Осевой или центробежный?

Казаков_Alexandr

Всем привет!
Вопрос. Какой вентилятор эффективнее, осевой( крыльчатка от блока питания РС) или центробежный. Габариты одинаковые, обороты ~ 16000 (для охлаждения движка). В обоих случаях организуется поток воздуха на голову двигателя.
Всем удачи.

wwo55

Насколько я помню, у крыльчатки от стандартных вентиляторов РС слишком больной диаметр ступицы, поэтому поток воздуха будет идти не столько на двигатель, сколько по сторонам от него. Придется делать дополнительный воздушный канал, чтобы свести весь поток вместе. У центробежника (если он сделан правильно) эта проблема уже решена, поток локализован. Осевой вентилятор хорош тогда, когда размер охлаждаемого объекта больше размера крыльчатки.
Кроме того, крыльчатки у писишных вентиляторов не термостойкие, деформируются от температуры, а после остановки двигателя и выключения бортпитания термоудар по крыльчатке будет наслабый!
Спроси у ремонтников компьютеров, как много вентиляторов им приходится выкидывать в мощных блоках питания. Проблема та же - радиаторы горячие, а питание уже выключено. И поплыло…

Казаков_Alexandr

D ступицы-34мм - конструктивно подходит как-раз.D крыльчатки-74мм, голова движка стоит гораздо дальше от оси.Естественно придётся клеить фигурный кожух с кольцом вокруг крыльчатки для организации потока.Насчёт термической деформации вентиляторов впервые слышу.
В КИПе мне дали кучу “жаренных” вентиляторов от блоков питания- у них вылетела электроника. На моём верте температура головы MOKI 7,через 10-15 сек. после остановки, меньше 60С(рука спокойно терпит). А расстояние до вентилятора ~50мм,проблем с тепловым ударом не будет,я надеюсь. Единственное что меня смущает, режим работы вентилятора,не будет ли срыва потока на таких оборотах и как следствие падение эффективности. И не разорвётли его, хотя пластмасса там вродебы “непростая”.

wwo55

Я думаю, что на 16000 оборотов такая крыльчатка, как на компьютерных вентиляторах, не покатит. Даже не по потоку, а по прочности. Правда, есть вентиляторы с металлической крыльчаткой, вот с ними буде получше. Я не думаю, что с аэродинамикой на таких оборотах возникнут проблемы - вроде бы рановато.

vovic

Если по прочности потянет, то надо проредить лопасти вдвое или втрое. Иначе производительность на нештатных оборотах будет бешеная, соответственно и потери мощности.
Центребежный при равной компактности эффективней намного.