Я когда-то читал много литературы о планерах и потоках, на которых они летают. Летал сам на дельтаплане в условиях Москвы и на Юце. А в настоящее время уже больше 5-ти лет запускаю в “московской динаме” модели планеров.
Из “учебников по динамическим потокам” вытекает следующее:
1 Если есть ветер, дующий на склон, то он его обтекает (поворачивается параллельно склону) и возникает восходящий поток.
2 Эффективная высота этого потока над вершиной склона - 1-2 его высоты.
При полетах на Юце это прекрасно подтверждалось.
А вот в “московской динаме” это не работает.
И одним из наиболее ярких мест “опроверждения” является Сходненский Ковш.
*** Котловина диаметром около километра с плоским дном. Склоны в тех местах, где мы летаем имеют высоту 10-25 метров. Внизу и на склонах перелески и кустарники (не сплош, довольно много травы). Вокруг - дома. ***
Довольно часто полет выглядит следующим образом:
Модель забрасывается на высоту 5-15 метров. Потом начинаются поиски “места, где держит”. Странно? Это же динама (есть склон, есть ветер - должно держать ВЕЗДЕ около склона). В целом, модель действительно держит, но… Держит без запаса! 😦 Модель летает, но не идет толком вверх. Если удалось найти место “лифта”, то модель пошла вверх. Сначала медленно, но потом все быстрее. Ее может легко забросить за десяток секунд метров на 50 вверх!!! А ведь там “по теории” динамы нет. И на этой высоте (выше я модель не отпускал, из-за ее мелких размеров) можно летать иногда несколько минут (потом ее шустро сбрасывает вниз) или… Последний раз я посадил модель через полчаса, так как устала шея.
И еще одна странность. Место “лифта” может быть далеко от склона. Иногда “лифт” компактен - десток-два метров в диаметре (при этом может быть несколько “лифтов” в разных местах одновременно); а иногда - это “поле” на сотни метров.
Чем объяснить? - Не знаю, может это - терма, может - обрывки роторов или “волн” от далеких препятствий (вроде стоячих волн за препятствиями на речках). 😃
Честно говоря, мне “городская динама” нравится больше “классической” 😃
На первый вопрос ответ прост. В микродинаме сильно сказывается приземная турбуленция и градиент, тем более в том случае с ковшом, когда есть контрсклон. И потому маленькая динама не может быть “классической” как Юца.
На второй вопрос сам не знаю ответа. На ГАЭС в динаме таже фигня - держит, правда слебенько, на очень большом удалении от склона, практически над противоположным берегом.
На Сходненском ковше нет контрсклона.
Дома за спиной сильно влияют. Наблюдали в Дзержинском карьере:
Длинный склон, а поднимало только в одном месте, там за спиной был просвет между домом и холмом крутым. Контрсклон там есть, и нехилый. Видимо, по верху в этот просвет идет струя, которая высасывает воздух снизу.