центровка вертолета и на что это влияет
Я давно уже собирался уяснить для себя этот вопрос. Первоначально я на вертике mikado logo смещал аккумулятор и добивался расцентровки. Ничего выявлено не было. Но теперь у меня появился чудный измерительный инструмент - MSH BRAIN 2, и - больше никакого субъектива, теперь все видно в логах и не надо больше гадать.
Было проведено 2 теста:
- просто висение на месте в более - менее правильно отцентрованном вертолете(на самом деле в вертолете центровка - минимально задняя, что, кстати, отразилось в логах ), питчпамп, пируэт.
- то же самое, но с повешенным на хвост напильником весом 89 грамм, т.е. с грубо нарушенной центровкой.
Что же показали тесты?
- ДО сбивания центровки вертик висел на месте. Пируэт тоже происходил нормально.
- ПОСЛЕ сбивания центровки вертолет стал ощутимо тянуть назад и вываливаться из пируэта.
Здесь замечу, что примерно такая же реакция будет если неправильно выставить тарелку в горизонт. Я считаю, что в ФБЛ вертолете тарелку надо выставлять в горизонт максимально точно.
Частично расцентровку можно скомпенсировать коррекцией тарелки, но смысла в этом немного. Но верт хотя бы тянуть перестанет.
Теперь - анализ логов.
В логах четко видно, что на висении на месте вертолет вынужден постоянно вытягивать тарелкой элеватор. Средний элеватор за полет с сбитой центровкой - -12.7%, с более правильной - -2.25% ( весь ход циклика - 100% )
Чем это грозит?
Это грозит тем, что при каких - то маневрах элеватор может неожиданно “отупеть”, потому как будет выбран весь разрешенный лимит циклика, и элеватор просто не сможет дать угол, который требуется для нужной реакции вертолета на стик.
Например, это может произойти на петле в секторе около 2-4 часов, где дается максимальный коллектив для захода на следующую петлю. При сильно передней центровке пилот будет жать стик на себя, но верт вместо скругления траектории пойдет в землю.
В общем случае, центровка тем важнее, чем
- меньше обороты
- меньше разрешенные циклические углы или они зажаты cyclic ring ом
- выше резкость вертолета и - соответственно - требования у максимальным циклическим углам для обеспечения требуемой резкости
Те люди, которые ставят бешенные обороты и углы поворота по элеватору - 200 град/сек и т.п., могут расслабиться. А вот любители сделать верт резким на низких оборотах могут из - за расцентровки увеличить риск впиливания верта в планету.
Мой анализ других своих логов говорит мне о том что для моих настроек обороты надо повышать, потому как довольно часто выбираются предельные циклические углы. Или надо эти самые циклические углы увеличивать.
Вот скрин логов ( кликабельно )
Вот скрин того как выглядит обычный полет у меня ( ( кликабельно ) зеленый - движения тарелки по элерону, горчичный цвет - движения тарелки по элеватору, горизонтальные красные черты - предел допустимого циклика )
По идее ( в моем понимании ) движения тарелки не должны доходить до пределов 100%. Иначе могут появляться артефакты полета - внезапное отупление, или вертолет вообще не туда пойдет.
- ПОСЛЕ сбивания центровки вертолет стал ощутимо тянуть назад и вываливаться из пируэта.
В логах четко видно, что на висении на месте вертолет вынужден постоянно вытягивать тарелкой элеватор.
т.е. вытягивает, а вытянуть не может?
получается что - да. Я был вынужден постоянно его корректировать, к тому же летал во дворе, где довольно мало места. К сожалению, в логе нету движений ручек.
Аналогичное происходило у меня тогда, когда я нарушал геометрию тарелки ( она не была в горизонте ).
Так реагирует брайн с моими настройками.
“Бешенные” 200 грд по циклику? Как Вы вообще летаете с такой скоростью …? Верт же тупой так. Не?
“Бешенные” 200 грд по циклику? Как Вы вообще летаете с такой скоростью …? Верт же тупой так. Не?
Я вообще - то писал -
Те люди, которые ставят бешенные обороты и углы поворота по элеватору - 200 град/сек и т.п., могут расслабиться.
Сочетание больших оборотов и малой скорости флипа/ролла как раз снимает все вопросы - при больших оборотах и тупом верте чтобы переворачиваться вертик должен задействовать меньшие циклические углы.
А вот низкие обороты и большая скорость переворота чревата потенциальными проблемами.
Понял, протупил.
тут есть еще такой нюанс ( я с этим сталкивался ). Вот человек ставит, к примеру, 360 град/сек ( т.е. флип - полный - должен делаться за секунду )
Но выдает ли вертик именно такую скорость - это уже - очень большой вопрос. Брайн2 имеет средства объективного контроля, т.е. можно убедиться, что настройки действительно такую скорость обеспечивают, а если не обеспечивают, можно посмотреть - почему. В противном случае надо писать видео или приглашать второго человека.
Но реально, если разгонять вертик, особенно большой, сразу начинаются проблемы. Я уже не говорю о том, что чтобы контролировать 1 оборот на 360* по циклику, уже нужен хороший навык.
мне б такую систему на HCP100S…
Вот человек ставит, к примеру, 360 град/сек ( т.е. флип - полный - должен делаться за секунду )
Но выдает ли вертик именно такую скорость - это уже - очень большой вопрос. Брайн2 имеет средства объективного контроля, т.е. можно убедиться, что настройки действительно такую скорость обеспечивают, а если не обеспечивают, можно посмотреть - почему.
Это была теория. А вот вам практика:
установлена скорость вращения по элеватору 360 град.
Человек делает флипы ( с предельным отклонением ручки элеватора ). Верт - Гоблин 500, обороты - 2400.
Из логов четко видно, что 360 градусов там и близко нету - скорость переворота колеблется от 217 до 325, в среднем - 253.
Из этих же логов четко видна и причина: выбран весь лимит циклика по элеватору.
Чем это чревато?
- У человека - непостоянная скорость отклика на элеватор - она может плавать от разных условий в зависимости от того, может ли вертик скорректировать внешнее воздействие. То есть элеватор может либо стать более резким, либо внезапно отупеть.
- Если человек изменит обороты, верт станет резче, если обороты поднять, и тупее - если их уменьшить. Хотя при изменении оборотов ОР скорость флипа/ролла меняться НЕ ДОЛЖНЫ - эти скорости задаются в ФБЛ и поддерживаются ею во время маневров, поэтому разговоры о том что “гоблин резче реагирует на циклик” и подобные - хммм… дико сомневаюсь что это так. Скорость реакции в случае правильной настройки вообще от туши или лопастей не должна зависеть. Я допускаю, что из - за особенностей аэродинамики - развесовки при одних и тех же циклических углах одна туша будет поворачиваться быстрее, а другая - медленнее, но пользователь по любому это практически не увидит, увидит это только ФБЛ.
Лечения в данном случае вижу 3:
- поднимать обороты
- смотреть можно ли разжать cyclic ring
- уменьшать скорость переворота до соответствующих возможностям верта и автомата перекоса величин
А угол циклика какой установлен на лопастях???
В Брайне ведь это задается МАКСИМАЛЬНЫЙ возможный угол циклика, и если его поднять…
А угол циклика какой установлен на лопастях???
Там рекомендуется 10, соответственно, стоит 10. Я не уверен, что в данном случае стоит поднимать до 12, потому как верт и так слишком часто попердывал лопастями.
кстати, специально проверил в форзе ( у меня были логи с непрерывным кручением по элеватору и по элерону ). Там тарелка близка к максимуму, но не доходит до него. Там, правда сейчас около 200*, но зато - честные.
поэтому разговоры о том что “гоблин резче реагирует на циклик” и подобные - хммм… дико сомневаюсь что это так.
Пожалуйста не путайте “резче реагирует на циклик” и “скорость переворота”. И по поводу резче реагирует не разговоры, это факт и я его подтверждаю. На двух разных ФБЛ-ках мой Гоблин резче двух друих моих вертах.
А по поводу вашего товарища с гоблином, предполагаю что малый циклический угол вкупе с малыми оборотами не дает вертеться быстрее.
Механика у гоблина регулируется в очень больших диапазонах, на циклике можно выставить и 15 градусов.
Пожалуйста не путайте “резче реагирует на циклик” и “скорость переворота”.
И то, и другое зависит от
а) развесовки вертолета
б) циклических углов
в) оборотов
Если гоблин позволяет поставить циклические углы 15*, это, конечно, приветствуется и очень хорошо ( хотя, сравнивая и утверждая, что это =- лучше чем у других вертов, нехудо бы привести конкретные ТТХ конкретных моделей, с которыми идет сравнение ). Но в моем понимании можно говорить что он резче только в том случае если он при приложении фблкой, скажем, 5* и при одинаковых оборотах переворачивается быстрее, чем другой вертолет, к которому тоже приложено 5* и стоят такие же обороты и лопасти.
Если вы готовы предъявить такие замеры - тады ладно, поверю.
Из логов четко видно
Подскажите, пожалуйста, а у первого брейна логи тоже пишутся? я пока нашел только как их посмотреть в онлайн.
Подскажите, пожалуйста, а у первого брейна логи тоже пишутся? я пока нашел только как их посмотреть в онлайн.
вроде не пишутся.
Но в моем понимании можно говорить что он резче только в том случае если он при приложении фблкой, скажем, 5* и при одинаковых оборотах переворачивается быстрее, чем другой вертолет, к которому тоже приложено 5* и стоят такие же обороты и лопасти.
Игорь, я думаю что под резкостью все же подразумевается не скорость, а ее производная - ускорение. Проще говоря - насколько быстро вертолет может разгоняться и останавливаться при маневре, например - том же перевороте. За счет очень жесткой конструкции Гоблин более резкий, чем многие другие. А, скажем, Logo (пока не имел, но тему читаю 😉) “мягкая”. Да вот цитата оттуда:
Жесткость цапф (я обычные доработал) придает пилотажу более резкие остановки и большую линейность на нагруженных фигурах. Те есть углы становятся реально более угловатыми!!!
Если вы готовы предъявить такие замеры - тады ладно, поверю.
Сравниваю с T-rex 450 и 600. Естественно я замеры не покажу потому что у меня нет Брайна2, и держать 3 разных верта одинакового размера по мне так не логично.
Я говорю о своих ощущениях и меня не интересуют лабораторные тесты. К примеру Ауди едет гораздо лучше Ваза, я думаю Вы не будете ставить под сомнение этот факт? И особо никого не интересует какого размера колеса, сколько рычагов в передней подвеске, Ауди просто едет лучше
Игорь, я думаю что под резкостью все же подразумевается не скорость, а ее производная - ускорение.
Я не знаю, что под резкостью подразумевают все люди. Но я знаю, что под резкостью подразумевают конкретные люди, с которыми я общался на поле. И там ситуевина была следующая: до этого эти люди тоже считали, что “гоблин - резкий, а лога - для спокойного полета”. У двух были и гоблины, и логи ( 700XXtreme и 600 соответственно, и гоблины 700, 500, 630, 380 ). Я полетал, после полетов мне было сказано, что моя микада 550 НЕ производила впечатления нерезкой. Хотя там были далеко не запредельные обороты ( сами они летают на очень высоких оборотах и сетапы у них хорошие ).
Вот вам другой пример: фигура “вертикальный квадрат”. То, насколько острыми там будут углы, зависит напрямую от скорости переворота ( от фактической, а не от того, что пользователь накрутил и думает, что она соблюдается ). С этим я экспериментировал.
Вот здесь есть ( я щас его делаю получше )
Из чего я делаю вывод, что все - таки оцениваюся не конкретно остановки, а фактически скорость переворота.
Если говорить о резкости остановок, то вот к примеру в моей форзе остановки - достаточно резкие. При этом обороты - низкие ( 3200 на 325 лопастях ), а сетап - ну, скажем - так себе. Из чего я делаю вывод, что вероятнее всего резкость вертолету придает хорошее соотношение массы и энерговооруженности. Но - признаю - это - гипотеза, ни инструментально, ни экспериментально не подтвержденная.
А вообще - все это определяют руки и настройка. А аэродинамические особенности туши - фигня по сравнению с руками и настройкой.