Ура! Я снова в воздухе! (И с вопросами по торику...)
Спираль сделала полный оборот. Начал с планеров, затем добавил самолеты, потом забросив и уйдя в машинки, затем в яхты, потом опять в машинки, но уже на новом уровне и законсервировав их до тепла, теперь вернулся к самолетам 😃 Круг этот вышел в 4 года. В общем сегодя, после почти 4 летнего перерыва, я оказался на стадионе ДП с ториком в руках 😃 Сдела несколько серьезных для себя выводов: 😃
- Мастерство не пропьешь. 😈
- БК и липольки - вещь! 😁
- Одеваться надо в 2 раза теплей, чем думаешь.
Первый пункт особенно порадовал, в том смысле, что опасения по поводу путания ручек и мандража не оправдались. Мандраж был по дороге из машины до поля, но изчез, как только был включен борт.
Были некоторые тупления, типа, в какую сторону должны ходить элероны 😃, но они были развеяны звонком уважаемого VG 😃 Как только торик взмыл вверх, все стало на свои места, как будто последний раз я летал неделю назад…
Третий пункт как ни странно вытекал из второго - с поля я ехал с акком, опусташенным процентов на 50 - замерз намного раньше, чем посадил батарею 😃…
В общем все замечательно, тем не менее есть некоторые технические аспекты, которые мне не дают покоя. Во первых, на торо (и вообще на крыле) я летал первый раз.
Конфиг такой: крыло - торо-900, мотор акси 2212/20, рег - пилотаж стамина 20А, акк 3S 1300, пульт - Graupner/JR MX-12, приемник - какой-то то ли 5, то ли 7, -канальный Graupner (в общем штатный, мелкого формата). Машинки - Асе микро. Крыло было куплено на барахолке, новое, только собранное (надо сказать, очень аккурано).
Что не понравилось: - При полном газе резко уходит вверх, норовя сделать петлю. Приходится все время зажимать елеватор вниз. можно включить микшер, но что-то мне подсказывает, что можно обойтись без оного.
Видимо, выкос. Нужен на ториках выкос? Если да, то насколько? Имеет-ли смысл сделать мотораму с возможностью регулировки оного, или просто вклеить под определнным углом? - Активно задняя ценровка. Все итак в носу. И акки, и приемник. Все равно пришлось догружать 50-80-граммовым брелком для ключей. Думаю, все было расчитано под более тяжелый акк.
После догрузки крылышко парит как планер само-собой, при брошенных ручках.
Не хочется возить лишний балласт… Хотя, в такую погоду как сегодня (ветренно), может оно и хорошо. - Малая вертлявость при 120% ходах серв. Бочка дико размазана (торы бочки делают?). Вылечим расходами на качалках серв.
- 3 раза отрывал мотор на посадке - цепляет винтом за землю. Винт крепкий 😃
Думаю усилить крепление, всклеив бальзовую планку вглубь епп-шной “моторамы”, и завязать мотор на нее. - Ломовой невостребованый запас мощности. В вертикаль может идти хоть прямо с рук. Щас закаончиваю сборку метровой Экстры, думаю, не поставить ли ентот мотор на нее, а на торик купить 2208… Хотя, может оно и не надо - пусть запас будет…
- Акк пульта. Стоит Graupner 1700 металгидрид. Сел за 20 минут на 30% из свежезаряженного. Из за холода? Или акк помирает?
А в остально все вроде приятственно 😃.
Кирилл, езду не забрасывай, щас самая веселуха начнется.
Кирилл, езду не забрасывай, щас самая веселуха начнется.
Все нормуль.
Просто сейчас выходные - семейный день, на ближайшие месяц-два - точно - ребенку еще месяца нет…
Так что, пока пауза. А ближе к НГ - думаю начну выбираться.
А самолет я хоть около офиса пускать смогу - поэтому ДВС-ный не стал делать.
А с машинками - пол-дня минимум тратишь - пока нет возможности
Но машинки никуда не денутся, не зря ж я зря мегамотор купил! 😃
Я тут даже рычаги поменял на днях… 😃
У меня офис уже как модельный магазин выглядит… Все на полочках, красиво 😃
2 багги, 2 самолата, несско пультов всяких, топливо в бурдюках, зарядники 😃 Заказчики тихо фигеют. Но - уважают 😃
Хорошо жена этого всего не видит 😃
Что не понравилось:
- При полном газе резко уходит вверх, норовя сделать петлю. Приходится все время зажимать елеватор вниз. можно включить микшер, но что-то мне подсказывает, что можно обойтись без оного.
Видимо, выкос. Нужен на ториках выкос? Если да, то насколько? Имеет-ли смысл сделать мотораму с возможностью регулировки оного, или просто вклеить под определнным углом?- Активно задняя ценровка. Все итак в носу. И акки, и приемник. Все равно пришлось догружать 50-80-граммовым брелком для ключей. Думаю, все было расчитано под более тяжелый акк.
После догрузки крылышко парит как планер само-собой, при брошенных ручках.
Не хочется возить лишний балласт… Хотя, в такую погоду как сегодня (ветренно), может оно и хорошо.- Малая вертлявость при 120% ходах серв. Бочка дико размазана (торы бочки делают?). Вылечим расходами на качалках серв.
- 3 раза отрывал мотор на посадке - цепляет винтом за землю. Винт крепкий 😃
Думаю усилить крепление, всклеив бальзовую планку вглубь епп-шной “моторамы”, и завязать мотор на нее.- Ломовой невостребованый запас мощности. В вертикаль может идти хоть прямо с рук. Щас закаончиваю сборку метровой Экстры, думаю, не поставить ли ентот мотор на нее, а на торик купить 2208… Хотя, может оно и не надо - пусть запас будет…
- центровка, излишне поднятые элевоны (они в нормали должны лишь слегка вверх смотреть)
- с 2212 аккум нужен в районе 150 грамм, 100 граммовки хватает с мотором 2208 (его я бы и посоветовал - хватает за-гла-за)
- ну не фанфлай с 50% элеронами конечно, но и не “цессна_без_элеронов” 😁
- усиливать ничего не надо, мотораму (стеклотекстолит) просто нормально вклеить - этого достаточно (ну и газ сбрасывать во время)
- ага, см. пункт 3 - опять. Если торик не затянут скотчем с ног до головы (читай грамм 500 взлетного весу) то 2212 (2213) много для него - 2208 достаточно. У меня при лобовом ударе торик с двиглом 2208 разнесло на мелкие кусочки 😈
- центровка, излишне поднятые элевоны (они в нормали должны лишь слегка вверх смотреть)
- с 2212 аккум нужен в районе 150 грамм, 100 граммовки хватает с мотором 2208 (его я бы и посоветовал - хватает за-гла-за)
- ну не фанфлай с 50% элеронами конечно, но и не “цессна_без_элеронов” 😁
- усиливать ничего не надо, мотораму (стеклотекстолит) просто нормально вклеить - этого достаточно (ну и газ сбрасывать во время)
- ага, см. пункт 3 - опять. Если торик не затянут скотчем с ног до головы (читай грамм 500 взлетного весу) то 2212 (2213) много для него - 2208 достаточно. У меня при лобовом ударе торик с двиглом 2208 разнесло на мелкие кусочки 😈
Спасибо!
по 1,2 п. все ясно.
3) - я то думал что торик очень вертляв изначално… 😊
4) А тут вот еще какой вопрос встал. Как сейчас заметил - был отключен тормоз. Т.е. проп вертится всегда, даже при сброшенном газе. Включил тормоз. Но проп останавливается каждый раз в разных положениях… В т.ч. и в вертикальном. Выходит - полюбому, либо проп сломает, либо мотор оторвет…
Руками его ловить я как-то побаиваюсь пока 😃) Уж больно грозно он на посадку идет 😃
5) Я вот подумываю его утяжелить немного. Сегодня метрах на 30 его ветром трепало - будь здоров.
Судя по тому как он планирует (я так и летал - затаскивал на высоту, а потом планировал по несско минут) - запас по нагрузке на крыло у него большой… стоит пробовать? А то колбасит его нещадно на ветру. Метров до 15-20 еще нормально, а выше - ой-ёй-ёй как сдувает, только мотором на 100% газу и борется…
единственно на что надеюсь - Экстра менее летучая, и потяжелее - может ее не так колбасить будет…
Хотя 500-600 грамм - все равно не ДВС-ный утюг, к сожалению 😃
Вообще, “удачно” выбрал я сегодня погоду и место для первого полета - охота пуще неволи 😉 …
Спасибо!
по 1,2 п. все ясно.
3) - я то думал что торик очень вертляв изначално… 😊
4) А тут вот еще какой вопрос встал. Как сейчас заметил - был отключен тормоз. Т.е. проп вертится всегда, даже при сброшенном газе. Включил тормоз. Но проп останавливается каждый раз в разных положениях… В т.ч. и в вертикальном. Выходит - полюбому, либо проп сломает, либо мотор оторвет…
Руками его ловить я как-то побаиваюсь пока 😃) Уж больно грозно он на посадку идет 😃
5) Я вот подумываю его утяжелить немного. Сегодня метрах на 30 его ветром трепало - будь здоров.
Судя по тому как он планирует (я так и летал - затаскивал на высоту, а потом планировал по несско минут) - запас по нагрузке на крыло у него большой… стоит пробовать? А то колбасит его нещадно на ветру. Метров до 15-20 еще нормально, а выше - ой-ёй-ёй как сдувает, только мотором на 100% газу и борется…
- торик изрядно вертляв - я этого не отрицал (но не как фанфлай)
- ни разу не ломал винт на дельтах (кроме пары клинических случаев разбития самолета вдрызг), какой пропеллер то? Сажать против ветра, парашутирование легко. Впринципе сажается дельта очень просто в отличии от традиционных самиков.
- сегодня вроде и не сильный ветер, в “порывы до 10 м.сек” летается без труда, главное не доводить до отсечки - ибо без “газу” ветер дельту о земь шмякнет 😊.
единственно на что надеюсь - Экстра менее летучая, и потяжелее - может ее не так колбасить будет…
Хотя 500-600 грамм - все равно не ДВС-ный утюг, к сожалению 😃Вообще, “удачно” выбрал я сегодня погоду и место для первого полета - охота пуще неволи 😉 …
И напрасно, летучая экстра, и ветер ею хуже переваривается чем “крылом”.
…про место не скажу, а погода вполне летабельная…для дельт 😃
- торик изрядно вертляв - я этого не отрицал (но не как фанфлай)
- ни разу не ломал винт на дельтах (кроме пары клинических случаев разбития самолета вдрызг), какой пропеллер то? Сажать против ветра, парашутирование легко. Впринципе сажается дельта очень просто в отличии от традиционных самиков.
- сегодня вроде и не сильный ветер, в “порывы до 10 м.сек” летается без труда, главное не доводить до отсечки - ибо без “газу” ветер дельту о земь шмякнет 😊.
И напрасно, летучая экстра, и ветер ею хуже переваривается чем “крылом”.
…про место не скажу, а погода вполне летабельная…для дельт 😃
А… ну да… сажяю-то я его как обычный самолет… плавная глиссада, пробежечка на пузе… 😂
А на стадионе задувало - капюшон с головы скидывало порывами, и задубел я минут за 15 до окоченения , хотя одет был тепло 😃.
Там еще турбулетность, видимо, из за расположения и трибун…
В общем, для любого самолета нужна привычка… Нефиг ждать “полного подчинения” от первого полета 😃
В экстру молоток положу. (полу-шутка, я так один раз планер догружал, бойком от молотка грамм в 400… самого с поля сдувает, а планеру пофиг - летит как миленький 😃)
В общем, спасибо!
Жаль темнеет рано…
Я своего торика сажал носом вниз под углом~10-20град
Кстати, по поводу ломающегося винта: сегодня на тот же самый стадион приходил товарищ с крылом, примерно таких же габаритов, как Toro900. Причем винт был хитрый - два обычных двухлопастных “последовательно”, получаем 4-лопастной. Соответственно пропсейвером там и не пахнет. Посему проблема была решена до банального просто - снизу приклеена пластина пенопласта типа киля, и садится он практически на нее, как на лыжу 😃
Для того,чтобы не отрывало мотор нужно просверлить 4 дырки в мотораме и вклеить туда на 2/3 длины зубочистки,решение это подсказал Обухов,просто и надёжно.Я правда торик почти всегда рукой ловлю,по началу тоже опасался,но желание сохранить винты взяло верх на страхом 😃