Helios F3A 25
Выпендривался своими разработками чертежей, мечтал сам построить электричку… и вдруг , почти неожиданно для самого себя я стал владельцем этой эл.модели…
СПЕЦИФИКАЦИЯ:
Размах крыла: 1180мм
Площадь крыла: 27,2 кв.дм.
Длина: 1135мм
Вес: 1150-1185 гр.
Количество серво: 4 шт.
Немного о самой модели. Пойдем по стандартному пути.
Модель в коробке упакована отлично. Все зафиксировано скотчем и ничего не болтается. Фурнитура разложена по пакетам и во время сборки недовложений обнаружено не было.
Модель сама сделана добротно. Пошевелив швы , которые были в пределах досягаемости и попробовал пролить их циакрином. Никаких изменений. Проклеено отлично, по крайней мере визуально. Пленка, на момент вынимания из коробки модели, была натянута отлично, не вызывая надобности ее натягивать, но буквально несколько дней спустя стали появляться волны. Но пока тянуть ничего не стал.
Так же очень понравилось крепление фонаря. Носик вставляется в паз, а задняя часть крепится не на магнитах, а на подпружиненном фиксаторе-штыре.
И еще такой моент. Модель идет с абривиатурой F3A, но судя по рулевым поверхностям она запросто может делать и 3D пилотаж, если пилот это умеет, что в данной ситуации пока не наблюдается. Так что будем ее считать пилотагой.
Теперь о самой сборке.
Инструкция на «не русском» языке. Конечно это не особо нравится, но рисунки простые, не требующие перевода. Хотя некоторые моменты приходится додумывать самому. Например фиксация аккумулятора вообще никак не прописана, хотя липучка лежит в комплекте.
Вырезав необходимые отверстия для сборки, решил собрать модель на силах трения, так сказать тестовую сборку, для проверки перекосов. Установил крылья в фюзеляж, затем вставил стабилизатор и как ни странно , но стабилка встала параллельно крыльям. Значит можно вклевить. Но несмотря на то, что на стабилке присутствует место без пленки, на которое она будет вклеиваться, пришлось его немного расширить. Самое трудное – это вкливать рули высоты, т.к обе половинки цельные, как в основном и делается на небольших моделях.
Киль собрался вообще без проблем. Установка и настройка хвостового колеса вообще не вызвала проблем, благодаря регулируемым шайбам.
Кабанчики сделаны из стеклотекстолита и вклеиваются на эпоксидке. Это единственный момент, который потребовал больше времени на сушку, чем сама работа. Хотя капля дегтя была и тут. Кабанчик, который должен быть установлен на руль направления сделан для двухсторонней, проволочной корды, но в корпусе место под крепление одной сервы под одну стальную тягу. Пришлось доработать ее. ( лишние 10 минут работы) .
Шасси. Сколько я видел покупных моделей, у них у всех проблема с прочностью шасси. По крайней мере визуально тут сделано прочно, но конечно облет модели даст окончательную оценку этому узлу. А вот колеса сразу вызвали сомнение. Спицевые. Такое чувство, что их надолго не хватит, но пока оставляю все как есть. И поскольку зима на за окном, «лапоточки» ставить пока не стал…
Установка электроники. Поскольку у меня нет рекомендованных серв DC-11, ставил то что есть в наличии HXT 900, которые сходны по характеристиках с рекомендованными. Единственное – пришлось чуток расширить по длине гнезда под сервы. Так же, не хватали длины проводов серв. Удлинителями пользоваться не стал. Просто удлинил стандартные провода, разрезав их пополам и впаяв в них недостающую длину провода.
А вот настройка тяг мне очень понравилась. z – образный конец тяги с одной стороны, который вставляется в кабанчик и регулировочная бобышка, которая крепится непосредственно на качалки сервы, позволяя с минимальными затратами выставить рули в ноль.
Силовая.
На эту модель рекомендован гиперионовский двигатель 3019/12. Опять же, в наличии такого нет, поэтому пока ставлю то , что есть, а именно Turnigy 3542 с kV1100. (в планах поменять на такой же мотор, но с меньшим kV.).Винт APC 12*6, акукум ставим Zippy 3S 2200mA 30C. ( на фотке стоит 11*6 мастеровский, но на полет его сменил) .Однако как только представиться возможность , нужно померить габаритные размеры этих моторов. Поскольку если установить мой мотор на мотораму , не удается одеть капот, т.е он конечно одевается, но нет возможности установить винт. Пришлось отодвигать двигатель на вперед на 8 мм. Проставки сделал одинаковой длины, т.к выкос двигателя заложен моторамой изначально. Посмотрим, на сколько придется подстраивать выкос при настройке модели.
Настройка передатчика проблем так же не вызвала. Повторюсь, но в передатчике Футаба, практически все можно настроить без проблем, и меню понятно интуитивно. ( со смехом вспоминаю, с каким ужасом я впервые взял ее в руки и полазив немного в меню пользователя).
К сожеления весов электронных у меня нет, но то что есть - показыват взлетный вес 1100гр.
Настроил двойные расходы, ввел экспоненту на первый полет. Надеюсь это все не вызовет проблем с облетом. В рекомендованную центровку уложился вообще без проблем и осталось место для регулировки, как сторону передней центровки, так и в сторону более задней.
Итак, модель готова, я сам морально готов и подпрыгиваю от нетерпения, но сломя голову в небо бросаться не собираюсь. На первые полеты хочу подождать более-менее теплую погоду и по возможности без большого ветра…
И вот наконец то дорвался сегодня до поля… Погода – почти ляпота, ветерок не сильный, с периодическими порывами. Только прохладно. Пока собирал модель руки промерзли и сам, как то не комфортно себя стал чувствовать. Собрал модель и уложил ее в багажник , а сам в машину греться. Чуток отогревшись , опять на улицу, устанавливаю аккум на место выруливаем на старт. Еще раз проверяем работу рулей, проверяю, что переключатели двойных расходов установлены на минимум и стартуем.
Старт немного затянутый. По прямой модель бежала метров 5, не проявляя желания взлетать. Но руль высоты на себя и модель перешла в набор высоты. Поднявшись повыше начинаем триммировать модель. Чуток исправляем левый крен и немного триммируем по высоте. Все, вроде летит ровно. Но пока триммировал модель чувствую, что двигатель теряет тягу. Хотя летал только по горизонту. Даже не смотря на то, что занимался триммировкой очень понравилось поведение модели, летит как тренер. Пробовал найти срывную скорость – не получилось, модель начинала опускать нос и разгоняться или просто парашютировала. Таймер включить забыл, но примерно летал 5-7 минут ( так так руки хоть и в перчатках были, но промерзли прилично). Надо заходить на посадку, но тут как водится, внезапно пошли машины. Пару кругов смог дать на высоте, но аккум просаживался все более и более. Чуть-чуть помогло на время уборка газа в ноль и снова его увеличение, но высоты уже нет и нет тяги двигателя для маневра. Садимся в снег, в паре метров от дороги. Посадочная скорость – чуть ли пешком шел. ( а вот до модели дойти и обратно – ползком, вся спина в мыле). Достав модель из снежного плена , включаю двигатель. И примерно через 20 сек он плавно сбавляя обороты остановился полностью. Все, модель в багажник – а сам отогреваться… ( немного пришлось поскрепеть зубами, пока отогрелись пальцы).
Но есть еще один аккум – не везти его же обратно домой заряженным. Отгревшись, снимаю пустой аккум ( он был едва теплым), и устанавливаю новый ( он не только заряженный, но действительно новый, недавно купленный). Вот сейчас и сравним аккумы, т.к на первый вылет я установил годовалый аккум. Выруливаем на взлет. Проверка рулей, и газ в пол. Глазом не успел моргнуть, а пробежав примерно 1,5 метра ( врят ли больше) модель вертикально свечой ушла в высоту. Горизонтальный полет со свежим аккумом – в пол-газа ( с прежним чуть более 2/3). Теперь попробовал подурковать ( по другому не скажешь). Разворот по горизонту на двойных расходах – чуть ли не месте ( ну если и преувеличил, то не на много), разворот на горке, сапог, петля, без проблем и без напряга. Пикирование – на регуляторе режим тормоза отключен и винт на 12 здорово тормозит модель, так что на петле легко получилась одинаковая скорость что на подъеме, что на пикировании. На нож модель встала без проблем, но ее уводило в сторону шасси. Штопор – чуток не понравился, я думаю немного с настройками поколдовать надо. Вообще то решил до тепла настройки не трогать ( холодно, мозги замерзают). Но есть и неприятный момент. Оттримировав модель для полетов по горизонту, вдруг заметил, что ее вдруг стало тянуть вверх. И это «вдруг» стало после вертикального пикирования . Приземлившись уже на полосу, я с ужасом замечаю, что нет фонаря. И самое страшное, я не заметил где он мог отлететь. Но похоже фортуна сегодня была на моей стороне, я нашел его. Но почему он отлетел – я так и не понял. Ведь он крепится на магнитных защелках, которые , как я слышал, часто отлетают, а на подпружиненном штыре. Возможно я просто его не до конца защелкнул перед стартом.
Вот так прошел у меня сегодня облет модели.
Если подвести итоги, можно сказать так. Пищать от восторга я не буду. Обычная, хорошая модель, которая пока еще не раскрыла передо мною всех возможностей. На сегодняшний день сделала то, что я от нее ожидал. Кроме настроек, возможно поменяю силовую. ( менее оборотистый мотор и аккум на 4 банки). А так – остается ждать тепла ( по сегодняшнему морозцу мне как то не особо понравилось) и летать, летать, летать…
Сереж, поздравляю! Строить свое кончно надо, но в это время нужно на чем-то летать 😉 Тем более, эти полеты могут внести новые коррективы в твой проект.
Если вместо срыва опускает нос - возможно ЦТ чуть передневат.
Для компенсации увода с ножа можно сделать микс РН (В обе стороны)>>РВ на 1-5%. Т.е. чтоб микс работал, опуская РВ на пару процентов с обоих сторон работы РН. Оставляешь включенное меню с курсором на %, взлетаешь, ставишь на нож, отпускаешь правую ручку, и крутилкой дабиваешься ровного полета. Ну, или сделав несско взлетов-посадок, если несско секунд без правой руки покажеться опасным…
1100г - неплохо для АРФа такого размера 😃
Ты давай, оформляй какую-нить командировку сюда… И приезжай… с самолетом… 😃
Теплый прием гарантируем 😁
ага,. спасибо… попробуем с микшером поколдавать…
если мотор на штатной нагрузке будет работать - то можно не резать, ИМХО…