе тоже врятле может положительно сказаться на работе гироскопа…
Конечно это всё в теории… но думаю может как то влиять…, а может и не влиять… так что не факт что если с хвостом всё ОК то и с подшипниками тоже… или наоборот если с хвостом проблема то виной подшипники 😃