Что есть " MONOKOTE " ?
Начал собирать свою первую " серьезную модель". Встал вопрос чем ее оклеивать. В инструкции к набору “дров” рекомендуют Monokote. Вот и хочу спросить умных людей :
- Каким клеем его приклеивать или этот материал имеет клеевой слой?
- На картинках у " Буржуев " ну очень красивые самолеты, все в разноцветных полосках, звездочках и пятнышках. Приклеевается ли Monokote на Monokote или его можно красить (тогда чем) ?
Отдельный вопрос по цианокрилатному клею (СА)- можно ли им клеить силовой набор самолета ( нервюры, лонжероны, стабилизатор и тд.) или тут без эпоксидки не обойтись ?
Заранее всем спасибо!
Я пользовался Solarfilm, SupperSolarfilm, Ozcover, Monokote. У меня небольшой опыт использования Monokote, но могу сказать, что из этих термопленок она самая приятная в работе, но цена 10-11 дол. Ozcover не уступает в качестве и цена хорошая(4,5дол.), но цветной я не видел. По прочности Ozcover и Monokote аналогичные. Ozcover без прокладочной пленки, но абсолютно не склеивается в рулоне, прожечь или подплавить мне ее не удавалось. Solarfilm также по цене 4-5 дол., но тонкая и перегреть очень лекго. SupperSolarfilm чуть подороже, в работе мне не понравилась, толстовата. Для покраски Monokote продается краска-аэрозоль по цене 450 руб за 350 гр.
Все пленки хорошо клеятся на бальзу, на пленку. При поклейки пленки на пленку получаются пузырьки, которые надо прокалывать, для этого есть ролик.
Если обшивка работающая, например, в крыле обеспечивает жесткость на кручение - нужен Monokote или Ozcover. Если же функции декоративно-защитные - пойдет и Solar не хуже, но вдвое дешевле. С первыми работать легче!
monocote-самоклеящаяся виниловая термопленка. Приклеивается при проглаживании утюгом температурой 120-140 грандусов.
Циакрин подходит для склейки набора крыла у моделей вплоть до .90 размера(под кубатуру до 15 см/куб.). Существуют густые, средние и жидкие циакрины. Жидкий самый удобный в работе. Густым клеят места подверженные нагрузкам(шпангоуты фюзеляжа). Более нагруженные места лучше восклеивать эпоксидкой(подмоторные шпангоуты, площадки под шасси, консоли крыла в корне).
При работе с жидким циакрином надо насадить на хоботок тюбика иглу от шприца. Расход клея уменьшится, точность попадания возрастает. Застывший клей просто выжигают из иглы на пламени зажигалки.
Идеальный вариант - собрать на иголках весь набор крыла, проверить на крутки, потом пролить все швы жидким циакрином.
А есть такие пленки, которые умеют воздух пропускать ? Чтобы после обтяжки пузырьки не прокалывать (или во время эксплуатации, когда они могут образоваться). Может уже чего придумали на эту тему?
А нафига они нужны?? Чтобы топливо и влага внутрь попадали?? Чтобы избежать пузырей используются сольвенты. Вырезанную деталь пмажут сольвентом, выгоняют мягким шпателем пузыри и ждут сутки. После приклейки краев пленки практически незаметно.
Клеит модель можно хоть бустилатом-вопрос только в прочности и весе. Бальза впитывает циакрин очень хорошо, по этому могут быть проблеммы с лишним весом, хотя при плохой заклейке на эпаксидке можно веса ещё больше навешать.
Говоря же о плёнках - а разве нету больше в продаже отечественной лавсановой плёнки? Вот уж чем можно дешёво и качественно обтянуть любую модель хобби назначения( да и не только хобби) . Красить её можно любой нитрокраской в любые цвета, хотя помнится был ещё способ -подсмотренный мною у Клычкова( известный кордовый пилотажник) -каркас обтягивается лавсаном, как обычно, потом к лавсану приэмаличивается обычная “японка”-можно и микаленту-только немного тяжелее будет, покрывается в дыв-три слоя паркетным лаком и вышкуривается- на этот слой задувается полиуретановая краска- резултат-полтрованное крыло готовое клюбой покраске( кстате на кручение очень жесткое-бумага настолько увеличивает жёсткость обшивки-что никакой Монокот в сравнение не идёт.
А нафига они нужны?? Чтобы топливо и влага внутрь попадали?? Чтобы избежать пузырей используются сольвенты
…
Разве мой вопрос означает, что в пленке должны быть дырки размером с горошину? Дык есть такие обтяжечные материалы или нет? Чтобы при нагреве пропускали скапливающийся воздух.
К величайшему сожалению таких материалов нетушки…
А про «хитрую» пленку, видимо, просто тонкий прикол какой-то!
Это удел кафедры мембранных технологий.
Борис, учись обтягиваться сначала с недорогих пленок.
Когда колом в землю самолет входит – тут он хоть чем обтянут – обязательно «попортиться»…
Страх угробить 50…100$ дров и 40…50$ «Монокота» может отбить желание полетать.
Разумный выбор – «Солярфилм», «Суперфилм» (4,3 … 5,5$) для начала (мое мнение).
Что «Солярфилм» пузырится - правда. К фанере пристает плохо, на бальзовых боках немного пузыриться.
На бальзовом крыле держится очень неплохо, не отстает. И хорошие удары держит.
И еще. Пленку даже среднего качества (не лавсан) можно всегда оборвать и перетянуть весь самолет, если что, из эстетических соображений.
Все из практики.
Про сольвенты пожалуйста поподробнее если можно, как ими пользоватся и что это такое❓
так как-же обтягивать им крыло (MONOCOTE,Ozcover)?
под утюжком он просто приклеивается или ещё может натягиватся (сокращатся в своих размерах )?
Для начала отрезаешь по размеру кусок пленки, снимаешь подложку и примеряешь к поверхности. Утюг можно взять любой, лучше по меньше, я использую “Малыш” с регулятором нагрева. Температуру подбираешь опытным путем на отдельном кусочке пленки. Пленка не должна морщиться, солярфильм может чуть менять оттенок, но после остывания цвет восстанавливается. Приклеиваешь пленку путем прижатия пленки к бальзе нагретым утюгом. Начинаешь с уголков, маленькими точками, чтобы потом можно было оторвать, если приклеил криво. Когда края пленки приклеил, можно начинать натягивать остальную часть. Если пленка приклеивается к фюзеляжу, то натягивать надо так, чтобы воздух мог выйти из-под пленки, и она приклеилась равномерно. На крыле такого не происходит, но там проблемы возникают с перекосом. При наклейке узоров необходимо изготовить бумажные лекала, примерить их к самолету, а затем вырезать из пленки острым ножом на ровной поверхности. Такие узоры хорошо приклеивать феном.
Все модельные термопленки при нагревании сначала приклеиваются и при большей температуре натягиваются (термоусадка). При дальнейшем нагревании плавятся и рвутся. У дешевых пленок на основе полиэтилена - полипропилена (соляр и его производные) эти температуры ниже и ближе друг к другу, поэтому работать труднее. Прочность и стабильность натяжки - тоже не очень. Дорогие термопленки (монокот, Ozcover) делают на основе полиэстера (у нас лавсан, за бугром майлар). Между второй и третьей температурами очень большое расстояние - поэтому прожечь труднее. Прочность и стабильность натяжки выше. Термофен хорошо помогает при обтяжке больших и сильно искривленных поверхностей, особенно с двойной кривизной. Но фен от жены не подойдет, нужен промышленный термофен. Если для соляра, то обязательно с регулируемой температурой воздуха.
Спасибо !
На какой плёнке всё таки остановить свой выбор, Monocote, Oracover, Ozcover ? Сравнивал кто эти три плёнки ?
Они очень похожи по качеству, все на основе полиэстера. Монокот появился много раньше и он более жесткий. Другие обладают более стойкой адгезией. А остальное - надо смотреть цены 😃.
Про пленку и способы оклейки, подробнее, здесь можно почитать
rf-hp.npi.msu.su/~vasya/RC/articles_ru.htm
Удачи!
Николай.
Офигенная вешш - polyesterfilm. Стоит 5 баксов за метр обычные цвета, 6 - флюоресцент и металлик. В Москве есть в Доме пионеров на Ленинских горах и в техноспорте. В отличии от солярки приклеивается к монокоту, да и монокот к ней. Немного менее жесткая, меньше весит, чем монокот. Температурные режимы практически одинаковые.
Насчет лавсана: а никто не сталкивался с тем, что под воздействием топлива, особенно дизельного он отклеивается? А как им обтянуть, ну, скажем фюзеляж?? Согласен, на планерах и электролетах он применим, но моторная модель? Обшивка там очень серьезно работает.
Можно-ли при обтяжке монокотом убрать крутку крыла?!
Крутка не винтом, а одна консоль слегка задрана в верх (качество набора- полку лонжерона нельзя было выправить)
Если лонжерон со стенкой и он кривой - обтяжкой тут уж ничего не исправишь. Как и крутку, если жесткость на кручение задана кессоном обшивки лобика. Если же обтяжка задает жесткость на кручение - исправить вполне можно.