ШРУС и ШРС - в чем разница?
Коллеги!
В чем разница между ШРУС (шарнир равных ускорений) и ШРС (шарнир равных скоростей)? Посмотреть бы на фотки для сравнения, да и ваши комментарии помогли бы разобраться. А то часто встречаются эти сокращения, а в чем разница - пока не понял.
Коллеги!
В чем разница между ШРУС (шарнир равных ускорений) и ШРС (шарнир равных скоростей)? Посмотреть бы на фотки для сравнения, да и ваши комментарии помогли бы разобраться. А то часто встречаются эти сокращения, а в чем разница - пока не понял.
Еще встречается CVD = ШРС. В моделях никакой разницы нет, так это все ШРС. Реализовать ШРУС в модельном масштабе мне представляется маловероятным. Для демонстрации приведу конструкцию полномасштабного ШРУСа:
и короткое описание конструкции.
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) – часть привода у переднеприводных машин.
Приводы колес передают крутящий момент от коробки передач на передние колеса - каждый из них состоит из двух ШРУСов, соединенных валом. Каждый шарнир состоит из сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. Дорожки под шарики во внутреннем шарнире - прямые, а в наружном - радиусные. Последние обеспечивают нужный угол поворота, а прямые дают деталям шарниров свободу перемещения, компенсируя колебания передней подвески и силового агрегата.
Кроме того, такие шарниры бывают с делительными рычажками, как на Самарах или без них, как на М2141, а также на внутренних шарнирах. Бывают также конструкции типа “Трипод” с тремя водилами с роликами (ставят на Хонде), а также сдвоенные карданы, как например на грузовиках Татра. Кроме этого бывают еще совсем уж хитроумные конструкции с дисками и цилиндрами, как на грузовиках Урал.
Дело не в том, передний привод или задний. Дело в физической сути - ШРУС - шарни РАВНЫХ угловых скоростей. На моделях 8-го масштаба применяются либо так называемые dog bones либо карданы. Причем то, что продается под вывеской CVD (например фирмы MIP) на самом деле является модифицированными карданами, т.е. шарнирами не обеспечивающими равные угловые скорости. Это легко понять сравнив кинематическую схему со схемой классического кардана. При обороте в 360 градусов скорость ведомого вала колеблется относительно скорости ведущего. В этом эксплуатационное отличие ШРУСов от карданов, или другими словами шарниров НЕравных угловых скоростей.
Кстати на полноприводной Газели и Соболе спереди вместо ШРУСов стоят карданы. А, например на Мерседесах, БМВ даже сзади стоят ШРУСы, а в трансмиссии Шнивы ШРУС стоит в приоде раздаточной коробки, а за ней карданы.
Собственно ШРУСы делаются для моделей 6-го масштаба, а еще бывают самодельные. Олег Бабич показывал мне самодельный ШРУС выпролненный по схеме двойного кардана.
То, что в этом форуме сплошь и рядом называется ШРУСами, совсем не ШРУСы, а кости или карданы (вернее карданные валы). Но это важно для тех кто понимает чем одно от другого отличается.
Вот крайне поучительная дискуссия rcopen.com/forum/f3/topic8545
там есть от Золотого набор импортных терминов, позволяющий понять, как вольно обращаются с ними наши браться по разуму за бугром.
Несмотря на споры и приведённые объяснения считаю что модельный MIP CVD ШРУС,потому что при работе ШРУСА 1:1 происходит выравнивание угловых скоростей валов за счёт перекатывания шариков(вращения роликов у Трипода) в MIPe тоже самое происходит за счёт проскальзывания штифта в прорези шаровой части вала (шарнир у Мегалита).В шарнире типа кардан проскальзывания нет вот и угловые скорости прыгают.Кости по сути свободный MIP как внутренний ШРУС 1:1.
Несмотря на споры и приведённые объяснения считаю что модельный MIP CVD ШРУС,потому что при работе ШРУСА 1:1 происходит выравнивание угловых скоростей валов за счёт перекатывания шариков(вращения роликов у Трипода) в MIPe тоже самое происходит за счёт проскальзывания штифта в прорези шаровой части вала (шарнир у Мегалита).В шарнире типа кардан проскальзывания нет вот и угловые скорости прыгают.Кости по сути свободный MIP как внутренний ШРУС 1:1.
Ой! Забудьте на наших машинах используются простые карданные шарниры, особенность которых при любом угле отклонения от продольной оси - появляется циклическое колебание угловой скорости выходного звена=колеса, по другому никак. Для убеждения в данной мысли открываем учебник по теоретической механике или теорию механизмов и машин, учим кинематику многозвенных механизмов, после чего исследуем поведение наших карданных шарниров. К сведению: МИП - красивый карданный шарнир - а кинематечески та же самая схема.
Что касается ШРУСов, то там история следующая: есть такая штука, как делительная плоскость, так в разных шарнирах сделано по-разному - в шарнире с делительным рычажком шарики в делительной плоскости удерживаются обоймой, которая соединена как раз с рычажком (он же кстати называется шарнир Рцеппа), в шарнирах без - вместо обоймы и рычажка придуман профиль канавок сделан таким образом, чтобы шарики находились постоянно в делительной плоскости. Суть ее как раз в следующем, что при передаче движения через данную вооброжаемую плоскость двухзвенного механизма, не было колебаний угловой скорости выходного звена. Для убеждения в данном утверждении необходимо так же обратиться к уже называемым выше учебникам (они очень большие, но там много полезного). Разница, если возникают вопросы, по сути у шарниров никакой - только в стоимости, второй шарнир дороже, так как требует очень точного оборудования и малых допусков на поверхности по которой перекатываются шарики - так как отклонения (ну или выработка) (то почему шарнир начинает стучать) как раз и приводят к неравенству уголовых скоростей входного и выходного звена.
Что касается трипода, то мы в свое время в нашем институте доказали, что он не совсем ШРУС, так как 2% отклонение скорости есть 😉
А то, почему ШРУС не делаются у нас - так это все дело в сверхмалых допусках, и сверхамалых деталях, которые на мой взгляд даже изготовить-то сложно, а если и можно - то стоимость будет как у модели. Вот и ездим мы на карданных шарнирах, а особо доверчивых хитрые дядьки из америки разводят, что дескать ШРУСы покупают )))) Не верьте иродам, как бывший инженер автомобилей с красным дипломом говорю, а если хочется поспорить - лучше сначала в библиотеку сходить и взять, к примеру, раймпеля или наш учебник под редактурой Карунина по теории авто, которую писали всей нашей кафедрой - там все очень подробно описано 😉
Тема для FAQ/
Уже внес.
Действительно , так обширно и тематически -давненько не обсуждалось.
Спасибо большое за ответы! Знал, что найдутся люди, подкованные знаниями, и все разъяснят. Если у кого картинки завалялись или еще ссылки полезные - шлите!