центровка вертолета и на что это влияет

alien131314

Я давно уже собирался уяснить для себя этот вопрос. Первоначально я на вертике mikado logo смещал аккумулятор и добивался расцентровки. Ничего выявлено не было. Но теперь у меня появился чудный измерительный инструмент - MSH BRAIN 2, и - больше никакого субъектива, теперь все видно в логах и не надо больше гадать.
Было проведено 2 теста:

  1. просто висение на месте в более - менее правильно отцентрованном вертолете(на самом деле в вертолете центровка - минимально задняя, что, кстати, отразилось в логах ), питчпамп, пируэт.
  2. то же самое, но с повешенным на хвост напильником весом 89 грамм, т.е. с грубо нарушенной центровкой.

Что же показали тесты?

  1. ДО сбивания центровки вертик висел на месте. Пируэт тоже происходил нормально.
  2. ПОСЛЕ сбивания центровки вертолет стал ощутимо тянуть назад и вываливаться из пируэта.
    Здесь замечу, что примерно такая же реакция будет если неправильно выставить тарелку в горизонт. Я считаю, что в ФБЛ вертолете тарелку надо выставлять в горизонт максимально точно.
    Частично расцентровку можно скомпенсировать коррекцией тарелки, но смысла в этом немного. Но верт хотя бы тянуть перестанет.

Теперь - анализ логов.
В логах четко видно, что на висении на месте вертолет вынужден постоянно вытягивать тарелкой элеватор. Средний элеватор за полет с сбитой центровкой - -12.7%, с более правильной - -2.25% ( весь ход циклика - 100% )

Чем это грозит?

Это грозит тем, что при каких - то маневрах элеватор может неожиданно “отупеть”, потому как будет выбран весь разрешенный лимит циклика, и элеватор просто не сможет дать угол, который требуется для нужной реакции вертолета на стик.
Например, это может произойти на петле в секторе около 2-4 часов, где дается максимальный коллектив для захода на следующую петлю. При сильно передней центровке пилот будет жать стик на себя, но верт вместо скругления траектории пойдет в землю.

В общем случае, центровка тем важнее, чем

  1. меньше обороты
  2. меньше разрешенные циклические углы или они зажаты cyclic ring ом
  3. выше резкость вертолета и - соответственно - требования у максимальным циклическим углам для обеспечения требуемой резкости

Те люди, которые ставят бешенные обороты и углы поворота по элеватору - 200 град/сек и т.п., могут расслабиться. А вот любители сделать верт резким на низких оборотах могут из - за расцентровки увеличить риск впиливания верта в планету.

Мой анализ других своих логов говорит мне о том что для моих настроек обороты надо повышать, потому как довольно часто выбираются предельные циклические углы. Или надо эти самые циклические углы увеличивать.

Вот скрин логов ( кликабельно )

Вот скрин того как выглядит обычный полет у меня ( ( кликабельно ) зеленый - движения тарелки по элерону, горчичный цвет - движения тарелки по элеватору, горизонтальные красные черты - предел допустимого циклика )

По идее ( в моем понимании ) движения тарелки не должны доходить до пределов 100%. Иначе могут появляться артефакты полета - внезапное отупление, или вертолет вообще не туда пойдет.

andreypav
alien131314:
  1. ПОСЛЕ сбивания центровки вертолет стал ощутимо тянуть назад и вываливаться из пируэта.
alien131314:

В логах четко видно, что на висении на месте вертолет вынужден постоянно вытягивать тарелкой элеватор.

т.е. вытягивает, а вытянуть не может?

alien131314

получается что - да. Я был вынужден постоянно его корректировать, к тому же летал во дворе, где довольно мало места. К сожалению, в логе нету движений ручек.
Аналогичное происходило у меня тогда, когда я нарушал геометрию тарелки ( она не была в горизонте ).
Так реагирует брайн с моими настройками.

kudra

“Бешенные” 200 грд по циклику? Как Вы вообще летаете с такой скоростью …? Верт же тупой так. Не?

alien131314
kudra:

“Бешенные” 200 грд по циклику? Как Вы вообще летаете с такой скоростью …? Верт же тупой так. Не?

Я вообще - то писал -

alien131314:

Те люди, которые ставят бешенные обороты и углы поворота по элеватору - 200 град/сек и т.п., могут расслабиться.

Сочетание больших оборотов и малой скорости флипа/ролла как раз снимает все вопросы - при больших оборотах и тупом верте чтобы переворачиваться вертик должен задействовать меньшие циклические углы.
А вот низкие обороты и большая скорость переворота чревата потенциальными проблемами.

alien131314

тут есть еще такой нюанс ( я с этим сталкивался ). Вот человек ставит, к примеру, 360 град/сек ( т.е. флип - полный - должен делаться за секунду )
Но выдает ли вертик именно такую скорость - это уже - очень большой вопрос. Брайн2 имеет средства объективного контроля, т.е. можно убедиться, что настройки действительно такую скорость обеспечивают, а если не обеспечивают, можно посмотреть - почему. В противном случае надо писать видео или приглашать второго человека.
Но реально, если разгонять вертик, особенно большой, сразу начинаются проблемы. Я уже не говорю о том, что чтобы контролировать 1 оборот на 360* по циклику, уже нужен хороший навык.

alien131314
alien131314:

Вот человек ставит, к примеру, 360 град/сек ( т.е. флип - полный - должен делаться за секунду )
Но выдает ли вертик именно такую скорость - это уже - очень большой вопрос. Брайн2 имеет средства объективного контроля, т.е. можно убедиться, что настройки действительно такую скорость обеспечивают, а если не обеспечивают, можно посмотреть - почему.

Это была теория. А вот вам практика:
установлена скорость вращения по элеватору 360 град.
Человек делает флипы ( с предельным отклонением ручки элеватора ). Верт - Гоблин 500, обороты - 2400.
Из логов четко видно, что 360 градусов там и близко нету - скорость переворота колеблется от 217 до 325, в среднем - 253.
Из этих же логов четко видна и причина: выбран весь лимит циклика по элеватору.
Чем это чревато?

  1. У человека - непостоянная скорость отклика на элеватор - она может плавать от разных условий в зависимости от того, может ли вертик скорректировать внешнее воздействие. То есть элеватор может либо стать более резким, либо внезапно отупеть.
  2. Если человек изменит обороты, верт станет резче, если обороты поднять, и тупее - если их уменьшить. Хотя при изменении оборотов ОР скорость флипа/ролла меняться НЕ ДОЛЖНЫ - эти скорости задаются в ФБЛ и поддерживаются ею во время маневров, поэтому разговоры о том что “гоблин резче реагирует на циклик” и подобные - хммм… дико сомневаюсь что это так. Скорость реакции в случае правильной настройки вообще от туши или лопастей не должна зависеть. Я допускаю, что из - за особенностей аэродинамики - развесовки при одних и тех же циклических углах одна туша будет поворачиваться быстрее, а другая - медленнее, но пользователь по любому это практически не увидит, увидит это только ФБЛ.

Лечения в данном случае вижу 3:

  1. поднимать обороты
  2. смотреть можно ли разжать cyclic ring
  3. уменьшать скорость переворота до соответствующих возможностям верта и автомата перекоса величин

Внизу - лог ( кликабельно )

AlexandrCNH

А угол циклика какой установлен на лопастях???
В Брайне ведь это задается МАКСИМАЛЬНЫЙ возможный угол циклика, и если его поднять…

alien131314
AlexandrCNH:

А угол циклика какой установлен на лопастях???

Там рекомендуется 10, соответственно, стоит 10. Я не уверен, что в данном случае стоит поднимать до 12, потому как верт и так слишком часто попердывал лопастями.

кстати, специально проверил в форзе ( у меня были логи с непрерывным кручением по элеватору и по элерону ). Там тарелка близка к максимуму, но не доходит до него. Там, правда сейчас около 200*, но зато - честные.

Slaiter
alien131314:

поэтому разговоры о том что “гоблин резче реагирует на циклик” и подобные - хммм… дико сомневаюсь что это так.

Пожалуйста не путайте “резче реагирует на циклик” и “скорость переворота”. И по поводу резче реагирует не разговоры, это факт и я его подтверждаю. На двух разных ФБЛ-ках мой Гоблин резче двух друих моих вертах.
А по поводу вашего товарища с гоблином, предполагаю что малый циклический угол вкупе с малыми оборотами не дает вертеться быстрее.
Механика у гоблина регулируется в очень больших диапазонах, на циклике можно выставить и 15 градусов.

alien131314
Slaiter:

Пожалуйста не путайте “резче реагирует на циклик” и “скорость переворота”.

И то, и другое зависит от
а) развесовки вертолета
б) циклических углов
в) оборотов

Если гоблин позволяет поставить циклические углы 15*, это, конечно, приветствуется и очень хорошо ( хотя, сравнивая и утверждая, что это =- лучше чем у других вертов, нехудо бы привести конкретные ТТХ конкретных моделей, с которыми идет сравнение ). Но в моем понимании можно говорить что он резче только в том случае если он при приложении фблкой, скажем, 5* и при одинаковых оборотах переворачивается быстрее, чем другой вертолет, к которому тоже приложено 5* и стоят такие же обороты и лопасти.
Если вы готовы предъявить такие замеры - тады ладно, поверю.

ramber
alien131314:

Из логов четко видно

Подскажите, пожалуйста, а у первого брейна логи тоже пишутся? я пока нашел только как их посмотреть в онлайн.

alien131314
ramber:

Подскажите, пожалуйста, а у первого брейна логи тоже пишутся? я пока нашел только как их посмотреть в онлайн.

вроде не пишутся.

rolic
alien131314:

Но в моем понимании можно говорить что он резче только в том случае если он при приложении фблкой, скажем, 5* и при одинаковых оборотах переворачивается быстрее, чем другой вертолет, к которому тоже приложено 5* и стоят такие же обороты и лопасти.

Игорь, я думаю что под резкостью все же подразумевается не скорость, а ее производная - ускорение. Проще говоря - насколько быстро вертолет может разгоняться и останавливаться при маневре, например - том же перевороте. За счет очень жесткой конструкции Гоблин более резкий, чем многие другие. А, скажем, Logo (пока не имел, но тему читаю 😉) “мягкая”. Да вот цитата оттуда:

AlexandrCNH:

Жесткость цапф (я обычные доработал) придает пилотажу более резкие остановки и большую линейность на нагруженных фигурах. Те есть углы становятся реально более угловатыми!!!

Slaiter
alien131314:

Если вы готовы предъявить такие замеры - тады ладно, поверю.

Сравниваю с T-rex 450 и 600. Естественно я замеры не покажу потому что у меня нет Брайна2, и держать 3 разных верта одинакового размера по мне так не логично.
Я говорю о своих ощущениях и меня не интересуют лабораторные тесты. К примеру Ауди едет гораздо лучше Ваза, я думаю Вы не будете ставить под сомнение этот факт? И особо никого не интересует какого размера колеса, сколько рычагов в передней подвеске, Ауди просто едет лучше

alien131314
rolic:

Игорь, я думаю что под резкостью все же подразумевается не скорость, а ее производная - ускорение.

Я не знаю, что под резкостью подразумевают все люди. Но я знаю, что под резкостью подразумевают конкретные люди, с которыми я общался на поле. И там ситуевина была следующая: до этого эти люди тоже считали, что “гоблин - резкий, а лога - для спокойного полета”. У двух были и гоблины, и логи ( 700XXtreme и 600 соответственно, и гоблины 700, 500, 630, 380 ). Я полетал, после полетов мне было сказано, что моя микада 550 НЕ производила впечатления нерезкой. Хотя там были далеко не запредельные обороты ( сами они летают на очень высоких оборотах и сетапы у них хорошие ).

Вот вам другой пример: фигура “вертикальный квадрат”. То, насколько острыми там будут углы, зависит напрямую от скорости переворота ( от фактической, а не от того, что пользователь накрутил и думает, что она соблюдается ). С этим я экспериментировал.
Вот здесь есть ( я щас его делаю получше )

Из чего я делаю вывод, что все - таки оцениваюся не конкретно остановки, а фактически скорость переворота.
Если говорить о резкости остановок, то вот к примеру в моей форзе остановки - достаточно резкие. При этом обороты - низкие ( 3200 на 325 лопастях ), а сетап - ну, скажем - так себе. Из чего я делаю вывод, что вероятнее всего резкость вертолету придает хорошее соотношение массы и энерговооруженности. Но - признаю - это - гипотеза, ни инструментально, ни экспериментально не подтвержденная.

А вообще - все это определяют руки и настройка. А аэродинамические особенности туши - фигня по сравнению с руками и настройкой.