Для информации "Ген скорости"
Памяти Дону Аронову (Don Aronow), потомку эмигрантов из России
Среди поклонников водной стихии всегда существовала особая категория. Это люди с геном скорости. Речь идет именно о Настоящей Скорости. Впрочем, все относительно, и дело здесь больше в остроте ощущений, а не в показателях спидометра. На воде скорости, превосходящие 50 узлов, то есть примерно 100 км/ч, уже можно считать экстремальными.
Среди поклонников водной стихии всегда существовала особая категория. Это люди с геном скорости. Речь идет именно о Настоящей Скорости. Впрочем, все относительно, и дело здесь больше в остроте ощущений, а не в показателях спидометра. На воде скорости, превосходящие 50 узлов, то есть примерно 100 км/ч, уже можно считать экстремальными. Возможно, “земные” и “воздушные” любители быстрой езды снисходительно усмехнутся. Напрасно! Испытайте хоть раз умопомрачительное наслаждение полета над волнами, и вы поймете, что на воде все воспринимается иначе. Благо, в наши дни ради скоростного экстрима можно не отказывать себе в комфорте – возможности современных глиссеров сочетают в себе и то и другое.
Все начиналось с гонок
История современного катеростроения неразрывно связана с историей водно-моторного спорта и в частности - с морскими (offshore) гонками катеров, которые регулярно проводятся уже более 100 лет. Эти гонки играют роль своеобразного конкурса передовых идей, с помощью которых конструкторы стараются покорить волны и достичь наивысшей скорости.
Долгое время главным событием для одержимых скоростью водомоторников были ежегодные гонки на Международный Британский приз, учрежденный в 1903 году Альфредом Хэрмсвортом. Для этой гонки специально строили сверхмощные и сверхбыстроходные катера, причем существовало обязательное условие, чтобы судно и его двигатели были построены именно в той стране, под флагом которой выступает гонщик. Именно благодаря этому условию гонки и являлись демонстрацией последних достижений судостроения в каждой стране.
Четыре раза подряд победу одерживали англичане, но в 1907 году приз увезли за океан американцы. В последующие три года катера с неизменным названием «Дикси» под звездно-полосатым флагом оказывались на финише первыми. Это вызывало едкие высказывания всех европейских болельщиков и спортсменов прежде всего в адрес английских судостроителей, по традиции считавшихся лучшими в мире. И вот в 1912 году на трассе гонки появился необычный многореданный глиссер Maple Leaf IV («Кленовый Лист»), на котором английский гонщик Моккей Эдгард не только взял реванш, но и впервые в мире развил скорость свыше 100 км/ч. Победным финишем этого глиᑁсера начался новый этап в истории водно-моторного спорта - развитие остроскулых глиссирующих катеров, пришедших на смену катерам водоизмещающим.
Эволюция вида
Хотя Maple Leaf был спроектирован и построен более 90 лет назад, можно смело сравнивать его скорость с современными серийными катерами, имеющими сходные размеры и мощность. Но оттачивали идею скоростных катеров военные.
Во время II мировой войны американцы применили аналогичные остроскулые обводы с переменной килеватостью и с поперечными реданами на торпедных катерах и «морских охотниках». Между прочим, одним из таких катеров командовал Джон Кеннеди, будущий президент США.
Кстати, в КБ А.Н. Туполева в 30-е годы было спроектировано несколько моделей реданных торпедных катеров, развивающих скорость до 55 узлов. К сожалению, недостаточная килеватость днища и большой разнос несущих поверхностей по длине корпуса привели к жесткому ходу на волне, что ограничило использование этих катеров.
Обводы большинства современных скоростных катеров или, как их еще называют за рубежом - «high performance boat», - в той или иной степени являются вариациями корпусов, разработанных в 30-е годы. Недаром говорится, что «новое - это хорошо забытое старое». Многие превосходные идеи были просто преждевременными для своего времени. Сегодня, с появлением новых легких и прочных кевларовых и углепластиковых композитов, вакуумной формовки, мощных и легких двигателей, они получают вторую жизнь. Конструкторы, используя новейшие компьютерные программы для расчета гидро- и аэродинамики корпуса, изощряются в хитроумном комбинировании продольных и поперечных реданов и вентилируемых скул. В результате современные скоростные катера имеют превосходную мореходность и отличную устойчивость на курсе.
Многие из них сегодня оснащаются полупогружными винтами системы Arneson Surface Drive. Это еще один пример возрождения старой идеи на новом уровне. Новые винты имеют на 50% меньшее сопротивление, поскольку воды касаются только лопасти и защитный скег. В результате более высокая скорость и быстрый разгон. Экономия топлива составляет 15 – 30%. Эти винты эффективнее, дают меньшую вибрацию и шум даже по сравнению с водометными движителями. Заглубление винтов можно изменять прямо на ходу, что позволяет регулировать их упор в зависимости от загрузки лодки и состояния моря. Уменьшается осадка судна. Кроме того, имеется возможность регулировать горизонтальный угол установки винтов, что позволяет значительно уменьшить радиус циркуляции.
Спорт для любителей
Как и 100 лет назад, новинки, апробированные на рекордных гоночных болидах, со временем внедряются в серийные модели. Впрочем, разница между чисто гоночными и «потребительскими» моделями становится все меньше. Тут следует сразу определиться с терминологией. Согласно классификации Международного водно-моторного союза UIM (Union Internationale Motonautique), весь флот делится на два класса: спортивные суда и чисто гоночные. Речь далее пойдет именно о спортивных катерах, которые принципиально не столь сильно отличаются от прогулочных судов, как чистые «гонщики». Если прибегнуть к тривиальному сравнению с автомобильным миром, гоночные скутера и глиссеры подобны болидам «Формулы-1», на которых никто по городу не ездит. Спортивные же катера - это скорее «Феррари», «Ламборджини» и «Корветы». Можно участвовать в соревнованиях, а можно просто наслаждаться мощной и послушной машиной, пролетая мимо тихоходных аутсайдеров и упиваясь кипением адреналина в крови.
Легенды катерного мира
Спортивные морские катера в том виде, в котором мы их знаем сегодня, своим появлением во многом обязаны легендарной и таинственной личности – американцу Дону Аронову (Don Aronow), потомку эмигрантов из России.
В начале 60-х годов прошлого века этот состоятельный и энергичный любитель моря, одержимый идеей скорости, открыл новую главу в производстве скоростных катеров. В то время вошли в моду гонки на выживание на скоростных катерах в суровых океанских водах. В Калифорнии, на Тихом океане и Карибах, между Майами и Нассау, Аронов, его партнеры и конкуренты испытывали не столько свои катера, сколько смелость и силу характера. Сегодня самые громкие бренды спортивных катеров связаны с именем Аронова.
Владельцами катеров, разработанных и построенных Доном Ароновым, становились самые известные люди планеты. Короли и принцессы, звезды кино и спорта, политики и бизнесмены, таможенники и пограничники. Джордж Буш-старший, в то время еще вице-президент, приобрел катер Cigarette и стал личным другом Аронова. Именно благодаря его покровительству Аронов получил заказ на разработку сверхбыстроходного катера для таможенной службы США. «Голубой гром» (Blue Thunder), так назывался этот проект, которому не суждено было осуществиться. В 1987 году Аронов был расстрелян в своем автомобиле неизвестными убийцами.
В американской прессе Аронова нередко называли «крестным отцом» скоростных катеров. Это прозвище имело двойной смысл. Быстроходные катера Аронова и, в первую очередь, Cigarette, пользовались популярностью не только у VIP-персон, не меньше их любили и контрабандисты наркотиков.… Ходили слухи, что Аронов связан с гангстерскими синдикатами и влиятельными «семьями» Cosa Nostra.
Так или иначе, но катера Аронова продолжают радовать поклонников скорости по сей день. Они выиграли более 400 гонок, побеждали в 11 мировых и 25 национальных чемпионатах, установили 25 рекордов скорости. Как пошутил обозреватель журнала «Powerboats»: «Если существует водно-моторный рай, то Аронов смотрит оттуда на свои лодки и улыбается!»
Птенцы гнезда Аронова
Один из первых катеров, разработанных и построенных Ароновым – 23-футовая Formula - одержал несколько убедительных побед в гонках и дал название верфи, основанной Ароновым в 1962 году в Майами. Позднее компанию приобрела другая известная верфь –Thunderberd, но высокая скорость осталась главным приоритетом этих катеров, покупаемых любителями быстрой езды во всем мире. Традиции, заложенные Ароновым, успешно развиваются до сих пор. Об этом свидетельствует внушительный комплект наград, собранный лодками Thunderberd Formula – около четырехсот. Самая популярная модель компании - Formula 382 FASTech развивает скорость до 150 км/ч. Катера серий Super Sport и Sun Sport чуть менее стремительны, но столь же стильные. Помимо спортивных катеров верфь строит быстрые и комфортабельные Performance Cruiser.
DONZI
Еще одно детище Дона Аронова, который основал эту компанию в 1963 году, сразу вслед за Formula. Говорят, что своим названием верфь обязана необыкновенной популярности своего основателя у слабого пола. Многочисленные подружки Аронова прозвали его Малыш Донси. Однако амурные похождения не помешали Аронову разработать новый гоночный катер – 28-футовый Donzi Doozy, в первой же гонке занявший 2-е место. Заказы на 16-, 19- и 28-футовые Donzi посыпались со всего мира. Donzi-16 даже прозвали «Ягуаром» среди спортивных лодок. На верфи работало 11 мастеров, которые выпускали всего 47 лодок в год. Но это были действительно «штучные» изделия. Позже Аронов разработал еще несколько интересных моделей, таких как Ski Sporter-16, St. Tropez-19, Sportsman-28. Через год Аронов продал компанию корпорации Teleflex – производителю аксессуаров для яхтсменов. В последующие годы компания еще несколько раз меняла владельцев. Производство было переведено во Флориду и значительно расширено: Donzi уже выпускала по лодке в день. Под давлением корпорации OMC - производителя подвесных моторов - модельный ряд был расширен боурайдерами и другими популярными и массовыми моделями. В 1993 году Donzi перешла к холдингу American Marine, который решил восстановить первоначальный дух фирмы и вернуть Donzi лавры победителей в гонках. На верфь был приглашен опытный конструктор и гонщик Стив Симон (Steve Simon) уже осуществивший успешные гоночные программы для «Fountain» и «Wellcraft». Он разработал для Donzi совершенно новый корпус Z-Tech. В 1999 году президент Donzi Лео Киммель заявил: «Donzi возвращается к своим гоночным корням, и теперь мы не выпустим ни одну модель за ворота до тех пор, пока не будем уверены, что она в состоянии выполнять свою главную задачу… побеждать!» Он сдержал свое слово, в 2001 году Donzi выпустила самую инновационную лодку за свою 30-летнюю историю. 38-ZR немедленно стала хитом и победителем гонок. Сегодня, наряду с производством новых моделей, продолжает расширяться модельный ряд «классических» Donzi, которые по-прежнему пользуются популярностью. Наиболее броская модель в этой серии - «выжиматель адреналина» Sweet-16. Кроме того, Donzi производит скоростные лодки для рыбалки и удобные экспресс-круизеры, всего более 30 моделей. Продукцию верфи отличает особая «киногеничность»: Donzi снимались в таких телесериалах как «VIP», «Нэш Бридж», «JAG», «Провиденс», были «звездами» фильмов «Ангелы Чарли», «Дети-шпионы», «Плохие парни 2» и др.
MAGNUM
Верфь начала свою историю в 1966 году, когда Дон Аронов спроектировал первые две модели нового бренда. Magnum 27’ и Magnum 35’ выиграли чемпионат мира в классе Open. Через два года Аронов продал бренд Magnum концерну Apeco. В 1976 году Magnum перешел к известному итальянскому яхтостроителю маркизу Филиппо Теодоли (Filippo Theodoli). Новый владелец и его жена Катрин кардинально изменили философию Magnum. К великолепным скоростным качествам (до130 км/ч) они добавили комфорт фешенебельных моторных яхт и истинно итальянскую роскошь отделки. Этот симбиоз мгновенно покорил сердца заказчиков и по нынешний день остается фирменным стилем Magnum. После смерти Филиппо в 1990 году Катрин возглавила фирму. Сегодня она – единственная женщина, руководящая подобной верфью. Смело внедряя новейшие технологии и предлагая интересные дизайнерские решения, она смогла вывести верфь на высочайший уровень.
На презентации новой модели Magnuim 44’ Banzai Мишель Феррари заметил: «Выпуск любой новой модели Magnum - всегда праздник. С момента своего основания верфь в северном Майами остается лидером в инновационном дизайне. Эти модели пытаются копировать многие другие верфи, но очень трудно достичь сравнимого уровня качества».
«Обладать «Магнумом»- значит обладать миром», - вторит ему король Иордании Хусейн, заказавший очередную лодку на верфи.
Кто хоть раз побывал на борту Magnum, а тем более ходил на нем, не сможет забыть фантастическую скорость, мощь двигателей и потрясающую мореходность этих катеров.
CIGARETTE RACING TEAM
Репутация Cigarette как главного скоростного катера на рынке уходит своими корнями в историю соревнований, где и зародилось само понятие скоростного катера. Будучи одним из самых узнаваемых брендов рынка скоростных катеров, Cigarette является своего рода эталоном гоночных катеров.
Одна из первых побед Дона Аронова была одержана в 176-мильной гонке от Лонг-Бич, Калифорния, до мексиканской Энсенады. В этом переходе на 32-футовом катере с V-образным корпусом и двумя двигателями MerCruiser под названием The Cigarette, в честь катера известного гангстера и любителя рома, вместе с Доном Ароновым принимал участие его механик, по прозвищу Тарахтелка. Так родился легендарный бренд. Впоследствии Дон и Тарахтелка на этом катере одержали около 200 побед от Багамских островов до Италии, Франции и Англии. Катера «Cigarette» устанавливали мировые рекорды с 1969-го по 1974-й и в 1976 годах. Изматывающий марафон по бурным океанским водам: «Багамы 500» - это одно из самых знаменитых состязаний, на котором катера Cigarette побеждали в 1969-м и с 1971-го по 1976 годы.
Сериал «Пороки Майами» навсегда увековечил образ гонщиков на катерах как «плохих парней, стоящих вне закона», чем добавил пикантности марке Cigarette, которая остается «Морской легендой Америки», легендой, основанной на качестве, эффективности и надежности.
Последнее пополнение модельной линии Cigarette - это 42-футовый Tiger XP. Для него были разработаны новые, еще более скоростные обводы корпуса, благодаря которым катер разгоняется до скорости 120 км/ч. Появлению Tiger XP предшествовала презентация 36-футового катера Gladiator (140 км/ч). Облегченная версия все еще популярного 38-футового Top Gun хорошо зарекомендовала себя как на гонках Poker Run и Offshore Racing, так и на рынке прогулочных катеров. Модельный ряд продолжают 30-футовый Mystique, 35-футовый Twin Step, переименованный в Mistress в честь личного катера Аронова, 38-футовый Top Gun и 46-футовый Rough Rider.
Еще одна новинка - 46-футовый катер Stealth демонстрирует приверженность торговой марки Cigarette Racing Team™ высоким технологиям. Стеклянная приборная панель с компьютерными дисплеями облегчает управление и вносит технологии моторных яхт на рынок гоночных катеров. Обладая высокой скоростью, потрясающим внешним видом и обеспечивая на борту эргономичный комфорт, этот гоночный катер создан для нового поколения энтузиастов моря .
«Морская легенда Америки» продолжается и сегодня. Катера Cigarette Racing Team™ создают стиль жизни Cigarette.
APACHE POWERBOATS
Верфь Apache Powerboats была основана в 1978 году и быстро завоевала признание у гонщиков и серьезных энтузиастов водно-моторного спорта. Во многом это стало результатом сотрудничества Apache с Доном Ароновым, разработавшим для верфи катер Apache 41’. Катерам с обводами «глубокое V» становилось все труднее конкурировать с катамаранами, но Аронову удалось создать настоящую гоночную машину. Главным достоинством нового катера стала его исключительная мореходность. Apache 41’ уверенно чувствует себя на волнах высотой 10-12 метров и развивает скорость до 160 км/ч. Прогулочная версия этого катера получила название Warpath, то есть «ступивший на тропу войны». За «Апачами на тропе войны» началась настоящая охота восхищенных любителей скорости. Многочисленные победы в мировых и национальных чемпионатах? по версии UIM? еще более укрепили авторитет Apache. И сегодня это одна из самых мореходных, прочных и скоростных моделей на рынке.
Первые среди равных
Конечно, спортивные лодки строят и другие производители, никак не связанные с именем Дона Аронова. От небольших верфей, специализирующихся исключительно на гоночных и спортивных моделях и выпускающих всего несколько корпусов в год, до крупных и всем известных холдингов, строящих суда разных классов. Вот несколько примеров.
Baja - один из лидеров рынка скоростных катеров и 24 звания, присужденные моделям Baja журналом «Powerboat», служат тому подтверждением. Верфь предлагает оформленные в современном стиле гоночные катера серии Outlaw («Неукротимый») в диапазоне от 20 до 40 футов. Любители комфорта ценят стильные и элегантные катера серии Performance (23-34 фута).
Английская верфь Sunseeker знаменита не только моторными яхтами, но и спортивными катерами. Серийная модель Superhawk 48/50 оснащается по выбору заказчика внешними приводами Arneson или выносными винтами с двумя или тремя двигателями и может развивать скорость до 60 узлов. В то же время ее глубокий кокпит и простое управление обеспечат спокойное плавание в любых условиях, а просторный интерьер удивит приятным контрастом с обтекаемыми внешними обводами судна.
Катер XS2000 строится с помощью самой современной методики, разработанной для океанских гонок одним из самых успешных гонщиков нашего времени Фабио Буцци. При всей своей исключительной мощи имеет пять удобных мягких сидений и площадку для загорания и может быть просто хорошим комфортабельным прогулочным катером со скоростью до 65 узлов.
Другая модель спортивной линии Sunseeker - катер XS Sport может похвастаться точно такой же скоростью и маневренностью, как и его «старший брат» XS 2000. Но многие заложенные в него функциональные качества оказываются более практичными. Например, большой кокпит со сквозным проходом, дополнительные сиденья и площадки для загорания в носовой и кормовой части. Лучшая иллюстрация понятию «железный кулак в бархатной перчатке».
Простое перечисление верфей, строящих спортивные катера, может занять несколько страниц текста. Не имея возможности рассказать обо всех, хочется назвать еще несколько брендов, которые стоит запомнить любителям адреналина.
Checkmate Performance Powerboats - быстроходные суда от 17-футовых лодок с подвесным мотором до 33-футовых океанских катеров;
Cougar Custom Boats Performance - скоростные катера по индивидуальным проектам;
Fountain Boats – сверхбыстроходные океанские катера для гонок, рыбалки, туризма. Одни из самых быстроходных судов в мире, мировой рекорд для лодок с корпусом «глубокое-V»;
German Powerboats - «high end» катера;
Hydrolift Sportboats - норвежский производитель скоростных катеров;
Jaguar Marine - исключительно быстроходные гоночные и прогулочные катера, славятся безопасностью и долговечностью;
Pantera Powerboats – очень разнообразные гоночные, спортивные и патрульные катера;
Phantom Boats High Performance - океанские гоночные и спортивные катера для серьезных энтузиастов скорости;
Scorpion Powerboats – финский производитель скоростных и роскошных катеров;
Skater Powerboats - катера, установившие сотни рекордов и выигравшие множество чемпионатов;
Spectre Powerboats - лодки этой фирмы чаще всего можно встретить на воде. Объясняется это отличной, проверенной в гонках, конструкцией корпуса и оптимальным соотношением цена/качество;
Wellcraft (Genmar) – Один из самых популярных брендов, широкий диапазон спортивных, гоночных и прогулочных лодок
Cigarette Racing Team - 46 Rider XP "Inspired by AMG"
Apache Powerboat: U.S. Legend
U.S. Powerboat Legend the Apache Star
Творения Дона Аронава вызывает восхищение!!!
Однако есть талантливые судомоделисты, которые могут внести вклад в любимое дело, а не просто заниматься копированием…