как подобрать двигатель для планера?

ramazan
Albert:

Собрал носовую часть, вчера закончил сборку приспособления для замера тяги. Одолжил амперметр (предел 60 А), решил провести первую гонку.
Были лопасти Robbe 15 х 10 - великоваты (советовали 12 х 9), все же решил пробовать.
Приспособа - коромысло с плечами по 300 мм, носовая часть закреплена винтом вверх, противоположная часть коромысла давит на весы. Проверил с грузом - масса сборки на конце 1100 г (нос +амперметр, акк массой 430 г). Врубил тягу (управление сервотестером) - ожидал куда более сильного эффекта. Ну гудит, поток не чувствуется, дует мимо. Глянул на весы - 2500. Тяга около 3,4…3,5 кг!
Амперметр зашкалил. Рег на 80 А, будем считать, что такой ток и был. Регулятор нагрелся слабо (режим 10-15 с), акк холодный, а вот двигатель, как положено на хотлайнере - набрал градусов 80 - 100.
Посоветуйте, ставить винт диаметром так 13 х 10? С 15х10 стоит продолжать играться, или слишком рискованно по перегрузке?
Модераторы - может, изменить название темы на Blizzard-E?

Я тоже за изменение названия темы на Blizzard-E. Очень много народа успело приобрести подобную модель, но информации по сборке у всех ноль.
Мне сегодня задали вопрос по сборке центрального стыковачного узла: как ставится стыковочный элемент между частями фюзеляжа, и вообще для чего он нужен? Я сам в затруднении. Хелп. Может кто выложит фото или чертежи по сборке? Я знаю только одного молодой человека имеющего опыт сборки подобных моделей rcopen.com/forum/f1/topic103281.

Albert

Отвечу, хотя сам делаю наполовину по интуиции.
Средняя деталь - “ботинок” - имеет вклеенную гайку. Я зачистил ее (снял слой гелькоута) для последующей вклейки в нос. В хвостовой части сверлится отверстие с зенковкой под винт М2,5.
Вклейка - очень ответственная операция. Перед ней обрабатываем сопрягаемые поверхности, чтобы “ботинок” туго входил в обе части. Смазать разделительным слоем (я использовал обычное сливочное масло) гнездо в хв. части, иначе будут проблемы. Потом фиксируем винтом, промазываем смолой и стыкуем нос и хвост на “ботинке” - надвигаем до упора. (Примечание - постараться учесть несимметричность носовой части для выкоса двигателя). Излишки смолы снимаем ваткой со спиртом (пустил в дело водку).
Когда смола почти затвердеет, выкрутить винт и аккуратно попробовать вытащить нос вместе с приклеенной деталью. Нужно, чтобы она осталась на месте - это определяет ее положение при фиксации винтом.

Еще момент. До вклейки лучше сделать что возможно в носовой части - так легче с доступом. Я установил двигатель и передний упор аккумулятора.
Об упоре: возможно, не лучший вариант. (Иногда у меня выходят геморройные и трудоемкие вещи). Все потому, что побоялся вклеивать - ранее не везло с адгезией и смолой. Поэтому сделал вариант с установкой на винтах впотай М2 (масса узла 3,5 г, должен держать удар при посадке аккума-“кирпича” массой 430 г). Если нужно, опишу технологию. Еще деталь - прижимной хомут на провода двигателя, чтобы не перетерло вращающимся ротором.
После вклейки средней части пришлось сделать вырез - расчет на проход насквозь большого акумулятора (сборка 4S, 4000 mAh).
На сегодня пока все.

tumbzik

Пропеллер, насколько могу судить, от Vitaprop? 😉

14 days later
Albert

Сделал замер тяги с винтом EMP (electricmodelpower.com) 14 x 10. Тяга на 200 г меньше - 3,3 кг.
Двигатель нагрелся намного меньше, градусов до 60-70 за 10 с.
Тренировки - с этим винтом, на соревнованиях можно и Robbe 15 х 10. Плюс еще и поставлю турбокок.

1 month later
Albert

А можно все же переименовать топик в “Blizzard-E”?
Некоторый прогресс.
Отверстия охлаждения:

Регулятор хода и батарея питания борта установлены на “липучках”. Последняя удерживает также основной аккум двигателя от смещения назад.
Для выемки основного акка регуль и батарея снимаются.

Стенд для замера тяги

Для установки серв РВ и РП, примемника, разъема крыла и бортового BEC был сделан такой ложемент (фанера 1,5, бальза):
Предварительная сборка:



Пенопласт - макет приемника. Распайки разъема пока нет.
Такая конструкция была сделана, чтобы закрепиться на уже имеющихся в фюзеляже алюминиевых пластинах-силовых узлах для крыла.
В фюзеляже сделан вырез под разъем.
Долго пытался проработать вариант с тягами на хвост d=4 мм (с промежуточной опорой для предотвращения потери устойчивости). Выигрыш массы (до 15 г), однако, “съедали” узлы стыковки у киля (ведь пришлось бы просовывать через опору тяги без изгибов и наконечников).
В конце концов для РП сделал Z-образную тягу, от промежуточной опоры отказался. Тяги стали наборными - концы по 150-200 мм из угольной трубки d=4, середина - угольная труба d=8. Масса тяг по 15 г. Все равно с сервами на хвосте вышло бы тяжелее.

Кабанчик РП - очень низкий из-за малого обтекателя. Для хода пришлось подпилить киль.

Было много опасений, как стыковать тягу РВ. Оказалось, если довернуть максимально качалки серв РП и РВ в разные стороны, то наконечник тяги выходит в лючок, и к нему есть доступ без спец. инструмента.
Ответная часть разъема крыла - на мягких опорах из пенополиуретана.

Выпилил отверстие в крыле, подсобрал и приклеил опоры. Внимание - оказалось, лонжерон переменной ширины, пришлось передвигать разъем на ложементе (первоначальный замер был у лючков серв закрылков). Хорошо хоть, в лонжерон крыла не засверлился…

3 months later
Albert

Медленный прогресс. Распаял жгут в фюзеляже:

Модуль с приемником, BEC, сервами и разъемом можно ставить.


Способ установки серв в крыле:

Кинематика закрылка:

Кабанчики - из дюраля 1 мм или уголка 1,5 мм. Установка - бальзовый сухарь, алюм. втулки D=4 мм под винты М2 (все на смоле).

К торцевым нервюрам центроплана изнутри на винтах установлены разъемы консолей:

Первая проба закрылков (до окончательной укладки жгута в крыло).

Обидно, но на соревнования в мае вряд ли можно рассчитывать (сейчас только настраиваю миксы).

10 days later
Albert

ОНО полетело.

При центровке выяснилось, что ц.м. на 101 мм от пер. кромки (производитель дает центр 93, предел 99). Сегодня покидали с руки, все же загнал в нос 46 г свинца.
Как обычно, первый блин комом. На поле устранил реверсы РВ и газа. В полете выяснилось, что при этом на регуляторе отключился режим тормоза, и винт вращался. После посадки еще интереснее - отключив провода силового акка, обнаружили, что движок крутится при даче газа - как-то идет питание от батареи приемника, хотя рег с опторазвязкой. Из-за этого и сильного ветра прервали испытания.
Масса (без догрузки) - 2628 г, уд. нагрузка 36 г/кв.дм.

3 months later
Albert

Сплошная непруха… Месяц назад на взлете оторвалась лопасть - падение. Внешне почти цел, но ремонту… Надломилась законцовка крыла, срезало по клею “башмак” в носовой части (еле выдернул), выбило статор двигателя (посадил на “локтайт”), а потом оказалось, что порваны обмотки…
Сегодня взлетел с новым двигателем - один полет, а потом из фюзеляжа повалил дым. Сгорел рег, возможно, повредило при последнем краше с обрывом обмотки.
Неприятная особенность: у “Близзарда” малый ход стабилизатора. На взлете планер норовит лечь на спину, ручка до упора от себя, угол набора почти не управляем.

tumbzik
Albert:

Неприятная особенность: у “Близзарда” малый ход стабилизатора. На взлете планер норовит лечь на спину, ручка до упора от себя, угол набора почти не управляем.

Модели Тулиновского вообще поражают своей “неповторимостью”😵

Rezo
Albert:

Неприятная особенность: у “Близзарда” малый ход стабилизатора. На взлете планер норовит лечь на спину, ручка до упора от себя, угол набора почти не управляем.

выкос мотора стоит неправильно. надо ось мотора наклонить вниз. в идеале вектор тяги должен проходить где-то между через ЦТ и ЦД. если ломает выковыриваить мотораму то шайбачками регулируйте.

хе-хе это к вопросу о спортивных планерах. насколько легче настроить серьезный планер чем хоббийный?

Albert

А где-то читал, что на таких аппаратах мотор ставят прямо… Поправить не проблема.
Проблема - сегодня сгорел второй рег. Я-то думал, просто старый накрылся, заменил, пустил без винта - и привет. Мотор подергался, при попытке прибавить газ - дым из регуля. Похоже, мотор не держит нагрузку, сгорел, и “кокнул” заодно регулятор.

tumbzik
Rezo:

хе-хе это к вопросу о спортивных планерах. насколько легче настроить серьезный планер чем хоббийный?

Эт в мой огород камень?😉 Я говорил тогда про пульсары и хайперы и прочие планера, настройки на которые дают производители. И про планера нормальных производителей, а не господина Тулиновского. Лучше уж на симпроповских дранках летать, чем на его “моделях”

asw

Специально для РэЗо- Близзард специфичная фигня с кучей своих косяков и проблем.Спортсмены на таких не летають.Альберт, а давайте я Вам его настрою? Ось мотора смещать не надо.

Albert

Очень хочется добраться до планерной тусовки, но никак не приведу в летное состояние. (И добраться будет непросто, у меня 2 колеса, а не авто, придется пешком).
ASW, был бы рад. Программа-максимум - попасть с планером опять на “Кубок Коктебеля” в сентябре, еду с друзьями.

Albert

Мда, название топика правильное…
Съездил в магазин, там прочистили мозги, сказав, что очень перегрузил движок (а на стенде работал!). Смогли предложить из имеющихся в наличии Scorpion S3032-690-V2:

Характеристики:
LiPo аккумулятор 3, 4, 5 элементов
Напряжение 25 В
Оборотов на вольт 690 об/мин на Вольт
Внутреннее сопротивление 0.022 Ом
Ток холостого хода 2.71 A (10В)
Рабочий ток 60 А
Макс. мощность 1025 Вт
Рекомендуемый регулятор ESC 70 А
Материал магнитов ниодим
Размер мотора Ø 37.5мм x 62.5мм
Диаметр вала Ø 5 мм

По току - раза в полтора больше держит. Вместе со Sputnik прикинули в Мотокалке - почему-то с рекомендованным на 4S акком винтом 12х6 ток мизерный, 25 А, и тяга менее 1,5 кг.
Вот с моим 15х10 - похоже, 77А, и тяга более 3,5 кг.
Выбирать особо не из чего. Аккум поползет назад, уже сделанные отверстия в носу под охлаждение, упоры и пр. - по боку, и т.д.
Коллективный разум что-нибудь посоветует по поводу выбора?

flysnake

Вы планер для развлечения хотите настроить? В этом случае непонятно зачем Вам 3кг тяги. Для нормального набора высоты (не свечой вверх) для модели весом 2700г достаточно 1кг тяги. Установка более слабого движка (или Акка с меньшим количеством банок, или этот движок слабее нагрузить) снимет сразу несколько проблем. Как с мотоустановкой, так и с настройкой планера в моторном режиме.

Albert

Надежда умирает последней… Были мысли съездить на “Кубок Вильги” хотя бы в ознакомительном режиме, особо не претендуя. Стараюсь от модели к модели поднимать планку. С малой тягой - да, проще. Но не хотелось бы застрять на своем уровне, и так продвижение у меня медленное.
P.S. И, по-моему, лучший способ научиться строить - выжимать из конструкции все. А то такой птыц, и чтобы ползком набирать высоту…

flysnake
Albert:

Были мысли съездить на “Кубок Вильги” хотя бы в ознакомительном режиме, особо не претендуя…

Под какие правила Вы хотели сделать модель? Просто я видел мотопланер размера металки в полете. Полет жуткий - вертикально вверх с дикой скоростью… Сделанный под некие (какие конкретно не знаю) правила для соревнований. По словам пилота этот планер “слегка недотягивал по мощи”. Если пересчитать ЭТО на Ваш планер, то нужно порядка 10кг тяги.

lyoha

Я с 3-х банок 4200(3S2p Pilotage Xpower) 15С на хакере 50S-14 4,7:1 с винтом 18х10 снимаю порядка 4,5 кг. тяги. Планер весит 2360г как раз из-за батреек. Набираю высоту примерно градусов под 60, хотя оно и может ехать вертикально. И то не быстро получается. Метров дай бог 15-18 в секунду. А тошнить с килограммом тяги на высоту 150-200 метров по несколько минут - нафик надо. Ток получается порядка 45-55 ампер. В принципе можно грузануть винтом, увеличив шаг, но не охота таскать лишний вес в аккумуляторах. Емкости хватает для подлетов с 10 до 200 метров раз на 6-8.

Albert:

Выбирать особо не из чего.

Выбирайте так, чтобы мотор держал порядка 70-80 ампер по току и давал с винтом порядка 16х12 или 18-10(11) оборотов в районе 6000-6500. Как раз подснимите 4-5 кила тяги. Все, что больше - требует больших либо напряжений, либо токов.

Albert
flysnake:

Под какие правила Вы хотели сделать модель? …на Ваш планер, то нужно порядка 10кг тяги.

Это преувеличение. Чаще всего говорят про правила “Вильги” - моторный старт 10 с. Меня устроит набор 150-200 м, отсюда и тяга около 3 кг.
Кстати, с винтом 14х10 получил набор 150 м.