Полезные советы для самодельщиков безколлекторников
Вот оно и склалося! Собрал и пустил безколлекторник из «сидюка». Хочу поделиться с народом возможно полезными нюансами изготовления самодельного мотора.
Попался статор (9-полюсов) толщиной 6.7мм и диаметром 19.6 мм. Внутреннее отверстие – 8.5мм аккурат под установку подшипников 7*3*2.5. Уложить 18 витков в секцию проводом 0.4 оказалось проблематичным - не лезло- куды б не совал! Взял провод 0.15 – сложил в шесть жил. Без проблем укладывается 19 витков и без особого старания получается достаточно не страшно с виду. Коэффициент заполнения окна выше, чем одножильным проводом. Результатом намотки остался доволен. С ротором немного повозился – с первого раза не получилось – засверлился ( при проточке в станке) достаточно точно, но когда разворачивал отверстие – перекосил. Второй раз получилось великолепно благодаря технологии сборки ротора на уже готовой втулке статора. В проточенную втулку статора запресовываем подшипники. Проверяем легкость вращения -–не пережаты ли подшипники. На выточенную из дюраля крышечку одеваем стальное кольцо, которое предварительно подогреваем градусов до 120-140. Посаженное «на горячее» кольцо не требует дополнительной фиксации, но если пролетели с допуском – поможет LOCTIDE (красный). При сверлении отверстия в крышке в токарном станке не возникает особых проблем с со осностью отверстия и внешней окружностью. Сверло пользовал диаметром 2.9 и разворачивал разверткой диаметром 3мм номер 2. Отверстие получается в плюс 2-3 сотки. При длине посадки 4мм ось от направляющих «сидюка» слегка люфтит при покачивании в сторону в перпендикулярном направлении. И так, мы получили заготовку ротора с соосным отверстием под ось и основная задача зафиксировать ось строго перпендикулярно относительно торцевой плоскости ротора. Кончик оси в районе посадки в крышечку тиранул наждачкой – уж сильно блестит для адгезии! Вставляем ось в подшипники втулки статора и, капнув LOCTIDE (красный) на сопрягаемые участки деталей, одеваем ротор на ось и прижимаем торец кольца ротора к торцу фланца втулки статора – идеально получается! Втулка статора вытачивается в станке, разумеется, с одной установки с расточкой посадочных мест под подшипники и плоскость фланца втулки статора строго перпендикулярна оси подшипников – вот и используется как базовая поверхность для фиксации крышки ротора на оси. Вклеил магниты, одел статор с обмотками на втулку статора и включил мотор. Сначала не въехал – крутится ли он – какие-либо биения отсутствуют! Ощущение, что мотор стоит!
Параметры мотора не измерял – пока нет чем. Буду делать тахометр и балансировочный станок.
Да, о магнитах – 12 штук, использовал магниты 5*5*3 – взял в Митино, это финские, никелированные магниты. Не оптимальны для этого статора, но уж очень хотелось крутануть движок побыстрее! Клеил чудным клеем- двухкомпонентный «адгезив для приклеивания зеркал заднего вида и автоотделки». Фирма-производитель “DoneDeal” (США). Стоит 60 рублей, продается почти в каждом автомагазине. Из тонкостей – один из компонентов – акселератор- находится в стекляной ампуле и для многоразового использования я раздавил , как сказано в инструкции, ампулу и жидкость осталась в пластиковом стаканчике. С помощью одноразового шприца высосал ее от туда и оставил в шприце, практически удалив воздух. Неделю стоит и клеит без проблем. Адгезив – второй компонент – находится в пластиковом мягком пакетике с плоским носиком – с ним просто- аккуратненькая дырочка и он достаточно густой, чтобы пролиться. Технология склейки проста – из шприца, прямо иголкой размазываем акселератор по поверхности стального кольца ротора и поверхности магнитов обязательно!!!. Следуя инструкции ждем 2-3 минуты. Берем адгезив и выдавливаем каплю на поверхность магнита. У нас 15-20 секунд для установки магнита на место. Главное- не торопиться – времени предостаточно для нужного позиционирования магнита в роторе. Через 15 минут после приклейки включил мотор. Провел испытание предлагаемого клея – приклеил магнит к полированной железке и засунул в термошкаф - 160 градусов Цельсия на 40 минут. Когда остыло- руками не оторвал.
Кому интересно – есть фотки и скизу дам, если не совсем понятно без рисунка то, о чем писал.
pof@mail.ru
Очень интересно что получилось будем ждать результатов. и вообще народ те кто делал прямой переделкой СD поделились бы инфой, а то все делают а потом тишина, интересно же обороты, токи, винты ?
Коллеги!
Сделал фотографии мотора по просьбе товарища. Подскажите как выложить их на форум, а то у меня интернет через телефон и очень долго качает?
Крутил моторм граупнеровский винт 5.3*4.3 - ток берет 2.2 А от 7-ми банок. Другой винт - складной из “Термика” параметров не знаю но на оценку 10*6 - тяжеловат. Мотор нагрелся, ток был 6.2 А от 7-ми банок.
Может чего-нибуть скажете, Знающие Люди?
Очень интересно что получилось будем ждать результатов. и вообще народ те кто делал прямой переделкой СD поделились бы инфой, а то все делают а потом тишина, интересно же обороты, токи, винты ?
А все летать ушли- вот и тишина поэтому…
А какой ток ХХ? И как включены обмотки - звездой или треугольником? Bзглянуть бы на фото.
Dmitry.
пробовал,делал. два мотора один без переделки,другой от айсер перематывал на провод 0.45 17 витков. оба грелись и тяга 150 гр у обоих была. т.е. все стандартно было. без вклейки магнитов и прочей переделки винте 8/5