Фотоотчет "Вильга-2010" (траффик!)

Albert

Ссылка на фотоальбом:
photofile.ru/users/red-baron/3824696/?mode=large
Этот текст написан прежде всего для тех, кто не участвовал в соревнованиях (новички, авто-, судомоделисты), или думает, стоит ли в это влезать. Многие моменты для стороннего взгляда непонятны, вот и решил пояснить.
Первыми летали “метальщики” - класс F3K.


Запуск этих легоньких (чуть больше 200 г) планеров сродни метанию диска. Нагрузки на спортсмена соответствующие (присмотритесь к ногам).

Для пусков отведена зона в виде прямоугольника, и нужно сесть в нее. В этом классе много специфики, и прежде всего техника заброса. В альбоме есть несколько серий, снятых скоростной съемкой. Иногда видны интересные моменты.



Планеры F3J и мотопланеры F5J запускают из стартового коридора - линии из более чем 14 позиций. Хорошо, если у тебя стартовый номер небольшой, иначе топать на дальний край линии неблизко.


С двух сторон от коридора заранее вбиты колья для зацепки лееров - чтобы можно было поменять направление взлета при изменении ветра.

Оповещение о старте и времени идет через динамики и табло.


За 5 минут подготовки помощники должны успеть размотать 2 леера и зацепить модель. Из динамика автомат выдает сообщение: “Начало рабочего времени по длинному сигналу”, но еще за несколько секунд до сигнала выпускающий натягивает леер, используя его как пружину.

Старт выполняется так, чтобы отцеп леера совпал с началом рабочего времени - идет сражение за каждую секунду. Руки у помощника заняты, и сигнал “коням” он может подать, только махнув ногой:

“Кони” - на жаргоне двое буксировщиков. Одного уже давно недостаточно. Они тянут блок, через который идет леер.

Рекомендуют тянуть лямки с разных рук, чтобы при обрыве леера не получить блоком по спине или голове. (Я тянул неправильно, стоя справа, но с правой руки, и все правое плечо в синяках от лямки).

Вторую руку держат впереди - страховка от падения (например, при обрыве леера). Падение - обычное дело…

“Кони” бывают разные, и от них зависит многое. Важно не только тяговое усилие, но и умение быстро бегать.

Как только модель сошла с леера, один из “коней” бросается сматывать на катушку использованный леер (он может помешать стартовать соседям), а второй цепляет второй леер с блоком к колу - пилот может срочно посадить модель и взять вторую попытку.


“Коней” не хватает, порой приходится бегать туда-сюда для запуска нескольких моделей в туре. Я отделался двумя “подопечными”, а мой сосед по комнате порой тягал по 4 модели в туре…

Еще один помощник пилота - штурман. Он следит за временем и другими пилотами, подсказывает, в каком месте над полем “тянет” поток, предупреждает об опасном сближении с другими моделями, и т.п. Порой он буквально “ведет за ручку” пилота:

На посадке пилот полностью сосредоточен на модели, и штурман “заводит” пилота на посадочную ленту.
Эта лента размечена в очках за точность приземления, и прибита к земле здоровенным гвоздем. Если гвоздь не забит до конца, есть шанс повредить модель (настолько высоко мастерство пилотов).

Заход на посадку порой выглядит весьма экстремально, модель просто “втыкают” в землю:


Можно и поломаться, и перевернуться…


Кроме того, за посадку в зоне лееров, или за проход над стартовым коридором ниже 3 м штрафуют. Нужно смотреть по сторонам: “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. Вот пилот был вынужден сделать резкий разворот у коридора и свалился, поломав консоль:

Упал он очень близко…

Мотопланеры F5J стартуют одновременно по сигналу:

Так же, как и F3J, они идут рядом, и от столкновений никто не застрахован:

Если пилот решился на вторую попытку, все приходится делать самому:

Самое интересное начинается в финале. По окончании рабочего времени пилоты стараются сесть с последним сигналом таймера, чтобы заработать лишнее очко. Ну и постараться сесть “в ноль”. Все модели за считанные секунды оказываются у посадочных коридоров, и садятся практически синхронно.

О бытовых вопросах. Много народа приехало на машинах и жило прямо на поле.

Остальные заселились в санаторий в 10 км, и серьезной проблемой было доехать до поля (с учетом большого числа людей и моделей). Хорошо, что еду привозили на поле, но порой трудновато было выкроить время в турах для “заправки”.
Можно рассказывать долго, но остановлюсь. Для меня это были первые соревнования после 20-летнего перерыва (был еще “Кубок Коктебеля-2009”, но летал на модели, совсем не походящей для класса F3F).

MVP


Старт выполняется так, чтобы отцеп леера совпал с началом рабочего времени - идет сражение за каждую секунду. Руки у помощника заняты, и сигнал “коням” он может подать, только махнув ногой:

Немного не так: модель выпускают по началу рабочего времени (не раньше), а отсчет полетного времени начинается после схода модели с леера

Jim

Отличный фотоотчет с коментариями. Мне даже опять захотелось стать планеристом и поехать на соревнования. Хотя я и так уже это сделал 😃

FVA

Здорово ! Спасибо, Альберт.

Danzi

Спасибо огромное за фото отчет и комментарии. Уже третий год собираюсь поехать в Харьков и никак работа не отпускает. Теперь посмотрев как это - плюну на все и поеду на следующий год… хотя бы как зритель… а может у кого то и конем побегаю, а то засиделся в офисе 😃 😃 😃

Задорожный_Сергей

Конём - это всегда приветствуется. 😉
Спасибо автору за отличный отчётик, хотя это лишь малая часть того, что творилось на аэродроме. Соревнования - это не только змаганки, но и возможность повидать знакомых с других городов, познакомиться с товарищами по интересам и просто отлучиться от рабочих будней. Спасибо всем, кто приехал, летал, судил 😉