-15 и Nexus-30
Не знаю. Вчера летал, было кажется -10С. Все нормально, звуки такие же как и летом. Лопасти деревянные. Пленка хорошо натянута. Снег по полю гоняет хорошо)))) Раптор-30.
На Nexus 30 кроме валов нужно проверить еще торсион который соединяет вилки лопастей главного ротора. Иногда гнется. У меня так и было. Купил новый вал - не помогло. Посмотрел чертеж, открутил вилки вытащил эту деталь а она погнута. Выправил на глазок - сразу полегчало. А погнулась видимо при посадке в снег на авторотации. И еще на всякий случай проверь работу машинок и гиро после полного остывания. У меня были две “неудачные” машинки которые ниже -10 не работали (нейтраль уходила градусов на 20).
То, что ничего не погнуто даю 99,9%. Т.к. никаких грубых посадок и экстимального пилотажа вертолет у меня не видел. Если бы было где-то повреждение (погнутость и т.п.) оно проявлялось бы и до взлета - на раскрученном роторе. Но вибрации не было и нет. Аппаратуру всю выстудил перед запуском. Все работало идеально. Гироскоп в том числе.
Само непонятно, что он как-то очень резко уходил в этот дисбаланс. Плавно добавлял шаг-газ и в какой-то момент мгновенно появлялся дисбаланс. Причем он был просто огромен. Грубо говоря верхняя точка вала ГР начанала бить в радиусе 2-3 см…
Один раз даже вертолет запрыгал. Т.е. подпрыгивать стал во время снижения оборотов ротора.
Температура было в подмосковье (дальнем) 15 градусов…
Еще идеи в голову пришли. Мандраж появлялся как раз тогда, когда лопасти начинали “свистеть”. Может это просто резонанс? 😦
Не знаю и что думать. Сегодня вечером хочу попробовать еще раз понять его в воздух под фонарным столбом.
С лопастями все нормально. Пленкой хорошо обтянуты и идеально отбалансированны.
У Вас стоят учебные шасси? Если да, то что на концах ног? Был случай - вертолет просто разорвало в воздухе из-за внезапно прогрессирующей вибрации. Причина - теннисные мячики на концах ног.
Нет…я летаю без трен.шасси.
Я на нем вообще без них начал летать, т.к. один раз их поставил и действительно чуть “вертолет просто разорвало в воздухе из-за внезапно прогрессирующей вибрации. Причина - теннисные мячики на концах ног.”
Налет на нем у меня солидный и никогда ничего подобного не было.
Если бы были падения или грубые посадки я бы понял. Но ничего подобного не было. Кроме серьезных маневров в воздухе никаких мех.воздействий он не знал. Тем более я уже писал, что несколько дней назад при -5 я великолепно летал и никаких дисбалансов и вибраций не было. До вчерашего дня верт стоял в углу комнаты на коврике и повредиться ничего не могло.
Может загустела смазка в подшипниках держателей лопастей, автомате перекоса, главного вала, или в шаровых шарнирах тяг (если там есть смазка) ? Резинки демпферов в голове ГР тоже могут на морозе затвердеть. Мож еще что клинит на морозе?
Был такой же случай на 50 рапторе ! 😕
На термометре минус семь !
При наборе оборотов ротор начинал страшно гудеть(именно гудеть,а не свистеть) Верт при этом страшно начинало трясти ! 😕
Проверил балансировку лопастей все в норме, валы в норме (так как верт свеже-собранный и настроеный),углы в норме, кругом цифра стоит на 10 кг !
Пробовал смотреть “бабочку” - при вибрации бабочка не наблюдается , затяжка лопастей тоже нормальная , термоусадка на лопастях усажена хорошо !!!
В итоге после попытки добавления еще газа с лопастей сорвало куски термоусадки где-то по 20см с каждой ! (точнее с одной лопасти сорвало ,а на другой произошел приличный надрыв)
Просле замены лопастей на карбоновые, верт взлетел как положено !!! 😃
😵 Что это было до сихпор понять не могу, то ли лопасти бракованные, то ли термоусадка натягивалась от мороза так, что коробила лопасти(однако бабочки не наблюдалось) или флаттер образовывался из-за низких температур ! 😵
Вот такие дела !!! 😎
Насколько я понял, при некоторых средних оборотах ГР возникает сильная вибрация борта. При оборотах выше и ниже вибрации или нет или она существенно ниже. Причем проявляется это при низких температурах. Если Вы на 100 или около того процентов уверены, что ничего не погнуто, то дисбаланс может вызывать перетяжка крепления лопастей. Попробуйте проверить (ослабить) затяжку, причем именно на морозе, когда лопасти охладятся до уличной температуры. Есть предположение, что температурный коэф расширения у стали из которой сделан болт выше, чем у материала лопасти и цапфы. Поэтому возникает перенатяг. Резко возникающая вибрация обусловнена резонансом системы с высокой добротностью.
Всем спасибо за советы, но причина найдена и устранена.
Как я и говорил ни люфтов, ни гнутости не было. Два раза еще раз пробовал взлететь. Эффект тот же самый. На пластиковых лопастях меньше, но все равно расколбал оставался.
Не выдержав, со всей дури стал болтать голову и …
Неисправность себя проявила. При обычной проверке на люфты и болтанку ничего не было заметно, но стоило с усилием (солидным) поболтать вал ГР, увидел, что пластиковые половинки-постели верхнего опорного подшипника ГР расходятся. Три из четырех саморезов крепления механизма верхнего подшипника оказались сорванными.
Интересно как такое произошло.
Просверлил сквозные отверстия, поставил шпильки и стянул.
Вибрация исчезла.
Вот щас думаю, если взлетел бы я не взирая на вибрацию - саморазобрался бы он у меня в воздухе. 😦 Дело в том, что когда проявила вибрация должен был состояться показательный полет. Хорошо сам себя остановил и люди, ради которых должен был состояться полет не смогли меня убедить в обратном.
Хорошо, что все так закончилось.
Три из четырех саморезов крепления механизма верхнего подшипника оказались сорванными.
Интересно как такое произошло.
Типичная ошибка. Были перетянуты при сборке.