Переделка тренера Pilotage в электроверсию.
Уважаемые коллеги!
Решил также поделиться своими мыслями по поводу своих попыток по переделке ДВС самолета в электроверсию, давно собирался, да всё руки не доходили.
Первоначально я запостил эту информацию в ветке про Пилотажевский тренер, но там она как-то быстро умирает. Здесь же, в профильном разделе жизнь бойкая и я надеюсь на поддержку.
Много летал на Кальмато, всегда с теплотой относился к тренерам, ибо понял, что действительно велика их роль в становлении RC-пилотов. Это несомненно.
Со временем вкусы и умение менялись, самолет продал, появились новые - скоростные низкопланы и т.д.
Всегда хотелось воткнуть в самолет камеру, чтобы поснимать родную землю и дружков-маньяков в небе. Что только не придумывал, но либо винт рябил в кадре, либо приклеена камера была двусторонним скотчем там, откуда ни черта не видно, зато сохранялась центровка.
Единственным удачным решением была установка камеры на крыло мелкого тренеришки с соответственным противовесом на другом крыле. Тема эта была не очень удачна в плане выбора самолета. Самолет был вертким, дерзким и нервным. В конечном итоге проект был закрыт.
Мысль о камере преследовала постоянно и однажды в сети я нашел ролик одного япошки, который переделал Кальмато на два движка ДВС. Это решило всё и выбор был сделан.
Я решил так - что первое найду в барахолке, то и куплю. Не спортивно было бы покупать новый самолет под хирургическую операцию, да и не бюджетно.
Мне повезло и в скором времени я купил описываемый Пилотажевский тренер после краша. Планер обошелся мне в 1500 рублей, ибо был восстановлен хозяином и даже продемонстрирован мне в небе.
У самолета была хорошая “полуморковка”, весь нос разбит и сделан заново, сделан на троечку, но сделан. Крыло не пострадало. Вскрытие пленки выявило буквально пару-тройку треснувших нервюр, что и было пролечено проклейкой. За фюзеляж пока не брался, о нем буду писать отдельно.
Компоновку решил делать такой: Два двигателя одинакового вращения на мотогондолах с жесткой вклейкой на крыло. С них, собственно, и начал. Именно они занимали меня больше всего. И даже не они, а как снять профиль крыла. Этот вопрос меня мучил очень сильно, мучил дня три пока я не был замечен женой. Она задала мне вопрос - какого хрена ты такой смурной? - на что я и рассказал историю про то, что не имею ни малейшего понятия, как точно снять профиль. Она спросила, что это такое, и я в трех словах объяснил. Она попросила у меня линейку, нож, карандаш, лекала и кусок потолочки, а также попросила указать место, где именно нужно снять профиль. Хотите верьте, хотите нет, но профиль, вырезанный из куска потолочки был у меня через 5 минут. Я просто обалдел!
В результате появились первые заготовки.
Вопрос вопросов потом стал, как всё это склеить под прямым углом и оставить до того, как будут подогнаны моторамы. Пошел длинным путём, а именно, склейкой с установкой монтажных переборок с их последующим демонтажом.
На снимке временная перемычка хорошо видна - она ближе к мотораме. Задняя торцевая пластина подгонялась и клеилась сразу намертво. В силу того, что все четыре щеки мотогондол обрабатывались в куче, прямые углы с торцевой пластиной были достигнуты. После того, как заднии пластины прихватились, были приклеены “монтажные” брусочки. Конструкцию маленько перкосило, но это было не важно.
Затем я приклеил направляющие для моторам. Решил не городить огород и сразу заложил выкос 3 градуса и туда и туда. Руководствовался тем, что при всех переделках самолетов на другие двигатели отталкивался именно от этих цифр и они меня устраивали. Думаю, что опыт покажет, насколько я прав или не прав.
Как видно на фото, в качестве направляющих я использовал рейку сечением 5 мм, мой любимый материал при переделке моторам.
Когда делал первые направляющие, то маленько переборщил с эпоксидкой. Она вылезла из-под направляющей, и я потом мучительно точил всё это надфилем. Воистину - не умеешь работать головой - работай руками. На фото видны излишки смолы на правой направляющей.
Внешний вид получился такой:
Собрав обе гондолы, я перерезал “монтажные” бруски. Щеки сразу вернулись в параллель, а прикленные моторамы завершили конструкцию и выровняли её. Если присмотреться, то видно как смещены относительно друг друга обрезки “монтажных” брусков.
Движок стоит для пристрелки.
Для придания жесткости я решил вставить штифт в верхнюю часть мотогондол.
Разметка места приложения.
В качестве штифта использовались шпажки для шашлыка.
Конечный результат выгдядит примерно так:
Жесткость получилась приличная, конструкция не “играет” совсем.
Для первоначальной прикидки решений по батарейному отсеку был изготовлен, так сказать, габаритный макет батареи в 4 ампера на 5 банок лития.
Именно он сейчас используется для принятия решения по отсеку. Историческая бумажка…
Крышки нижних отсеков под электронику (регуляторы) также подгонялась индивидуально.
Для них я сделал упоры из той же рейки 5х5 мм.
Крышки подогнаны и посажены на винты.
Тогда же были окончательно удалены “монтажные” бруски, или что от них осталось, и убраны все шероховатости.
Как раз к этому моменту пришли движки, сразу же были примеряны.
Первая примерка:
Результатом остался очень доволен. Мотогондолы сидят крепки и плотно, снимаются и ставятся без усилий. Движки прогнал. Ревёт всё как АН-12!
Вот на сегодняшний день пока вот так. В ближайшее время мотогондолы я приклею и отдам крыло в перетяжку - сам на смогу хорошо обтянуть. Предварительно, конечно, проложу в нем магистрали - силовую и управления. Затем вплотную займусь фюзеляжем - там тоже много задумок и куча места для творчества.
Какие есть у меня текущие думы:
-
Центровка. Вынос двигателей существенно сдвинул вперед поперечную центровку крыла. Но, примерно прикидывая компоновку и развесовку, думаю, что смогу поймать ЦТ без дополнительного шаманства с грузом.
-
Передняя стойка. Немного придется переделывать привод передней стойки (смещать тягу вбок как можно дальше) иначе не полезет батарея. Но думаю, и с этим совладаем.
Примерный вес слагается из следующих показателей:
Фюзеляж с шасси - 870 грамм;
Крыло - 570 грамм;
2 мотогондолы с двигателями - 420 грамм;
Регуляторы - 200 грамм;
Цанги с винтами - 100 грамм;
Сервоприводы - 150 грамм;
Ходовой аккумулятор - 500 грамм;
BEC - 5 грамм;
Фурнитура, тяги - примерно 30 грамм;
Носовая камера (времянка) - 130 грамм;
Что даёт нам совокупную массу - чуть меньше 3600 грамм. На этот вес я согласен, так как считаю его приемлемым для данного самолета и вполне могу рассчитывать на 400 грамм для аппаратуры видео.
Вращение движков. Вопрос для меня был принципиальным. Я хотел сделать именно ОДНОГО вращения. Главными вдохновителями выступили китайские двухмоторники и пресловутый япошка, с которым я списАлся. Он тоже сначала хотел один двигатель запускать оппозитно, и это ему удалось! А потом намаялся, забил на это дело, сделал равные выкосы - и в небо.
Центровка поползет не сильно. Более того, у меня есть серьезные основания думать, что как-бы она задней не оказалась. С носа сняли около 500 грамм, там ничего не осталось от ДВС-ного прошлого. Батарея весит столько же, но она будет существенно смещена назад, что уменьшает плечо приложения веса. Также есть простор для творчества.
По электронике. В силу ограниченности средств обратился к китайскому автопрому. Тем более, что летаю на нём уже давно.
Классика жанра - двигатели Турниги TR35-48-B 900KV с тягой 2900 на 5 банках и с винтом 11х6. Есть, конечно, некоторые сомнения насчет рекомендованных 11х6, но это помотрим ближе к небу. Батарея 4000 мач, 5 банок. Регуляторы тоже Турниговские “плюшки” на 60 ампер. Думаю, должно хватить, учитывая, что самым тяжелым режимом планируется быть взлет. Дальше набор высоты и полет на трети газа. Или вообще, на скорости, чуть больше скорости сваливания (шучу, конечно) . По моему опыту Кальмато валится где-то примерно на 34-38 км/час, это балда, я так думаю, будет сыпаться километрах на 40-43, учитывая, что вес пополз, а от этого, наверное и скорость посадочная возрастет. Во всяком случае, мне так кажется. Можно, конечно, сделать дополнительную механизацию - разрезать элерон, нарастить его ближе к кромке крыла и сделать закрылки. Но это опять минимум грамм 400 лишнего веса, а потому, что шило, что мыло - не принципиально.
Схема соединения. Думаю, что вопрос этот в первую очередь адресован к регуляторам. Докладываю, что НИОКР в этом направлении провел, да и не только я, а куча людей. Одним словом, два идентичных регулятора будут соединены Y-кабелем и выведены на 3 канал. У обоих будет ампутирован BEC кабель, питание машинок и приемника решил сделать независимым от регуляторов, то есть через отдельный BEC. А может, и через бортовую батарею, не решил пока.
Силовые провода будут проложены в крыльях, как и провода управления, и выведены через отверстия в крыле перед колодцем сервопривода элеронов. Питание от одной батареи, значит на подходе к ней они будут соединяться. Выключателя питания пока не планируется, но, возможно, что и сделаю. Количество разъемов планирую свести к минимуму.
Приемник хочу поставить FUTABA на 8 каналов. 3 канала уйдут на гироскопы. По видео пока ясности нет, но это пока не первоочерёдная задача. Там и вес маленькие и размеры - воткнем. Главное, чтобы самолет полетел.
Вот пока всё, что я могу доложить по данному вопросу. С удовольствием отвечу на все вопросы и выслушаю критику и советы.
Как только появится новая информация - выложу с превеликим удовольствием.
Спасибо за внимание.
Я правильно понял - у Вас вот эта модель www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_10/RC7103/
Если так - мне кажется сильно перетяжеленной. Может быть стоит поставить моторы поменьше? Ведь для целей видеосъемки вполне достаточно тяги 0.8 веса. То есть два мотора с тягой по 1500 г хватит. А это сразу даст и батарею поменьше и регуляторы, да и моторамы можно сделать полегче - грамм 400 а то и все 500 😛 можно съэкономить.
Владимир, огромное спасибо за ответ!
Предполагаю, что Вы совершенно правы и указанных Вами движков хватит за глаза. Не скрою, также думал на эту тему, но решил пока немного перезаложиться по мощности. Хотя, конечно, уже сейчас понимаю, что наверняка погорячился. На всякий случай у меня есть движки с тягой в 1600 грамм, там, помимо указанных Вами предложений, я ещё смогу существенно выиграть (порядка 120 грамм) по батарее. Совокупное приращение экономии как раз будет таким, как Вы и говорите. Принимаю Ваше замечание с благодарностью и надеюсь на Вашу помощь в будущем.
Да, просто подзабыл сказать, почему меня изначально не смутил вес - летал на таком самолете и на Кальмато с весом в 3900-4200, вешал всякую дрянь на них, ну вот и отталкивался от этих величин. 😃
Спасибо!