Еще одна конверсия в электро. ShowTime 50

marvei

Здравствуйте, вот и мне потребовался совет от участников форума.

Знаю о существовании похожих тем о подборе электро-мотоустановки на модели 50-го размера. Прошу сразу не отсылать на эти темы – я их перечитал несколько раз, вот уже два месяца читаю все, что связано с электродвижками и изучаю мотокальк.

Заранее извините за большой текст, но хочу подробных ответов, поэтому пишу подробно.

Сам я в электродвижках разбираюсь слабо, хотя уверенно летаю на верте Т-Рекс 450 В2 и летаю на 150 грамовом пенолете 3Д (немного).

Есть у меня ДВС Showtime 50 от Hangar9, с Yamada 63S, хочу переделать данную модель под электро да так, чтоб был запас по тяге. С моей Ямадой я перепробовал много винтов начиная с 12х7 до 15х4W и несколько деревянных, но мощности данного движка на этом самолете не хватает для хорошего 3Д. Пробовал на самолет ставить Супер Тигра 90 (два такта) – не очень понравилось, тяжеловат. В инструкции от Ангара9 предлагают ставить электро движок E-Flight 60, на 6 банок и на 80 Амперный ESC CC ICE, но этот вариант я исключил сразу т.к. мне кажется это будет «шило на мыло».

Вот характеристики самого планера: размах – 144,8 см, площадь крыла – 46,6 дм.кв., рекомендуемый вес – от 2,7 до 3,1 кг (у меня сейчас 2,75 без топлива), профиль крыла симметричный – thikness-15%, camber-0,5% angle attack – 0 (это данные для мотокалька). Уровень над морем 1500 метров, жара – 30 по Цельсию.

Методом вычитания прикинул вес самолета без ДВС установки: 2750 гр. – 500 (ДВС) – 15 (серва газа) – 85 (борт. батарея) – 45 (бак) – 30 (пластиковая моторама) – 56 (ДВС винт) – 50 (поставлю более легкие машинки на р.высоты и руддер)= 1970 грамм – итоговый вес для установки электро!

Начинаем ставить электроустановку: 1970 + 80 (регуль CC ICE Lite 100) + 350 (двиг) + 600 (батарея) + 22 (цанга) + ~40 (винт электро) + ~ 40 (моторама) + 30 (хочу логгер) + 20 (отдельный ВЕС, запитаю от основной батареи) = 3150 - Итоговый вес с электро-установкой. (можно попробовать скинуть грамм 100-150 если поставить карбоновые стойки, снять обтекатели колес и взять батарею грамм на 540). (нагрузка на крыло получается примерно 67 гр/дм.кв).

Значит, летать хочу минут 5-6 если жесткое 3Д и минут 8-9 если обычные полеты на 65% газа.

Покупать все планирую буду в одном интернет магазине – «Есприте»
Хочу купить хороший качественный товар. Движки выбирал между Скорпионов и Хакеров, регуль – Касл Айс Лайт 100 либо Скорпион 90. Батареи EM либо Thunder power (6-ти баночные).

В мотокальке перепробовал кучу вариантов. Остановился на Scorpion 4025-10, регулятор Касл Айс Лайт 100, батареи Thunder Power 3850 (30C) (6 банок), винт -16х8 APC-E.

С такими комплектующими я добился максимальных характеристик в мотокальке, а именно: в статике – нагрузка на батарее и двигателе – 81 А, Вход - 1640 Ватт, потери – 269 Ватт, эффективность мотора - 83%, обороты винта – 8900, тяга – 6 кг, поток от винта – 30 м/с (а скорость срыва самолета с потока, если верить мотокальку – 11,5 м/с).

Время работы на 100% газа в статике – 2мин.50сек., в полете ~ 3мин.20сек.
Время работы на 60% газа в статике – 10мин., в полете ~ 14мин.
Висеть должен примерно при 65% газа.

Вот, казалось бы, идеальные параметры, но у меня есть сомнения, так как совсем нет опыта в электроустановках. И насколько можно доверять мотокальку? Не перегружен ли мотор? (Но я ведь не планирую постоянно летать на 100% газа…)

Комплектующие подбираю из расчета чтоб не выйти за пределы 3,1 кг - полетный вес самолета.

Вопрос: Регулятор без рубашки охлаждения, это значит мне его надо однозначно выводить наружу из корпуса?

Вопрос: от переднего шпангоута до винта мне нужно расстояние 124 мм чтобы встал капот, какую мотораму нужно покупать? Я видел на еспирите мотораму состоящую из двух или трех металлических пластин (скобок), которые можно регулировать по длине. Сколько такая моторама примерно весит? Есть такая у кого-нибудь?

И самый важный вопрос: не ошибся я где-нибудь в расчетах при выборе комплекта?

PS: а сомнения у меня вот почему: производитель Скорпионов почему-то советует к движку 4025-10 винт 15х10 на шести банках?
А на сайте магазина «Есприт» двигатель 4025-10 советуют на Копию Цессны 40-го размера с 5 банками и винтом 14х7.

Может двигатели из другой серии типа 4035 -10-12-14, или 4020-8-10-12-14-16 подойдут лучше для моих целей?

Или есть двигатели других фирм, которые лучше по характеристикам? (типа Хакер, только не знаю какой, я пробовал 40-е и 50-е, но что-то не очень.)

vlad_den

Я бы поставил мотор 4020-14 с КВ484 - вес 305 г и батареи Turnigy Nanotech 6S 3000 25/50 C - вес 447 г, винт 16х8. Сразу выиграете 200 г веса - и на 5 мин активного полета или 8-9 более спокойного этого хватит. Обеспечить обдув регулятора и мотора можно под капотом, надо, только, не забыть, что воздух должен еще и выходить, причем в идеале площадь отверстий для выхода должна быть больше, чем для входа. Мотор лучше ставить ротором вперед, используя прилагаемый к мотору переходник для крепления винта - рама получается короче, легче и жестче. В том, что Вы выбрали, ошибок по-моему нет, но не уверен, что это оптимально с точки зрения эффетивности/веса.

marvei

двигатель Скорпион 4020-14 я рассматривал очень подробно, очень хороший вариант (я его рассматриваю как запасной).
Потребление Ампер с ним будет 65 А. Можно будет ставить более легкий регулятор например СС Айс 80.

Для обеспечения обдува регулятора вы предлагаете ставить регулятор под капотом? на переднем шпангоуте?
Дырок в капоте у меня уже много от ДВСого движка ))). Я видел как народ в конце фюзеляжа внизу вырезает отверстия для выхода воздуха. как это объяснить?

Никак не могу подобрать саму мотораму. Никогда не видел как крепятся такого класса двигатели? Если не сложно, может кто-нибудь дать ссылку на сайт “Есприта” с моторамой которая подойдет для скорпиона 4020, 4025, чтоб расстояние от шпангоута до винта получилось 124 мм.

Если смотреть в мотокальке, то получается:
scorpion 4020-14, потребление 1330 Ватт, потери 257 Ватт, тяга 5,1 кг! время на макс.газе-2мин47с. с батареями 3000мА
scorpion 4025-10, потребление 1640 Ватт, потери 270 Ватт, тяга 6 кг! время на макс.газе-2мин13с. с батареями 3000мА

если батареи Turnigy Nanotech 6S 3000 25/50 C потянут 80 ампер, то я их могу использовать с более мощным движком, потеряв в весе всего 50 грамм, но увеличив тягу на 1 кг. (соответственно потеряв немного во времени полета)

spyder3

Вы знаете, когда я делал свою 2ю модель Питтса Кажется, тоже мудрил - то уголь на шасси хотелась, то супер мотор итп.
Вот ревью вашего самолёта и как раз со стандартом Power 60 итп - летает, дай бог каждому так летать www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=609621

Что вам не нравится?
Наравне с AXI, Scorpion - Power 60 из самых лучшие из моторов своего класса

vlad_den

Рамы для Скорпионов 4020 и 4025 будут разными, поскольку моторы разной длины. Для конверсии ДВС в электро готовую раму подобрать трудно. Я бы делал сам - не так трудно. Хорошая авиамодельная фанера - 5-слойная 3-или 4 мм. толщины. По сути - кубик, грани которого соединяются на шипах и имеют вырезы для облегчения. Выкос можно задать положением передней стенки относительно задней, а можно их сделать паралельнами, а выкос потом подобрать шайбами.
Что касается мощности - не факт, что бОльшая мощность при бОльшем весе - всегда хорошо.
Вообще, по-моему, модель для электрички довольно тяжелая - обычно в таком размере примерно на пол-кило легче. Это может быть и неплохо для классической пилотажки, для 3Д - не знаю.

marvei

to spyder3, согласен с вами только частично.
Про угольную стойку шасси наверно я перестарался. Хотя у меня сейчас такое положение, что летать могу я только на выходных, а по будням много времени чтоб мастерить и апгрейдить самолет.
Спасибо за ссылку с обзором! Видео посмотрю как только скачается.

Сразу вопрос: что за соединение батарей такое 6s2p то есть две по 3s2p? сколько вольт получается?

Я все равно покупаю все комплектующие через интернет магазин, так почему не купить мотор получше.
А не согласен я, что power 60 наравне с AXI & Scorpion, при его весе в 380 грамм, я в мотокальке от него не могу добиться тяги более 3,6 кг, эффективность 74%, потери 220 ватт при 860 ватт нагрузки. Мне кажется Повер 60 скорее “середнячок”. Ни то, ни се.

to vlad_den
Согласен с вами, что модель для электрички тяжеловата, поэтому стараюсь облегчить и движок помощнее найти.
Если бы у меня была стандартная электричка 50e (типа которых тут обсуждались), то не стал бы создавать эту тему.

vlad_den
marvei:

Сразу вопрос: что за соединение батарей такое 6s2p то есть две по 3s2p? сколько вольт получается

Две 6-баночных батареи соединены паралельно - для увеличения отдаваемого тока и/или времени полета. Вольт как в 6 банках - 22.2 в номинале под нагрузкой.

marvei
vlad_den:

Две 6-баночных батареи соединены паралельно - для увеличения отдаваемого тока и/или времени полета. Вольт как в 6 банках - 22.2 в номинале под нагрузкой.

Понятно.
Только не понятно зачем такое решение?

vlad_den

Иногда проще разместить, иногда дешевле, а иногда просто не существует нужная емкость или токоотдача.

1 month later
marvei

Вообщем, могу немного отчитаться.
На сайте производителе был заказан двигун Scorpion S4025-10 (510kV, 2000W, 100А), движка в наличие не было, поэтому пришлось подождать 1.5 месяца. (двиг с проп адаптером примерно 370 гр. точно не помню)
С Эсприта в это время пришла посылка с :
APC-e 16x8 – 56гр
XOAR 16x8 – 38 гр
Thunder Power 35C 6S 3850Am -613 гр
Deans 1 пара 5 гр X4=20 гр
Стойки карбон – 54 гр
моторама - 103 гр
Castle Creation Lite 100A – 82 гр.
Eagle tree logger v 4 (100 А c проводами) – 24 гр

Итоговый вес самолета получился со всеми всеми прибамбасами 3100-3150 гр. (безмен не очень точный) при рекомендованных 2700-3200.
Центровка с максимально отодвинутой батареей – чуть передняя (на 1 см). Но это поправимо. Т.К. сначала я ESC, Logger, внешний BEC установил на переднем шпангоуте. Когда сниму логгер и передвину ESC (82 гр) ближе к крылу, все станет на свои места.

Успел немного потестить тягу и токи с деревянным винтом 16х8. Безмен, правда, у меня только до 5 кг взвешивает, так вот на полном газу зашкалил за 5 кг, примерно можно оценить тягу 5,5-6 кг.
Ток при этом 77 Ам, мощность 1800 Ватт, обороты винта 8600. Никаких перегревов чего-либо не наблюдалось.
Думаю с винтом АPC токи и снимаемая мощность поболее будут. Будет ли больше тяга, не знаю, буду тестировать.
Но предварительно могу сказать, мотоустановка-зверь.

Единственное был неприятный момент, один раз, когда дал газу до половины, двигатель начал захлебываться как бы, обороты гуляли.
Посмотрев потом логгер ESC. Увидел, что входящий сигнал с передатчика в течении долей милисекунд скакал от 0,5 ms до 2,5 ms, т.е. была помеха. Только непонятно от чего помеха, от самой мотоустановки или извне. Стремно как-то стало.
Что это еще могло быть?

Фото и подробный отчет чуть позже.

lelik

Что-то Кв мотора великоват кажется для 6S. Классический сетап под винт 16х8/16х10/17х8 сейчас - мотор типа Hacker A50-16S с Кв ок. 380.

marvei

Извините, а кто определяет - “классический сетап”. По моему на форуме несколько человек, кто попробовал “классический сетап”. Может у них просто не было возможности купить другие двигатели, неохота ждать было 2 месяца, что-то еще. Потом, мой самолет немного не подходит под “классический сетап” - мой тяжелее, этож конверсия. Во-вторых, я не планирую ставить винты типа 17х8, 16х10, это и правда будет “перегруз”.
Но в конце концов у меня всегда есть возможность купить 5S батарею и бОльший винт.

Темы про 50-е самолетики все найдены и прочитаны.

Перед выбором всей мотоустановки, долго думал и решил рискнуть. Пока риск оправдался с лихвой! посмотрим, что будет в воздухе.

vlad_den
marvei:

Извините, а кто определяет - “классический сетап”

В общем рассчеты и опыт, как свой так и коллег. Ваш вариант по калькулятору дает токи более 95 А и перегрев мотора при тяге в 7.5 кг. Мое мнение, что даже на Вашей тяжелой модели это избыточно и опасно. Может сгореть. Я бы по крайней мере ограничился винтом 15х8. Но если Вы хотите учиться на своих ошибках, никто Вам помешать не вправе.

marvei

Перекомпоновал электронику, убрал лишние удлинители, снял внешний логгер, отодвинул назад спидконтроллер, теперь совершенно точно попал в центровку (как в инструкции).
Отходил на 30 метров с убранной антенной работал газом и сервомашинками, все ок. помех нет.
Откалибровал конечные точки газа на передатчике. Все встало на свои места.
Взвесил самолет точнее -Вес самолета - 3050 гр.
Перепроверил заново тягу с деревяшкой 16х8 - около 6 кг, ± 500 гр., но однозначно больше чем 5,5 кг )))
Протестировал APC 16х8 - тяга меньше около 5,3-5,6 и при максимальных оборотах появляется неприятный звук от винта. Похоже на флаттер винта.
Обороты в максимуме были 9000 на земле.
Максимальный ток - 90 Ампер. опять же это в статике, на земле. 2000 Ватт.
Тестировал около 10-15 секунд на макс тяге. температура регуля 50 градусов, на ощупь чуть теплый, двигатель чуть теплый, батарея холодная.
To vlad_den:
Мотоустановка как раз и расчитана на токи 100 ампер. Регулятор дает отсечку (самозащита) при 175 амперах.
Такие токи там гуляют только при 100% газа, а при такой тяге 100% вряд ли будет использоваться в течение длительного времени.
как правило летают при 50%.
Калькулятор немного ошибся- завысил токи. Практика показывает другое.
“В общем рассчеты и опыт, как свой так и коллег”, а я так понял, что конкретно такой двигатель в таком сочетании здесь никто не использовал.
Вот теперь я делюсь опытом. Пока опыт очень положительный.

marvei

Облетал, самолет.
Вывод: Задача поставленная ранее была решена успешно.

Взлет - с разбега 0,5-1 метр (ну, вообщем, с руки 😁)
Полетное время 14-15 минут, при этом я постоянно делал свечки на полном газу, несколько раз висел, гонял самолетину в первый полет сильно, чтобы проверить мотоустановку.

Было совершено два полета - 10 минут, второй- 4 минуты и потом сработала плавная отсечка.

В батарею залилось после этого 3950 мАм.

Прикладываю файл для CastleGraph, для того кто знает, что это. (в конце обрезано, т.к. кончилась память логгера, это примерно 13 минута полета).

Для тех у кого нет, рассказываю, максимальные обороты в воздухе 10000, максимальный ток 102 Ам, снял с движка 2100 Ватт.
Делайте пожалуйста скидку на то, что такое было один-два раза за полет, средние токи в полете примерно 50 ампер.

Так что судите сами.

firs fly.rar