Устойчивость вертолета

AVSel

А вот если лопасти будут загнуты немного вверх, вертолет по идеи должен сам стабилизироваться горизонтально, или я ошибаюсь. Можно еще выше лопастей на оси разместить некое устройство, например крыльчатку на подшибниках, которое при наклоне и движении верта , за счет дополнительного сопротивления воздуха, будет пытаться его стабилизировать.

deNick
Psw:

для чистоты экперимента надо ещё ротор на хвост балке отключить или обездвижить или ещё как - одним словом, он не должен вращатся в полёте.

Главное не перетяжелить Пчелу избыточным весом и не спалить его двиглы избыточным напряжением.

Так а это не значит, что из-за гироскопа на верхнем конце карандаша он станет УСТОЙЧИВО стоять на остром конце. Он просто будет ДОЛЬШЕ падать и ось карандаша при его постепенном снижении будет описывать конус с постепенно увеличивающимся углом при вершине - так падает детская юла если кто помнит.

Ну да, енто верно - на фотке видно, что (угольные?) вставки в несущие лопасти не доходят до кольца обрамляющего несущие винты. Быть может енто и меняет циклический шаг косвенно на концах главных лопастей ?

Итак, по пунктам.

  1. Можно и обездвижить, не вопрос. (как вариант- просто отключить провод идущий к движку) Только он и так ни на что не влияет. Могу заснять отдельное видео, где я даю ПОЛНОСТЬЮ ручку “от себя”, а верт один черт стоит на месте)))))))

  2. Попробовал было поменять липольку- но остановился. По 2 причинам. а- Верт оооочень тяжело взлетел, когда я его догрузил 20-граммовым пальчиковым аккумулятором (просто приклеил его на скотче по центру оси несущих винтов, выясняя, поднимет ли он бОшьшую липольку) б- побоялся спалить движки. (когда снял пенопластовый фюз и погонял по воздуху СКЕЛЕТ вертолета- движки ЖУТКО нагрелись- обжег палец.)

  3. Именно так пчелка себя и ведет, когда нижний несущий винт главного ротора (при полетах на высоте 20-50 см от пола) входит “в расколбас”.

  4. вставки не доходят, но лопасть намертво закреплена на внешней проволочке-гироскопе. НАМЕРТВО. и без проволок он летает жутко нервно.+ есть возможность переломать лопасти (она почти 100%-ная, тк материал из которого сделаны лопасти напоминает пластик, из которого делают одноразовые стаканчики)))) )

ЗЫ. Вобщем, пока снимаю (точнее- пытаюсь снять, т.к. нету оператора и мне приходится все делать самому) видео на цифровой фотоаппарат. Максимум- 242 секунды (32 мегабайта) хреновенького качества. Специально для PSW- как только раздобуду камеру нормальную- будет человеческое видео на всю DVD-шку))

Psw

Некто Виталий Пузрин не далее чем в Курилке чуть более полугода назад поднял тему “А что мешает снимать хорошее видео?”, в которой быть может найдутся конструктивные советы/мысли по качеству любительских съемок летающей модели. Без помошников/оператора тут вряд ли можно обойтись.
У меня не стоит цель Намертво Завалить Чужую Пчелу, так что давайте выкладывайте её ТТХ - быть может вместе придумаем как заставить её выполнить условия 5-10 минут, раз уж они были высказаны.
Ну то есть - какой штатный полётный вес/какое напряжение/размеры в мм/емкость/вес штатных АКБ ?
Каков размер в мм (длинна/диаметр) штатных моторов ?
Крупные Фотки деталей непонятных марок (типа АКБ и моторов) можно приложить.
Кухонные весы/тестер наверное найдутся ?
Мини-ДВ камеру всегда можно попросить у знакомцев на пару дён.
Некоторый Офф-Топ -
А у нас сегодня какой-то странный день - много аварий, суеты, на работе мозг проклевали …
И - ОБАЛДЕТЬ - мне сегодня пришла со Штатов посылка UPSом весом почти 8 Кг. За отправку груза я ЗАПЛАТИЛ $26. Это у кого в голове переклинило, у меня или у UPS или у конторы где купил ?! 09 марта было письменное (автомат) подтверждение заказа, 13 марта стоит дата отправки на лэйбе посылки, 17 марта Утром мне позвонили на сот и спросили, в какое время мне удобнее получить на дому … Чудеса или глюки ? Башня за 3 Кг 120 $ примерно хочет … Где правда, брат ?!

deNick
Psw:

У меня не стоит цель Намертво Завалить Чужую Пчелу, так что давайте выкладывайте её ТТХ - быть может вместе придумаем как заставить её выполнить условия 5-10 минут, раз уж они были высказаны.
Ну то есть - какой штатный полётный вес/какое напряжение/размеры в мм/емкость/вес штатных АКБ ?
Каков размер в мм (длинна/диаметр) штатных моторов ?
Крупные Фотки деталей непонятных марок (типа АКБ и моторов) можно приложить.
Кухонные весы/тестер наверное найдутся ?
Мини-ДВ камеру всегда можно попросить у знакомцев на пару дён.

Опять-таки по пунктам, но прежде всего–

ЙЕС!!! 5 минут 8 секунд!!! (по секундомеру). Зачнял первые 1 мин 36 сек (дальше- кончилась карта памяти у фотика, т.к. снимал с разрешением 320-240 и звуком). Через пару дней камеру обещали, а до этого- 1 Гб карту памяти для моего фотика.
Но эт уже чисто технический вопрос. Верт провисел бы и дольше, но кончилась АКБ (штатная, кстати. Менять все-же не решился). Из “доработок”- снят фюзеляж. Летаю на скелете) Кстати, выглядит довольно стильно))))) 😃 Только опасно при падениях- Липолька ничем не защищена. Удар идет по ней- а это опасно. Но, тьфу-тьфу, понадеемся что обойдется без СЕРЬЕЗНЫХ крэшей.

А теперь - ТТХ- ни весов ни тестера толкового нема. Да и как померить ток? куда я там буду подпаиваться/подключаться? Все довольно плотненько скомпановано, липо- изначально несъемная.

А так- (на вскидку, очень приблизительно)- Липо- 550 мАч (на ней написано так)
2 движка по типу тех, которые выдвигают лоток в СД-роме (греются- ЖЖЖУТЬ)
Вес полетный- около 60 грамм, фюзеляж- около 4-5 грамм.

Винты главного ротора в полете подгибаются вверх на концах примерно на 0,5-1,2 градуса.,- отсюда доп. стабильность в полете. Смотрите видео, собственно. Рулил ТОЛЬКО оборотами движков (а больше там рулить по-большому счету и нечем 😅 )

Фотки выложу попожже( счас память у фотика почищу, выкину видюшку в сеть).

Архив видео. 9 Мб. 1 мин 36 сек. 320х240, в фотмате Quick Time *.mov

Фотографии вертолета со снятым фюзом.

Psw

Так а макро фото с хорошим внешним светом типа направленного фонаря верхнего и нижнего узла крепления несущих лопастей к валу. А то на прилагаемых фотках не всё понятно, но при ентом видно, что узел сложнее чем мог бы быть при обычном FP.
Видео проглядел.
Так а литий там что, один элемент - не батарея ?
Добавил - на всяк случай намазал заказик на RC-Toyуже, завтра денег переведу:
Home > My Cart > Check Out > Confirm your order’s information
Item QTY. Product Name Weight Unit Unit Price Total

  1. 1 T-REX 450XL(CDE)CCPM Kit 2.50Kg Kit $158.00USD 158.00 USD
  2. 1 2005 new Walkera Dragonfly 4ch 5-4 electric helicopter +free 3.00Kg Piece $80.00USD 80.00 USD
    The way of EMS transports to Russian Federation need to cost
    $ 30+(5.50-1)/1*12=90.00 USD Sub Total : 238.00 USD
  • 90.00 USD
    Notes: 2 Items in Shopping Cart, Totalweight : 5.50 kg, Your Account Balance : 0.00 USD.
    Второй соосник не вместился - превышались льготные 10 килоруб.
    Поглядим, обманет китаец или как ? Ну и доставка EMS почти 40% суммы сожрала, и других методов не предлагают.
deNick

Выкладываю фотки крепления лопастей к валу ротора. Абсолютно ничего сложного в этом узле НЕТ.

Липолька- севершенно верно. Одна банка.

Psw

Первичный просмотр видео - даже той самой минутки с плюсом и выпаданиями верта из кадра - показал ЧЕТКУЮ устойчивость вертикального положения верта. Гироскопический эффект кстати вряд ли при чем - плоскость винта вместе с окружающим его кольцом наклоняется, насколько я разглядел, при чем наклоняется БОЛЬШЕ верта, на сколько енто можно заметить из не слишком хорошего видео без помошника, где верт занимает (1/6 по горизонту и 1/9 по вертикали=2% примерно площади кадра) дастаточно немного места - разглядеть детали трудновато. Ну то есть от случайных возмущений получаются видимые затухающие колебания по поверхности сферы с центром ВЫШЕ верта. И радиусом сферы на глаз около метра-двух. А в описанных выше рассуждениях центр сферы, по которой верт будет ускоряясь скатываться на пол - должен быть НИЖЕ верта. Так что сильно подозреваю я, что присутствует механизм изменения циклического шага - ну то есть пропы не чистый FP, как требуется. И скрываться ентот механизм в данном верте может только в месте крепления осей лопастей к главному валу, Подробные фото которых я просил, но то, что выложено - просто не в фокусе, деталей не разобрать, лучше всего пластины видны на .
Ну то есть в тех самых ТРЕХ пластинках для каждого винта, на которых лопасти закреплены на главном валу - для ПРОСТО механического крепления ДОСТАТОЧНО одной пластины. А тут китайцы в наидешёвейшем верте расщедрились - лишние детали поставили. Да и вроде как заметно, что ось главного ротора может быть неперпендикулярной плоскости винта - тоже косвенное указание на возможность присутствия механизма циклического изменения шага лопастей при изменении угла между валом и плоскостью винта.
Так что надо или зафиксировать енти узлы как-либо (супер клеем к примеру - но это уже из серии Завалить Намертво), либо разобрать их и подробно сфотать для визуального анализа на отсутствие наличия, либо попробовать подробное фото без разбора, но что-бы были понятны детали конструкции, либо спросить у кого-либо из Пилотажа, кто такие Пчелы видит/ремонтирует десятками.
А с мини ДВ видеокамерой действительно можно пока НЕ торопится - вначале нужно выяснить, подпадает ли агрегат под ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ механизмов циклического изменения шага несущих винтов.
Ну и следующее видео - надо всё-таки с помошником, который будет постоянно в кадре верт держать, верт покрупнее взять зумом, ну и на фоне вертикальных линий наподобие закрытой двухстворчатой двери в Ваш зал - вполне подойдет. И света желательно побольше - темно очень, хотя енто не принципиально, но очень желательно - а то деталей не видно, а так хочется.

deNick
Psw:

Так что сильно подозреваю я, что присутствует механизм изменения циклического шага - ну то есть пропы не чистый FP, как требуется. И скрываться ентот механизм в данном верте может только в месте крепления осей лопастей к главному валу

fixed pitch (именно pitch)- НАМЕРТВО fixed. Не меняется шаг лопастей. Пластинки крепления- для автовыравнивания лопастей по горизонту. (механизм стабилизации такой. жутко механический и фигово работающий. Но все-таки работающий в домашних условиях при отсутствии внешних возмущений типа верта, восходящих и нисходящих потоков, завихрений и т.п.)

Кстати, выяснился нюанс. Если опустить (т.е. не удержать) ниже 1 м над полом- по-видимому начинают на полет оказывать влияние созданные несущими винтами завихрения, что выражается в следующем- ЕСЛИ НЕ УСПЕЛ ПОДНЯТЬ ВЕРТ через 1-1,5 сек повыше- точно грохнется.

Фотки счас сделаю.

deNick:

fixed pitch (именно pitch)- НАМЕРТВО fixed. Не меняется шаг лопастей. Пластинки крепления- для автовыравнивания лопастей по горизонту. (механизм стабилизации такой. жутко механический и фигово работающий. Но все-таки работающий в домашних условиях при отсутствии внешних возмущений типа верта, восходящих и нисходящих потоков, завихрений и т.п.)

Кстати, выяснился нюанс. Если опустить (т.е. не удержать) ниже 1 м над полом- по-видимому начинают на полет оказывать влияние созданные несущими винтами завихрения, что выражается в следующем- ЕСЛИ НЕ УСПЕЛ ПОДНЯТЬ ВЕРТ через 1-1,5 сек повыше- точно грохнется.

Фотки счас сделаю.

Psw
deNick:

fixed pitch (именно pitch)- НАМЕРТВО fixed. Не меняется шаг лопастей. Пластинки крепления- для автовыравнивания лопастей по горизонту.

Возможно я не совсем обычно применил аббревиатуру FP, но при ентом в соседних словах/предложениях всегда конкретизировалось, что я имею ввиду под фиксированным шагом - не должно быть ни общего ни циклического шага - ЛЮБЫЕ вращения/смещения лопасти винта вокруг продольной оси будут менять её шаг - соответственно должны быть ИСКЛЮЧЕНЫ.

deNick:

(механизм стабилизации такой. жутко механический и фигово работающий. Но все-таки работающий в домашних условиях при отсутствии внешних возмущений типа верта, восходящих и нисходящих потоков, завихрений и т.п.)

Вот было бы неплохо про этот механизм стабилизации подробнее на видео.
Ну то есть такой простой эксперимент длинной в 1 минуту:
камера на штативе, пилот держит верт в руке за шасси и занимает четверть кадра хотя бы. Роторы разгоняются до обычной скорости отрыва от земли, но верт не отпускается. Затем - в крупном плане снимать что-бы было видно и ось роторов и обрамляющее кольцо вокруг лопастей - рукой за шасси понаклонять верт влево/вправо от вертикали градусов на 20 в каждую сторону - плавненько так понаклонять, что-бы на видео было заметно как ентот механизм стабилизации влияет на несущий ротор.

deNick:

Кстати, выяснился нюанс. Если опустить (т.е. не удержать) ниже 1 м над полом- по-видимому начинают на полет оказывать влияние созданные несущими винтами завихрения, что выражается в следующем- ЕСЛИ НЕ УСПЕЛ ПОДНЯТЬ ВЕРТ через 1-1,5 сек повыше- точно грохнется.

Ну это не интересно пока что - лучше на руке видео с наклонами поснимать.
А я пойду в банку деньги кину китайцу.

deNick
Psw:

Возможно я не совсем обычно применил аббревиатуру FP, но при ентом в соседних словах/предложениях всегда конкретизировалось, что я имею ввиду под фиксированным шагом - не должно быть ни общего ни циклического шага - ЛЮБЫЕ вращения/смещения лопасти винта вокруг продольной оси будут менять её шаг - соответственно должны быть ИСКЛЮЧЕНЫ.

Лопасть не смещается/вращается вокруг своей продольной оси. ВООБЩЕ. Ибо НАМЕРТВО закреплена на ободе. Если отрывается- все, звиздец. начинается дребежжалка, вибрации и проч. Счас выложу фотки. К пластинкам лопасти приклеены также насмерть.

Видео с наклонами- сделаю вечером.

Сейчас проконсультировался с директором конторы, в которой я работаю, показал ему вертушку. Он долго смеялся, но когда увидел, что моя игрушка ЕЩЕ И ЛЕТАЕТ, то был в шоке)))))

никак не мог понять, как вообще он держится в воздухе.

PS Для справки- наша контора проектирует испытательные стенды для статических и динамических испытаний деталей и узлов легких вертолетов. (“Ансат”, “Актай”… см. на сайте www.kazanhelicopters.com)

Лопасть не смещается/вращается вокруг своей продольной оси. ВООБЩЕ. Ибо НАМЕРТВО закреплена на ободе. Если отрывается- все, звиздец. начинается дребежжалка, вибрации и проч. Счас выложу фотки. К пластинкам лопасти приклеены также насмерть.

Видео с наклонами- сделаю вечером.

Сейчас проконсультировался с директором конторы, в которой я работаю, показал ему вертушку. Он долго смеялся, но когда увидел, что моя игрушка ЕЩЕ И ЛЕТАЕТ, то был в шоке)))))
никак не мог понять, как вообще он держится в воздухе.
PS Для справки- наша контора проектирует испытательные стенды для статических и динамических испытаний деталей и узлов легких вертолетов. (“Ансат”, “Актай”… см. на сайте www.kazanhelicopters.com)

Я круто обломался с видео.

притащил домой оператора, поставил его на позицию, выдал 0,5 пива, чтоб не скучал пока я заряжаю бортовой акк, принял перед полетом 50 грамм коньячку, чтоб руки не дрожжали, сам включил камеру, взлетел…

Висю. Хорошо… Мне хорошо, вертолету хорошо, оператору хорошо… Только вот фотику плохо.

Оказывается, это чудо высоких технологий за 10000 деревянных может писАть видео с разрешением 640х480 только 30 секунд! Хотя карта памяти- 1 Гб. БЛИН!!! Начерта мне 10,5 30-тисекундных отрезков видео, спрашивается???.

ОФФТОП малость. Народ, никто не знает, мож в настройках у Canon A95 есть функция отключения лимита продолжительности съемки? А то мини-ДВ камера задерживается, а г-н PSW ну просто отказывается верить в летучесть моего вертолета))) (Как и наш директор, кстати)) )

Psw

Я думаю что настроек нету на более 30 секунд - потому как буферная оперативка фотика не позволяет писать больше, а сразу на карту записывать не позволяет малое сжатие ентого .mov . Olympus смог сразу на карту 640*480 30 кадр/сек в 770 модели писать только когда на лету в mpeg4 сумел зажать. А до этого - либо только в буфер, либо сразу на карту, но 320*240, да и кадров в секунду там около 15, но никак не 30.
Выкладывай ролик 30 секунд с наклонами - мне интересно поглядеть на реакцию ротора на наклоны подробно. И что-то мне кажется, что я её уже где-то видел.
Ну и кончится наверняка тем, что объяснение наличия циклического шага будет именно в узле сочленения ротора и главной оси.

deNick
Psw:

Выкладывай ролик 30 секунд с наклонами - мне интересно поглядеть на реакцию ротора на наклоны подробно. И что-то мне кажется, что я её уже где-то видел.
Ну и кончится наверняка тем, что объяснение наличия циклического шага будет именно в узле сочленения ротора и главной оси.

Ну нету там изменения циклического шага. НЕТУ))) 😅

Вот видео. Общий план “РАСКОЛБАС” и макросъемка.

Лопасти ЗАМЕДЛЕННО реагируют на отклонение оси ротора и (гироскоп форева) и выравниваются под 90 градусов к оси ротора.

MVI_0249.rar

MVI_0252.rar

Psw:

Ну то есть от случайных возмущений получаются видимые затухающие колебания по поверхности сферы с центром ВЫШЕ верта. И радиусом сферы на глаз около метра-двух. А в описанных выше рассуждениях центр сферы, по которой верт будет ускоряясь скатываться на пол - должен быть НИЖЕ верта. Так что сильно подозреваю я, что присутствует механизм изменения циклического шага - ну то есть пропы не чистый FP, как требуется.

Кстати. Нифига. Сфера ниже верта. И стабилизировать полет при порывах вертолета выйти из устойчивого состояния сводятся с легкому сбрасыванию газа , небольшой потере высоты и РЕЗКОМУ добавлению газа. И верт стабилизируется.

“Просто добавь воды” (с)- т.е. “Просто поддай газку”))))))))))

Так что – все в порядке. FP- чистый)))) только вот действительно, за счт того, что лопасти не жестко закреплены на валу- возникает динамическая устойчивость, о которой писАл toxa.

Psw

Новое видео проглядел, при наклонах роторы отстают от наклонов несущей оси.

Ещё один эксперимент на видео - тоже вполне можно 30 сек фрагменты - реакция раскрученных роторов на боковой ветер невысокой (1 м/с) скорости.
Ну то есть: Шасси Пчелы в вытянутой руке у Оператора, роторы раскручиваются до обычной скорости отрыва, а потом, НЕ меняя вертикальности оси несущих роторов, оператор начинает плавно вращаться вместе с камерой в одной руке и Пчелой в другой - что-бы на Пчелу подул равномерный воздушный поток около 1 м/с. Оператору Можно конечно неполный оборот делать - если енто будет достаточно плавно и скорости бокового потока будет достаточно для заметности реакции роторов на неё.

Или так - можно Пчелу приклеить скотчем к поверхности стола, камеру на штатив, обороты до отрывных примерно на глаз выставить, а поток создавать - ну просто плавно дуть на Пчелу с расстояния в пол метра - только указать, с какой стороны будут порывы ветра на видео. Угол между ветром и направлением съёмки видео - 90 град, то есть ветер нужен боковой, а не от/к камеры/е.

А денег вчера НЕ отправил - баксы за рубеж оказывается только до обеда принимают тетки в банке. Сейчас к 9 утра пойду, у нас снега с какой-то радости навалило, надо идти машину разгребать, весна, блин …

AVSel

А можно высказаться …
Прикольная конструкция у Пчелы.
Соосник, у которого и верхние и нижние лопасти стабилизирующие. Роль стабилизирующих грузиков выполняют перпендикулярнные друг другу лопасти и обод.

deNick
AVSel:

А можно высказаться …
Прикольная конструкция у Пчелы.
Соосник, у которого и верхние и нижние лопасти стабилизирующие. Роль стабилизирующих грузиков выполняют перпендикулярнные друг другу лопасти и обод.

Дешево и сердито)

Китайцы ФОРЕВА. У них наконец-то получилось что-то сделать толковое и при этом стоящее КОПЕЙКИ. 😃

Выкладываю видео с боковым перемещением верта со скоростью около 1 м/с.MVI_0256.rar

Dimair
deNick:

Ну нету там изменения циклического шага. НЕТУ))) 😅
. . .
Кстати. Нифига. Сфера ниже верта. И стабилизировать полет при порывах вертолета выйти из устойчивого состояния сводятся с легкому сбрасыванию газа , небольшой потере высоты и РЕЗКОМУ добавлению газа. И верт стабилизируется.

“Просто добавь воды” (с)- т.е. “Просто поддай газку”))))))))))

Так что – все в порядке. FP- чистый)))) только вот действительно, за счт того, что лопасти не жестко закреплены на валу- возникает динамическая устойчивость, о которой писАл toxa.

Для DeNick: рад что Вы взялись доказать практически, этот вертолёт я видел у нас в магазине продают, там действительно нет никакого циклического шага, всё основано на естесственном выравнивании нижнего ЦТ и гироскопа самого ротора;) покупать ради док-ва не стал, надеялся что нуждающиеся в хорошем вертолёте откликнутся, у меня уже есть, увы с циклическим шагом:)
Заранее Вас поздравляю, если Psw сдержит слово;)

Для Psw:
Теоретически я предсказывал Вам такой способ выравнивания ранее:

Dimair:

По аналогии в вертолётах используется 2 схема, пытающаяся выравнивать его при боковых кренах. Иное дело что с потерей высоты и уходом в сторону, до наступления равновесия. Вот тут и приходится управлять, чтобы ускорить этот процесс и/или компенсировать тягой потерю высоты, ведь земля обычно рядом и высоты нехватает для моделей.

Вообще я предлагаю Вам просто обменятся вертушками, для Psw на память и дальнейшего изучения…, я думаю DeNick будет не против?

Psw

Ну где же хорошее светлое видео с боковым потоком воздуха на Пчелу ?
Вынужден перечитывать всю тему сначала для подведения промежуточных итогов.

toxa:

Для того, чтобы при _небольших_ отклонениях от некоторого установившегося положения, вектор тяги не отклонялся и был придуман механизм стабилизации с серволопастями. В вертолетах без серволопастей аналогичную функцию выполняет горизонтальный шарнир в цапфе лопасти.

Вторую часть высказывания (вертолетный изыск в моей терминологии) мы наблюдаем на Пчеле целых 4 раза - на всех 4х осях всех 8ми лопастей.
Мой постулат был вызван следующим высказыванием:

Dimair:

Чем больше расстояние от ЦТ до точки приложения вектора подъёмной силы, тем устойчивее вертолёт от внешнего воздействия, например, порыва ветра, но тем и тяжелее он в управлении - это следсвие ввиду особенностей самого принципа горизонтального управления вертолёта. То что ещё есть гироскопический эффект - конечно, но он не способствует возвращению в стабильный режим висения а притормаживает.

И потом следующим:

Dimair:

Возьмём всё же простую модель, тот же самый карандаш с пропеллером - упростим модель вертолёта. Чем длинее карандаш, тем будет ниже ЦТ, согласны? А чем длинее карандаш, тем он устойчивее будет к внешним воздействиям, согласны?

В ответ на енти предположения для переведения спора в практическое русло (это что-бы меньше писать и больше делать, но пока для меня имею обратное - писать по-прежнему приходится МНОГО) я постулировал:

Psw:

Карандаш с FP проп-ом (или двумя встречными для зануд) на конце НИКОГДА не будет устойчиво висеть даже в полный штиль при сколь угодно БОЛЬШОЙ длинне карандаша и веса АКБ на нижнем конце карандаша.
ЛЕТЕТЬ вертикально будет при наличии развитого стабилизирующего оперения на нижнем конце - но это будет стабилизация ВНЕШНИМ потоком воздуха. А висеть - НЕТ.

Ну то есть уже в первой версии постулата отвергается стабилизация внешним потоком воздуха. Потому как изначально речь шла не о стабилизации ЛЮБЫМ методом, а о стабилизации СМЕЩЕНИЕМ ЦТ ВНИЗ от несущего ротора или роторов.
На что Тоха вынужден был комментировать на заданный прямой вопрос:

toxa:

А.М.Загордан “Элементарная теория вертолета”. Не вижу причин не доверять учебнику.

Я ентого учебника (так же как и многих прочих по теории полёта) и в глаза не видел, по ентому приходится рассуждать собственным здравым смыслом. Кстати, Тоха быть может процитирует/сфотает учебник здесь в каких-либо интересных/имеющих отношение к обсуждению местах ? Ну не идти же мне для ентого в библиотеку ?
Я даже предложил самый простой путь постройки карандаша, имеющего отношение к спору:

Psw:

УБРАТЬ с любой соосной модели верта ВСЕ вертолетные изыски. Что-бы лишить оба его винта ЛЮБЫХ механизмов управления циклическим шагом.

На что было предложено ещё более простое решение:

Dimair:

отвисеть на движке и простом пропеллере с рейкой на нижнем конце которой будет АКБ 5-10 минут.

Через некоторое время Тоха вынужден был прокомментировать:

toxa:

Если вы про свободнолетающие модели вертолетов (двигатель, бачок и стабилизатор как у ракеты), то они неспособны висеть!

Потом немного добавил тумана Вовик:

vovic:

Так вот, к вопросу об устойчивости. Она бывает двух типов - статическая и динамическая. При статической устойчивости имеет место при выведении системы внешним воздействием из устойчивого положения появление сил, возврашщающих вертолет к исходному положению. А динамическая устойчивость заключается в появлении сил, ослабляющих дестабилизирующее воздействие внешних сил. Разница в порядке производной воздействия. Шарнирный ротор обладает собственной динамической устойчивостью. Механизм серволопаток может ее усилить.

После чего я высказал укороченную версию Постулата:

Psw:

Вообще ЛЮБОЙ висящий в воздухе аппарат БЕЗ циклического шага с управлением ТОЛЬКО тягой несущего винта/винтов.

На которую и отреагировал

deNick:

Реально. 4 минуты. Вертушка- "Пчела"из Пилотажа. Без всяких доработок и модернизаций.
Тупо висит, может чуток вращаться вокруг своей оси из-за небольшого дисбаланса скоростей вращения соосников.

И вот здесь есть проблема - потому как в укороченной версии отсутствуют многие оговорки, которые были ранее по тексту в данной теме - не всегда хочется повторять одно и то же по несколько раз для людей, которые не всегда читают Тему с начала.
Ну То есть Первой (Изначальной) версии постулата Пчела ОДНОЗНАЧНО НЕ удовлетворяет - не те роторы.
А вот подробно рассмотреть работу в статике (при неподвижном окружающем воздухе и неподвижной Пчеле) и динамике (когда есть боковой ветер и когда ось главного ротора НЕ совпадает с осью конуса вращения пары лопастей (и уж тем более 4х пар ентих лопастей) ) роторов Пчелы мне не хватает квалификации/рассудительности, от ентого я и просил видео записи поведения Пчелы в некоторых моментах.
Ну и не исключено что попрошу комментариев сложившейся ситуации у какого-либо жюри из более квалифицированных/независимых людей - для оценки типа + или - можно без обоснования/комментариев.
А на Пчеле из-за её вполне похожего на описанное в История создания радиоуправляемых вертолетов строение несущих роторов:
“В основе работающего, хорошо управляемого ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой на которой закреплены управляющие лопатки. Это была, так называемая, схема Beii-Hilier.” - полное отсутствие Вертолётных изысков на Пчеле будет, если ЗАКЛИНИТЬ верхнюю и нижнюю трехслойные шайбы например путём временного вставления/фиксации между ними деревянных прокладок, ИСКЛЮЧАЮЩИХ перекос (неперпендикулярность) продольной оси несущих лопастей относительно оси вращения главных роторов - это и имелось мной ввиду, когда я говорил про самый простой способ построения карандаша с АКБ из соосника путем УДАЛЕНИЯ из него ВСЕХ вертолетных изысков.
Пока что при рассмотрении конструкции роторов мой вердикт такой:
На ентой Пчеле НЕТ несущих лопастей как на обычном верте (продольная ось которых всегда перпендикулярна оси главного ротора (ну выгибанием силой тяги плоскости вращения в конус можно и пренебречь - по крайней мере в граф построениях в ентой теме я не заметил конусов). Зато есть целых 4 стабилизирующих оси с 8ю лопастями на них.
Просто на стабилизирующих осях стоят лопатки не с нулевым, а с положительным шагом, за счет ентого и подъемная сила.
Стабилизация такой конструкции осуществляется скоростью внешнего потока воздуха (реакцией головы на ветер как сказал

IP:

Если под устойчивостью понимать способность верта проивостоять внешним воздействиям (например порыву ветра) то дело обстоит следующим образом. Все зависит от настроек головы. Если поставить слишком тяжелые лопатки то система станет слишком энерционной и порыве ветра верт будет сносить “под ветер”. Если лопатки будут слишком легкие то система станет слишком чувтвительна и ветр станет лететь “на ветер”. При правильно настроенной голове верт будет иметь тенденцию оставаться на месте.

  • ну то есть при попытке верта скатится вниз на него начинает набегать боковой поток воздуха, приводящий к смещению плоскостей вращения роторов и убеганию верта от ветра - опять скороговорка.
    Иными словами - висение Пчелы на мой взгляд это результат хлипкого и капризного равновесия между обычной неустойчивостью вертолетов, про которую мы здесь говорили, и “реакции головы на ветер” как сказал IP. И эта устойчивость не имеет НИКАКОГО отношения к стабилизации верта путем УВЕЛИЧЕНИЯ расстояния между ЦТ и креплением ротора/ров - конструкторы Пчелы НЕ поставили АКБ максимально НИЗКО. Ну то есть на мой взгляд енто хлипкое равновесие у Пчелы нарушится, (а не усилится) если её Пчёлкину АКБ подвесить ниже (дальше от роторов) чем она есть сейчас.
    Было бы интересно рассмотреть поведение ЛА с ПОЛНОСТЬЮ ГИБКИМ ( а не ПолуКарданом как у Пчелы) подвесом несущего ротора к его валу - Но тогда я предполагаю что гиростабилизация плоскости вращения роторов вызывала бы просто устойчивое боковое смещение в сторону случайно полученного при старте наклона с достиганием стенки спортзала через некоторое время - вопрос в том через какое.
    А денег китайцу вчера отправил, тетка из банка вроде не звонила, так что наверное ушло без ошибок, сегодня отписал ему мессагу, ждёмс …
    Чего-то на предварительном прогляде цитаты совсем не как цитаты - это почему так ?
toxa

Мое мнение таково:

  1. У пчелы ротор не закреплен жестко на валу. “Шайба” выполняет роль демпфера.
  2. При вращении оба ротора представляют собой гироскоп (вспомним юлу).
  3. При попытке вертолета отклониться от положения равновесия роторы стремятся остаться в прежнем положении.
  4. Вектор тяги ротора перпендикулярен плоскости ротора.
  5. При попытке вертолета отклониться ось главного вала перестает быть перпендикулярной плоскости ротора.
  6. Пересечение оси главного вала и вектора тяги и есть точка приложения силы тяги.

То есть, иными словами, как только ротор перестает быть жестко закремпенным на оси (карандаш с пропеллером) появляется эта самая стабилизация, о которой писалось выше.

Dimair
Psw:

Статическая устойчивость - возвращение в исходное состояние под действием ЦТ
Динамическая устойчивость - гироскопическая составляющая ротора

Согласны?

Если согласны, а я думаю спорить тут смысла нету, статическая устойчивость при отклонении от равновесия постепенно преодолевая динамическую (гироскопический эффект) возвращает в устойчивое состояние - в вертикальное, при условии 90 градусов между осью и плоскостью ротора без циклического шага. Увеличивая силу статической составляющей, соответсвенно быстрее преодолеваем динамическую составляющую, т.е. быстрее возврат в вертикальное положение оси. Как можно увеличить статическую составляющую? Первый вариант - увеличение веса, что не приемлимо… Второй вариант - отнесение ЦТ как можно ниже по оси.
И есть третий вариант: ослабить динамическую составляющую, т.е. гироскопический эффект сбросом оборотов, что доказал на практике deNick:

deNick:

Ну нету там изменения циклического шага. НЕТУ))) 😅
. . .
Кстати. Нифига. Сфера ниже верта. И стабилизировать полет при порывах вертолета выйти из устойчивого состояния сводятся с легкому сбрасыванию газа , небольшой потере высоты и РЕЗКОМУ добавлению газа. И верт стабилизируется.

“Просто добавь воды” (с)- т.е. “Просто поддай газку”))))))))))

Так что – все в порядке. FP- чистый)))) только вот действительно, за счт того, что лопасти не жестко закреплены на валу- возникает динамическая устойчивость, о которой писАл toxa.

Думаю всё уже ясно и понятно…
Ну чтобы совсем небыло вопросов по 2 варианту, пусть DeNick опустит ЦТ, например сдвигом акков вниз не нарушая общей центровки и отзовётся о поведении модели вцелом…

deNick

“Хорошее светлое видео”- оно как бы и было… в моем предыдущем сообщении)))

Ладно, выводы действительно неоднозначные.

ПАТ.

))))))

Предлагаю согласиться с предложением Dimair и махнуться вертушками))))

Думаю всё уже ясно и понятно…
Ну чтобы совсем небыло вопросов по 2 варианту, пусть DeNick опустит ЦТ, например сдвигом акков вниз не нарушая общей центровки и отзовётся о поведении модели вцелом…

делаем проще. подвешу что-нибудь на шасси (жестро закреплю, чтоб не бултыхалось) грамм так на 10 по весу. (60 грамм- полетный вес “Пчелы”. По последним измерениям- около 50 грамм со снятым пенопластовым фюзеляжем).

И посмотрю на реакцию)

Dimair
toxa:

Мое мнение таково:

  1. У пчелы ротор не закреплен жестко на валу. “Шайба” выполняет роль демпфера.
  2. При вращении оба ротора представляют собой гироскоп (вспомним юлу).
  3. При попытке вертолета отклониться от положения равновесия роторы стремятся остаться в прежнем положении.
  4. Вектор тяги ротора перпендикулярен плоскости ротора.
  5. При попытке вертолета отклониться ось главного вала перестает быть перпендикулярной плоскости ротора.
  6. Пересечение оси главного вала и вектора тяги и есть точка приложения силы тяги.

То есть, иными словами, как только ротор перестает быть жестко закремпенным на оси (карандаш с пропеллером) появляется эта самая стабилизация, о которой писалось выше.

Лично согласен, только незнаю почему, некоторым “не понравился” пункт 6, с чего и начался спор…

а вот вывод в конце странный… демпфер это просто демпфер и никакого прямого отношения к выравниванию не имеет, только сглаживает, демпфер одним словом по определению…
И неясно, про какую составляющую стабилизации делается вывод? Статическую или динамическую?
В вертикальное положение возвращает только статическая - под действием ЦТ.
Согласны?