Лопасти
Здраствуйте. Купил я себе лопасти на 700-ку а у них отверстие под болт 4-ку, а нужно под 5мм. Когда вытаскиваеш втулку болт входит как родной. Вопрос можно литать без втулки??? (понимаю что раз стоит значит нужна). Или вытащить из сломанных лопастей расверлить лопасть и вставить втулку. Другие лопасти я закажу но вот у нас уже осень и боюсь неуспеть полетать.
Посоветуйте как лучше поступить.
А какая разница между “телом” втулки и болта если они одного диаметра? Наверно втулка и стоит для того, чтобы использовать винты 4мм там, где в цапфах четвёрошные отверстия. Если в цапфах 5мм отверстия, лопасти без втулок.
Ни в коем случае даже не пытайтесь летать без втулки, может печально кончиться, в лучшем случае только для модели. Я бы не рискнул это делать даже на 450-ке.
Рассверлить лопасть и вклеить втулку конечно можно, но вряд ли удастся соблюсти соосность, если делать на коленке. Но проверить не сложно. Вывесите обе лопасти на хвостовике 5мм сверла, например. Лучше, конечно, рассверлить на сверлильном станке.
Несоблюдение соосности ±1мм на таком небольшом расстоянии от оси вращения много вреда не нанесет. Главное соблюсти попендикулярность к комлю и чтобы втулка с усилием вошла, а не болталась в отверстии, а то разобъет со временем.
[QUOTE=Vladimir K;5219341]Ни в коем случае даже не пытайтесь летать без втулки, может печально кончиться, в лучшем случае только для модели. Я бы не рискнул это делать даже на 450-ке.
Владимир, а в чём проблема? Или есть печальный опыт, что произошло?
Втулка для того и стоит, чтобы ничего не произошло. Можно было бы нарисовать эпюры нагрузок на комль лопасти со втулкой и без, но если вкратце, то со втулкой нагрузка (а она неслабая) распределена, а без оной - приложена в точке. Далее все зависит от материала лопасти: может выдержит, может нет.
Заметьте, у нас тут диспут наметился, а топикстартер, поди, уже в воздухе. 😃
Втулка для того и стоит, чтобы ничего не произошло. Можно было бы нарисовать эпюры нагрузок на комль лопасти со втулкой и без, но если вкратце, то со втулкой нагрузка (а она неслабая) распределена, а без оной - приложена в точке. Далее все зависит от материала лопасти: может выдержит, может нет.
Псевдонаучный гон.
Что за лопасти? Есть модели, в которые втулка вставляется для понижения диаметра, а в штатном положении - без втулки.
Комель у лопасти цельноформованный… можно сверлить и вклеивать… в пределах разумного. При определенной ровности рук все получится ровно и соосно без всяких станков.
Псевдонаучный гон.
Когда-то кибернетику называли буржуазной псевдонаукой. Пришло время называть сопромат псевдонаучным гоном.
Особенно цельноформованный комель у деревяшек. Написал же, что зависит от материала лопасти.
Не надо прикрыватся громкими словами… кибернетика там, сопромат… а то у неподготовленного слушателя случится вынос мозга…*)
Кстати, деревяшки для семисотки давно покупали!!!
Насчет деревяшек для семисотки Вы правы. Насчет манеры общения, думаю, выводы сами сделаете, если способны.
Кстати, всегда с интересом читал Ваши посты. До сегодняшнего дня.
Ну снова каскад громких слов…*)))
Через руки прошло десятка с два различных лопастей. В подавляющем большинстве втулки очень плотно вставлены (впрессованы). Вклейка - единичные случаи, такие втулки имеют наружную рифленую накатку. Накатку даже видно.
В САБ`ах, Эдж`ах, Ротортеч`ах 600го-713го размеров втулка имеет толщину стенки 0,5 мм. Материал - латунь. Смять можно пальцами. Много такие втулки нагрузки “распределяют”??? *)))
Втулка нужна не для “сопроматных дел”, а для банального предотвращения износа болта карбоном лопасти при ее поворотах относительно оси этого самого болта.
Наблюдалось это как-раз на болтах ХР от 600ки, которые штатно ли без втулок. Лопасти были рассверлены и завтулены.
[QUOTE=Vladimir K;5219657]Втулка для того и стоит, чтобы ничего не произошло. Можно было бы нарисовать эпюры нагрузок на комль лопасти со втулкой и без, но если вкратце, то со втулкой нагрузка (а она неслабая) распределена, а без оной - приложена в точке. Далее все зависит от материала лопасти: может выдержит, может нет.
Я определённо не пойму разницы распределения нагрузки на втулку D=5mm и на болте D=5mm. В моём понимании, втулка ВСТАВЛЯЕМАЯ в лопасть позволяет использовать её в более широком модельном ряде вертов.
Спасибо большое, интересно было прочитать. Я вот например тоже непойму какая разница если во втулку вставлен бол на 4 или без втулки на 5мм?? Я вообще думал, что втулки стоят, что бы избежать износа болтов (как было сказано выше) и решил уточнить и мнения очень даже разделились.
Так как быть, расверливать и ставить втулки или летать без втулок???
Лопасти карбоновые с хобей, точно такие же покупаю на 550-ку мне очень нравяться балансировка хорошая и вес одинаковый - вытащил поставил и полетел. Цена качество хорошее. Летаю в основном блином ну и плавное зД.
Поэтому решил и на 700-ку такие же купить, но чучуть лоханулся, больше их покупать небуду. (лопасти и зп закупал еще верта небыло в декабре 2013)
Вопрос можно литать без втулки???
Можно. Так и делал раньше.
Я определённо не пойму разницы распределения нагрузки на втулку D=5mm и на болте D=5mm
Если Вам и в самом деле интересно, то взгляните на картинку (извиняюсь за качество, набросал от руки).
1 - Болт через втулку давит на лопасть. Красным цветом - нагрузка, это называется эпюра напряжения. Две окружности разного диаметра всегда касаются в точке. Болт точечно давит на втулку, а втулка передает нагрузку на лопасть. Есть такой прием в машиностроении. Втулка сидит в лопасти плотно, без зазора, поэтому передает нагрузку на лопасть распределенно. Такая посадка называется “с натягом”. Зазор между болтом и втулкой есть всегда (на эскизе я показал его намеренно большим, для наглядности). Посадка с гарантированным зазором называется “ходовой” или “широкоходовой”.
-
- Болт непосредственно давит на лопасть. В точке давит, потому что зазор есть всегда, без него болт в лопасть не вставить. Тут либо болт сточит лопасть под себя, либо наоборот. После чего нагрузка распределится, как на 1-й картинке, вот только дырка будет разнашиваться все больше и больше, т.к. втулка еще выполняет роль подшипника скольжения, потому и изготавливается из бронзы или латуни.
Что касается лопастей без втулок, то ответьте себе сами: “Вы верите, что все, что производят китайцы - верх конструкторской мысли?”
Можно ли летать без втулок? Можно. Я видел видео, где мужик доказал, что можно летать на одной лопасти, вместо другой закрепив молоток.
Если Вам и в самом деле интересно, то взгляните на картинку (извиняюсь за качество, набросал от руки).
1 - Болт через втулку давит на лопасть. Красным цветом - нагрузка, это называется эпюра напряжения. Две окружности разного диаметра всегда касаются в точке. Болт точечно давит на втулку, а втулка передает нагрузку на лопасть. Есть такой прием в машиностроении. Втулка сидит в лопасти плотно, без зазора, поэтому передает нагрузку на лопасть распределенно. Такая посадка называется “с натягом”. Зазор между болтом и втулкой есть всегда (на эскизе я показал его намеренно большим, для наглядности). Посадка с гарантированным зазором называется “ходовой” или “широкоходовой”.
- Болт непосредственно давит на лопасть. В точке давит, потому что зазор есть всегда, без него болт в лопасть не вставить. Тут либо болт сточит лопасть под себя, либо наоборот. После чего нагрузка распределится, как на 1-й картинке, вот только дырка будет разнашиваться все больше и больше, т.к. втулка еще выполняет роль подшипника скольжения, потому и изготавливается из бронзы или латуни.
Что касается лопастей без втулок, то ответьте себе сами: “Вы верите, что все, что производят китайцы - верх конструкторской мысли?”
Можно ли летать без втулок? Можно. Я видел видео, где мужик доказал, что можно летать на одной лопасти, вместо другой закрепив молоток.
Это все верно сказано, не к чему придраться))
Но! Вы попробуйте разорвать в карбоновую лопасть где она крепится болтиком… хотя бы от 450ки… можно 50кг повесить и ей ничего не будет! А попробуйте приличным молотком лопасть от 700ки сломать в том же месте - ничего не выйдет, я пробовал))) Так что в таком деле можно не волноваться о нагрузках в местах крепления лопасти, цапфа лопасть сжимает крепко и не даст треснуть при любом ракладе - в том месте цельный кусок углеволокна (все это испробовано на лопастях турниджи).
Если Вам и в самом деле интересно, то взгляните на картинку (извиняюсь за качество, набросал от руки).
1 - Болт через втулку давит на лопасть. Красным цветом - нагрузка, это называется эпюра напряжения. Две окружности разного диаметра всегда касаются в точке. Болт точечно давит на втулку, а втулка передает нагрузку на лопасть. Есть такой прием в машиностроении. Втулка сидит в лопасти плотно, без зазора, поэтому передает нагрузку на лопасть распределенно. Такая посадка называется “с натягом”. Зазор между болтом и втулкой есть всегда (на эскизе я показал его намеренно большим, для наглядности). Посадка с гарантированным зазором называется “ходовой” или “широкоходовой”.
2. - Болт непосредственно давит на лопасть. В точке давит, потому что зазор есть всегда, без него болт в лопасть не вставить. Тут либо болт сточит лопасть под себя, либо наоборот. После чего нагрузка распределится, как на 1-й картинке, вот только дырка будет разнашиваться все больше и больше, т.к. втулка еще выполняет роль подшипника скольжения, потому и изготавливается из бронзы или латуни.Что касается лопастей без втулок, то ответьте себе сами: “Вы верите, что все, что производят китайцы - верх конструкторской мысли?”
Можно ли летать без втулок? Можно. Я видел видео, где мужик доказал, что можно летать на одной лопасти, вместо другой закрепив молоток.
Вы нарисовали картинки верные для абсолютно твёрдых тел. По-жизни - как только появляется нагрузка, начинается пластическая деформация в месте контакта. Она идёт до тех пор, пока удельное давление не сравняется с силой упругости материала (я в сопромате абсолютный “0” по части терминов, просто чувствую процесс потрохами как всё это происходит). В районе контакта болта, пластик продавиться и эпюра будет почти такой-же как и в случае со втулкой. Да и не елозит лопасть по болту, она зажата в цапфе достаточно прилично. Это на ХВ лопасти болтаются, чтобы повысить крашеустойчивость хвоста. Так-что ничего там фатально не стирается, а притирается и встаёт на свои места.
По моему, те кто прикладывали втулки в комплект лопастей, думали не о эпюрах, а о более широком диапазоне использования (это же маркетинг).